^Наверх
logo
foto1 foto2 foto3 foto4 foto5

Психолого-педагогический диагноз

Диагностический процесс.
Диагноз и прогноз.
Особенности психологического диагноза.
Особенности педагогического диагноза.
Ошибки диагноза.

Диагностический процесс

Диагностическая деятельность может быть представлена в виде разных этапов процесса переработки информации, ведущих к принятию решения, - диагнозу и прогнозу. Основные этапы диагностического процесса сводятся к сбору данных в соответствии с задачей исследования, их переработке, интерпретации и, наконец, на основе полученных данных ставится диагноз и дается прогноз . В психолого-педагогической диагностике на основе диагноза и прогноза даются педагогические рекомендации.
Различные авторы выделяют в структуре диагностического процесса разные циклы, шаги, этапы, стадии.
Цикл диагностирования - это последовательное диагностирование со всеми соответствующими шагами, этапами, процедурами, завершаемое выработкой диагноза, прогноза и коррекционных мер (с той или иной степенью обобщения и точности) на каждой диагностической стадии.
Стадия диагностирования - диагностический цикл с целевой ориентацией на получение определенной по объему и характеру информации. Выделяются ориентировочная (базовая, уточняющая, установочная), углубленная (повторная) и заключительная стадии.
Шаг диагностирования - это относительно самостоятельное действие диагноста при выполнении процедур па каком-либо этапе диагностики (например, подсчет «сырых» баллов, проведение сбора анкет, браковка заполненных неверно бланков тестов и т. п.).
Этапы диагностирования представляют собой совокупность взаимосвязанных общей целью процедур диагностирования. Выделяют 8 основных этапов диагностирования:
1) определение объектов, цели и задач диагностики;
2) определение критериев, показателей и индикаторов диагностики объекта (явления);
3) подбор методик для решения поставленных задач диагностики;
4) сбор информации с помощью диагностических методик;
5) количественная и качественная обработка полученных результатов;
6) выработка и формулировка диагноза как заключения о состоянии диагностируемого объекта (явления) и причинах, вызывающих данное состояние;
7) выработка и формулировка прогноза тенденций развития диагностируемого объекта (явления);
8) разработка коррекционных мер в форме определенного плана воздействий на объект (явление) с целью приведения его в желательное состояние (например, с точки зрения целей и задач педагогического процесса).
Сложность психодиагностического процесса состоит в том, что он, во-первых, обладает значительной вариативностью, благодаря чему сохраняется возможность решения психодиагностических задач различными способами; во-вторых, сопровождается возникновением диагностических ошибок, причинами которых могут быть неправомерно широкое обобщение фактов диагностом, инерция его сложившихся представлений, влияние социальных стереотипов и т. п.; в-третьих, требует специальных знаний и высокой культуры мыслительной деятельности педагога.
Диагностическое заключение - развернутый, подробный вариант диагноза, опирающийся на конкретные диагностические данные и содержащий, в зависимости от стадии диагностирования, выводы о выявленных симптомах, причинах или тенденциях, а также обусловленные ими прогнозы и коррекционные меры

