^Наверх
logo
foto1 foto2 foto3 foto4 foto5

Природные основы психики. Мозг и сознание. Эволюция психики. Отличие психики человека от психики животных

Психика характеризуется природными основами своего существования и развития, в качестве таковых выступает нервная система, образующая физиологическую основу психики, и природный эволюционный процесс, который обусловил появление и развитие психики.
Единство внутреннего мира на физиологическом уровне обеспечивает нервная система, соединяющая внутренние органы и внешнюю среду. Выделяют центральный раздел нервной системы (головной мозг, промежуточный и спинной мозг), периферический и вегетативный разделы нервной системы.
Вся нервная система ответственна за поведение человека, но непосредственную основу психических свойств образует кора головного мозга. Она представляет собой сложное образование, состоящее из 4 областей, 52 полей, 6–7 слоев нервных клеток.

Развитие психологии как науки

Психология – наука о душе. Она зародилась в глубокой древности, когда человек впервые осознал, что помимо внешнего мира, в котором он живет, существует мир внутренний: мир сна, иллюзий, галлюцинаций, воспоминаний и размышлений.
Первоначально внутренний мир человека был предметом мифологического сознания, которое представляло душу то в виде прекрасной женщины (Психея в древнегреческой мифологии), то отождествляло ее с кровью, дыханием, тенью, именем и т.п.
Внутренний мир стал предметом рационального1 осмысления в рамках античной философии. Древнегреческий философ Платон (V–IV в. до н.э.) писал о душе как об особой реальности, бестелесной и бессмертной. Его ученик, великий Аристотель (IV в. до н.э.), создал учение о неразрывной связи души и тела,
1 Рациональное познание – познание с помощью специальной системы понятий, использующее теоретические и практические способы доказательства и обоснования своих положений. дал первое научное описание таких состояний внутренней жизни человека, как сон и бодрствование. Он писал, что душа человека по своим функциям сходна с душой растений, так как отвечает за питание и размножение (растительная душа), и с душой животных, так как отвечает за движение и ощущение (чувственная душа).

Предмет, методы и структура психологии

Термин «психология» произошел от греческих слов «псю-хе», что значит душа, и «логос» – учение, следовательно, психология – это наука о душе (психике). Уж е в древности, наблюдая за собой и другими людьми, человек открыл существование внутреннего мира, наполненного воспоминаниями, эмоциями, образами.
Внутренний мир человека имеет сложную структуру, собственные законы функционирования и развития, которые не сводимы к физиологическим процессам, хотя они сопровождают каждое психологическое явление. Психика выполняет функции отражения и приспособления к внешнему миру, позволяет человеку ориентироваться в нем, общаться с другими людьми, заниматься самопознанием и творчеством.
Психика описывается разнообразными понятиями. Мы можем говорить о процессах, состояниях, свойствах внутреннего мира человека.

Долговременная и кратковременная память

Информация, поступающая от органов чувств в мозг, обрабатывается в нем. Между миллионами нейронов устанавливаются многочисленные связи, которые удерживаются какое-то время - так отпечатывается информация.
А вот дальше все зависит от того, насколько прочные связи установились, и от того, насколько необходимы полученные сведения в долгосрочной перспективе. Мы не удерживаем всю полученную информацию в голове, иначе нам было бы очень трудно ориентироваться в мире и принимать решения.

Проблема воли в психологии

Основные направления изучения воли

Человек формируется и проявляет себя в деятельности, связывающей его с окружающей действительностью. Высшие психические функции возникли как результат взаимодействия субъекта и среды, как результат биологической, приспособительной и социальной, преобразовательной деятельности.
Воля человека качественно отличается от рефлекторных действий животных, у которых возникают только биологические предпосылки воли, так называемые произвольные движения.
Воля развивалась в труде. Труд рассчитан на результат, который не дан немедленно. Получение результата немыслимо без волевых усилий.

Лекция: "Способы получения психологической информации в психодиагностическом исследовании"

Способы получения психологической информации в психодиагностическом исследовании

  1.   Основные пути сбора психологической информации в психодипагностике.
  2. Диагностические возможности и ограничения наблюдения.
  3. Субъективная психодиагностика: возможности и ограничения применения опросников, шкал самооценки, результатов самонаблюдения и т.п.
  4. Диагностические возможности и ограничения применения экспериментальных техник и тестов.