^Наверх
logo
foto1 foto2 foto3 foto4 foto5

Обследование ребенка младенческого возраста

Психолого-педагогическое изучение детей в различные возрастные периоды

Обследование ребенка младенческого возраста

Направление обследования

Содержание обследования

1. Сенсорное развитие

1.1 Зрительные ориентировочные реакции

Зрительное сосредоточение (удержание в поле зрения неподвижного объекта: лица взрослого, игрушки / фиксация взгляда на лице матери/ предмете) в горизонтальном (лежа на спине, на животе) и вертикальном (на руках у взрослого) положении). Прослеживание движущегося оптического объекта. Узнавание матери, различение близких и иных людей. Рассматривание людей, игрушек, окружающих предметов, находящихся в поле зрения; произвольное переключение взора с одного предмета на другой. Зрительное изучение окружающего: рассматривание людей, предметов, расположенных в разных местах. Узнавание, различение знакомых предметов и игрушек

1.2 Слуховые ориентировочные реакции

Слуховое сосредоточение. Ориентировочно-поисковые реакции (ищущие повороты головы) на звуковые раздражители (погремушку, голос и речь взрослого). Локализация звука в пространстве. Дифференциация тембровой окраски и интонации голоса матери (или другого близкого человека) и чужих людей. Узнавание своего имени. Дифференциация строгой и ласковой интонации голоса взрослого, различное реагирование на них. Различение характера мелодий (веселой и грустной, тихой и громкой). Проявления слухового внимания как реакции на речь взрослого

2. Двигательное (моторное) развитие

2.1 Общие движения

Удерживание головы (по средней линии в положении на спине/животе/при присаживании). Самостоятельное сидение. Удержание вертикального положения. Ходьба: переступание

2.2 Движения руки

Функциональные возможности кистей и пальцев рук (направление руки к предмету, захват предмета, его удержание в руке, произвольное опускание предмета, манипуляции с предметами и пр.)

3. Развитие деятельности

3.1 Характер действий с предметами, игрушками

Предметные действия, характер манипуляций, использование предмета с учетом основных свойств, представление о постоянстве предмета, способность к переносу усвоенного способа действия на новый предмет

3.2 Проявление интереса к игрушкам, новым предметам; стойкость, избирательность интереса

Длительность занятия с игрушкой, переход от одной игрушки к другой, игнорирование игрушки.

4. Пред речевое и речевое развитие

4.1 Понимание речи

Прислушивание к голосу, адекватность реакции на интонацию, узнавание знакомых голосов, понимание названий отдельных лиц / предметов / поискового вопроса «Где?» / просьб в (вне) ситуации конкретного наглядного ограниченного выбора, отклик на свое имя / запрет / замечание)

Направление обследования

Содержание обследования

4.2 Характер предречевых реакций:

Крик, плач, кряхтенье, причмокивание, голосовые модуляции, гука нье,гуление. Лепет, лепетные псевдослова, первые слова

4.3     Артикуляционный аппарат

Строение и моторика (откусывание, жевание, глотание)

4.4 Состояние лицевой мускулатуры

Мимика; состояние мышечного тонуса; наличие сглаженности носогуб ных складок, оральных синкинезии, асимметрии лица, гиперкинезо] лица.

4.5 Дыхательная функция

Тип и ритм дыхания

5. Социальное развитие

5.1 Эмоциональная сфера

Особенности поведения, преобладающее настроение, резкие колебани. настроения

5.2 Контактность

Желание и умение ребенка устанавливать контакт со взрослым (эмоци ональный, жестово-мимический, речевой)

5.3 Социальные действия

Социальные действия в ситуации непосредственно-эмоциональног общения со взрослым, в ситуации предметно-игрового общения со взрос лым соблюдение очередности в игре со взрослым.
Предвосхищение регулярно повторяющихся событий, ожидание куль минационного момента в игре со взрослым. Подражание действиям / ми мике / жестам, характерным эмоциональным вокализациям взрослого

5.4 Средства общения

Коммуникативные умения; используемые ребенком средства довер бальной коммуникации: кинезнаки, вокознаки, мимиознаки, предмет но-действенные

5.5 Навыки самообслуживания

Умения ребенка придерживать бутылочку во время кормления; ест с ложки густую и полугустую пищу; есть хлеб, который сам держит руке; спокойно относиться к высаживанию на горшок, пить из чашки :
др.

Источник: Баль Н. Н. Психолого-педагогическая диагностика лиц с нарушениями речи: дифференциальная диагностика : учеб.-метод, пособие / Н. Н. Баль, Н. В. Чемоданова. -Минск : Зорны Верасок, 2013. - 55 с.