^Наверх
logo
foto1 foto2 foto3 foto4 foto5

История развития, современное состояние и актуальные проблемы психодиагностики как науки и практическая деятельность. Часть3

Тест Шнейдемана – нужно выполнить рисунок, а затем рассказать, что изображено.
Суть теста Блекки (1949 г.) – необходимо составить рассказ по рисункам, изображающим жизнь собачьего семейства. Ребенок, рассказывая о собаках, говорит о своих проблемах и проблемах окружающих его людей.
Развитие психодиагностики в 50-е годы.

  1. Раймонд Кеттел – основатель оцеки личности.
  2. Чарльз Осуд – снижение напряженности.

К 1951 г. имелось 1219 публикаций, посвященных тесту Роршаха, 493 – Стэндфорд-Бине, 371 – Векслеру. В 1955 г. появляется шкала Векслера для измерения интеллекта взрослых (от 16 до 64 лет). Для детей 12 субъектов, для взрослого более сложные. По структуре вербальные и невербальные.
К вербальным тестам относятся: общая осведомленность – сколько у тебя ушей; сколько ног у собаки; от каких животных можно получать молоко.

 

Общая понятливость – что необходимо сделать, если ты порежешь палец.
Арифметический субтест – у киоскера было 12 газет. 5 он продал. Сколько осталось.
Нахождение сходства – лимоны кислые, а сахар ….
Словарь – что такое велосипед?
Воспроизведение цифрового ряда – 3,5,9,10.
К невербальным (наглядным) относятся:
Завершение картинок - нет зубца расчески.
Установление последовательности картинок.
Составление орнаментов из кубиков.
Составление фигур из разрозненных деталей.
Кодирование (звездочка, крестик, треугольник и т.д.)
Лабиринт
Раймон Бернард Кеттел (Англия) разработал тест для измерения интеллекта, позже принял участие в разработке теста САТВ для проофотбора. Но больше всего Кеттел известен как автор личностного опросника, включает 16 личностных факторов.
Дж.Гелор разработал шкалу проявления тревожности, как личностной особенности. Эта методика содержит 53 вопроса, 42 из которых ориентированы на выявление различных показателей тревожности, 111-на искажение. Испытуемый отвечает на вопросы “верно”, “неверно”. Например: 1.Тебе трудно думать о чем-нибудь одном. ВЕРНО. НЕВЕРНО.
2.Тебе неприятно, если кто-нибудь наблюдает за тобой, когда что-нибудь делаешь. ВЕРНО. НЕВЕРНО.
3.Тебе очень хочется во всем быть лучше всех. ВЕРНО. НЕВЕРНО.
4.Ты легко краснеешь. ВЕРНО. НЕВЕРНО.
5.Все, кого ты знаешь, тебе нравятся.
См. Детская психодиагностика и профориентация / ред.сост. Л.Д.Столяренко. О.,1999. С.246.
В 1951 г. выходит метод MMPI, позже «Хрестоматия по MMPI в психологии и медицине».
Ганс Айзенк предлагает в 1956 г. новый личностный опросник, предназначенный для диагностики нейротизма и экстра-интроверсии, который называется Моудлейский личностный опросник, позже стал известен Калифорнийский психологический опросник.
В середине 1950 г. Дж.Гилфордом были разработаны тесты креативности.
В 1953 Г.был принят первый свод «Этических стандартов психологов», который в дальнейшем периодически обновлялся в связи с изменяющимися условиями профессиональной деятельности психологов.
В 50-х годах было принято «Руководство по диагностике и статике психических расстройств», подготовленное Американской психиатрической ассоциацией.
Развитие психодиагностики в 1960-е годы.
Роттер Вальтер Мишель
Шестидесятые годы известны как годы тестов, диссертаций по ним. В эти годы тесты подвергались критике за то, что многие вопросы были напрвлены на выявление сексуального опыта, на предрасположенность к работе в определенной сфере деятельности.
Бихевиористы не принимали личностные методики, утверждали, что не следует изучать бессознательное, скажем, тревожность лучше изучать по частоте пульса, дыханию и т.д. В это время подвергались критике не только проективные методики, но и шкалы по определению уровня интеллекта за дискриминацию детей. Во многих городах США прокатилась волна протеста против «отбрасывания» детей в спецклассы. Вместе с тем потребности практики диктовали необходимость разработки новых тестов. В 19667 г. была опубликована шкала Векслера для оценки уровня интеллекта дошкольников и младших школьников. В 1969 г. была опубликована «Шкала развития младенцев Бэйли» от 2 до 3 месяцев. Набор тестов состоит из трех частей:

  1. Умственная шкала (Mental Scale) направлена на развитие сенсорных навыков, памяти, способности к научению, зачатков развития речи.
  2. Моторная шкала (Motor Scale)- измеряет уровень развития мышечной манипуляции и манипулирования.
  3. Запись о поведении ребенка предназначена для регистрации эмоциональных и социальных проявлений поведения, объема внимания, настойчивость.

Развитие психодиагностики в 1970-гг.
Сирил Людовик Барт
Голдберг
В эти годы по-прежднему обвиняли тесты в том, что на их основе осуществлялась сегрегация детей, многих людей лишали возможности получения образования, в том числе профессионального. Некоторые ученые утверждали, что тесты усиливают эгоизм белых путем унижения черных людей.
Однако, количество тестов продолжало расти (новые редакции шкалы Векслера, Кеттела, Айзенка).
Известна деятельность С.Л.Барта, английского психолога, который пытался связать интеллект только с наследственным предопределением. Однако его взгляды были раскритикованы за субъективную окраску.
Д.Голдберг разработал опросник общего здоровья, психического благополучия, эмоциональной стабильности.
Появились компьютерные тесты, индивидуальное тестирование. В 1974 г. в Монреале была основана Международная тестовая комиссия в состав которой вошли представители 15 стран. (в наше время 23 страны).
Развитие психодиагностики в 1980-е годы.
Количество тестов продолжает расти. По значимости тесты распределились по местам.
1.Миннесотский личностный опросник
2.Шкала интеллекта Векслера для взрослых
3.Гештальт-тест Бешер
4.Тест Роршаха
5.Шкала интеллекта Векслера для детей.
6.Тест тематической перцепции
7.Тест на завершение предложений
8.Тест «Нарисуй человека»
9.Тест «Дом-дерево-человек»
Уходят термины «умственный возраст», «интеллект», «IQ»,появляются понятия «когнитивное развитие», «стандартный возрастной балл».
В 1982 г. был издан пятитомник «Успехи в психологии человеческого интеллекта», рис.Р.Стенберг, позже выходит в свет книга «Тестирование способностей». Был издан второй вариант методики MMPI-2, разработана трехфакторная модель личности: нейротизм, экстраверсия, открытость опыту, склонность к согласию, добросовестность.
Развитие психодиагнотики в 1990-е годы.
В 1992 г. был опубликован 11-й выпуск Ежегодника психических измерений, который содержал477 коммерческих тестов: диагностика личности, интеллекта. Издается «Краткий тест интеллекта Кауфмана, который содержит 1 вербальный и 1 невербальный субтест, предположительно от 4 до 90 лет.
В 1990 г. была издана «Британская шкала способностей» тест интеллекта младенцев, тест посттравматических стрессовых расстройств, проективные тесты.
По Бурлачуку… был завершен столетний период развития психодиагностики. За это время значительный прогресс был достигнут в разработке методик, с помощью которых пытались измерить едва ли не все возможные проявления индивидуальности.
Современные научные исследования по методам и методологии.
1.Исследования по вопросам физического и гигиенического воспитания.
Современными научными исследованиями по методам и методологии занимаются центр «Дошкольное детство»им.А.В.Запорожца и Институт дошкольного образования и семейного воспитания.
Вопросами физического и гигиенического воспитания занималась лаборатория под руководством Е.А.Сагайдачной. Коллектив сотрудников лаборатории изучал закономерности физического развития детей, их психофизические возможности на каждом этапе дошкольного детства. Заслуга ученых и врачей, среди которых М.Ю.Кистяковская, Н.Т.Терехова, В.И.Добрейцер, Т.Л.Богина, в том, что они сумели выявить показатели, характеризующие состояние здоровья детей; определили возрастные особенности умственной и физической работоспособности; причрны утомляемости в процессе обучения; Обосновали двигательный режим, обеспечивающий физиологически необходимый уровень двигательной активности (Т.И.Осокина, Е.А.Тимофеева, М.А.Рупова). В круг исследований лаборатории в настоящее время входят вопросы организации рационального режима дня в дошкольном учреждении, нормирование допустимых физических и умственных нагрузок, проблемы профилактики заболеваний и детской утомляемости, индивидуально-дифференцированный подход к детям в процессе оздоровительной и воспитательной работы.
Одно из важных достижений школы А.В.Запорожца в области физического воспитания – теоретическая разработка и практическое воплощение идеи ученого – изучать ребенка в единстве его физических и психических возможностей. Сотрудники лаборатории сумели определить закономерности и условия оптимального двигательного развития дошкольников, изучить взаимосвязи соматического состояния (здоровье, физическое развитие, уровень работоспособности и утомляемости, двигательная активность и т.д.) с умственным, волевым развитие. Результаты всех исследований легли в основу многочисленных програмно-методических пособий, которые широко внедрялись в практику работы дошкольных учреждений разных регионов.