Диагноз и прогноз

Результатом проведения диагностики является установление диагноза. Понятие «диагноз» пришло в психологию, а затем и в педагогику из медицины. В медицине диагноз - это заключение о сущности болезни и состоянии пациента, выраженное в принятой медицинской терминологии и основанное на всестороннем систематическом изучении пациента.
И в психологии, и в педагогике понятие диагноза также используется, но при его толковании делается акцент на специфику, свойственную для постановки диагноза именно для каждой из этих паук.
В психологии диагноз - конечный результат деятельности психолога, направленный на выяснение сущности индивидуально-психологических особенностей личности с целью оценки их актуального состояния, прогноза дальнейшего развития и разработки рекомендаций, определяемых задачей психодиагностического обследования .
В то же время в психологии отношение специалистов к понятию «психологический диагноз» неоднозначно. Отдельные авторы считают, что прямое использование его в психологической практике не совсем корректно, так как в силу исторического аспекта за ним стоит определенный клинический контекст, который создается стереотипом восприятия. Такие определения понятия «психологический диагноз» достаточно четко соотносят его с понятием «психологическое заключение». Например, психологический диагноз - это формулировка заключения об основных характеристиках изучавшихся компонентов психического развития или формирования личности2. Тем не менее, как бы квалифицированно ни было проведено исследование психологом, до уровня врачебного диагноза его результаты никогда не поднимаются.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что предметом психологического диагноза является установление индивидуально-психологических различий, как в норме, так и в патологии. Важнейший элемент психологического диагноза - необходимость выяснения в каждом случае того, почему данные проявления обнаруживаются в поведении обследуемого, каковы их причины и следствия.
В целом психологический диагноз может быть определен как отнесение состояния диагностируемого к устойчивой совокупности психологических переменных, обусловливающих определенные параметры его деятельности или состояния (А. Ф. Ануфриев).
Критерием завершенности психологического диагноза выступает модель психологических механизмов, обусловливающих те или иные индивидуально-психологические проявления. Как правило, для построения полноценного психологического диагноза требуется сочетание как стандартизированных методов, позволяющих сравнить данные индивида с другими людьми, так и качественных, показывающих место тех или иных его проявлений в контексте целостной его жизнедеятельности. На основе диагноза строится прогноз дальнейшего развития данного индивида и предлагаются рекомендации по оптимизации этого развития1.
В психодиагностике существуют два типа прогноза - клинический и статистический, основывающихся на расхождении способов оценивания личности (табл. 4).
Таблица 4
Сравнение статистического и клинического прогноза

Характеристика

Статистический
прогноз

Клинический прогноз

1

2

3

Особенности методов

Тесты и опросники состоят из вопросов. За ответ на каждый вопрос начисляются баллы. Результат выражается количественно

Индивидуальное исследование берет свое начало в психиатрии. В индивидуальном исследовании нет строго определенного набора вопросов. Способы интерпретации ответов зависят от теоретической ориентации и практического опыта психолога

Подход к человеку

Главные и наиболее существенные характеристики личности могут быть с достаточной надежностью определены с помощью тестов, обладающих конструктной и прогностической валидностью

Личность - это своего рода «гештальт». Личность не может быть сведена к некоторым количественным показателям в профиле, отражающим набор его черт

Представление результатов

Результатом тестирования является построение профиля черт или характеристик личности

Итог клинического исследования — описание, представляющее собой аналог литературного произведения

 

 

 

Методология и эпистемология

Тесты обычно соотносятся с теорией, поскольку это гипотетико-дедуктив- ная система с точно опе- рационализировапными конструктами

Клинические исследования проводятся в духе традиций феноменологической эпистемологии. Непосредственное наблюдение и диалог являются здесь главными методами

Стандартизация

Тесты стандартизированы, т. е. подчиняются определенным правилам

Характер исследования свободный, ход определяется тем, что интервьюер или исследуемый сочтут более важным. Отдельных правил проведения пет

Отношение методов к обследуемому

В процессе тестирования рассматриваются ответы, полученные на гипотетические ситуации оценки себя или других людей. Эти показатели суммируются, полученное число является индикатором степени выраженности той или иной характеристики

Клиническое обследование ориентировано па интерпретацию конкретных жизненных ситуаций. В процессе взаимодействия отмечаются также особенности голоса и жестов

Наличие психометрических критериев

Существуют критерии оценки тестов, объективность, эффективность, надежность, валидность. Поэтому тесты могут быть объективными, эффективными и т. д. Объективным считается способ подсчета результатов

Сторонники клинического подхода утверждают, что их методы тоже обладают этими качествами, но такие характеристики, как «объективность», «эффективность» ит. п. имеют другой смысл Объективным считается суждение о человеке партнера по взаимодействию

 

 

 

Обработка данных и интерпретация

Обработка тестовых баллов осуществляется с помощью методов математической статистики

Данные индивидуального исследования интерпретируются клинически и зависят от теоретического и клинического опыта психолога-клинициста

 

