^Наверх
logo
foto1 foto2 foto3 foto4 foto5

Психодиагностика раннего детства. Часть 4

(Часть 4)

Опросник для родителей

1. Приведите конкретные примеры, показывающие, что у вашего ребенка очень хорошая память.
2. Расскажите о случаях, когда ваш ребенок быстро и легко научился чему-либо или освоил какие-либо знания, навыки без дополнительных усилий с вашей стороны.
3. Опишите первый опыт самостоятельного чтения вашего ребенка (возраст, ситуация, материал, который прочел).
4. а) Опишите первые попытки вашего ребенка начать говорить, б) Приведите примеры, показывающие, что у вашего ребенка богатый словарный запас.
5. Приведите факты, свидетельствующие о хорошем чувстве юмора ребенка.
6. Приведите пример сочиненной вашим ребенком истории (сказки).
7. Приведите пример истории или картинки, которым ваш ребенок дал свое объяснение (интерпретацию).
8. Расскажите окончание истории, сказки, придуманное ребенком.
9. Ваш ребенок может считать до ..., понимая при этом значение чисел.
10. Может ли ребенок определить отношение между двумя предметами (больше — меньше)? Дайте конкретный пример.
11. Опишите, как проявляется интерес ребенка к часам, календарям, головоломкам.
12. Скажите, что вызывает любопытство ребенка. Приведите примеры.
13. Что собирает ваш ребенок? Как он составляет свою коллекцию?
14. Приведите пример изобретательности ребенка.
15. Опишите, как проявляется интерес ребенка к теле- и радиопередачам, газетам и пр.
16. Какие карты, картинки вызывают интерес ребенка?
17. Перечислите темы, которыми интересуется ваш ребенок, и приведите примеры вопросов, которые он задает.
18. Расскажите о результатах и проявлениях настойчивости ребенка при решении трудных задач, которые действительно были интересны ему.
19. Как проявляется чувствительность ребенка к переживаниям других?
20. Опишите ситуацию, когда ребенок проявил качества лидера.

  1. Опишите отношения вашего ребенка с другими детьми.

Предлагаем нормативную шкалу для диагностики одаренности, разработанную американскими психологами И.Г.Холл и Н.Скинпер. Шкала, охватывающая возрастной диапазон от 1 месяца до 7 лет, систематизирована по трем относительно самостоятельным рубрикам: общие двигательные способности, двигательные способности более специального характера и «познавательный язык».
Рядом с названием каждой способности указана возрастная норма в месяцах (целых, а также сотых долях). В рамках каждой рубрики перечень способностей дается в порядке увеличения возрастной нормы.
Принимается, что если каждый ребенок в своем развитии опередил норму более чем на 30% (рядом приводится абсолютный показатель), то этот факт может говорить (в совокупности с другими подобными превышениями) в пользу того, что данный ребенок является одаренным. Для такого вывода достаточно, считают авторы методики, чтобы хотя бы по одной из трех рубрик 30 %-ное опережение возрастной нормы было зафиксировано по большинству перечисленных в ней способностей.
Для изучения одаренности используют и такие методы, как биографический, контент анализ, опрос, изучение продуктов детской деятельности

Наименование усвоенного действия

Норма (в месяцах)

Опережение на 30 % (в месяцах)

