^Наверх
logo
foto1 foto2 foto3 foto4 foto5

Психодиагностика раннего детства. Часть 3

(Часть 3)

Показатели нервно-психического развития детей второго года жизни

Возраст

Понимание речи

Активная речь

Сенсорное развитие

Игра в действия с предметами

движения

Навыки

1 год 1 мес.

Запас понимаемых слов быстро расширяется

Пользуется лепетом и отдельными облегченными словами в момент двигательной активности, удивления, радости

Ориентируется в двух контрастных величинах предметов (типа кубов) с разницей в 3 см.

Воспроизводит в игре действия с предметами, ранее разученные (кормит куклу, нанизывает кольца на стержень

Ходит длительно не присаживаясь, меняет положение (приседает, наклоняется, поворачивается, пятится)

Самостоятельно ест густую пищу ложкой

1 год 4 мес. – 1 год 6 мес.

Обобщает предметы по существенным признакам в понимаемой речи (в конфликтной ситуации)

Словами, облегченными («би-би») и произнесенными правильно («машина»), называет предметы и действия в момент сильной заинтересованности

Ориентируется в 4 контрастных формах предметов (шар, куб, кирпичик, призма

Отображает в игре отдельные, часто наблюдаемые действия

Перешагивает через препятствия (брусочки приставным шагом

Самостоятельно ест жидкую пищу ложкой

1 год 7 мес. –1 год 9 мес.

Понимает несложный рассказ по сюжетной картинке, отвечает на вопросы взрослого

Во время игры обозначает свои действия словами и двухсложными предложениями

Ориентируется в 3 контрастных величинах предметов (типа кубов) с разницей в 3 см

Воспроизводит несложные сюжетные постройки: перекрытия типа «ворот», »скамейки», «дома»

Ходит по ограниченной поверхности (шириной 15-20 см), приподнятой над полом (15-20 см)

Частично раздевается с небольшой помощью взрослого (снимает ботинки, шапку)

1 год 10 мес.- 2 года

Понимает короткий рассказ взрослого без показа о событиях бывших в опыте ребенка

При общении со взрослым пользуется трехсловными предложениями, употребляя прилагательные и местоимения

Подбирает по образцу и слову взрослого 3 контрастных цвета

Воспроизводит ряд последовательных действий (начало сюжетной игры)

Перешагивает через препятствия чередующимся шагом

Частично надевает одежду (ботинки, шапку)

Как организовать контроль за развитием ребенка в детском учреждении?
В контроле за развитием и поведением детей участвуют воспитатель группы, педагог, врач. Воспитатель группы ведет наблюдение за поведением детей, педагог проводит диагностику нервно-психического развития, врач оценивает физическое развитие, состояние здоровья, дает общую оценку развития ребенка (определяет группу здоровья). При этом учитывается оценка нервно-психического развития (группа развития), которую дает педагог. Контроль за поведением детей осуществляется в дневнике группы (форма «127), где, помимо повседневного учета состояния здоровья и поведения детей, воспитатель дает описание поведения эпикризных детей, используя памятку-вопросник.

Результаты оценки уровня развития и поведения детей заносятся в карту психического развития, которая хранится у педагога. Для этого он составляет картотеку на каждого ребенка по группам. Карту заводят на ребенка один раз в два года: на второй и третий год жизни – по следующей форме:
Карта нервно-психического развития ребенка
Второго года жизни
Дата рождения ——————————————-
Дата поступления —————————————-
Анализ ——————————————————


Воз-раст

Уровень развития

Навы-ки

Пове-дение

Заключение

Назначения

Речь

Сенсорное

Игра

Движение

Пассивная

Активная

1 год
3 мес.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1год
6 мес.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 год
9 мес.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 года

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Карта нервно-психического развития ребенка
третьего года жизни
Дата рождения —————————————————
Дата поступления ————————————————-
Анализ ————————————————————-


