^Наверх
logo
foto1 foto2 foto3 foto4 foto5

Мышление. Часть2

Мышление как высшая форма познания. Виды мышления.

Мышление - процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением действительности.
Мышление отражает бытие в его связях и отношениях, в его многообразных опосредованиях. Раскрытие отношений, существенных связей между предметами, обобщение этих связей составляет существенную задачу мышления.
Всякое мышление совершается в обобщениях. Оно всегда идет от единичного к общему и от общего к единичному. Мышление - это движение мысли, раскрывающее связь, которая идет от отдельного к общему и от общего к отдельному.

Мышление - это опосредованное - основанное на раскрытии связей, отношений, опосредований - и обобщенное познание объективной реальности.
Мышление как познавательная теоретическая деятельность теснейшем образом связано с действием. Человек познает действительность, воздействуя на нее, понимает мир, изменяя его. Действие - это первичная форма существования мышления. Первичный вид мышления - это мышление в действии и действием, мышление, которое совершается в действии и в действии выявляется.
Специфическим содержанием мышления является понятие. Понятие - это опосредованное и обобщенное знание о предмете, основанное на раскрытии его более или менее существенных объективных связей и отношений. Понятие имеет абстрактный характер. Формой существования понятия является слово.
В акт мысли включается и чувство, роль которого может быть различной в зависимости от того, какое соотношение устанавливается между чувством и мыслью. Иногда чувство, включаясь в мысль, нарушает субъективными элементами ее течение. Когда же в единстве интеллектуального и аффективного эмоциональность подчинена контролю интеллекта, включение чувства придает мысли большую напряженность, страстность, остроту. Мысль, заостренная чувством, глубже проникает в свой предмет, чем объективная, равнодушная мысль.
Мыслительный процесс является активным, целеустремленным, волевым актом. Мышление соотносит, сопоставляет каждую мысль, возникающую в процессе мышления, с задачей, на разрешение которой направлен мыслительный процесс, Я ее условиями. Совершающиеся таким образом проверка, критика, контроль характеризуют мышление как сознательный процесс.
Специфично и содержание мыслительного процесса: всякий мыслительный процесс совершается в обобщениях. Эти обобщения выражаются в понятиях.
Наглядные элементы включаются в мыслительный процесс: а)в виде образных представлений о вещах и их свойствах; Ь)в виде схем; с)в виде слов, которыми оперирует понятийное мышление, поскольку оно всегда является мышлением словесным.
Мыслительный процесс включает в себя более или менее обобщенные образы-представления. Образ как образ предмета имеет семантическое содержание. Каждый воспринимаемый или представляемый нами образ фигурирует обычно в связи с определенным значением, выраженным в слове: он обозначает предмет. Включаясь в мыслительный процесс и выполняя в нем семантические функции, образ сам интеллектуализируется. Конечным этапом интеллектуализации образа является переход вещного представления к схеме. Схема предвосхищает в нашем сознании еще не развернутую систему мыслей. На основе такой схемы, не обремененной деталями, можно оперировать беглыми наметками.
Наглядные образы и схемы не исчерпывают наглядно-чувственных компонентов мышления. Основное значение для мышления в понятиях имеет речь, слово. Слово - форма существования мысли. Мышление человека включает в себя мыслительные операции различных видов и уровней.
Выделяют следующие виды мышления:
1.наглядно-действенное мышление характеризуется тем, что решение задачи осуществляется с помощью реального, физического преобразования ситуации, опробования свойств объектов;
2.наглядно-образное мышление связано с представления ситуаций и изменений в них;
3.словесно-логическое мышление характеризуется использованием понятий, логических конструкций, функционирует на базе языковых средств и представляет собой высший уровень мышления.
Далее выделяют теоретическое (направлено на открытие законов) и практическое мышление (связано с решением практических задач, постановкой целей, выработкой планов, проектов и часто развертывается в условиях дефицита времени).
Выделяют логическое (логическое) и интуитивное (характеризуется быстротой протекания, отсутствием четко выраженных этапов, минимальной осознанностью) мышление, реалистическое и аутистическое (связанное с уходом от действительности во внутренние переживания) мышление, произвольное и непроизвольное мышление, продуктивное и репродуктивное мышление. И наконец, выделяют творческое мышление (мышление , результатом которого является открытие принципиально нового или усовершенствованного решения той или иной задачи) и критическое (представляет проверку предложенных решений с целью определения области их возможного применения), первое направлено на создание новых идей, а второе - выявляет их недостатки и дефекты.
