^Наверх
logo
foto1 foto2 foto3 foto4 foto5

Психодиагностика раннего детства. Часть 2

(Часть 2)

В последние годы приобрела популярность методика оценки психического развития ребенка О.В.Баженовой, которая включает диагностику двигательных реакций, уровня сенсорного развития ребенка.
Показатели двигательных реакций:

  1. Легкая степень нарушения – характерно замедление отдельных реакций;
  2. Средняя степень нарушения – значительное запаздывание отдельных реакций;
  3. Тяжелая степень нарушения – характерно тотальное нарушение.

Показатели сенсорного развития:

  1. Легкая степень – несовершенство движения глаз, трудности зрительных реакций;
  2. Средняя степень – непродолжительный зрительный интерес;
  3. Тяжелая степень – полное отсутствие интереса к предметам.

О.В.Баженовой были выделены критерии действий с предметами, способов взаимодействия со взрослыми, эмоциональных и голосовых реакций.
Ориентировочные движения в двигательной сфере:

  1. 3 месяца – хороший контроль головы;
  2. 4 месяца – опора на руки в положении лежа на животе;
  3. 6 месяцев – формирование зрительно-моторная координация;
  4. 8 месяцев – может хорошо сидеть;
  5. 9 месяцев- может стоять, придерживаясь за что-либо;
  6. 10 месяцев – ползает, уверенно сидит;
  7. 11 месяцев – переступает ногами;
  8. 12 месяцев – ходит самостоятельно.

Диагностика сенсорной сферы
Сенсорное развитие ребенка – это развитие восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их формы, цвете, величине, положения в пространстве.

  1. 1 месяц – прослеживает движение объектов; есть взгляд в глаза;
  2. 1,5 месяца – следит за двигающимся человеком;
  3. 2 месяца – развиты реакции глаз: фиксация, конвергенция, фокусировка;
  4. 3 месяца – поворачивает голову на звук;
  5. 4 месяца – реагирует на исчезающий предмет;
  6. 5 месяцев – улыбается изображению в зеркале
  7. 6 месяцев – проявляет интерес к новым игрушкам;
  8. 7 месяцев – поворачивает голову на звук;
  9. 8 месяцев – дифференцирует незнакомых;
  10. 10 месяцев – вынимает интересные вещи из кармана взрослого, если видел, куда спрятал;
  11. 12 месяцев – отзывается на собственное имя.

Диагностика развития речевой активности.

  1. 2-3 месяца – возникновение вокализации;
  2. 2-4 месяца – использование вокализаций в разговоре со взрослым;
  3. 3 месяца – появление звукосочетаний а-у, а-оу, ю-ао;
  4. 4-5 месяцев – вокализация, требует внимания;
  5. 8 месяцев – лепет та-та-та;
  6. 9 месяцев – псевдослова;
  7. 10 месяцев – пытается выразить свои желания с помощью звуков;
  8. 12 месяцев – слова «бах»- падение, «кахи» – бутылочка, «фа» – каша.

Процедура тестирования из кн.Коленовой Е.И. Диагностика интеллектуального развития.

  1. ? в характеристику физического состояния.
  2. Тестирование одного ребенка не больше 20 минут.
  3. Тестирование должен проводить человек, который знает ребенка.
  4. Работать в отдельной комнате.
  5. Установить хорошие отношения (контакт с ребенком)
  6. Начинать с мелких тестов.
  7. Определить уровень умственного развития, давать и более сложные тесты.
  8. Улыбаться ребенку, независимо от результатов.
  9. Нельзя подсказывать ребенку.
  10. Не верьте никаким результатам, ребенок может быть напуганным или усталым.