Со спором вокруг двух типов прогнозов - клинического и статистического- связаны и другие формы разногласий о том, что предпочтительнее: иомотетическое описание или идеографическое, тестирование с последующей интерпретацией или углубленное исследование единичного случая в процессе диадического взаимодействия
Идеографический подход ориентирован на описание и объяснение сложного целого. Описание должно быть полным и конкретным, единичный элемент (т. е. личность) должен быть представлен как уникальный феномен.
Номотетический подход ориентирован на открытие общих законов, справедливых для любого частного случая. Основные структуры и процессы раскрываются при помощи экспериментальных процедур.
Разделение подходов было положено еще в начале XX в. В. Виндель- бандом в его монографии «История и наука» (1904). Он считал, что любой объект можно изучать тем или иным способом. С предложенной дихотомией согласились другие исследователи (В. Штерн, Г. В. Олпорт и др.), став сторонниками идеографического подхода в психодиагностике, тем более что психотерапия основывалась именно на данном подходе.
Недостатки идеографического подхода:
1) отсутствие объективности, так как полученные результаты в определенной степени зависят от теоретической ориентации исследователя;
2) использование специфических терминов и излишнее «многословие».
Недостатки номотетического подхода:
1) на его основе можно открыть общие законы, но, не зная этих законов, невозможно составить достаточно полное представление о личности, поскольку каждая личность уникальна;
2) описание опирается па данные о «среднем», «отклонении от среднего», на корреляции между переменными в выборке. Но средние показатели и корреляции - это еще не данные о каждом отдельном индивиде.
Дискуссия стара, но не закончена. X. Хермане (1988) указывал на то обстоятельство, что при проведении корреляционных исследований часто существует иллюзия, что будут найдены законы, приложимые к индивидуальным случаям. В эмпирических пауках существуют неоправданные ожидания, что могут быть найдены общие законы. Например, общий закон «стимул - реакция» может и не подтвердиться применительно к какому-то конкретному субъекту в тех или иных обстоятельствах, в тот или иной момент времени. Но закон, тем не менее, сохраняет свое важное значение. То, что закон не применим в каких то отдельных случаях, не повод, чтобы от него полностью отказаться.
Резкое противопоставление идеографического и помотетического подходов порождает путаницу. Идеографическое описание иногда отождествляют с описанием какого-то особого случая. Однако первые исследователи, представившие описания индивидуальных случаев, пытались отыскать в них общие законы поведения.
Хермане пришел к заключению, что противоречия между номотети- ческим и идеографическим подходами не существует. Выбор подхода зависит от диагностических задач. Если поставлена диагностическая задача описать группу людей, то необходимо воспользоваться статистическими формулами и иомотетическим описанием поведения выборки людей. Если поставлена задача описать уникальную личность, то полезен идеографиче- сий подход, а информация о групповой статистике будет бесполезной.
Психология стремится вывести общие законы, но эти законы не следует отвергать только потому, что они не могут быть применены в специфических случаях. Законы должны быть адаптированы для конкретных ситуаций.