Возраст

Уровень нервно-психического развития

Поведение

Заключение

Назначения

Активная речь

Сенсорное развитие

Игра

Конструирование

Изобразительная деятельность

Движения

Навыки

группа

в

Восприятие цвета

Восприятие формы

2 года 6 месяцев

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 года

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В данной таблице с левой стороны проставляется возраст детей, уровень развития по каждой линии. В графе «Поведение» даются лишь краткие ответы на вопросник, относящийся к характеристике поведения малыша (настроение, сон, аппетит, характер бодрствования, индивидуальные особенности). Графа «Заключение» содержит сведения педагога о поведении (без отклонений, незначительные или значительные отклонения в поведении) и развитии ребенка с указанием группы. В графе «Назначения» делают пометки о назначении на следующий возрастной период. Так, например, если уровень психического развития ребенка соответствует 2 годам, то назначения даются на следующий возрастной период – на 2 года 6 месяцев.
Врач, используя данные педагога, дает оценку состояния здоровья ребенка и свое заключение записывает в истории развития (форма «112).
Для проведения диагностики нервно-психического развития педагог подбирает рекомендуемый материал, который не используется в повседневной жизни. Хранится он в кабинете педагога по каждому возрасту (1 год 3 месяца), 1 год 6 месяцев, 1 год 9 месяцев, 2 года, 2 года 6 месяцев, 3 года) в коробках. В них же должна находиться и методика выявления уровня развития ребенка по всем показателям.
Диагностика интеллектуально-познавательного развития
(А.Н.Белоус Использование в работе пед.-псих. Диагностических карт интеллектуально-познавательного развития детей // Деятельность практического психолога на современном этапе. Мн.,2000. С.13-25.
Диагностические карты интеллектуально-познавательного развития для всех возрастных групп составлены по единой схеме. Они включают разделы: познавательная активность, развитие сенсорных процессов, развитие внимания и памяти, развитие мышления, развитие воображения. Если проследить, как меняется содержание одного раздела, например «Развитие сенсорных процессов», от младшего возраста к старшему, можно увидеть, что с возрастом изменяется уровень, появляются качественные новобразования, «изменяется степень и характер культурного вооружения, инструментария, т.е. степень и способы овладения деятельностью собственных психических функций» (Л.С.Выготский).
Заполнять диагностическую карту можно на каждого ребенка отдельно, тогда в графе «степень выраженности» делаются соответствующие отметки. Если карта заполняется в целом на группу, тогда степень выраженности отмечается условными значками (на усмотрение педагога-психолога). Заполнять карту следует, постепенно накапливая материал в ежедневной работе с детьми. Для выявления степени выраженности тех или иных параметров развития целесообразно использовать различные методы. Среди них на первое место следует поставить внимательное, целенаправленное наблюдение за проявлениями различных психических функций в разных условиях деятельности и общения. Для подтверждения первоначального прогноза можно использовать специальные исследовательские и диагностические методики или их фрагменты.
Следует помнить, что развитие ребенка протекает неравномерно. Поэтому отсутствие достижений в какой-либо области не всегда может указывать на отклонение или задержку развития. Возможны индивидуальные различия в появлении отдельных психических новообразований. Так, у одного ребенка раньше, чем у другого, могут появиться достижения в области цветоощущения, зато другой опережает его в пространственных ориентировках и т.п. Эти различия подскажут педагогу-психологу, в каком направлении следует вести коррекционно-развивающую работу с каждым ребенком. Кроме того, необходимо учитывать, что возможно продвижение ребенка в сторону повышения степени выраженности тех или иных показателей, расширение зоны его ближайшего развития по мере активного включения в освоение воспитательно-образовательной программы или в результате индивидуальной работы педагога с ребенком.
Диагностические карты интеллектуально-познавательного развития составлены в соответствии со структурой программы «Пралеска» для трех возрастных групп: «МАЛЯТА» – для детей 2-3-го года жизни, «ПОЧЕМУЧКИ» – для детей 4-5 –го года жизни, «ФАНТАЗЕРЫ» – для 6-7 го года.
Диагностическая карта интеллектуально-познавательного развития детей группы «МАЛЯТА» (2-3 год жизни)


Основные новообразования познавательной сферы

Степень выраженности

ярко

достаточно

Слабо

1.Познавательная активность:
а( Проявляет интерес к окружающим объектам:

  1. обращает внимание, следит за перемещением;
  2. трогает, манипулирует;
  3. активно изучает, совершает разнообразные действия.

Б) Задает вопросы:

  1. Устанавливающие (что это? Кто это?);
  2. Уточняющие (а это мотоцикл?);
  3. Определительные (как? Какой?)
  4. Причинные (зачем? Почему?)
  5. В) Выполняет действия:
  6. - импульсивные;
  7. подражательные;
  8. инициативные.

Г) Познавательно-практическая деятельность эмоционально окрашена, сопровождается:

  1. радостью, восторгом;
  2. удовольствием;
  3. безразличием, скукой.

2.Развитие сенсорных процессов:
а) Усваивает сенсорные эталоны:

  1. различает основные цвета, отбирает по образцу, сортирует предметы разных цветовых тонов (наименование всех цветов необязательно, можно использовать предэталоны – как травка…);
  2. различает 4-5 основных форм (круг, квадрат, треугольник, овал и др.), некоторые из них обозначает предэталонами (как крыша, как яйцо);
  3. размещает геометрические фигуры в ячейках соответствующей формы, выстраивает ряды «больше-меньше»;
  4. различает на ощупь форму и величину предметов, материал, из которого они сделаны;
  5. раскладывает предметы на группы по образцу, по функциональным признакам.

