^Наверх
logo
foto1 foto2 foto3 foto4 foto5

Личность

личность

Современная психология выделяет следующие существенные признаки понятия «личность»:

1. Личность — это человек, обладающий определенными, лишь ему одному присущими физическими и психическими особенностями. Поэтому, говоря о конкретной личности, мы говорим и об индивидуальности.

Личность — это индивидуальность, т. е. неповторимое своеобразие физических и психических особенностей, их сочетаний, форм, степени выраженности, присущих данному конкретному человеку и отличающих его от всех других людей.

К индивидуальному своеобразию личности относится не только наличие или отсутствие какого-либо свойства, например общительности или, наоборот, замкнутости, вспыльчивости, сосредоточенности, любознательности или высокомерия. Своеобразна и степень выраженности данного свойства, и его различные сочетания с другими качествами личности. Например, человек может быть очень общительным с близкими, приятными ему людьми и в то же время проявить замкнутость при встрече с незнакомым человеком. Человек, крайне несдержанный в семье, может отличаться поразительным самообладанием в условиях трудной и ответственной работы.

2. Личность — это представитель определенного общества, гражданин. Чем более полно личность выражает в своих устремлениях, идеях, делах, в своем мировоззрении передовые идеи общества, чем большими возможностями, знаниями, способностями она обладает, тем более прогрессивной, положительной, ценной она является. Отрицательные личности (воры, хулиганы и т. д.) выражают те консервативные, отживающие идеи, стороны старого общественного строя, в борьбе с которыми происходит неизменное прогрессивное развитие новых общественных отношений и нового человека.

3. Личностью называют человека-деятеля, активно участвующего в жизни общества, в его борьбе за решение как больших, так и более частных задач. Личностью является человек, занятый общественным трудом. Одной из наиболее существенных черт личности является ее активность. По тому, что человек делает и как делает, по его отношению к своей деятельности судят о степени общественной воспитанности личности.

4. К. Маркс определяет личность как совокупность (или ансамбль) общественных отношений. Человек как личность включен в многообразные общественные группы — коллективы. В семье он отец и муж, в учреждении, где он работает,— деятель профсоюза, начальник цеха, в библиотеке — читатель. В каждом коллективе человек по-разному действует, переживает разные чувства, имеет разные цели и занят разными делами. В разнообразных видах деятельности и общения с разными людьми формируются и проявляются разные стороны личности: способности, интересы, черты характера, особенности чувств.

5. Особенности личности сказываются на характере и протекании психических процессов. Направленность личности, ее интересы, установки придают всем психическим процессам четкий избирательный характер. Особенности личности проявляются и в том, как она отражает окружающее.

Некоторые люди легче и успешнее воспринимают окружающее зрительно, другие — при помощи движений или слухового анализатора. Мышление одних образное, другие склонны к словесным рассуждениям; у одних людей внимание устойчиво и обладает значительной концентрацией, у других оно менее устойчиво, имеет колеблющийся характер.

Различаются люди по силе и длительности волевого усилия, по быстроте выработки и стойкости навыков, по действенности различных мотивов и т. п.

Особенности протекания психических процессов в разных видах деятельности человека, степень их организованности откладываются в форме некоторых черт личности.

Частое и последовательное упражнение процесса наблюдения формирует наблюдательность как черту личности; воображение формирует творческую фантазию как индивидуальное свойство личности. Под влиянием тех или иных повторяющихся воздействий у человека складывается определенное настроение как преобладающее эмоциональное состояние личности. Оно обнаруживается в познавательной и практической деятельности индивида.

На протекание психических процессов и возникновение психических свойств и состояний личности отчетливо влияют темпераментные особенности личности, или ее типологические особенности высшей нервной деятельности. Они проявляются в поведении, образе действий человека, в особенностях протекания его эмоционально-волевых процессов. Типологические особенности высшей нервной деятельности человека выступают в едином сплаве с приобретенными в процессе жизни чертами, образуя своеобразный внутренний облик, или характер, человека.

6. Личность обладает самосознанием. Зрелый человек не только познает окружающую жизнь и оценивает происходящие вокруг события, но он знает и себя, умеет оценить свои поступки, намерения, поведение с позиций общественно принятых норм морали. Личность управляет своими действиями.

Некоторые психологи, например Л.И. Божович, считают, что личностью можно назвать только такого человека, который достиг определенного уровня психического развития, у которого уже сложились собственные взгляды на окружающее и определенный уровень самопонимания, а все психические процессы и свойства приобрели известную структуру (Л.И. Божович. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., «Просвещение», 1968, стр. 19). При таких высоких требованиях личностью может быть назван только вполне сложившийся и воспитанный человек.

Это спорный вопрос. Ведь не каждый даже взрослый человек обладает системой собственных взглядов, своими обоснованными убеждениями, высоким уровнем психического развития. Есть ли основание таких людей не считать личностью? А дети? Конечно, они только становятся полноценными людьми, и все же на каждой ступени своего развития ребенок есть личность, характеризующаяся не только определенными индивидуально-типологическими, но и возрастными особенностями.

Одна из основных задач детской психологии — изучение процесса формирования личности в онтогенезе.

Можно выделить формирование трех основных сторон личности. Они, конечно, не исчерпывают всех задач изучения личности, но позволяют раскрыть основные положения проблемы формирования личности.

1. Направленность личности, ее тенденции, потребности, интересы, определяющие цели и мотивы действия ребенка (что хочет ребенок и ради чего хочет).

2. Содержание и формы активности личности:

а) в познавательной деятельности ребенка;

б) в его общении с окружающими людьми — взрослыми и сверстниками (Такое деление является условным и несколько искусственным, поскольку активность общения, конечно, удовлетворяет и потребности детей в познании, а познавательная деятельность по существу является одной из специфических форм общения и приобретения ребенком опыта взрослых. Но для более дифференцированного рассмотрения проблемы сохраняется предложенная последовательность изложения материала.).

3. Качества личности, формирующиеся в процессе разнообразной по содержанию и формам деятельности детей и в процессе их общения с окружающими на каждом этапе развития (Более обстоятельно проблема личности изложена в кн.- «Проблемы экспериментальной психологии личности», под ред. В.С. Мерлина. Пермь 1968. Л.И. Божович. Личность и ее формирование в детском возрасте М. «Просвещение», 1968.).

Источник: "Детская психология" А.А.Люблинская