V. Диагностика нервно-психического развития детей 2-го и 3-го года жизни.
Контроль за развитием детей 1 года жизни был разработан Н.М.Щеловановым (1930). Аксариной в 1950 г. для детей 2-го и 3-го года жизни.
В контроль входят:
Оценка здоровья (физического и психического развития).
Оценка поведения (ежедневно)

  1. настроение (бодрствование, спокойный, раздраженный, подавленности, неустойчивость)
  2. сон (засыпание, характер сна, длительность сна – укороченный-длительный-соответствует возрасту)
  3. аппетит (хороший, неустойчивый, плохой, избирательность в еде)
  4. характер бодрствования (активное, малоактивное, пассивное)
  5. индивидуальные особенности, черты личности ребенка

Методы контроля:

  1. опрос матери;
  2. метод наблюдения;
  3. диагностические эксперименты.

По результатам тестирования можно выделить:

  1. группу детей с нормальным развитием;
  2. группу детей с задержкой развития на 1 эпикризный срок (1 квартал, 1 полугодие)
  3. группу детей с отставанием на 2 эпикризных срока;
  4. группу детей с отставанием на 3 эпикризных срока

Показатели нервно-психического развития детей первого года жизни

Возраст

Зрительные ориентировочные реакции

Слуховые ориентировочные реакции

Эмоциональное и социальное поведение

Движение руки и действия с предметами

Движения общие

Подготовительные этапы развития понимания речи

Подготовительные этапы развития активной речи

Навыки и умения в режимных процессах

10 дней

Удерживает в поле зрения движущийся предмет (ступенчатое слежение

Вздрагивает и мигает при резком звуке

18-20 дней

Удерживает в поле зрения неподвижный предмет (лицо взрослого

Успокаивается при сильном звуке

1 мес.

Плавное прослеживание движущегося предмета

Длительное слуховое сосредоточение (прислушивается к голосу взрослого, звуку игрушки)

Первая улыбка в ответ на разговор взрослого

Лежа на животе пытается поднимать и удерживать голову

Издает отдельные звуки в ответ на разговор с ним

2 мес.

Длительное зрительное сосредоточение: смотрит на привлекший внимание неподвижный предмет или лицо взрослого. Длительно следит за движущейся игрушкой или взрослым

Ищущие повороты головы при длительном звуке. Поворорачивает голову в сторону голоса взрослого

Быстро отвечает улыбкой на разговор с ним. Длительное сосредоточение на другом ребенке

Лежа на животе поднимает и некоторое время удерживает голову

Повторно произносит отдельные звуки

3 мес.

Зрительное сосредоточение в вертикальном положении (на лице говорящего с ним взрослого игрушке)

Проявляет «комплекс оживления» в ответ на эмоциональное общение с ним (разговор)..
Ищет глазами ребенка, издающего звуки

Случайно наталкивается руками на игрушки, низко висящие над грудью

Лежит несколько минут на животе, опираясь на предплечья и высоко подняв голову. При поддержке под мышки крепко упирается о твердую опору ногами согнутыми в тазобедренном суставе Удерживает голову в вертикальном положении (на руках у взрослого)

4 мес.

Узнает мать, радуется

Поворачивает голову в сторону невидимого источника звука и находит его.
По-разному реагирует на спокойную и плясовую мелодию

Во время бодрствования часто и легко возникает «комплекс оживления».
Громко смеется в ответ на эмоциональное речевое общение с ним
Ищет взглядом другого ребенка, рассматривает, радуется, тянется к нему.

5 мес.

Отличает близких людей от чужих по внешнему виду (по-разному реагирует на лицо знакомого и незнакомого взрослого)

Узнает голос матери или близкого человека.
Различает строгую и ласковую интонацию обращенной к нему речи

Радуется ребенку, берет у него из рук игрушку

Четко берет игрушку из рук взрослого. Удерживает в руке игрушку

Долго лежит на животе, подняв корпус и опираясь на ладони выпрямленных рук.
Переворачивается со спины на живот.
Ровно, устойчиво стоит при поддержке под мышки

 

Подолгу певуче гулит

Ест из ложки полугустую и густую пищу

6 мес.

По-разному реагирует на свое и чужое имя

Свободно берет игрушки из разных положений и подолгу занимается ими, перекладывает из одной руки в другую

Переворачивается с живота на спину. Передвигается, переставляя руки или немного подползая

Произносит отдельные слоги (начало лепета)

Хорошо ест из ложки, снимает пищу губами

7 мес.