3. Развитие воображения:

  1. перенести действие с одного предмета на другой;
  2. начинает применять предметы заместители;
  3. в каракулях узнает образы;
  4. возникают представления воображения на основе описания (в процессе слушания сказок и т.п.).

Диагностическая карта интеллектуально-познавательного развития детей группы «ПОЧЕМУЧКИ» (4-5 год жизни)

Основные новообразования познавательной сферы

Степень выраженности

1

2

3

1.Познавательная активность:

  1. проявляет интерес ко всему окружающему;
  2. стремится сам разобраться в новых явлениях;
  3. задает много вопросов % определительные, причинные (почему? Зачем? Для чего?), вопросы-гипотезы (девочка плачет, потому что потерялась? А верблюд кушает хлеб?..);
  4. способен испытать удовольствие от интеллектуального напряжения, способен удивляться;
  5. проявляет любопытство, любознательность;
  6. испытывает потребность в получении знаний.

2. Развитие сенсорных процессов:
а) расширяет круг сенсорных эталонов:

  1. различает цвета спектра и их оттенки, называет цвета предметов и объектов природы;
  2. усваивает сигнальное значение цвета (красный помидор – спелый, желтые листья – наступила осень, зеленый цвет светофора – путь открыт);
  3. знает расположение цветовых тонов спектра;
  4. осваивает приемы получения новых цветов путем смешения красок;
  5. свободно ориентируется в геометрических формах, различает, называет, использует их в конструировании;
  6. имеет представление о разнообразии треугольников, многоугольников, овалов;
  7. способен самостоятельно изготовить новые формы (путем вырезания, лепки, конструирования).

Б) выполняет разнообразные перцептивные, обследовательские действия:

  1. владеет зрительным и осязательным обследование формы предметов (рассматриванием, ощупыванием, прислушиванием);
  2. выделяет детали, анализирует сложную форму;
  3. усваивает различные временные отношения (утро, день, вечер; вчера, сегодня, завтра; сзади, над, под, в, на…).
  4. В) Овладевает сложными видами восприятия:
  5. - при рассматривании картинки переходит от перечисления к описанию, выделяет образы, способен понять взаимосвязь объектов, понимает эмоциональное состояние персонажей;
  6. В сказке различает волшебное и реальное, плохих и хороших героев, добро и зло;
  7. При восприятии музыки способен различать произведения по жанру, настроению, ритму;
  8. Способен заметить и понять переживания другого человека (радость, грусть, тревогу, печаль).

3.Развитие внимания:

  1. способен обратить внимание на новые предметы и их свойства, замечает изменения в окружающей среде;
  2. способен к длительному сосредоточению на объекте, наблюдению за явлениями природы, поведение животных, работой транспорта, трудом людей;
  3. объем внимания расширяется до 4-5 объектов;
  4. может быть сосредоточен на интересной деятельности 10-12 минут.

4. Развитие памяти: легко запоминает яркий, наглядный материал, с которым действует (5-7 объектов);
- запоминает словесный эмоционально насыщенный материал (сказки, рассказы, потешки, считалки…);
- переходит от непроизвольной памяти к произвольной, принимает задачу запомнить;
- сохраняет в памяти поручения, способ действия, события, сказки, стихотворения…;
- начинает применять приемы самоконтроля при запоминании;

  1. усваивает простые приемы осмысления материала, прилагает усилия, старается запомнить.

5. Развитие мышления:
а) Осваивает общие способы познавательной деятельности:

  1. умеет анализировать, сравнивать, обобщать;
  2. овладевает действием классификации и сериации;
  3. находит и понимает связи и отношения;
  4. решает задачи без участия практических действий;
  5. планирует деятельность, представляет будущий результат своих действий;
  6. легко оперирует образами при решении мыслительных задач в дидактических играх и проблемных ситуациях.

Б) Переходит от наглядно-образного к наглядно-схематическому мышлению:

  1. умеет выйти за пределы воспринимаемого, оперировать представлениями, образами знакомых предметов;
  2. начинает усваивать обобщенные знания, понятия первого и второго порядка;
  3. познает внутренние свойства предметов и явлений, разнообразие связей и отношений;
  4. решает конструктивные задачи, опираясь на схемы и чертежи;
  5. осваивает приемы наглядного моделирования;
  6. понимает смешное, юмор, переносный смысл.

6. Развитие воображения:

  1. способен создать наглядный образ на основе описания;
  2. начинает вычленять фантастическое, вымышленное;
  3. осваивает приемы создания образов воображения (комбинирование, преувеличение, преуменьшение, смещение признаков, неожиданные превращения).

