^Наверх
logo
foto1 foto2 foto3 foto4 foto5

Опросник выявления ситуативного/надситуативного уровня мышления воспитателей дошкольных образовательных организаций

Авторы: М.М. Кашапов, А.В. Лейбина. Диагностика воспитателей

Инструкция. Вам предложено несколько проблемных ситуаций. Оцените действия, которые предпринял педагог в конкретной ситуации. Запишите свою оценку в пункте «А. Если вы оказались в подобной ситуации, как поступили бы вы? Свой ответ запишите в пункте Б».

Ситуации

1. Педагог рассказывает новый материал. Один из аспектов вызывает нездоровый смех у детей. Воспитатель поднимает одного из детей и предлагает повторить сказанное воспитателем.
А,
Б.
2. В самом начале занятия дети начинают гудеть и игнорируют воспитателя. Воспитатель, примерно зная, кто мог бы быть зачинщиком, ставит его в угол, а остальных предупреждает: «Если вы не прекратите шум — последуете за ним».
А.
Б.
3. Педагогу крайне необходима помощь трех взрослых, но желающих помочь нет. Воспитатель идет к администрации детской образовательной организации и просит назначить ей помощников.
А.
Б.
4. На занятии один ребенок говорит, что он совсем ничего не понимает. Воспитатель в сжатом виде повторяет тему, расчленяя ее на фрагменты, задает вопросы на понимание, обращаясь ко всем учащимся, а ребенку объясняет индивидуально, после занятия.
А.
Б.
5. Воспитатель замечает, что в шкафчике у ребенка висит пакет с большим количеством давно нестиранных вещей (которые должны стирать родители), воспитатель выставляет пакет на видное место,
А,
Б.
6. Воспитатель замещает коллегу на незнакомой группе, дети демонстрируют незнание материала по предыдущим темам. Воспитатель объясняет им новый материал, а потом в течение дня возвращается к старому.
А.
Б.
7. Ребенок задает воспитателю вопрос, на который у воспитателя нет ответа. Воспитатель пытается ответить общими фразами, обратить внимание ребенка на какую-нибудь другую тему.
А.
Б.
8. Воспитатель заметил, что в группе идет дискриминация некоторых детей. Воспитатель начинает делать обидчикам замечания, отзываясь хорошо об обиженных детях.
А.
Б.
9. Воспитатель задал вопрос и на него получает явно ошибочные ответы. Воспитатель дает всем детям возможность высказаться, а потом дает правильный ответ.
А,
Б.
10. На занятии ребенок демонстративно начинает раздеваться, говоря, что ему жарко. Воспитатель просит ребенка одеться, а после отказа ставит в угол.
А.
Б.
11. Одного из детей регулярно приводят к обеду, в результате ребенок не усваивает программный материал и мешает спать другим детям в тихий час. Воспитатель предупреждает об этой ситуации заведующую, просит принять какое-то решение.
А,
Б.
12. Дети в группе вдруг резко перестали соблюдать правила этикета: здороваться, говорить «спасибо», спокойно выходить на улицу, убирать игрушки. Воспитатель делает замечания детям.
А.
Б.
13. Администрация просит воспитателя как самого перспективного во всем учреждении принять участие в конкурсе «Воспитатель года». Воспитатель отказывается, ссылаясь на занятость.
А,
Б.
14. В середине занятия один из детей встал и, уронив стул, пошел играть в игрушки. Воспитатель довел занятие до конца, а потом подошел и отчитал ребенка за хулиганскую выходку.
А,
Б.

Ключ

При согласии с утверждением (п. А) воспитатель получает 0 баллов. При несогласии с вариантом разрешения ситуации — 1 балл, За каждый ответ, соответствующий надситуативному уровню мышления, начисляется 1 балл. Сумма баллов подсчитывается:
— 0—7 баллов — доминирующий ситуативный уровень;
— 8-14 — преобладающий ситуативный уровень;
— 15-21 — преобладающий надситуативный уровень;
— 22—28 баллов — доминирующий надситуативный уровень.