^Наверх
logo
foto1 foto2 foto3 foto4 foto5

Способности

возможности ребенка и воспитания

Способности – это индивидуальные особенности личности, обеспечивающие успех в деятельности и ловкость в овладении ею.
Как видно из содержания понятия, существует несколько признаков способностей:
- под способностями понимаются индивидуально- психологические особенности, отличающие одного человека от другого;
- способностями называются не всякие индивидуальные особенности, а лишь такие, которые позволяют успешно выполнять ту или иную деятельность;
- понятие « способности» не сводится к тем знаниям, навыкам, умениям, которые выработались, а предусматривает определенный генетический момент.
В основе развития способностей лежат задатки. В психологии под задатками понимаются природные предпосылки развития способностей ( особенности строения мозга, органов чувств, движения, протекания нервных процессов ).

Основными условиями развития способностей являются:
-активное взаимодействие человека с окружающей действительностью;
- определенная система обучения и воспитания.
В свою очередь, задатки
- обуславливают: разные пути формирования способностей;
- влияют на уровень достижения и быстроту развития тех или иных способностей.
По широте и направленности выделяют следующие виды способностей:

  1. общие способности (отвечают требованиям многих видов деятельности);
  2. специальные (отвечают требованиям только данной, конкретной деятельности )

Психология содержания общих способностей включает в себя:
- общий уровень интеллекта;
- качество мышления, характеризующее быстроту умственной ориентировки (быстрота и гибкость ума, сообразительность);
- критичность;
- оригинальность мыслей;
- систематичность;
- последовательность деятельности.
Специальные способности представляют определенную совокупность психических качеств, тесно связанных со специальными навыками, умениями, и проявлением интереса к определенной деятельности.
Кроме видов способностей выделяют два уровня развития способностей:

  1. репродуктивный - способность обеспечивать высокий уровень усвоения знаний и навыков в овладении деятельностью;
  2. творческий уровень развития способностей (он обеспечивает создание чего-либо нового и оригинального).

Задатки - способности - талант - гениальность

Талант - определенное сочетание способностей, дающее человеку возможность успешно, самостоятельно, оригинально выполнять какую- либо трудовую деятельность.
Гениальность – высшая степень творческих проявлений личности.
Способности могут развиваться в деятельности. Каковы же основные требования, которые предъявляются к деятельности, способствующие развитию способностей:
- творческий характер деятельности;
- оптимальный уровень (по трудности) выполняемой деятельности;
- поддержание интереса ребенка к данному виду деятельности;
- поддержание нужной мотивации;
- создание эмоционального настроения;
- компенсация отсутствия природных задатков к развитию одних способностей усиленной работой и особым развитием других;

Технические способности

а) интересуется машинами, механизмами;
б) любит конструировать;
в) сам докапывается до причин неисправности механизмов, любит загадочные поломки:
г) любит чинить испорченные приборы и механизмы;
д) использует старые детали для создания новых игрушек;
е) любит и умеет рисовать эскизы механизмов;
ж) интересуется специальной, даже взрослой технической литературой.


Музыкальные способности

а) любит музыку, стремится туда, где можно ее послушать;
б) легко отзывается на ритм и мелодию;
в) внимательно вслушивается, легко запоминает мелодию;
г) поет и играет на музыкальных инструментах, вкладывая в исполнение много чувств и энергии;
д) сочиняет;
е) имеет музыкальный слух, чувство ритма, музыкальную память.

Способности к научной работе

а) любит читать научно – популярные издания или взрослые статьи и книги;
б) ярко выраженные способности к пониманию абстрактных понятий и к обобщению;
в) умеет четко выразить словами чужую и собственную мысль;
г) часто пытается найти собственные объяснения причин, смысла разнообразных событий;
д) гораздо лучше, чем сверстники, информирует о проблемах и событиях, которые его не касаются;
е) обладает чувством достоинства и здравого смысла, рассудителен не по годам ;
ж) очень восприимчив, наблюдателен, быстро реагирует на все новое.

Развитие творческих способностей детей

Признаки общих творческих способностей:

1. Познавательные способности и навыки:

- владение большим информационным багажом, словарный запас;
- перенос усвоенного на новый материал;
- умение устанавливать причинно-следственные связи ;
- умение делать выводы;
- умение интегрировать и синтезировать информацию из разных областей;
- умение улавливать сложные идеи;
- замечать тонкие различия;
- анализировать ситуации;
- предвидеть последствия;
- использовать альтернативные пути поиска информации;
- умение оценивать сам процесс и результат;
- умение рассуждать:
- построение гипотез;
- применение умений на практике;
- критичность мышления;
- высокая любознательность.

2. Творческие способности:

- способность рисковать;
- гибкость мышления;
- быстрота мышления;
- способность высказывать оригинальные идеи;
- богатое воображение;
- восприятие неоднозначных вещей;
- высокие эстетические ценности;
- развитая интуиция.

3. Особенности эмоциональной сферы:

- реалистическая Я- концепция;
- уважение к другим;
- терпимость к особенностям других людей;
- готовность делиться вещами и идеями;
- склонность к самоанализу;
- терпимое отношение к критике;
- настойчивость в выполнении задания;
- независимость в мышлении и поведении;
- отсутствие нетерпения в ожидании вознаграждения;
- соревновательность;
- чувство юмора;
- уверенность в своих силах и способностях;
- чуткость к анализу проблем;
- внутренняя мотивация.

Средства формирования творческой личности:

  1. обеспечение благоприятной, доброжелательной атмосферы;
  2. отказ от высказывания оценок и критики;
  3. поощрение высказываний оригинальных идей;
  4. обеспечение возможности для упражнений и практики;
  5. предоставление возможности детям активно задавать вопросы.

 

Как развивать познавательные процессы:

1.Необходима организация познания, в процессе которой ребенок вовлекается в самостоятельный поиск решений. Вот система вопросов и заданий:
а) вопросы, в которых сталкиваются противоречия;
б) вопросы, требующие установления сходства и различий;
в) вопросы на установление причинно-следственных связей;
г) вопросы, в которых требуется привести собственные примеры;
д) задания с исправлением ошибок;
е) действия выбора, основанного на сопоставлении фактов.
2.Трудовые занятия интересны тогда, когда разнообразны по содержанию, формам и видам.
3. Для появления интереса к изучаемой области знаний необходимо понимание нужности, целесообразности предмета.
4.Чем более новый материал связан с предыдущим, тем он более интересен.
5. Материал должен быть посильным, но достаточно трудным.
6.Содержание новых знаний должно быть ярким, эмоциональным.

Примерные упражнения:

  1. Слова-шаблоны (составит осмысленные фразы, состоящие из слов, в которых начальные буквы будут служить началом будущего слова)
  2. Импровизация (произносится слово ,затем быстро нужно составить предложение с данным словом)
  3. Как сказать иначе? (например, глупый)
  4. Назовите все своими именами (берутся различные предметы, а дети должны дать нужные названия, отображающие сущность этих предметов).
  5. Предложить несколько слов, с которыми нужно сочинить небольшой рассказ.
  6. Придумать несколько названий (например, нового крема, своей собаки, стиля одежды )
  7. Сочинить смешные истории (например, на следующие темы « Собака в креме», «Продавец в морге»)