Теории мышления. Мышление как ассоциация представлений Принцип ассоциаций - образование и актуализация связей между представлениями (идеями). Основной закон ассоциаций: ассоциация тем прочнее и вернее, чем она чаще повторяется. Выделялось четыре вида: 1) по сходству; 2) по контрасту; 3) по близости во времени или в пространстве; 4) по отношению (причинность, присущность). Ассоциация признавалась в качестве основной структурной единицы психического и использовалась как
объяснительный принцип. Рациональное сводилось к чувственному, отсутствовал анализ субъекта, его деятельности, направленности, активности. В этой теории психологии мышления как таковой нет. Поэтому ее сторонниками не оставалось ничего другого, как объявить умственные творческие способности априорными, не зависящими от ассоциаций с врожденными способностями разума. Развитие мышления - это процесс накопления ассоциаций. Мышление предполагалось изучать только поп продуктам человеческой культуры. Поскольку вопрос о репродукции идей был одним из основных вопросов ассоциативной теории умственной деятельности, ее часть называют теорией репродуктивного мышления. Особую роль в мышлении играют ассоциации по сходству.
Мышление как действие. Вюрцбургская школа рассматривает мышление как внутреннее действие (акт). Мышление - это акт усмотрения отношений. Под отношением понималось "все, что не имеет характера ощущений", все разнообразие категориальных синтезов, вся системы категорий. Мышление - это работа "я", подчиненная определенной задаче, из которой исходит детерминирующая тенденция. Наиболее важной формой проявления действия детерминированных тенденций является детерминированная абстракция (отвлечение под влиянием задачи от одних сторон раздражителя и восприятие, запоминание, осознавание других). Именно она придавала мышлению целенаправленный характер, упорядочивая ход мысли. Эта школа использовала также понятие установки, для обозначения состояний, возникающих у испытуемого, принявшего задачу. Под установкой понимались неопределенные, трудно анализируемые состояния сознания, регулирующие в соответствии с задачей отбор и динамику содержания мышления. Основным методом изучения мышления признавалось самонаблюдение.
Мышление как функционирование интеллектуальных операций. О.Зельц понимал мышление как функционирование интеллектуальных операций (генетический и функциональный анализ). Основные интеллектуальные операции: дополнение комплекса, абстракция и репродукция сходства. Различные комбинации этих операций образуют методы решения задач. О.Зельц впервые стал исследовать мышление как процесс, разворачивающийся во времени, с его последующими стадиями и этапами.
Мышление как акт переструктурирования ситуаций Идея априорно существующих интеллектуальных способностей - задатков - характерна для многих работ в области мышления, выполненных в немецкой школе психологии. Наиболее отчетливо она представлена в гешталльтеории мышления, согласно которой способность формировать и преобразовывать структуры, видеть их в реальной действительности и есть основа интеллекта.
В гештальтпсихология первичным и главным содержанием всякого психического процесса являются не отдельные элементы - ощущения, но некоторые целостные образования - конфигурации, формы или "гештальты". Главным объектом изучения было восприятие, а затем мышление. Исходным фактором при исследовании восприятия было деление зрительного поля на фигуру и фон. Изучались факторы: близость, сходство, направленность к хорошей фигуре. Мышление понималось как интуитивное усмотрение искомого решения за счет обнаружения нужной для него связи или структуры. Применительно к человеку был введен метод думанья вслух, а также метод наводящих задач (систематических подсказок).
Функциональное развитие выражается в том, что одни и те же элементы ситуации имеют разное значение для испытуемого на разных этапах решения задач. Именно с этим связаны явления переструктурирования.
Мышление как поведение Бихевиоризм (XX в. Дж. Уотсон) - основной структурной единицей поведения считалась связь стимула и реакции. Мышление понималось очень расширительно, отождествляясь с внутренней речью и средствами невербальной коммуникации. Мышление становится общим понятием, включающим все наше безгласное поведение. Мышление рассматривалось как процесс формирования практических умений и навыков, связанных с решением задач. Дж. Уотсон выделял три основных формы мышления: 1) простое развертывание речевых навыков (стихи, цитаты - без изменения порядка слов); 2) решение задач, не новых, но редко встречающихся, так, что они требуют пробуждающего словесного поведения (попытки вспомнить позабытые стихи); 3) решение новых задач, которые ставят организм в тяжелое положение, требующего словесного решения до того как будет предпринято какое-нибудь открыто выраженное действие. Процесс приобретения новых форм поведения - это закрепление случайно удавшихся реакций (исследовалось поведение животных, затем был сделан перенос на человека). Мышление и сознание рассматривалось как особый вид поведения, т.е. как реальная деятельность субъекта, которая подлежит столь же объективному изучению, как и другие виды поведения.

