^Наверх
logo
foto1 foto2 foto3 foto4 foto5

Диагностические расстановки на игрушках

расстановки


А.В. Фокина,
канд, психол. наук, доц. кзф. возрастной психологии факультета психологии образования МГППУ, педагог-психолог ГБОУ СОШ N°1466 им. Надежды Рушевой, Москва
Методический арсенал педагога-психолога 8 числе прочих рабочих материалов содержит набор деревянных фигурок, изображающих семью. В нем есть фигурки пожилой пары («бабушка» и «дедушка»), мужчины и женщины («мать» и «отец»), мальчика и девочки («сын» и «дочь»), младенца («малыш»). Этот набор можно использовать для проведения диагностических расстановок не только в работе с детьми, но и со взрослыми (по проблемам семейных отношений- детско-родительских, сиблинговых, супружеских, межпоколенных).


Диагностические расстановки на игрушках занимают от 10 минут до получаса. Они хорошо мотивируют на работу и достаточно просты в использовании, если знать, на какие признаки обращать внимание. Если готового набора нет, предложите произвольный. В нем должны быть игрушки разного «пола» и «возраста», в том числе они могут изображать и неодушевленные предметы. Принципы работы, интерпретации игрушечной расстановки остаются теми же, что и для готового набора.

Как проводить расстановку

Один из способов использования кукольной семьи в индивидуальной работе - расстановка фигурок, выполняемая дважды.
Предупредите заранее ребенка или взрослого, что беседу, сопровождающую работу, и его действия вы будете записывать. С его согласия вы также можете сделать фотографии получившихся расстановок. Они пригодятся вам при составлении характеристик и рекомендаций. Помните: запись беседы и фотографии -конфиденциальный материал.
Приступая к работе, предложите сначала расставить фигурки так, чтобы они изобразили семью ребенка или взрослого «сейчас», затем - как он хотел бы, чтобы было.

Внимание

Во время работы с фигурками воздержитесь от выражения удивления («О, вы взяли для себя фигурку бабушки!»), подсказок («Ты не поставила сестричку»), оценочных комментариев («Мама-то над всеми возвышается»).

Вы можете уточнить детали («Ты взял первую фигурку - это кто в твоей семье?») или задать открытый вопрос типа: «Расскажи об этой семье - что поменялось?», «Как изменились отношения между членами семьи?».
Если клиент попросит рассказать, что вы узнали в результате данной работы, сделайте это обязательно вне зависимости от его возраста. При этом используйте понятную лексику, избегайте категоричных высказываний и советов.
Обе диагностические пробы характеризуют то, как клиент переживает отношения в семье, т. е. представляют собой субъективную и индивидуальную картину.
Первая расстановка - метафора отношений в семье; вторая - иллюстрирует представления и пожелания к тому, как эти отношения можно улучшить. Пожелания не являются прямым руководством к действию, а заслуживают анализа с точки зрения того, где находятся области особого дискомфорта клиента. Более диагностична, как правило, первая картина.

Как интерпретировать результаты

Интерпретация получившейся расстановки строится по аналогии с методикой «Рисунок семьи»: проанализируйте выбор фигур, порядок их расстановки, взаимное расположение и направление взаимодействия между персонажами. В совокупности все это наглядно покажет переживаемую клиентом атмосферу и структуру семейных отношений.

Выбор фигурок

Выбор фигур говорит о том, каким видит клиент возраст, пол, некоторые ролевые черты реальных людей. В первую очередь интересно, какую из них он выберет для себя.

В половине случаев клиенты выбирают фигурку, отличающуюся по полу или возрасту от своих фактических данных. Например, сверхзаботливый отец выбирает для себя фигурку бабушки. Избегающая взрослой позиции мать - девочки-подростка. Волевая и решительная бабушка - мужчины.

Примечательно, что когда клиенты выбирают фигурку, которая имеет другой пол и возраст, чем их собственные, они этого не замечают либо говорят, что «другие фигурки точно не подойдут». Иногда только по завершении работы они с изумлением обнаруживают нестыковки - например, выбранную на роль отца фигурку женщины с косичкой.
Отнеситесь внимательно к возрасту и полу используемых фигурок. Самоидентификация с определенным возрастом (я младенец, я ребенок, я подросток, я взрослый, я пожилой) - важный фактор в работе с семьей. Например, соотношение выборов «супруг -взрослый, я - ребенок» может свидетельствовать о неравной позиции во взаимодействии, когда от другого ожидается забота и преобладание долженствования. Выбор взрослых фигурок на роли д£У£й детских или подростковых — на роли взрослых фигурок одного возраста на роли ребенка и родителя указывает на парентификацию, т. е. смешение ролей в семье, когда взрослые и дети в вопросах власти, а иногда и обязанностей, поменялись местами.

