^Наверх
logo
foto1 foto2 foto3 foto4 foto5

Анализ межличностного взаимодействия детей

О том, как идет процесс формирования здоровья личности воспитанников дошкольного учреждения, говорит анализ их межличностного взаимодействия, которое определяется как случайные или преднамеренные, длительные или кратковременные, вербальные или невербальные контакты и связи двух или более детей, вызывающих взаимные изменения их поведения, деятельности, отношений и установок.
Содержание и динамика взаимодействия — сложный многоэтапный процесс превращения (преобразования) одних социально-психологических явлений в другие. Существуют разные уровни межличностного взаимодействия: низший, средний, заключительный.


На низшем уровне взаимодействие детей представляет собой простейшие первичные контакты. Мы наблюдаем очень упрощенное взаимное или одностороннее влияние друг на друга с целью общения. Конкретной цели взаимодействия еще нет, либо она быстро теряется. Подобное взаимодействие воспитанников характерно для детей раннего возраста или для новых групп, в которых дети еще незнакомы друг с другом. Главное в успехе первичных контактов заключается в принятии или не принятии воспитанниками друг друга. Отношения принятия-непринятия проявляются в мимике, жестах, позе, взгляде, интонации, стремлении закончить или продолжить общение. Они свидетельствуют о том, нравятся ли дети друг другу. Если нет, то следуют обоюдные или односторонние реакции отвержения.
Большую роль во взаимодействии низшего уровня играет эффект социальной конгруэнтности, которая предполагает минимум рассогласований в поведении детей, следствием чего является снятие напряжения, возникновение доверия и симпатии на подсознательном уровне. В результате конгруэнции и действенных первичных контактов устанавливается обратная связь между детьми, способствующая или не способствующая развитию отношений между ними. Укрепляются контакты детей, происходит согласование их совместной деятельности, преобразуются их личные отношения. Тем самым создается благоприятная почва для формирования здоровья личности.