Общие двигательные способности

Поднимает подбородок, лежа на животе
Держит голову и корпус
Переворачивается лежа
Сидит при поддержке
Сидит самостоятельно
Стоит с посторонней помощью
Стоит, держась за опору
Ползает
Устойчиво стоит сам
Ходит самостоятельно
Ходит, прекратив ползать
Ползает по ступеням лестницы
Поднимается по ступеням
Самостоятельно сидит на стуле
Переворачивает страницы книги
Спускается по ступеням лестницы, держась одной рукой за опору
Поднимается по ступеням, держась за перила
Хорошо бегает (без падений)
Поднимается и спускается по ступеням самостоятельно
Ходит на цыпочках
Прыгает одновременно двумя ногами
Чередует ноги, поднимаясь по ступеням
Прыгает с места
Катается на трехколесном велосипеде, используя педали
Прыгает на одной ноге
Бросает мяч
Прыгает с чередованием ног
Двигательные способности более специального характера
Хватает и тут же выпускает из руки ложку
Координирует глаза по вертикали
Играет с погремушкой
Манипулирует мячиком, проявляет интерес к детям
Координированно натягивает ленту
Избирательно пользуется левой и правой рукой
Держит предмет между пальцами и ладонью
Координированно держит карандаш
Самостоятельно толкает игрушечный автомобиль
Самостоятельно рисует каракули
При рисовании имитирует штрихи
Сгибает лист бумаги
При рисовании имитирует штрихи типа У и О
Имитирует штрихи типа У и Н
Имитирует мостик из кубиков
Рисует человека, составляя его из двух частей
Рисует четко различаемую фигуру человека
Копирует треугольник
Рисует человека с изображением шеи, рук, одежды.
«Познавательный язык»
«Социальная улыбка» при виде человека
Издает четыре и более звуковых тонов
Визуально опознает мать
Реагирует на звук взором
Издает два разных звука
Произносит четыре разных слога
Произносит «да-да» или нечто аналогичное
Реагирует на свое имя
Проявляет интерес к картинкам в книгах
Имитирует слова
Имеет активный словарь не менее трех слов (помимо «ма-ма» и «да-да»
Имеет активный словарь из 4-6 слов, включая имена
Показывает названную часть тела
Называет один предмет («Что это?»)
Выполняет указание положить предмет на стул
Имеет активный словарь из 10 слов
Имеет активный словарь из 20 слов
Соединяет два или три слова
Перестает использовать жаргон, строит предложения из трех слов
Пользуется словами: «я», «ты», «мне»
Называет три и более предмета по картинке
Способен опознать пять и более предметов
Опознает семь предметов
Называет свое имя
Называет пять предметов по картинке
Способен сказать, как используются те или иные предметы
Считает (перечисляет) предметы до трех
Различает пол человека

 

1
2
3
4
7
8
9
11
11
12,5
15
15
18
18
18

21
21
24

24
30
30
36
36

36
48
48
60

 

1
1
3
6
7
8
9
11
11
13
15
21
24
30
36
48
60
60
72

1,5
1,6
2
2,2
2,3
7
7,9
9
10
12,5

14
15
17
17,8
17,8
18
21
21

24
24
24
24
30
30
30

30
36
36

 

0,70
1,40
2,10
2,80
4,90
5,60
6,30
7,70
7,70
8,75
10,50
10,50
12,50
12,60
12,60

14,70
14,70
16,80

16,80
21,00
21,00
25,20
25,20

25,20
33,60
33,60
42,00

 

0,70
0,70
2,10
4,20
4,90
5,60
6,30
7,70
7,70
9,10
10,50
14,70
16,80
21,00
25,20
33,60
42,00
42,00
50,40

1,05
1,12
1,40
1,54
1,61
4,90
5,53
6,30
7,00
8,75

9,80
10,50
11,90
12,46
12,46
12,60
14,70
14,70

16,80
16,80
16,80
16,80
21,00
21,00
21,00

21,00
25,20
25,20

Диагностика интеллектуально-познавательного развития


Воз-раст

Активная речь

Сенсорное развитие

Игра

Коструктивная деятельность

Изобрази-тельная деятель-ность

Навыки

Движения

Грамматика

Вопросы

Воспроизведе-ние формы

Воспроиз-ведение цвета

одевания

кормления

2 года – 2 года 6 месяцев

Говорит многословными предложениями (более 3 слов)

Появляются вопросы: где? Куда?

Подбирает по образцу основные геометрические фигуры в разнообразном материале

Подбирает по образцу разнообразные предметы 4 основных цветов

Игра носит сюжетный характер. Ребенок отражает из жизни окружающих взаимосвязь и последовательность действий (2-3)

Самостоятельно делает простые сюжетные постройки и называет их

 

Полностью одевается, но еще не умеет застегивать пуговицы и завязывать шнурки

Ест аккуратно

Перешагивает через палку или веревку, горизонтально приподнятую на 20-28 см.

2 года 6 месяцев – 3 года

Начинает употреблять сложные придаточные предложения

Появляются вопросы: почему? Когда?

В своей деятельности правильно использует геометрические фигуры по назначению

Называет 4 основных цвета

Появляются элементы ролевой игры

Появляются сложные сюжетные постройки

С помощью пластилина, карандаша изображает простые предметы и называет их

Самостоятельно одевается, может застегивать пуговицы, завязывать шнурки с небольшой помощью взрослого

Пользуется салфеткой по мере надобности без напоминания

Перешагивает через палку или веревку, горизонтально приподнятую над полом на 30-35 см.