Словарь педагога-психолога
Парентификация - семейная ситуация, при которой ребенок вынужден рано стать взрослым 1/1 принять на себя опеку над своими родителями.

Пол выбранных фигурок отражает тендерную идентичность («с каким полом внутренне идентифицируюсь, какие черты в себе ощущаю») и типичные поведенческие особенности. Если пол фигурки отличается от пола реального человека, если такие выборы сделаны в отношении супружеской пары, то можно говорить об инверсии (перевороте) ролей: женщина исполняет психологические функции мужчины, и наоборот. Например: выбор мужской фигурки для женщины указывает на ее доминирование, властность, рациональность. Выбор женской фигурки для мужчины — на его мягкость, эмоциональность готовность подчиниться на второстепенную роль.

Порядок выставления фигурок

Последовательность расстановки фигурок свидетельствует о значимости членов семьи. Первыми клиент выбирает наиболее важных родственников, второстепенных выставляет позже. Начало работы с выбора фигурки, изображающей самого клиента, является нормальным и естественным, В сочетании с расположением собственной фигурки в центре всей композиции это свидетельствует об определенном эгоцентризме в восприятии семейных отношений, переживании событий в семье как относящихся в первую очередь к себе. Клиент рассматривает их скорее не в системе всех отношений, а исключительно с позиций того, «каково в этом мне какое значение это имеет именно для меня».

Исключение какого-либо члена семьи из расстановки кукол говорит о том, что клиент переживает из-за невключенности персонажа в семейное взаимодействие. Если он не выставляет фигуру, которая изображает его самого, - в этом случае клиент ощущает себя изолированным от остальных.

Порядок выбора фигурок показывает, какие диады и триады существуют в семье: членов диады или триады клиент выбирает сразу одного за другим («Это я, а это Сережа», «Это родители», «Еще есть Катя»).
Перемещение куклы туда-сюда, исправление ее места в расстановке (поставил, но затем переместил, снова поменял местами) - показатель амбивалентного отношения к персонажу, которого кукла замещает.

Расположение фигурок

Расположение кукол относительно друг друга говорит об уровне близости между членами семьи, о том, какое место в семейной системе занимает каждый, какие отношения строит с остальными.
О психологической близости можно судить по близости кукол друг к другу. Это относительный показатель, он измеряется не сантиметрами, а сравнительной удаленностью фигурок: фигурки двух персонажей расположены ближе друг к другу, чем к остальным, - это говорит о близости;
куклы сцеплены, держатся друг за друга, одна на другой - симбиотические отношения; куклы дистанцированы друг от друга - отчужденность.
Поскольку диагностическая процедура разворачивается в трехмерном пространстве, визуально можно судить о следующем: какое место в семейной системе занимает каждый из членов семьи - в центре, в паре с кем-то, в отдалении;
с кем клиент близок, а от кого отгораживается фигурками других персонажей; в какое окружение помещает каждого члена семьи.
Наиболее интересный показатель - куда клиент ставит себя, какое место в семье он ощущает своим (центр, периферия, на дистанции), какие переживания это вызывает. Последнее вы поймете из слов, сопровождающих расстановку фигур.

Внимание

Наблюдая за выставлением фигурок, обратите внимание на то, как клиент располагает куклу, изображающую его самого: поворачивает к себе (реальному) лицом или отворачивает от себя, - это показатель открытости или закрытости собственного эмоционального опыта, связанного с семейными отношениями, готовности слышать самого себя.

К взаимному расположению кукол относится так называемая геометрия семейного пространства - линии и фигуры, образованные куклами на плоскости и в пространстве (Подробно описана у Э. Зицер). Вертикальная или горизонтальная установка кукол говорит о том, во взрослой (вертикально) или в детской (горизонтально) позиции находится персонаж. Горизонтальное расположение (клиент укладывает фигурки, а не ставит на ножки) может свидетельствовать об усталости, слабости и даже позиции крайнего бессилия и стремления к смерти - но это диагностическое суждение не абсолютно.
Если клиент возвышает какие-то фигурки над остальными (устанавливает выше, что-то подкладывает под них) - это говорит об особой значимости тех персонажей, которых символизируют куклы. Расставляя фигуры попарно, например родитель - ребенок, муж - жена, справа клиент обычно ставит ту фигурку, которая отвечает за социальную активность, выход во внешний мир.