Особенности психологического диагноза

Понятие психологического диагноза нельзя считать достаточно разработанным в современной психологии. В практике этот термин применяется часто в очень широком и неопределенном смысле - как констатация количественной и качественной характеристики того или иного признака. В психометрии диагноз является производным от процедур тестового из- мерепия, а психодиагностика определяется как идентификация психологических характеристик индивида с помощью специальных методов. Предпосылки содержательного подхода к определению психологического диагноза были намечены Л. С. Выготским и развивались позднее Л. А. Венгером, Н. Ф. Талызиной, Д. Б. Элькониным и др.
Диагноз как основная цель диагностики, по мнению Л. С. Выготского, может устанавливаться на разных уровнях.
Первый уровень - симптоматический, или эмпирический. На этом уровне диагноз ограничивается констатацией особенностей или симптомов, на основании которых непосредственно строятся практические выводы.
Второй уровень - этилогический, учитывающий не только наличие характеристик, но и причины их возникновения.
Третий уровень - уровень типологический, заключающийся в определении места и значения выявленных характеристик в динамической картине личности .
Часто педагог или психолог ограничивается диагнозом первого уровня, так как диагнозы свойственно формулировать психотерапевтам и психиатрам, занимающимся изучением причин и коррекцией отклонений в развитии личности.
Психологический диагноз часто имеет форму заключения.
По характеру проработанности психологическое заключение подразделяется на два вида: первичное и итоговое, уточненное. По аналогии с медицинскими вариантами первичного и уточненного диагноза вначале формулируется только первичное заключение, после обработки всего комплекса данных - итоговое.
Первичное заключение - первоначальные выводы о психическом состоянии или личностных особенностях объекта диагностике на основе косвенных характеристик или предварительной процедуры диагностирования.
Итоговое психологическое заключение является либо конечным этапом диагностического процесса деятельности психолога, либо только составной частью общего заключения «диагноза» в том, например, случае, когда психологическое исследование проведено для уточнения клиникопсихологической структуры нарушения.
Уточненное заключение - более широкое и глубокое описание особенностей объекта диагностики.
Выделение вариантов психологического заключения в известной степени условно, поскольку итоговое психологическое заключение при любом повторном обследовании или обращении клиента переходит в разряд первичного уточненного. Психологическая реальность не является в полном объеме стабильной и неизменной.
Психологическое заключение должно быть кратким, но по возможности наиболее полно отражать характер выявленных нарушений применительно к целям обследования:
• в клинической практике целью является объективизация психологической структуры психопатологического состояния для его квалификации или дифференциальной диагностики;
• при экспертизе эффективности лечебного или учебного процесса - фиксация состояния ребенка на данный момент;
• в школьной практике - определение основных параметров психологической структуры нарушения развития применительно к учебному процессу.
Психологическое заключение может быть написано и в свободной форме, однако использование различных схем заключения, как показывает практика, объективирует и унифицирует работу психолога, помогая выделять ключевые факты среди полученных, дифференцировать существенное и второстепенное. Варианты схемы заключения разрабатывались многими авторами.
В качестве примера приведем схему, предложенную М. М. Семаго и Н. Я. Семаго:
I. Общая часть заключения:
1. Основные паспортные данные ребенка.
2. Основные жалобы родителей, педагогов, других лиц, сопровождавших ребенка на консультацию.
3. Наиболее важные анамнестические данные.
4. Специфика внешности и поведения ребенка в процессе обследования, в том числе его эмоциональное реагирование, общая мотивация, отношение к обследованию (критичность и адекватность).
5. Сформированность регуляторных функций.
6. Общая оценка операциональных характеристик деятельности в различные моменты обследования (в том числе и ее динамический аспект).
7. Особенности развития различных компонентов когнитивной сферы.
8. Характеристики эмоционально-личностной сферы, включая межличностные отношения.
П. Специальная часть:
1. Психологический диагноз.
2. Вероятностный прогноз развития.
3. Рекомендации по дальнейшему сопровождению ребенка .
Общая часть заключения ориентирована не только на специалистов,
но и на тех педагогов, кто имеет непосредственный контакт с ребенком. В этой части раскрываются не только трудности и особенности развития ребенка, но и методы, благоприятные для обучения: особые формы работы, передачи материала и т. д. Желательно по мере возможности отметить выявившиеся в ходе диагностики «сильные» стороны ребенка, способные стать дополнительными средствами компенсации имеющихся трудностей.
Диагноз неразрывно связан с прогнозом. Согласно мнению Л. С. Выготского, содержание прогноза и диагноза совпадает, но прогноз «строится па умении настолько попять внутреннюю логику самодвижения процесса развития, что на основе прошлого и настоящего намечает путь развития»2.
Особенности педагогического диагноза
В определении понятия педагогического диагноза также пет единства.
Педагогический диагноз - заключение о тех проявлениях и качествах личности, коллектива, на которые может быть направлено педагогическое воздействие или которые могут быть исследованы в воспитательных целях, а также о педагогически значимых факторах, оказывающих влияние па воспитанников.
Педагогический диагноз - это разностороннее изучение и описание объекта (личности, группы) и педагогической ситуации с целью принятия конкретного решения и разработки эффективных учебно-воспитательных действий и операций.
Педагогический диагноз - эго определение сущности явлений в сфере педагогической деятельности, процессов на основе их всестороннего изучения, наглядное отражение комплексного действия педагогических факторов.