На среднем уровне взаимодействия воспитанников постепенно развивается активное сотрудничество в достижении общей цели. Но общие устремления детей могут привести и к взаимным столкновениям в процессе согласования позиций. Дети вступают в отношения «согласия -несогласия» друг с другом. Такие отношения вызывают особую направленность волевых усилий, связанных либо с уступкой, либо с завоеванием определенных позиций. Отношения среднего уровня способствуют формированию терпимости, настойчивости, собранности, психологической подвижности и других волевых качеств, опирающихся на эмоциональный интеллект и имеющих непосредственное отношение к здоровью личности ребенка. Если на низшем уровне взаимодействия мы могли наблюдать эффект принятия — непринятия детьми друг друга, то на среднем уровне взаимодействия ярко проявляется эффект совместимости — несовместимости детей. Но в то же время следует помнить о том, что несовместимость детей в процессе взаимодействия не фатальна. Двигателем взаимодействия и совместной деятельности выступает прежде всего мотивация детей. Исследования указывают несколько видов социальных мотивов взаимодействия: общий выигрыш (мотив кооперации); собственный выигрыш (индивидуализм); конкуренция, как максимизация относительного выигрыша; альтруизм, как максимизация выигрыша другого; агрессия, как минимизация выигрыша другого; минимизация различий в выигрышах (равенство).
В процессе взаимодействия всегда имеет место взаимный контроль детей. Это может привести к пересмотру индивидуальных мотивов деятельности. В результате мотивы детей начинают координироваться, и в ходе этого процесса происходит согласование мыслей, чувств, отношений воспитанников. Изменяются их психическое состояние, установки, поведение и в конечном счете психологические качества. Таким образом, реализуется процесс взаимовлияния воспитанников. Средний уровень взаимодействия детей характерен в среднем и начале старшего дошкольного возраста.
На высшем уровне взаимодействия всегда выступает исключительно эффективная совместная деятельность детей, которая сопровождается взаимопониманием. Взаимопонимание — это такой уровень взаимодействия, при котором участники осознают структуру и содержание возможного действия партнера, а также содействуют достижению единой цели. Для взаимопонимания недостаточно совместной деятельности, нужно взаимосодействие. Оно исключает свой антипод — взаимопротиводействие, с появлением которого возникают конфликты и неприятие, непонимание.
Достижение высшего уровня межличностного взаимодействия при правильно организованной педагогической работе возможно уже в старшем дошкольном возрасте, разумеется, не в том объеме, как это возможно в коллективах учащихся и тем более взрослых. Но тем не менее переход к высшему этапу взаимодействия в его элементарных проявлениях должен быть осуществлен уже на заключительном этапе дошкольного возраста.
Подводя итог краткому экскурсу в теорию детской социальной психологии, мы можем констатировать, что при профессиональном подходе к организации межличностного взаимодействия и общения детей в дошкольном учреждении создаются необходимые предпосылки формирования здоровья личности.
Анализ уровня взаимодействия детей в дошкольном учреждении, определение его специфики и т.п. можно проводить с помощью различных методов. Основным из них является наблюдение (в том числе и включенное).
Наблюдая за тем, как ведут себя дети, как общаются, как взаимодействуют друг с другом, можно с большой степенью точности определить характер формирующейся личности, а также складывающийся психотип ребенка. Соответственно этому можно судитьо том, созданы ли необходимые условия и все ли воспитательные средства задействованы для становления здоровой личности воспитанников.
Например, в детском саду дети, подражая воспитателю, нередко называют друг друга по фамилии или даже используют прозвища (Серый вместо Сережа и т.п.). Казалось бы, что здесь страшного, в детстве многие из нас так общались. Но дело в том, что за прозвищем постепенно исчезает «живой» человек со всеми его проблемами, чувствами, привязанностями и т.д. Остается «образ», не несущий подобных признаков, и к которому изначально (на подсознательном уровне) у ребенка складывается пренебрежительное отношение. С психологической точки зрения вполне объяснимо, когда дети смеются над тем, как Серый «шлепнулся», перепрыгивая через шнур. За этим уменьшительно-пренебрежительным прозвищем не стоит реальный ребенок, как живой, думающий и чувствующий человек. Но вряд ли ребенку станет смешно, если упал Сережа, его друг или товарищ по играм. Он думает о том, что, возможно, ему больно или он переживает свою неловкость. И тогда мы можем наблюдать иную картину: дети не смеются, а проявляют сочувствие к тому, кого привыкли называть Сережей.
Нередко можно наблюдать, что не в правилах воспитанников благодарить друг друга за услугу или вежливо обращаться друг к другу с просьбой. Хотя, общаясь со взрослыми, дети эти правила соблюдают. В этом случае смело можно говорить о том, что межличностное общение воспитанников находится вне поля зрения педагогов, а также и о том, что в дошкольном учреждении чрезвычайно низок уровень педагогической культуры. Попробуем заглянуть лет на пятнадцать-двадцать вперед и увидим дурно воспитанного человека. Он осведомлен о правилах общения, но вот соответствующих этим правилам привычек у него не выработалось. Он будет вести себя подобающе только «с кем надо». Можно ли в этом случае говорить о нездоровье личности? Несомненно, можно, поскольку дурное воспитание способствует формированию отклонений в здоровье личности.
Учеными были выделены четыре базовые психические функции, при помощи которых строится взаимодействие человека с миром: мышление, чувство, интуиция, ощущения. Наличие у каждого человека всех четырех психологических функций дает ему целостное и уравновешенное восприятие мира. Обычно психологические функции контролируются энергией воли (по крайней мере этого очень хотелось бы). Но бывает так, что в человеке доминируют чувства, или мышление, или интуиция. Это можно увидеть, наблюдая взаимоотношения детей. Например, на обычные вроде бы ситуации взаимодействия ребенок реагирует бурным проявлением чувств в ущерб позитивным взаимоотношениям, не слушая разумных доводов. Это вполне объяснимо, ибо у этого ребенка в сфере психического доминируют чувства, исключающие активностьмышления, которое, как показывают исследования, больше всего стра дает от них.
Подобные примеры говорят нам о необходимости анализа форми рующегося психотипа воспитанников, поскольку подобные знания важны для оптимизации и коррекции межличностного взаимодействия. Но следует указать, что диагностику формирующегося психотипа ребенка должны осуществлять профессионально подготовленные специалисты. Воспитателям, малосведущим в вопросах психологии развития и личности, этого делать не следует. Иначе можно спровоцировать феномен «навешивания ярлыков».
Для того чтобы определить структуру межличностных отношений детей, можно использовать метод социометрии Дж. Морено, адаптированный к возрастной группе дошкольников.
Этот метод включает:

  1. социометрический тест, позволяющий фиксировать определенные характеристики группы детей как целостного образования;
  2. составление социограммы;
  3. вычисление по определенным формулам различных индексов (например, индекса сплоченности членов группы).

С помощью метода социометрии можно диагносциро-вать эмоциональные связи (симпатии, антипатии) между детьми, а также определить социально-психологическую структуру взаимоотношений воспитанников. Кроме того, этот метод позволяет довольно быстро выявить социометрический статус каждого воспитанника, который отражает его реальную роль в группе сверстников, а также дает реальное представление об общем статусе его личности. Социометрические исследования позволяют выявить в группе детей лидеров, отвергнутых (аутсайдеров) и различные устойчивые микрогруппы сверстников.Основным условием эффективности применения метода социометрии является наличие достаточного опыта общения между детьми. В связи с этим его применение обоснованно в группах старшего дошкольного возраста. Социометрическое исследование проводится психологом дошкольного образовательного учреждения, которому при соответствующей предварительной подготовке может ассистировать воспитатель. Нарис. 4 представлена упрощенная социограмма, отражающая межличностное взаимодействие детей в группе дошкольников шести лет. Анализ этой схемы показывает, что в группе сверстников существует устойчивая эталонная группа постоянно контактирующих между собой сверстников, в которой четко выделяется ее лидер. С этой группой стремятся взаимодействовать другие дети, но не у всех это получается, их связи с эталонной группой кратковременны и эпизодичны. Есть дети, которые являются аутсайдерами («низкостатусными» членами группы).
Получив подобный социометрический срез, воспитателям есть о чем подумать. Варианты его педагогических воздействий на ситуацию могут быть самые разные, в зависимости от того, насколько позитивна личность лидера эталонной группы, а также ее членов. В одном случае педагогические воздействия могут быть направлены на лидера, в другом, возможно, на создание альтернативной эталонной группы воспитанников и др.

Приведем пример. В группу поступил мальчик хорошего физического развития из благополучной семьи, неплохо воспитанный. Но дети его игнорировали и не принимали в свое сообщество. Алеша М. сильно переживал по этому поводу и отказывался посещать детский сад. Психолог обратилась к членам эталонной группы, на которую ориентировались в своем поведении другие воспитанники, и спросила их о том, почему они не принимают в свои игры Алешу. К ее удивлению, дети ответили: «Разве Вы не видите, что он глупый?» Обследовав ребенка, психолог убедилась, что у него имеется задержка психического развития. Надо сказать, что дети очень тонко чувствуют разницу в развитии сверстников. Тогда, учитывая хороший уровень физического развития мальчика, она вместе с физоргом организовала для него индивидуальные тренировки по дворовым играм, составляющим часть субкультуры детства. Затем была организована спартакиада дворовых игр, в которой Алеша занял практически все призовые места. В его честь поднимали флаг детского сада, звучал его гимн, его фотографировали для стенда и т.п. Разумеется, дети прониклись к нему симпатией. А он, в силу своего хорошего воспитания и добросердечности, охотно учил сверстников играм. Так сам Алеша стал в коллективе сверстников признанным лидером, воспитатель помогала ему удерживать эту позицию, а в дальнейшем благодаря своевременной помощи дефектологов и психолога он успешно окончил школу и поступил в университет. Кстати, во время обучения в школе Алешу неоднократно показывали по местным телевизионным каналам, как организатора и автора оригинальных спортивных игр среди подростков.

Источник: журнал "Дошкольное образование", №11, 2011г.