^Наверх
logo
foto1 foto2 foto3 foto4 foto5

Воображение у детей 6-7 лет в изо деятельности. Часть 1

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ В ДОШКОЛЬНОМ ДЕТСТВЕ

1.1.Сущность воображения как психического процесса
1.2.Механизм творческого воображения
1.3.Особенности воображения в дошкольном возрасте
1.4.Формы проявления воображения дошкольника
1.5.Развитие творческой активности дошкольников в художественной игре как психолого-педагогическая проблема

ГЛАВА 2. МЕТОДИКА Г. А. УРУНТАЕВОЙ КОНСТАТИРУЮЩЕГО И ФОРМИРУЮЩЕГО ЭКСПЕРИМЕНТОВ В ИЗО ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

2.1. Научно-теоретические основы констатирующего и формирующего экспериментов
2.2. Проявление воссоздающего воображения в изобразительной деятельности дошкольника по методике Урунтаевой Г.А.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

ПРИЛОЖЕНИЕ

Одной из актуальных проблем образования на современном этапе является развитие духовной культуры личности в ходе управления педагогическим процессом. В этом случае педагог должен учитывать потребность в свободе самореализации ребенка. Под потребностью в свободе самореализации, прежде всего, понимается свобода выбора форм жизнедеятельности, цели и способов ее достижения, направлений и сфер существования. Свобода самореализации ребенка связана с его возможностями и склонностями. Ребенок полностью открывает себя только в условиях, отвечающих его склонностям. И именно в таких условиях рождается Личность.
Наибольшие возможности самореализации содержит в себе творческая деятельность ребенка. К творческой деятельности относят такую деятельность человека, которая, перерабатывая прежний опыт человека, создает нечто новое, прежде неизвестное. Основу творческой деятельности составляют воображение и фантазия.
Развитие воображения и фантазии - одна из основных задач художественного образования в дошкольном образовательном учреждении, помогающая формировать художественную культуру личности ребенка, умение поддерживать и обновлять культуру своей страны, постоянно совершенствуясь как личность. Чтобы ребенок научился творчески мыслить, важно, как можно больше знакомить его с богатым наследием искусства и опытом человечества. Для этого необходим процесс переживания и сопереживания, что можно добиться средствами изобразительного искусства, литературы и музыки. Знакомство с богатством мировой культуры и искусства также является одним из важных путей формирования духовной культуры личности. Однако, высоко оценивая роль эстетического восприятия, нельзя забывать и о важности изобразительных умений и навыков в развитии творческих способностей ребенка. Так, овладение рисованием можно рассматривать как овладение одним из средств культурного развития личности, которое ведет к обогащению и перестройке психических свойств ребенка и оказывает существенное влияние на целостное формирование личности.
В педагогической психологии вопросы, непосредственно связанные с проблемами формирования и развития воображения у дошкольников еще мало разработаны. В то время, как эта область представляет огромный потенциал для реализации резервов комплексного подхода в воспитании детей, их подготовки к обучению в школе.
Объект исследования – воображение детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования - воображение детей 6-7 лет в ИЗО деятельности на базе ДОУ № 131 г. Мурманска.
Цель исследования: изучение особенностей формирования творческого воображения дошкольников в ИЗО деятельности.
Постановка цели исследования определяется следующей формулировкой его гипотезы: воссоздающее воображение в речевой деятельности развито лучше, чем в изобразительной деятельности у детей дошкольного возраста (6-7 лет).
Задачи исследования:

  1. Выявление психолого-педагогических проблем развития воображения у дошкольников.
  2. Определение и апробирование комплекса методик в целях выявления уровня развития воображения у детей путем проведения констатирующего и формирующего экспериментов.
  3. Анализ результатов диагностики уровня развития воображения в ИЗО деятельности дошкольников по методике Г.А. Урунтаевой.

Методы исследования: сравнительный метод ("поперечных срезов"), наблюдение, анализ продуктов деятельности, "Воссоздающее воображение в ИЗО деятельности".

 

ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ В ДОШКОЛЬНОМ ДЕТСТВЕ

1.1.Сущность воображения как психического процесса

Процесс воображения свойственен только человеку и является необходимым условием его трудовой деятельности.
Воображение – это психический процесс создания нового в форме образа, представления или идеи.
Человек может мысленно представить себе то, что в прошлом не воспринимал или не совершал, у него могут возникать образы предметов и явлений, с которыми он раньше не встречался.
Воображение всегда направлено на практическую деятельность человека. Прежде чем что-либо сделать, человек представляет, что надо сделать и как он это будет делать. Таким образом он заранее создает образ материальной вещи, которая будет изготавливаться в последующей практической деятельности.
Физиологическую основу воображения составляет образование новых сочетаний их тех временных связей, которые уже сформировались в прошлом опыте. При этом простая актуализация уже имевшихся временных связей еще не ведет к созданию нового. Создание нового предполагает такое сочетание, которое образуется из временных связей, ранее не вступавших в сочетание друг с другом. При этом важное значение имеет слово.
Слово служит источником появления образов воображения, контролирует их путь становления, является средством их удержания, закрепления, изменения.
Источник воображения – объективная реальность.
Исследователи выделяют несколько видов воображения, среди которых основные – пассивное и активное. Пассивное, в свою очередь, делится на произвольное (мечтательность, грезы) и непроизвольное (гипнотическое состояние, сновидная фантазия). Активное воображение включает в себя артистическое, творческое, критическое, воссоздающее и антиципирующее. Близко к этим видам воображения находится эмпатия – способность понимать другого человека, проникаться его мыслями и чувствами, сострадать, сорадоваться, сопереживать.
С феноменом воображения в практической деятельности людей прежде всего связан процесс художественного творчества. Так, с репродуктивным воображением может быть соотнесено направление в искусстве, называемое натурализмом, а также отчасти реализм.
Рассматривая процесс воображения, следует сказать, что воображение выполняет в жизни индивида ряд специфических функций. Первая из них состоит в том, чтобы представлять действительность в образах и иметь возможность пользоваться ими, решая задачи. Эта функция воображения связана с мышлением. Вторая функция воображения состоит в регулировании эмоциональных состояний. При помощи своего воображения человек способен хотя бы отчасти удовлетворять многие потребности, снимать порождаемую ими напряженность. Данная функция особо разрабатывается в психоанализе.
Третья функция воображения связана с его участием в произвольной регуляции познавательных процессов и состояний человека, в частности восприятия, внимания, памяти, речи, эмоций. Четвертая функция воображения состоит в формировании внутреннего плана действий - способности выполнять их в уме, манипулируя образами. Пятая функция – это планирование и программирование деятельности, составления таких программ, оценка их правильности, процесса реализации.
Следует иметь в виду, что существуют индивидуальные, типологические особенности воображения, связанные со спецификой памяти, восприятия и мышления человека, а также возрастные особенности.
В рамках данного исследования особый интерес представляет механизм творческого воображения, который мы рассмотрим далее.

1.2.Механизм творческого воображения

Научное исследование стадий творческого процесса было начато в ХХ веке английским ученым Г.Уоллесом (1926 г.). Он выделил четыре стадии процесса творчества: подготовку, созревание, озарение и проверку. Эта схема претерпела впоследствии лишь незначительные изменения.
В последнее время ведущими в области изучения креативности (творческих способностей человека) являются исследования Дж.Гилфорда и П.Торренса.
Гилфорд понимает под креативностью систему качественно различных факторов, которые располагаются внутри общей модели интеллекта. Он выделил четыре основных фактора креативности:

  1. Оригинальность – способность продуцировать отдаленные ассоциации, отдаленные ответы;
  2. Семантическая гибкость – способность выделить функцию объекта и предложить его новое использование;
  3. Образная адаптивная гибкость – способность изменить форму стимула так, чтобы увидеть в нем новые возможности;
  4. Семантическая спонтанная гибкость – способность продуцировать новые идеи в сравнительно ограниченной ситуации.

Проблемы творческого процесса широко разрабатывались и в отечественной психологии. В настоящее время исследователи ведут поиск интегративного показателя, характеризующего творческую личность. Этот показатель определяется как некоторое сочетание интеллектуальных и мотивационных факторов или же рассматривается как непрерывное единство процессуальных и личностных компонентов мышления вообще и творческого мышления, в частности.
Психологический анализ творческой деятельности указывает на ее огромную сложность. Она возникает не сразу, а очень медленно, постепенно, развивается из более элементарных и простых форм в более сложные. Она во многом зависит от накопленного человеком опыта.
В этой связи можно говорить о наиболее важном законе, которому подчиняется творческое воображение: творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего опыта человека, потому что этот опыт представляет материал, из которого создаются построения фантазии.
Важнейшими составными частями процесса творческого воображения являются диссоциация и ассоциация воспринятых впечатлений. Диссоциация заключается в том, что сложное целое как бы "рассекается" на части, одни из которых преимущественно выделяются по сравнению с другими, сохраняются, другие забываются. Диссоциация является необходимым условием для будущей деятельности фантазии. Ассоциация – это объединение диссоциированных и измененных элементов.
Таким образом, воображение творчески преобразует действительность, оно способно давать новые и неожиданные результаты.

Воображение у детей 6-7 лет в изо деятельности. Часть 2

Воображение у детей 6-7 лет в изо деятельности. Часть 3

Воображение у детей 6-7 лет в изо деятельности. Часть 4