Педагогический диагноз - выводы о реальном состоянии изучаемого объекта (явления), основанные на информации, собранной с помощью диагностических методик, оценивающих наличие или отсутствие зафиксированных в процессе диагностирования отклонений его функционирования и развития (для корректировки деятельности, сознания, черт поведения и пр.).
В педагогическом диагнозе выделяют следующие его виды, по аналогии с типологией Л. С. Выготского :
1. Диагноз предварительный - результат предварительной (симптоматической) диагностики после прохождения всех этапов уточняющего цикла и содержащий наиболее вероятные предположения о состоянии объекта диагностирования, профилактические корректирующие меры.
2. Диагноз причин (этиологический) - результат уточняющей (этиологической) диагностики после повторного цикла диагностирования, проводящейся для установления причинно-следственных связей, определяющих уточненное состояние диагностируемого объекта или явления. Это диагноз, учитывающий не только наличие определенных особенностей (симптомов) личности, но и вызывающие их причины. Для углубленной, этиологической и типологической диагностики обучаемости рекомендуются задания, позволяющие выявлять такие особенности решения учащимися учебно-познавательных задач, как реконструкция структуры объекта по заданным преобразованиям (когда изменение условий задачи приводит к изменению свойств взаимодействующих элементов); реконструкция структуры объекта при изменении числа ее элементов (включении или исключении их из системы); реконструкция преобразований по изменению структуры объекта (свойств исследуемой системы); умение замещать схемы операций связями элементов в системе, т. е. выявление обобщенности и предметности действия. В этом случае в заданиях используются схемы, фиксирующие состав преобразований некоего объекта, а испытуемые должны воспроизвести в соответствии со схемой определенную группу операций и описать полученные в результате преобразований свойства объектов, конструировать схемы операций (системность действия), что важно, когда возникает необходимость трансформации схемы операций из-за изменения условий анализа объекта.
3. Диагноз заключительный (диагноз тенденций, типологический), содержащий развернутую характеристику тенденций развития диагностируемого объекта и выступающий как итоговый диагноз, получаемый в результате прохождения полного диагностического цикла (предварительной (симптоматической), уточняющей (этиологической) и заключительной (типологической) диагностики), содержащий прогноз позитивного и негативного вариантов развития объекта и рекомендуемые коррекционные меры.
Принято считать, что педагогический диагноз выполняет следующие функции:
• функцию распознавания состояния диагностируемого объекта и установления наличия отклонений от нормы;
• интегративную функцию (объединение в целостную картину развития личности ранее известных и вновь полученных диагностических данных);
• прогностическую функцию (выработка прогнозов вероятностных тенденций развития личности и соответствующих коррекционных мер).
В структуре педагогического диагноза должны быть представлены:
• описание действий, состояний, отношений объекта воспитания в педагогических и психологических понятиях;
• их объяснение на основе педагогической и психологической теории;
• прогноз развития событий в данной ситуации и в будущем;
• аргументированная педагогическая оценка имеющих место и прогнозируемых фактов;
• заключение о педагогической целесообразности принимаемого решения .
В постановке педагогического диагноза К. Ипгеикамп выделяет следующие аспекты:
1) сравнение;
2) анализ;
3) прогнозирование;
4) интерпретация;
5) доведение до сведения учащихся результатов диагностической деятельности;
• контроль за воздействием на учащихся различных диагностических методов .
Сравнение является отправной точкой процесса постановки психолого-педагогического диагноза. В результате сравнения выполняется сопоставление характеристик поведения и поступков ученика с его прежним поведением и поступками или с поведением других учащихся как в настоящее время, так и в прошлом, либо с поведением другого известного лица. Если для сравнения выбираются несопоставимые характеристики поведения, то это приводит к ошибкам. В психодиагностике сравнение осуществляется на основе сопоставления выбранных характеристик с психологическими нормами.
При анализе происходит выход за пределы сопоставительной классификации полученных результатов. Устанавливается причина отличия или изменения поведения от ранее демонстрируемого или ожидаемого, от поведения других индивидуумов или от установленной нормы.
В ходе прогнозирования выполняется экстраполирование полученных в результате сравнения и анализа данных на поведение в других ситуациях или в будущем.
Интерпретация - объяснение причин возникновения психических состояний и сформированное™ личностных качеств.
Сообщение учащийся результатов диагностической деятельности играет важную роль, причем для педагогической диагностики даже большую, чем для психологической, так как может быть полезно как для правильной организации учебной деятельности, так и для самовоспитания. Этот аспект диагностической деятельности принято называть обратной связью. Очень часто, особенно в случае обследования учебной группы, этим этапом часто незаслуженно пренебрегают. Информация, предоставляемая учащимся в ходе обратной связи, сама по себе несет эффект воздействия.
Контроль за воздействием на учащихся Контроль за воздействием на учащихся различных диагностических методов свойствен прежде всего педагогической диагностике, так как направлен на совершенствование педагогом диагностической деятельности. Кроме того, эффект воздействия диагностической деятельности на учащихся имеет мотивационное влияние, ориентирующее их на самосовершенствование.
Сообщение учащимся результатов диагностической деятельности педагогом играет несравненно более важную роль в педагогической диагностике, чем в области психологической диагностики. Обратная связь необходима для того, чтобы добиться педагогического воздействия .
Современные средства обратной связи в виде оценок или рейтинговых баллов малоэффективны в плане оказания педагогической помощи, так как ориентированы на количественные показатели, а не на качественные. Другие средства пока не получили должного развития (например, портфолио, диагностические тесты и др.).

