^Наверх
logo
foto1 foto2 foto3 foto4 foto5

Методика самооценки метакогнитивных знаний и метакогнитивной активности

Авторы: Ю.В. Скворцова, М.М. Кашапов.
Диагностика воспитателей

Текст опросника

1. Пожалуй, в целом мои знания можно охарактеризовать как глубокие.
2. Довольно часто при чтении нового материала у меня возникают вопросы по содержанию.
3. Обычно я изучаю материал довольно основательно.
4. Если в материале изложены подробности, не относящиеся прямо к делу, то мне бывает трудно отделить главное от второстепенного,
5. Я могу сосредоточиться, невзирая на помехи.
6. Обычно я готовлюсь к занятию в последний момент.
7. Я владею, по меньшей мере, несколькими способами заучивания материала.
8. Для лучшего понимания материала я нередко составляю схемы, графики, таблицы и т.д.
9. Изучая новый материал, я довольно часто про себя полемизирую с автором.
10. Я учусь стихийно, нерегулярно.
11. Часто я начинаю действовать, не дочитав (или не дослушав) инструкцию до конца.
12. Для того чтобы усвоить новый материал, мне требуется слишком много времени,
13. При чтении сложного для понимания материала меня обычно начинает клонить в сон.
14. В сложном научном тексте мне трудно выделить главную мысль.
15. Я могу учиться долго, без перерывов, не отвлекаясь.
16. Я ложусь спать, лишь уверившись, что у меня все готово на завтрашний день.
17. Читая сложный текст, я невольно начинаю думать о посторонних вещах.
18. Мои конспекты обычно состоят из сплошного текста.
19. Обо мне вполне можно сказать, что я — настойчивый человек,
20. Я умею отключаться от всего, кроме стоящей передо мной задачи.
21. Обычно в библиотеке мне бывает трудно сконцентрироваться.
22. Если мне нужно выучить материал, который я не понял с первого раза, то я, скорее, его вызубрю, чем буду терять время на попытки его понять.
23. Слушая новости, я с трудом вникаю в то, что говорит диктор,
24. На мой взгляд, мне не хватает самодисциплины.
25. Я привык выделять главную мысль главы или параграфа.
26. Я не люблю писать конспекты, так как приходится переписывать слишком большой объем информации.
27. Чтобы запомнить смысловой материал, я механически читаю его несколько раз подряд,
28. В целом, я могу утверждать, что я уверен в своих силах.
29. Я использую приемы мнемотехники (например, запоминание по первым буквам и т.д.).
30. Я регулярно усовершенствую (или приобретаю) профессиональные навыки.
31. Мои знания в основном представляют собой целостную, упорядоченную, понятную мне систему.
32. Читая научный текст, я пропускаю в нем непонятные мне места.
33. Я работаю более эффективно, когда мне точно говорят, что я должен сделать, чем когда я планирую свою деятельность самостоятельно.
34. Часто во время лекции я не могу вникнуть в то, о чем говорит лектор.
35. Я не очень люблю разбираться в новом материале, хотя знание его мне необходимо.
36. В годы учебы я с нетерпением дожидался того момента, когда я стану квалифицированным специалистом, чтобы перестать, наконец, учиться.
37. На мой взгляд, большинство студентов учится только для того, чтобы не «завалить» экзамены.
38. Я эффективно использую свое время для приобретения новых знаний.
39. Обычно я планирую каждый следующий день.

Ключ

Шкала «метакогнитивные знания»:
— прямые утверждения: 1, 5, 7, 15, 16, 20, 25, 28, 29, 30, 31, 38,
— обратные утверждения: 2, 4, 10, 12, 14, 18, 21, 24, 33.
Шкала «метакогнитивная активность»:
— прямые утверждения: 3, 8, 9, 19;
— обратные утверждения: 6, 11, 13, 17, 22, 23, 26, 27, 32, 34, 35, 36, 37.
В рамках уже указанных двух шкал данная методика позволяет оценить следующие метакогнитивные характеристики:
— концентрация (вопросы: 5, 13, 15, 17, 20, 21) — умение управлять собственным вниманием, концентрироваться на задании, уменьшать влияние отвлекающих стимулов на процесс выполнения задания;
— приобретение информации (вопросы: 1, 2, 3, 7, 8, 9, 12, 27, 29, 31, 36, 37) — приобретение и сохранение знаний, использование опорных материалов, составление собственных графиков, схем и т.д.;
— выбор главных идей (вопросы: 4, 14, 18, 22, 23, 25, 26, 32, 34, 35) — навыки определения информации, важной для дальнейшего изучения, способность отделить более важное от второстепенного;
— управление временем (вопросы: 6, 10, 11, 16, 24, 30, 33, 38, 39) — организация и распределение собственного времени.