^Наверх
logo
foto1 foto2 foto3 foto4 foto5

Диагностика дошкольной зрелости. Часть 2

диагностика дошкольной зрелости

Авторы: Марина БИТЯНОВА, кандидат психологических наук Ольга БАРЧУК

Параметры дошкольной зрелости

Развитие мышления
В исследовании, проведенном под научным руководством Д.Б. Эльконина в 80-х годах, ученые пришли к выводу, что для успешного обучения детей наибольшее значение имеет сформированность образного, а не логического мышления. Именно образное мышление позволяет ребенку наметить способ действия, исходя из особенностей конкретной ситуации или задачи. Если же эта функция передается логическому мышлению, то учет множества частных особенностей ситуации оказывается для ребенка затруднен. Предельная обобщенность логического мышления, по мнению ученых, оборачивается слабостью для шестилетнего ученика, порождая широкоизвестное явление — формализм мышления.

Диагностика дошкольной зрелости. Часть 1

диагностика дошкольной зрелости

Авторы: Марина БИТЯНОВА, кандидат психологических наук Ольга БАРЧУК

В основе предлагаемого методического приема лежит идея диагностики дошкольной зрелости. Последняя является основным условием успешного обучения ребенка в начальной школе. Это утверждение уже звучало на страницах "Школьного психолога". Так, в тематическом номере "Подготовка к школе" была опубликована статья М. Битяновой "Куда уходит детство?" (см. "Школьный психолог", № 12, 1999). В ней полемически ставился вопрос: что нужно диагностировать при поступлении ребенка в школу и как это делать? Предлагался и вариант ответа на этот вопрос, в наибольшей степени соответствующий научной и общегуманной ориентации автора.
ОБОСНОВАНИЕ ДИАГНОСТИЧЕСКОГО МЕТОДА

История развития, современное состояние и актуальные проблемы психодиагностики как науки и практическая деятельность. Часть3

Тест Шнейдемана – нужно выполнить рисунок, а затем рассказать, что изображено.
Суть теста Блекки (1949 г.) – необходимо составить рассказ по рисункам, изображающим жизнь собачьего семейства. Ребенок, рассказывая о собаках, говорит о своих проблемах и проблемах окружающих его людей.
Развитие психодиагностики в 50-е годы.

  1. Раймонд Кеттел – основатель оцеки личности.
  2. Чарльз Осуд – снижение напряженности.

К 1951 г. имелось 1219 публикаций, посвященных тесту Роршаха, 493 – Стэндфорд-Бине, 371 – Векслеру. В 1955 г. появляется шкала Векслера для измерения интеллекта взрослых (от 16 до 64 лет). Для детей 12 субъектов, для взрослого более сложные. По структуре вербальные и невербальные.
К вербальным тестам относятся: общая осведомленность – сколько у тебя ушей; сколько ног у собаки; от каких животных можно получать молоко.

История развития, современное состояние и актуальные проблемы психодиагностики как науки и практическая деятельность. Часть2

VI.Графические проективные методики.
К графическим проективным методикам относятся «Нарисуй дерево», «Нарисуй человека», «Нарисуй животное», методика «Рисунок семьи» (Хоментаускас, 1987). Около 80% детей 6-8 лет изображают семью полностью, если проживают в семье.
Анализ: 1) метрическая удаленность изображения Я
2) детали.
Могут быть ошибки психодиагноста, поэтому нужно использовать другие методы, например, ролевые игры.
Анализ отечественных работ в области психодиагностики.

История развития, современное состояние и актуальные проблемы психодиагностики как науки и практическая деятельность. Часть1

Тема: История развития, современное состояние и актуальные проблемы психодиагностики как науки и практическая деятельность.

1.Истоки психодиагностики.
а) Предыстория психодиагностики.
б) Развитие психодиагностики в ХIХ – ХХ вв.
2.История возникновения тестирования.
а) Дидактические тесты.