Ошибки диагноза

Формулировка диагноза предъявляет высокие требования к квалификации диагноста, так как неумение анализировать и делать выводы может привести к ошибкам. В частности, среди ошибок психолого-педагогического диагноза, связанных со сбором информации, выделяют следующие:
• ошибки наблюдения (например, «слепота» на важные для диагноза черты, проявления личности; наблюдение черт в искаженной качественно или количественно форме);
• ошибки регистрации (например, эмоциональная окрашенность записей в протоколе, свидетельствующая скорее об отношении психолога к обследуемому, нежели об особенностях его поведения; имеют место случаи, когда абстрактная оценка выдается за предметную; различия в понимании одних и тех же терминов разными людьми);
• ошибки инструментальные (возникают вследствие неумения пользоваться аппаратурой и другой измерительной техникой, как в техническом, так и в интерпретационном аспекте).
Также выделяют ошибки, связанные с переработкой и интерпретацией данных:
• эффект «первого впечатления» - ошибка, основанная на переоценке диагностического значения первичной информации;
• ошибку атрибуции - приписывание обследуемому черт, которых у него нет, или рассмотрение нестабильных черт в качестве стабильных;
• ошибку ложной причины;
• познавательный радикализм - тенденция к переоценке значения рабочих гипотез и нежелание искать лучшие решения;
• познавательный консерватизм - предельно осторожная формулировка гипотез.
Вопросы для самоконтроля
1. Каковы основные этапы диагностического процесса?
2. В чем разница между педагогическим и психологическим диагнозом?
3. В чем сложность психологического диагноза?
4. В чем разница между идеографическим и номотетическим подходами в диагностике? Между клиническим и статистическим прогнозами?
5. Какие виды диагноза предложил Л. С. Выготский и как они преломляются в современной диагностике?
6. В чем различие и в чем сходство предлагаемых этапов в психологической и педагогической диагностике?
7. Какие ошибки могут быть допущены при постановке диагноза?

Задания для самостоятельного выполнения
1. Прочитайте статью М. Е. Бершадского «Оценивание как диагностика достижения планируемых результатов образования» в журнале «Педагогическая диагностика», 2013, № 1, законспектируйте основные положения автора о целеполагапии в педагогической диагностике. Диагностич- но сформулируйте собственные цели, направленные на саморазвитие.
2. На основе пройденных диагностических методик составьте собственную психолого-педагогическую характеристику. Наметьте мероприятия по самосовершенствованию и личностному росту.



Список рекомендуемой литературы
Ануфриев А. Ф. Психологический диагноз / А. Ф. Ануфриев. Москва: Ось-89, 2006. 192 с.
БурлачукЛ. Ф. Психодиагностика/ Л. Ф. Бурлачук. Санкт-Петербург: Питер, 2002. 352 с.
ЛаакЯ. тер. Психодиагностика: проблемы содержания и методов / Я. тер Лаак; пер. О. Л. Романовой Г. В. Бурмепской, Н. С. Чернышевой. Москва: Изд-во Ин-та практ. психологии; Воронеж: МОДЭК, 1996. 384 с.
Михайлычев Е. М. Поиск новых диагностических средств контроля результатов образования (в экспериментальной педагогике и психологии па рубеже XIX - XX в.) / Е. М. Михайлычев, Г. Ф. Карпова, Е. Е. Леонова // Педагогическая диагностика. 2005. № 1. С. 3-10.
Немов Р. С. Психология: учебник для студентов высших учебных заведений: в 3 книгах / Р. С. Немов. 4-е изд. Москва: ВЛАДОС, 2003. Кн. 3: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. 640 с.
Источник: Дудина, Марина Михайловна. Основы психолого-педагогической диагностики [Электронный ресурс]: учебное пособие / М. М. Дудина, Ф. Т. Хаматнуров. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-нед. ун-та, 2017. 189 с.