Игрушкой стучит, размахивает, перекладывает, бросает ее и др.

Хорошо ползает (много, быстро в разных направлениях

На вопрос «где?» ищет и находит взглядом предмет, неоднократно называемый, постоянно находящийся в определенном месте

Подолгу лепечет, повторно произносит одни и те же слоги

Пьет из чашки

8 мес.

Смотрит на действия другого ребенка и смеется или лепечет.
Подражает действиям взрослого с игрушками (толкает, стучит, вынимает и др.)

Игрушками занимается долго и разнообразно действует ими.
Придерживаясь руками за барьер, сам встает, стоит и опускается. Переступает держась за барьер

Сам садится и ложится.
По слову взрослого выполняет разученные ранее действия (без показа) например «Ладушки», «Дай ручку» и др.

На вопрос «Где?» находит несколько (2-3) предметов на постоянных местах

Громко и четко повторно произносит различные слоги

Ест корочку, которую держит в руке. Пьет из чашки, которую держит взрослый

9 мес.

Плясовые движения под плясовую мелодию

Догоняет ребенка, ползает ему навстречу.
Подражает действиям и движениям другого ребенка

С предметами действует по-разному, в зависимости от их свойств (катает, вынимает открывает, гремит, нажимает и др.)

Переходит от одного предмета к другому, слегка придерживаясь за них руками

На вопрос «Где? Находит несколько знакомых предметов в разных местах независимо от их постоянного месторасположения. Знает свое имя, оборачивается на зов.

Подражает взрослому, повторяя слоги, которые уже есть в лепете.

Хорошо пьет из чашки, слегка придерживая ее рукой. Формируется навык опрятности (спокойно относится к процессу высаживания)

10 месяцев

Действует рядом с ребенком или одной игрушкой с ним

Самостоятельно или по просьбе взрослого выполняет разученные с игрушками действия (открывает и закрывает, вынимает и вкладывает и др.)
Действия с предметами принимают устойчивый характер

Входит на невысокую поверхность или горку, держась за перила и сходит с нее

По просьбе «дай» находит и дает знакомые предметы. При заигрывании с ним («догоню-догоню»,» Сорока-ворона»,
Прятки и др.) выполняет разученные действия и движения

Подражая взрослому, повторяет за ним новые слоги, кото-рых нет в его лепете

Закрепляются умения, приобретенные в 9 месяцев

11 месяцев

Радуется приходу детей.
Избирательное отношение к детям

Овладевает новыми разученными действиями и начинает выполнять их по слову взрослого (накладывает кубик на кубик, снимает и надевает кольца с большими отверстиями на стержень)

Стоит самостоятельно.
Делает первые самостоятельные шаги

По словесной инструкции выполняет разученные действия, не подсказанные предметами (водит куклу, кормит собачку и др.)
Появляются первые обощения в понимаемой речи (по просьбе взрослого находит, дает любую куклу, которую видит среди игрушек, любой мяч, все машины, часы и др.)

Произносит первые слова-обозначения, например, «ав-ав», «кис-кис», «дай»

Умения и навыки закрепляются

12 мес.

Различает предметы по форме. Отличает кирпичек от кубика по слову.
Узнает на фотографии знакомого взрослого

Протягивает другому ребенку и отдает игрушку, сопровождая смехом и лепетом.
Ищет игрушку, спрятанную другим ребенком

Самостоятельно выполняет разученные действия с игрушками (катает водит, кормит и др.) Переносит действия, разученные с одним предметом, на другой (водит, кормит баюкает куклу и др.)

Ходит самостоятельно (без опоры)

Понимает (без показа) названия нескольких предметов, действий, имена взрослых и детей, выполняет отдельные поручения («найди»,»принеси, отдай тете», «положи на место» и др.) Понимает слово «нельзя»(прекращает действие). Некоторые слова в речи взрослых принимают обобщенный характер. По слову взрослого выполняет разученные ранее действия с игрушками.

Легко подражает слогам. Произносит 6-10 облегченных слов

Самостоятельно пьет из чашки (берет руками ставит на стол)