^Наверх
logo
foto1 foto2 foto3 foto4 foto5

Темперамент: понятие и типы

темперамент

Понятие темперамента существовало достаточно давно. Оно было введено Гиппократом и означало по-гречески «определенное соотношение частей».
Гиппократ считал, что темперамент представлен определенной смесью жидкостей у человека, которые рождены четырьмя природными стихиями: огнем, воздухом, водой и землей, и поэтому существуют следующие типы темперамента в зависимости от того, какая жидкость преобладает :

  1. сангвиник (сангвис – кровь);
  2. флегматик (флегма – слизь);
  3. холерик (холе – желчь);
  4. меланхолик (мелайне холе – черная желчь).

Отсюда и пошли существующие по сей день типы нервной системы. Темперамент – это характеристика индивида со стороны динамических особенностей его поведения, психических процессов и состояний (т.е. темпа, быстроты, ритма, амплитуды и т.д.) Это врожденные особенности человека, которые характеризуют степень уравновешенности, эмоциональности, общей и мимической подвижности.
От темперамента зависит:
а) скорость возникновения психических процессов и их устойчивость;
б) темп и ритм деятельности и поведения;
в) интенсивность психических процессов.
Темперамент имеет строго выраженную структуру, которая включает в себя три компонента. Эти компоненты образуют единство побуждений, действий и переживаний.

  1. Структура темперамента – общая активность индивида от вялости до высшей степени энергичности.
  2. Моторика – характеризуется со стороны качества двигательной активности.
  3. Эмоциональность – набор качеств, которые характеризуют особенности возникновения, протекания и прекращения разнообразных чувств, аффектов, настроения и т.д.

Эмоциональность характеризуют:

- впечатлительность;
- импульсивность;
- эмоциональная мобильность (скорость возникновения, протекания и прекращения разнообразных чувств, аффектов, настроений и т.д.)

Причина индивидуальных особенностей человека обусловлена свойствами нервных процессов возбуждения и торможения и их различными сочетаниями.

Основные характеристики типов темперамента

Сангвиник.
Высокая активность, богатая моторика, эмоциональность (особенно, лабильность и впечатлительность), реактивный, громко смеется. Любой факт может рассердить, живо откликается на любое впечатление, хорошо развита мимика, пониженная чувствительность, повышенная активность, быстро можно призвать к порядку, быстрая речь, быстрота ума, находчивость, чувства и настроения изменчивы, быстро привыкает к новой обстановке и к новым людям, эмоциональные переживания неглубоки, быстро приобретает дурные привычки.

Холерик.
Высокая активность, богатая моторика, выраженная эмоциональность (особенно, импульсивность), сверхвысокая реактивность, бурная реакция, затруднено переключение внимания, с трудом доводит до конца задуманное дело, быстрый психический темперамент, громко говорит, устойчив в своих привязанностях, слабый самоконтроль, несдержанность, быстрая смена настроения.

Флегматик.
Низкая активность, сдержанная моторика, низкая эмоциональность, трудно рассмешить, нельзя вывести из себя, спокойствие, мимика не выразительна, терпелив, долго переключается с одной деятельности на другую, медленно приспосабливается к новой обстановке и новым людям.

Меланхолик.
Низкий уровень активности, сдержанность в моторике, высокая впечатлительность, глубина и устойчивость чувств при слабом внешнем их выражении, тихий голос, мимика невыразительна, движения бедные и скованные, нет настойчивости, быстро утомляется, замкнутый, застенчивый, робкий, ранимый, склонный к грусти.

И.П.Павлов изучил физиологические основы темперамента и создал учение о типах высшей нервной деятельности. Он показал, что два основных процесса -возбуждение и торможение – отражают деятельность головного мозга. От рождения они у всех разные по силе (интенсивности), взаимной уравновешенности (тот или иной преобладает) и подвижности (быстрота смены возбуждения торможением и наоборот). В зависимости от выраженности и соотношения этих параметров, Павлов выделил четыре основных типа высшей нервной деятельности:
1) безудержный (процессы возбуждения и торможения сильные, подвижные но неуравновешенные, свойствен холерикам;
2) живой (нервные процессы сильные, живые, уравновешенные, присущ сангвиникам);
3) спокойный (нервные процессы сильные, уравновешенные, но малоподвижные, характерен для флегматиков);
4) слабый (нервные процессы слабые, неуравновешенные, малоподвижные, типичен для меланхоликов).

У человека, как правило, присутствуют два или три типа темперамента.
Не существует ни хороших, ни плохих. Каждый из типов имеет, как положительные, так и отрицательные характеристики. Кроме того, тип нервной системы хоть и определяется наследственностью, но не является чем – то неизменным. С возрастом, а также под действием систематических тренировок, воспитания, жизненных обстоятельств, нервные процессы могут ослабеть или усилиться, может ускориться или замедлиться их подвижность, переключаемость. К примеру, все наверное, замечали, что среди детей преобладают холерики и сангвиники. Из них так и бьет поток энергии, глаза светятся весельем, они жаждут деятельности, легко и сильно возбуждаются, еще слабо развит процесс торможения. Заплакав, через минуту они могут отвлечься, радостно захохотать (высокая подвижность нервных процессов, неустойчивость эмоций). Среди пожилых людей, наоборот, много флегматиков и меланхоликов.
Не следует путать особенности темперамента с недостатками воспитания
Наблюдая кого- либо в различных ситуациях можно запутаться в противоречивых впечатлениях о его темпераменте. Вот почему не кажутся шуткой рекомендации немецкого психолога В.Вундта: « В обыкновенных будничных радостях и горестях жизни нужно быть сангвиником, в важных событиях жизни - меланхоликом, относительно впечатлений, глубоко затрагивающих наши интересы, - холериком, и, наконец, флегматиком в исполнении раз принятых решений.
Недопонимание родителями особенностей темперамента своих детей, суть одного из самых первых конфликтов «отцов и детей». Вот как это бывает: ребенок-флегматик своей медлительностью выводит из терпения родителей (особенно того, у кого темперамент холерика).Они начинают его сердито подгонять, высмеивать нерасторопность. Ребенок пытается быть активнее, но у него это с трудом получается. Он нервничает, плачет, считает себя незаслуженно обиженным. А у ребенка-холерика другие проблемы. Своей энергичной неугомонностью он вызывает возмущение родителей, которые, вместо того, чтобы направить его энергию в нужное русло, например, спорт, начинают его муштровать и наказывать. Всегда нужно стараться учитывать тип нервной системы ребенка и не пытаться ломать одновременно и грубо те особенности поведения, которые определяются его темпераментом.

Пути приспособления темперамента к тому или иному виду деятельности:

  1. профессиональный отбор и подбор;
  2. индивидуальный подход;
  3. преодоление отрицательного влияния темперамента положительным отношением к деятельности и соответствующими мотивами;
  4. формирование индивидуального стиля деятельности.