Главная проблема лаборатории – изучить основы здорового образа жизни – обусловлена самой жизнью. Лаборатория разрабатывает эффективные оздоровительные технологии в системе дошкольных учреждений разного типа; условий, котрые необходимы для здорового образа жизни, в том числе осознанном отношении ребенка к своему здоровью, созданию в детском коллективе атмосферы психологического комфорта и эмоционального благополучия.
2.Исследования сенсорных способностей детей.
Исследования А.В.Запорожца, Л.А.Вегнера, В.П.Зинченко, А.Г.Рузской явились отправным пунктом генетического изучения сенсорных способностей детей. К.Тарасова, зав.лабораторией эстетического развития, основываясь на результатах исследования, вместе с сторудниками лаборатории выявили закономерности формирования сенсорных способностей; создали новую систему сенсорного воспитания в дошкольном учреждении, суть которой – знакомить детей с сенсорными эталонами; формировать у них перцептивные действия в соответствующих видах деятельности. Также в лаборатории велась работа по изучению развития общих познавательных способностей детей, об исследовании одаренности (О.М.Дьяченко, В.В.Холмовская, Т.В.Лаврентьева), о разработке диагностики умственного развития. В лаборатории нашли целенаправленный путь педагогического руководства, развивающий эти способности на разных этапах школьного детства. Как результат – разработка программ, получивших признания: «Развитие», «Одаренный ребенок», «Диагностика умственного развития». Также в лаборатории развития способностей родилось музыкально-психологическо направление исследований онтогенеза музыкальных способностей, которое стало научной основой новых программ по музыкальному воспитанию дошкольников – «Гармония», «Синтез», «Играем в оркестре по слуху», «Диагностика музыкальной одаренности».
3.Исследование проблемы нравственного воспитания.
Проблемой нравственного воспитания занималась Т.А. Маркова. В лаборатории проводились отбор и систематизация знаний, которые доступны школьникам; детское экспериментировани; разработка новых подходов к исследованию детского мышления и творчества.
В процессе исследования, проводимых Н.Н.Подъяковым, стало ясно: ребенок в процессе предметной деятельности – изобразительной, конструирования, труда в природе – способен выделять существенные связи явлений и отражать их в образной форме – в форме представлений, которые в совокупности с элементарными понятиями могут стать ядром иерархической системы знаний. Совместно с С.Н.Николаевой были сформулированы новые принципы отбора и систематизации дошкольных знаний о живой и неживой природе, которые отличаются от школьных и эффективно влияют на умственное развитие ребенка.
4.Научные исследования в области развития речи и умственного воспитания.
Важное значение имели работы Н.Н.Подъякова, И.С.Фрейдкина, Л.А.Парамоновой по изучению деятельности экспериментирования. В результате исследований удалось выявить область неопределенных проблемных знаний детей и специфические закономерности их развития. Это дало возможность впервые рассмотреть проблему возникновения и развития начальных форм категориальной структуры мышления дошкольника, начальных форм диалектического подхода детей к анализу окружающего мира (Н.Е.Веракса). Дети успешно познают сложшенйшие явления – «время», «пространство», «движение», «живое и неживое». Их представления об основных свойствах и отношениях объективного мира еще не отчетливы, глобальны, но и в таком виде они играют чрезвычайно важную интегративную роль в общем процессе психического развития. Эти «узловые точки», объединяющие умственное, эстетическое, нравственное развитие ребенка в своеобразный каркас интеллектуально-нравственной сферы, определяют его восприятие и понимание окружающего мира. Начальные формы категориальной структуры мышления уже несут функцию мировоззренческого характера. Особое место занимают исследования Н.П.Сакуниной, связанные с познавательным развитием детей на занятиях по изобразительной деятельности.
А.Г.Прушанова занимается вопросами развития речи. В лаборатории по изучению развития речи выделили 3 направления: структурное, функциональное и когнитивное.
В первом из них совместно с А.И.Максаковым изучали процесс освоения дошкольниками системы языка, его фонетическую, лексическую, грамматическую стороны. Важна идея: задачи языкового развития специфичны. Поэтому педагогическое руководство происходит не только в процессе ознакомления детей с окружающим, но и на специфических речевых занятиях, в ходе которых воспитывается лингвистическое отношение к слову, элементарное осознание языковой действительности.
Второе направление исследований – функциональное – ставило цель: развивать у детей связную речь, ее содержательность, целостность во взаимосвязи с языковым развитием методом усвоения структуры текста, способов связи между предложениями; развитием понимания смысловой стороны слова. В работах Ф.А.Сохина и О.С.Ушаковой говорилось, что развитие связной речи необходимо начинать уже в младшем дошкольном возрасте во взаимосвязи с формированием грамматической структуры предложения. При этом развернутое высказывание (монолог) зарождается в недрах диалога. Побудительной силой развития связной речи является мотив – потребность в общении со взрослыми и сверстниками.