Взаимодействие между фигурками

Направление взаимодействия между куклами рассматривайте на основании линий, образованных ими. В триаде «ребенок -мать - отец» обратите внимание на следующее: как клиент расположил куклу, изображающую ребенка, - близко к одному из родителей или равноудаленно от обоих, - это показатель близости к родителю;
к кому ребенок повернут лицом, от кого отвернулся - на контакт с кем из взрослых направлен ребенок;
кто из родителей смотрит на ребенка и смотрит ли вообще - есть ли психологический контакт, идущий от взрослого к ребенку; не установлен ли один из родителей таким образом, чтобы закрыть ребенка от другого родителя, - сознательно или бессознательно один из взрослых не дает другому сблизиться с ребенком;
не расположены ли ребенок и один из родителей лицом к лицу так, что другим членам семьи невозможно взаимодействовать с ними, - возможно, родители используют ребенка для того, чтобы отгородиться от супруга.

Внимание
Ребенок, расположенный между родителями, может указывать на то, что он является обязательным опосредующим и связующим звеном в их взаимодействии, стабилизируя отношения, возможно
утратившие близость.

У кукол прорисованы лица, поэтому вы можете судить о том, есть ли прямое взаимодействие между членами семьи (между куклами зрительный контакт, они «видят» друг друга). Если одна кукла смотрит на другую, а та смотрит куда-то еще, т. е. образован угол между ними, - это указывает на неодинаковое стремление к контакту, например, реоенок ищет его (кукла смотрит на мать), а мать нет (отвернулась, направлена на кого-то еще или воооще нередки случаи, когда клиент выставляет кукол в шеренгу, т. е. при внешней сплоченности и олизости они не слышат друг друга и не заинтересованы в олизости; либо полукругом, где все взаимные усилия осуществить контакт слабы.
Заметное разделение кукол на группы (например, впереди мать и ребенок, за ними отец, сзади бабушка и дедушка) указывает на существование таких же групп-объединений в реальной семье.

Как анализировать вторую расстановку

Рассматривая вторую расстановку кукол («как ты хотел бы, чтобы было»), проанализируйте, какие персонажи и каким образом были перемещены. В первую очередь - с кого клиент начал изменения, как комментировал свои действия. Это иногда называют «точкой входа» - моментом, который показывает, какие переживания и ожидания в отношении семейного взаимодействия он готов обсуждать.
Если перемещается кукла, которая изображает не клиента, то в дальнейшем важно посмотреть, готов ли он к изменениям собственного поведения (в действиях это выражается в развороте или перемещении собственной куклы-заместителя) или ожидает перемен только от других. Остальные передвижения кукол рассматриваются таким же образом: от кого ожидаются изменения и каковы они.

К сведению

Характер перемещений кукол дает информацию о том, как клиент представляет благополучное семейное взаимодействие. Как правило, изменения касаются степени близости и состояния контакта (отодвинул себя от кого-то, развернул кого-то) либо структуры семьи (появляется новый член семьи, разделяются или сближаются внутрисемейные группы).

Если клиент удаляет одну куклу от другой, это говорит о потребности в снижении опеки, в более простроенных личных границах, более ощутимой дистанции. Разворачивает куклу от другой - это указывает на желание переключить внимание персонажа, изображаемого первой куклой, от персонажа, изображаемого второй. Подчеркнем, что эти действия не должны рассматриваться как показатели меры любви членов семьи друг к другу. Поворачивает куклу лицом к другой - значит, испытывает потребность во внимании и контакте.
Передвижения групп кукол анализируйте аналогично. Клиент удаляет какого-то персонажа из расстановки - это свидетельствует о желании исключить его из семьи (например, в случае острой сиблинговой конкуренции, непринятия отчима и т. п.) и однозначно сигнализирует о неблагополучных отношениях с этим человеком. Добавляет нового члена семьи - буквально нужна пара (одинокому родителю, ребенку, прародителю). Если клиент не перемещает кукол, можно предположить и удовлетворенность имеющимися отношениями, и неготовность быть откровенным, поскольку субъективно вторая расстановка кажется менее безопасной, чем первая.
Последнее, на что важно обратить внимание и в первом, и во втором задании, - на комментарии (они дополняют информацию о персонаже или взаимодействии), повторяющиеся темы (указывают на значимые проблемы), паузы (отодвигают нелегкие или неприятные выборы), нелепости и несоответствия в выборе куклы для члена семьи или в пояснении сделанных выборов (указывают на значительное эмоциональное напряжение в отношении данного персонажа).
Источник: Справочник педагога-психолога, детский сад, №1, 2017г