Мышление как решение задач. Операции и формы мышления.

Мышление - процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением действительности.
Мышление - это опосредованное — основанное на раскрытии связей, отношений, опосредований — и обобщенное познание объективной реальности.
Мышление часто развертывается как процесс решения задачи, в которой выделяются условия и требования. Задача должна быть не только понята субъектом, но и принята им, т.е. соотнесена с потребностно-мотивационной сферой личности. Мыслительная деятельность побуждается мотивами, которые являются не только условиями ее развертывания, но и факторами, влияющими на ее продуктивность. Мышление человека характеризуется единством осознанного и неосознанного. Большую роль в мыслительной деятельности играют эмоции, обеспечивающие управление поиском решения задачи. Продуктом мышления могут быть цели последующих действий.
Специфическим содержанием мышления является понятие. Понятие - это опосредованное и обобщенное знание о предмете, основанное на раскрытии его более или менее существенных объективных связей и отношений.
Понятие имеет абстрактный характер. Формой существования понятия является слово.
Мышление часто развертывается как процесс решения задачи, в которой выделяются условия и требования. Задача должна быть не только понята субъектом, но и принята им, т.е. соотнесена с потребностно-мотивационной сферой личности. Мыслительная деятельность побуждается мотивами, которые являются не только условиями ее развертывания, но и факторами, влияющими на ее продуктивность. Мышление человека характеризуется единством осознанного и неосознанного. Большую роль в мыслительной деятельности играют эмоции, обеспечивающие управление поиском решения задачи. Продуктом мышления могут быть цели последующих действий.
Рассмотрим основные фазы мыслительного процесса.
Начальной фазой мыслительного процесса является более или менее отчетливое осознание проблемной ситуации. Но сама установка проблемы является актом мышления, возникновение вопросов - первый признак начинающейся работы мысли и зарождающегося понимания.
От осознания проблемы мысль переходит к ее разрешению. Решения задачи осуществляется различными многообразными способами - в зависимости от характера самой задачи. Решение задач требует по большей части привлечения в качестве предпосылок теоретических знаний, обобщенное содержание которых далеко выходит за пределы наглядной ситуации. Первый шаг мысли в таком случае заключается в отнесении. Сначала приблизительном, возникающего вопроса или проблемы к некоторой области знания.
Процесс мышления всегда опирается на имеющиеся знания, которые привлекаются для решения задачи. Часто задача решается с помощью автоматически установившихся приемов. Такие автоматизированные схемы часто играют существенную роль в процессе мышления.
Решение сложных задач, особенно возникающих впервые, часто совершается на основе гипотез. Гипотеза, конечно же, требует проверки. Чем богаче практика, чем шире опыт и организованнее система знаний, в которой эта практика и этот опыт обобщены, тем большим количеством контрольных инстанций, опорных точек для проверки гипотезы располагает мысль.
Когда проверка гипотез заканчивается, мыслительный процесс приходит к завершающей фазе - к окончательному в пределах данного мыслительного процесса суждения по данному вопросу, фиксирующему достигнутое в нем решение проблемы. Затем результат мыслительной работы спускается в практику. Она подвергает его решающему испытанию и ставит перед мыслью новые задачи - развития, уточнения, исправления или изменения первоначально принятого решения проблемы.
По мере протекания мыслительной деятельности строение мыслительных процессов и их динамика изменяются. На первых порах мыслительная деятельность, идущая еще не проторенными у данного субъекта путями, определяется"по преимуществу подвижными динамическими отношениями, складывающимися и изменяющимися в самом процессе решения задачи. Но в ходе самой мыслительной деятельности, по мере того, как субъект повторно разрешает те же или однородные задачи, в ней образуются и фиксируются откладывающиеся в субъекте более или менее устойчивые механизмы - автоматизмы, навыки мышления, которые начинают детерминировать мыслительный процесс.
Далее рассмотрим основные операции мышления.
1. сравнение - сопоставление вещей и явлений, их свойств и нахождение их тождества или различий между ними. Выявляя тождество одних и различия других вещей, сравнение приводит к их классификации. Сравнение - элементарная форма познания. Тождество и различие, основные категории рассудочного познания, выступают сначала как внешние отношения.
2.анализ — мысленное расчленение предмета, явления, ситуации и выявление сопоставляющих его элементов, частей, моментов, сторон; анализом мы вычленяем явления из тех случайных несущественных связей, в которых они часто даны нам в восприятии.