В русле третьего направления исследовантели Г.А.Тумакова, Г.П.Белякова сумели выявить влияние элементарного осознания действительности на звуковую сторону речи, ее грамматическую структуру. Также исследователи изучают условие речевого воспитания как сферы личностного развития ребенка в процессе его диалогического общения ср взрослыми и сверстниками.
В русле третьего направления исследователи Г.А.Тумакова, Г.П.Бешекова сумели выявить влияние элементарного осознания действительности на звуковую сторону речи, ее грамматическую структуру. Также исследователи изучают условие речевого воспитания как сферы личностного развития ребенка в процессе его диалогического общения со взрослыми и сверстниками.
5.Исследование проблемы социализации ребенка в детском саду.
Исследователи лаборатории нравственного воспитания (В.Г.Нечаевой, Р.С.Буре, Р.И.Жуковской, С.А.Козловой) занимались вопросами взаимоотношений между детьми, воспитания в ребенке нравственных качеств личности: патриотизма, гражданственности, воспитания в различных видах деятельности, в игре, на занятиях; по проблемам формирования доброжелательного отношения к людям разных национальностей – нашли отражение во многих научных и методических изданиях Т.А.Репина, руководитель лаборатории формирования личности ребенка. В лаборатории – Я.З.Неверович, А.А.Рояк, Р.Б.Стеркина, Е.Е.Кравцова, Г.Г.Кравцов – проводили исследования психологического и социально-психологического характера, которые стали работой «Эмоциональное развитие дошкольников» Д.В.Запорожца.
В русле социально-психолгических исследований изучали проблему социализации ребенка в детском саду; особенности его общения, взаимодействия со сверстниками. Экспериментаторы опирались на положение: группа детского сада – это генетически первичная социально-психологическая общность дошкольников. Отношения сверстников в нем во многом опосредованы характером самостоятельной деятельности детей, ее видов, где дети объединяются по собственному желанию и под влиянием которых образуется своеобразное детское общество со сложной и относительно устойчивой системой отношений.
Еще одна тема исследований – «Влияние взрослых на характер взаимоотношений между детьми». Выявили, что доброжелательность, гибкость, мягкая форма обращений взрослого к детям снижает степень конфликтности в группе, способствует благоприятному эмоциональному настрою. Эти данные наблюдениями в семье пополнялись и доказали, что характер общения взрослых с детьми – это источник формирования способов воздействия детей друг на друга. Также исследовались проблемы как дифференцированный подход к воспитанию мальчиков и девочек; поведение и эмоциональная сфера ребенка, сфера его самосознания. Эксперимент показал: основная причина неуверенности и агрессивности ребенка – его эмоциональное неблагополучие в семье и группе детского сада.
Т.В.Антонова, руководитель лаборатории социального развития разрабатывала проблемы межличностных отношений дошкольников в группе детского сада. Речь идет о социальной ситуации развития ребенка: сотрудничестве педагогов детских учреждений и семьи; психолого-педагогических условиях эмоционального комфорта ребенка в группе детского сада. Существует другая проблема – поиск новых технологий работы психолога с воспитателями детских учреждений. Проводились исследования (Я.З.Неверович, Т.Т.Хризман, В.К.Котырло, А.Д.Кошелева) генезиса эмоций в раннем и дошкольном детстве. Эмоции детей изучались в процессе их совместной игровой и практической деятельности в детском саду и семье; исследовались условия и закономерности зарождения у ребенка социальных чувств, его эмоционального отношения к событиям и поступкам; роль эмоций в регуляции детской деятельности. Исследования показали: эмоциональная регуляция характеризуется приведением общей направленности и динамики поведения в соответствие с личностным смыслом проблемной ситуации, с тем значением, которое она имеет для удовлетворения потребностей субъекта, реализации его ценностных установок и ориентацией. При этом на ранних стадиях возрастного развития аффекты возникают, когда ребенок уже столкнулся с определенной аффектогенной ситуацией или когда его действия уже привели к положительным или отрицательным результатам. Позднее возникает опережающая эмоциональная реакция действий, основанная на эмоциональном предвосхищении их возможных последствий. Способность с эмоциональному предвосхищению позволяет ребенку не только предвидеть, но и предчувствовать отдаленные результаты своих поступков и избегать ошибочных действий, не соответствующих его основным потребностям и ценностным установкам.


