^Наверх
logo
foto1 foto2 foto3 foto4 foto5

Это интересно

Виды и методы диагностики нарушений развития

2.1 Виды диагностики нарушений развития


Вид

Особенности

Задачи

1. Скрининговая
(агнл.
screen — просеивать, сортировать )

  • предварительный, ориентировочный отбор;
  • преимущественно групповая форма проведения

основная: выявление отклонений в психофизическом рязшттитт ребенка без точной квалификации их характера и глубины; другие:

  • примерное определение спектра психолого-педагогических проблем ребенка;
  • оценка качества обучения и воспитания детей в учреждении образования

2. Дифферен циальная
( лат.
differentia — различие)

  • установление отличия одного состояния от других,сходных по проявлениям;
  • преимущественно индивидуальная форма проведения;
  • ведущий принцип - комплексности, ин- тегративности

основная: квалификация нарушения r развитии с отнесением данного конкретного случая к определенному варианту дизонтоге- неза и педагогической группе;
другие:

  • отграничение друг от друга сходных картин нарушенного развития различного генеза по характеру и степени;
  • выявление первичности или вторичности конкретного нарушения;
  • изучение атипичного протекания дизонтогенеза;
  • определение роли различных нарушений при сложных, комплексных отклонениях;
  • выявление связи между дизонтогенетическими (признаками нарушенного развития) и энцефалопатическими (повреждение мозговых структур) расстройствами;
  • определение и обоснование педагогического прогноза

3. Феноменологическая

• углубленное психолого-педагогическое изучение

выявление индивидуальных особенностей ребенка (характеристик познавательной деятельности, работоспособности, эмоционально-волевой сферы и т. д.), которые свойственны только данному ребенку и должны приниматься во внимание при организации индивидуальной коррекционно-развивающей работы

4. Динамическая

• лонгитюдное изучение

прослеживание динамики развития, эффективности обучения, развивающих и/или коррекционных мероприятий

5. Итоговая

 

оценка состояния ребенка «на выходе», в конце определенного этапа его обучения или цикла коррекционной работы

2.2 Проблема диагноза, используемого в системе изучения лиц с нарушениями развития
Диагноз (греч. - diagnosis - распознавание): медицинский, психологический, педагогический, логопедический
Функции диагноза:

  • квалификации состояния, определения типа (вида, степени выраженности нарушений и т. п.);
  • взаимного информирования специалистов;
  • комплектования учреждений;
  • сбора статистической информации;
  • «диагноз как основа коррекционной работы»

Виды диагноза:


нозологический диагноз
  • констатация, описание и сведение к той или иной диагностической формуле выявляемых симптомов, которые структурируются в определенном синдроме;
  • диагноз заболевания (нарушения) в соответствии с принятой классификацией и номенклатурой

функциональный диагноз

  • комплексная характеристика индивидуальных особенностей психосоциального развития ребенка, включающая в себя оценку реального вклада и конкретных проявлений церебро-органических расстройств, психологической структуры психической деятельности и качества сформированности основных социальных навыков - поведенческих, коммуникативных, учебно-познавательных (по И.А. Коробейникову);
  • диагноз индивидуальных особенностей заболевания, болезненных изменений и сохранных свойств личности, реакции личности на болезнь, преморбидного (до- болезненного) состояния социальной адаптации и ее возможностей в условиях болезни (по В.В. Ковалеву)

Уровни диагноза (по JI.C. Выготскому ):

  • Симптоматический (эмпирический) диагноз
  • Этиологический диагноз
  • Типологический диагноз