3.синтез восстанавливает расчленяемое анализом целое, вскрывая более или менее существенные связи и отношения выделенных анализом элементов.
Анализируя и синтезируя, мысль идет от более или менее расплывчатого представления о предмете к понятию, в котором анализом выявлены основные элементы и синтезом раскрыты существенные связи целого.
Анализ и синтез возникают сначала в плане действия. Теоретическому мыслительному анализу предшествовал практический анализ вещей в действии, которое расчленяло их в практических целях. Точно так же теоретический синтез формировался в практическом синтезе. Анализ и синтез взаимосвязаны. В течение мыслительного процесса они, оставаясь по существу неразрывными и непрерывно переходя друг в друга, могут поочередно выступать на передний план. Господство либо анализа, либо синтеза на том или ином этапе мыслительного процесса может быть обусловлено, прежде всего, характером материала. Если исходные данные проблемы не ясны, их содержание нечетко, то на первых этапах неизбежно более или менее длительное время в мыслительном процессе будет преобладать анализ. Если к началу мыслительного процесса все данные выступают перед мыслью с достаточной отчетливостью, тогда мысль сразу пойдет по преимуществу по пути синтеза.
4.абстакция - выделение, вычленение и извлечение одной какой-нибудь стороны, свойства, момента явления или предмета, в каком-нибудь отношении существенного, и отвлечение от остальных.
Абстракция так же зарождается в плане действия, т.к. действие неизбежно отвлекается от целого ряда свойств предметов, выделяя в них прежде всего те. Которые имеют более или менее непосредственное отношение к потребностям человека.
Примитивная чувственная абстракция, выражающаяся в отвлечении одних чувственных сторон от других, совершается в каждом акте восприятия. Примитивная чувственная абстракция зарождается как результат избирательной функции внимания, теснейшим образом связанной с организацией действия. От примитивной чувственной абстракции надо отличать высшую форму абстракции, которую имеют ввиду, когда говорят об абстрактных понятиях. Начиная с отвлечения от одних чувственных свойств и выделения других чувственных же свойств, т.е. чувственной абстракции, абстракция затем переходит в отвлечение от чувственных свойств предмета и выделение его нечувственных свойств, выраженных в отвлеченных абстрактных понятиях. Абстракция в своих высших формах является результатом, стороной опосредования. Раскрытия все более существенных свойств вещей и явлений через их связи и отношения.
Переходя к абстрактному, которое раскрывается через отношения конкретных вещей, мысль не отрывается от конкретного, а неизбежно снова к нему возвращается. При этом возврат к конкретному, от которого мысль оттолкнулась на своем пути к абстрактному, всегда связан с обогащением познаний. Отталкиваясь от конкретного возвращаясь к нему через абстрактное, познание мысленно реконструирует конкретное во все большей полноте его содержания как сращение многообразных абстрактных определений. Всякий процесс познания происходит в этом двойном движении мысли.
обобщение - объединение многих предметов или явлений по какому-то общему признаку. Обобщение зарождается в плане действия, т.к. индивид одним и тем же генерализованным действием отвечает на различные раздражения и производит их в разных ситуациях на основании общности лишь некоторых их свойств.
В более элементарных формах обобщение совершается путем сравнения, выделяющего общее в ряде предметов или явлений, и его отвлечения. К высшим формам обобщения мышление приходит через опосредование, через раскрытие связей, закономерностей развития.
В мыслительной деятельности индивида процесс обобщения совершается в основном как опосредованная обучением деятельность по овладению созданными предшествующим историческим развитием понятиями и общими представлениями, закрепленными в слове, в научном термине. Осознание значений этих последних играет существенную роль в овладении индивидом все более обобщенным понятийным содержанием знаний. Этот процесс овладения понятием, осознания значения соответствующего слова или термина совершается в постоянном взаимодействии, в кольцевой взаимосвязи двух друг в друга переходящих операций: употребления понятия, оперирования термином, применения его к отдельному частному случаюД.е. введения его в тот или иной конкретный, наглядно представленный, предметный контекст; 2)его определения, раскрытия его обобщенного значения через осознание отношений, определяющих его в обобщенном понятийном контексте.
6. конкретизация — движение мысли от общего к частному.
Овладение понятием совершается в процессе употребления их и оперирования ими. Абстракция и обобщение в своих высших формах являются двумя взаимосвязанными сторонами единого мыслительного процесса раскрытия связей, отношений, при помощи которых мысль идет ко все более глубокому познанию объективной реальности в ее существенных свойствах и закономерностях. Это познание совершается в понятиях, суждениях, умозаключениях (формы мышления).