6.Исследования проблемы эстетического воспитания.
Развитие интеллекта создает необходимые предпосылки для формирования высших нравственных и эстетических чувств, требующих понимания смысла переживаемых явлений и событий. Под влиянием опыта общения и коллективной деятельности у ребенка формируется способность сочувствовать другим людям, переживать чужие радости и печали как свои собственные.
В лаборатории эстетического воспитания по руководством Н.А.Ветлугиной разрабатывались занятия нового типа – комплексные, на которых с помощбю разных видов детской художественной деятельности – музыкальной, изобразительной, театрализованной – раскрывалась единая тема (пример «Осень»). Рассматривалась проблема детского творчества. Рассматривалась и исследовалась проблема самостоятельной художественной деятельности, ее содержание; методы опосредованного, косвенного руководства ее, роль индивидуального подхода к ребенку. Исследования показали, что необходимо разрабатывать новое оборудование для ее активизации и обогащения. С.Л.Новоселова, зав.лабораторией игры. Исследователями проводились изучение игры, создавали дидактические игры, разрабатывали занятия для детей раннего возраста, изучали возможности и роль игры в нравственном воспитании дошкольника. Разрабатывали комплексный подход опосредованного руководства сюжетно-ролевой игрой, включающей особую развивающую предметно-игровую среду. Практике была предложена технология компьютерно-игровых комплексов.
Л.Н.Павлова, руководитель групп раннего возраста исследовали общие закономерности психического развития ребенка. Разрабатывали концепцию умственного воспитания – формирования у детей первоначальной культуры мышления путем развития действий с предметами, игрушками. Предложили систему познавательного развития детей раннего возраста и внедрили в практику работы детского учреждения. Проводят работу с родителями в специальных психолого-медицинских центрах по проблеме пренотального онтогенеза.
7.Исследование проблемы подготовки детей к школе.
Т.В.Тарунтаева, зав.лабораторией подготовки детей к школе. Это лаборатория решала задачи готовности детей к школьному обучению. Лаборатория изучает современные психолого-педагогические условия преемственности; в практику работы внедряется эффективная система, предложенная Шулешко Е.Е.
Институт дошкольного воспитания на основе исследований разработал «Типовую программу воспитания и обучения в детском саду», также разработал преемницу этой программы, программу "Истоки".
Литература
1.Дошкольное воспитание. №2, 2001.
2.Псіхалогія. №1-5, 2001.

История развития, современное состояние и актуальные проблемы психодиагностики как науки и практическая деятельность. Часть1

История развития, современное состояние и актуальные проблемы психодиагностики как науки и практическая деятельность. Часть2