Диагностическая карта интеллектуально-познавательного развития детей группы «ФАНТАЗЕРЫ» (6-7 год жизни)

Основные новообразования познавательной сферы

Степень выраженности

1

2

3

  1. Познавательная активность:
  2. проявляет живой интерес в новым сферам окружающего мира, к умственной деятельности;
  3. интересуется новыми предметами со сложным устройством и нестандартными функциями;
  4. основной тип поведения – неутомимый исследователь;
  5. познавательные процессы направлены на учебно-познавательную деятельность;
  6. использует разные способы добывания знаний, активно экспериментирует;
  7. возникает желание учиться, стремление овладеть учебными навыками;
  8. легко переносит знания и умения в новые условия.
  9. Развитие сенсорных процессов:

А) Развиваются сенсорные способности:

  1. тонкая дифференцировка сенсорных эталонов (усвоение цветовых тонов по шкале светлотности, выделение промежуточных тонов; вариативность геометрических форм (различающихся по пропорциям, величине углов и т.п.);
  2. усвоение системных связей, взаимопереходов между разновидностями свойств (смешение цветов, группировка геометрических фигур, их преобразование выстраивание сериационных рядов: больше-меньше, от темного к светлому).

Б) овладевает сложными приемами наглядного моделирования – моделирования строения предметов:
Моделирование звуковысотных отношений;
Звуковой анализ слова, построение модели слова;
Моделирование пространственных отношений (построение плана игрушечной комнаты, плана реальной комнаты, плана участка, спортивной площадки).
В) Овладение сложными видами восприятия:

  1. владеет анализирующим восприятием, наблюдателен;
  2. различает пейзаж, портрет, жанровую живопись, натюрморт;
  3. понимает портрет (настроение героев, характер, возраст);
  4. способен истолковать содержание картины (с близким к жизни ребенка сюжетом);
  5. проявляет избирательное отношение к музыке, понимает эмоциональную насыщенность, настроение произведений;
  6. ориентируется в пространстве листа (знает левый верхний угол, правый верхний угол и т.д.);
  7. ориентируется во времени, знает дни недели, месяцы, времена года, их последовательность; развивается чувство времени (чувствует 1 минуту, 5 минут); начинает ориентироваться во времени по часам (час, четверть часа, половина);
  8. способен понять переживания другого человека, передает в рисунке настроение, характер, способен стать на позицию другого.

3.Развитие внимания:

  1. объем внимания расширяется до 5-7 объектов;
  2. может быть сосредоточен в течение 15-20 минут (при смене видов деятельности до 30-35 минут);
  3. умеет управлять вниманием, владеет произвольным вниманием;
  4. может подчинить внимание учебной задаче.

4.Развитие памяти:

  1. владеет приемами образного запоминания;
  2. запоминает легко и надолго;
  3. объем непроизвольной кратковременной памяти – 5-6 объектов;

 

ОДАРЕННОСТЬ
ОПРОСНИК ПО РАННЕМУ ДЕТСТВУ
Прочитайте каждый из следующих пунктов и определите оценку. Поставьте (х) в том месте, которое соответствует вашему выбору: 1 — очень редко или никогда; 2— редко; 3 — иногда; 4 — часто; 5 — почти всегда.


Особенности ребенка

 

 

 

 

 

  1. Проявляет большую любознательность в отношении различных предметов, явлений, событии. Задает множество вопросов, в том числе: «почему?», «зачем?», «отчего?»
  2. Задает много «умных» вопросов о том, что обычно маленьких детей не интересует
  3. Точно, правильно использует много слов в своей речи
  4. Проявляет способность к очень подробному рассказу или пересказу историй, фактов
  5. Может вести «интеллектуальные» разговоры с другими детьми и взрослыми
  6. Склонен к серьезным размышлениям. Интересуется сложными, глобальными проблемами (например, может рассуждать о жизни и смерти и пр.)
  7. Легко справляется с загадками и может их придумывать
  8. Понимает сложные (для его возраста) определения, отношения. Находит общее в предметах, явлениях, даже если это не очевидно. Демонстрирует абстрактное мышление
  9. Легко справляется со счетом, простыми арифметическими действиями
  10. Понимает значение чисел от 1 до 10
  11. Понимает назначение и способы использования схем, карт лучше, чем его ровесники
  12. Проявляет большой интерес к часам, календарям, может понять их функции
  13. Проявляет большое желание учиться — приобретать новые знания, навыки
  14. Проявляет способность к концентрации, сохранению внимания в течение большего периода времени, чем его сверстники
  15. Легко схватывает и удерживает большое количество информации. Запоминает больше подробностей, чем другие дети
  16. Проявляет острую наблюдательность
  17. Проявляет одаренность в области музыки, рисования, ритмики и других областях искусства