Понятие - это отражение в сознании индивида общих и существенных свойств предмета или явления. О понятиях мы уже говорили.
Суждение является основным актом или формой, в которой совершается мыслительный процесс. Всякий мыслительный процесс выражается в суждении, которое формулирует его более или менее предварительный итог. Суждение отражает в специфической форме ступень человеческого познания объективной действительности в ее свойствах, связях и отношениях. Суждение является результатом мыслительной деятельности, приводящей к установлению определенного отношения мыслящего субъекта к предмету его мысли и к суждениям об этом предмете. Суждение первично формируется в действии. Всякое действие. Поскольку оно носит избирательный характер, поскольку оно что-то принимает и утверждает и что-то устраняет, отвергает, является по существу практическим суждением; это суждение действием или суждение в действии. Суждение реального субъекта редко представляет собой только интеллектуальный акт в чистом виде, выражая отношение субъекта к объекту и другим людям, суждение обычно в большей или меньшей степени насыщено эмоциональностью. В суждении проявляется личность, ее отношение к происходящему. Суждение является вместе с тем и волевым актом, поскольку субъект в нем нечто утверждает или отвергает.
Всякое суждение нуждается в проверке. Рассуждение - работа мысли, направленная на проверку и установление истинности суждения. Рассуждение является обоснованием, когда, исходя из суждения, оно вскрывает посылки, которые обусловливают его истинность и таким образом обосновывают его. Рассуждение принимает форму умозаключения, когда, исходя из посылок, оно раскрывает ту систему суждений, которая из них следует.
Умозаключение представляет собой сложный акт мыслительной деятельности, включающий ряд операций, подчиненных единой цели. Умозаключение - это выделение из одного или нескольких суждений нового суждения. В умозаключении или выводе на основании имеющегося знания, приходят к новому знанию, которое добывается опосредованно через знание, без новых заимствований в каждом отдельном случае из непосредственного опыта. Из того, что имеет место определенное положение, я могу вывести новое положение. В этом основная ценность умозаключения. Различают умозаключение индуктивное (от частного к общему), дедуктивное (от общего к частному), по аналогии (аналогией называется такое умозаключение, в котором вывод делается на основании частичного сходства между явлениями, без достаточного исследования всех условий).

Мышление. Часть1

Мышление. Часть3