Показатели нервно-психического развития детей третьего года жизни.
4.Диагностика нервно-психического развития детей раннего возраста.
Наиболее значимые работы по диагностике детской психики.
Гезелл и его коллеги подготовили “таблицы развития”, охватывающие 4 основные сферы поведения: язык, моторику, адаптивное и личностное – социальное поведение. В исследовании Геззела данные, полученные посредством прямого наблюдения за реагированием детей на обычные игрушки и др. стимульные объекты, дополнялись информацией, сообщаемой матерью ребенка. Для того, чтобы метод наблюдения был высококачественным и давал информацию о развитии, Д.Легили вводит особый методический прием – создание определенной схемы наблюдения и заполнения карточек развития. Цель такой карточки по его мнению – создание четкого представления о ребенке на данный отрезок времени. В карточках отражены:
А) физическое развитие;
Б) общение и развитие речи;
В) социальное развитие и игры;
Г) самостоятельность и независимость;
Д) поведение.
Существует два способа оценки информации, которую дают карточки:
1 – сравнивание показателей ребенка со средними показателями детей данного возраста.
2 – сравнивание информации с результатами, полученными ребенком в более раннем возрасте.
Бейли и его коллеги разработали шкалы развития младенцев. Они предусматривают три вспомогательных средства оценки развития ребенка в возрасте от 2 до 2,5 лет:
Шкалу умственного развития – она выявляет восприятие, память, обучаемость, вокализация, решение проблем, зачатки словесного общения и простейшее абстрактное мышление;
Шкалу моторного развития – измеряет макромоторные способности (умение сидеть, ходить, стоять, двигать пальцами, руками);
Запись поведения младенца – оценка различных аспектов развития личности ребенка, таких как эмоциональное и социальное поведение, объем внимания, настойчивость, целеустремленность.
Помимо шкал существуют и тесты развития. Цель их – определить развитие младенца по 4 направлениям: навыки общения, мелкая моторика, речь, развитие основных движений. Эти тесты дают возможность выявлять отставание в развитии у младенцев, за исключением развития умственных способностей.
Тесты развития детей раннего возраста представляют результат многолетних исследований Шарлотты Бюлер и Гильдегард Гетцер (Венская школа). Тесты 1-го и 2-го года жизни были разработаны и опубликованы еще в 1928 и 1930 гг. Тесты для 3-6 лет – в 1935 были разработаны и опубликованы в Вене, где прошел стандартизацию и статистическую обработку. В основе тестов положен богатейший материал, полученный в результате длительной и тщательной предварительной работы по изучению развития нервно-психической деятельности ребенка (Ш.Бюллер, Г.Гетцер и Г.Гард «Соц.-психологич. изучение ребенка первого года жизни»). В процессе проведения обследования детей раннего возраста встречается очень много затруднений, игнорирование которых может сильно исказить результаты испытания. Поэтому необходимо считаться с указаниями, которые даются при проведении обследования детей. Вместе с цифровыми показателями в методике предполагается построение профиля развития. Он дает наглядное представление о результатах испытания уровня развития каждого отдельного ребенка; он показывает, в каких сторонах нервно-психической деятельности ребенок отстает или опережает. Тем самым дается возможность установить характер возможностей отсталости или превосходства развития и в известной степени учесть причины, установленной в результате обследования тип развития. Изучение проходит в основном методом наблюдения естественных жизненных реакций ребенка в естественной ситуации. В качестве основных показателей поведения ребенка в естественных условиях были приняты факты раздражимости органов чувств и спонтанная двигательная активность:

  1. восприятие (рецепция) органов чувств,
  2. движение тела,
  3. социальность (контакт с людьми),
  4. обучение (изменение поведения вследствие приобретенного опыта),
  5. действие с материалом (деятельность ребенка над окружающей средой и изменение последней),
  6. психическая продуктивность (отмечающая творческую установку и преследование целей).

Вся мыслительная деятельность отнесена к последней категории, к процессам обучения отнесена подражательная деятельность.
Исходным пунктом тестовых испытаний является соответствующая возрасту серия тестов. Кроме того, предполагаются две серии, последующие его возрасту. В итоге испытания каждого ребенка проводятся пятью сериями тестов, которыми будет полностью охвачена сфера деятельности нормального ребенка.
Техника проведения тестовых испытаний

  1. Однородное построение тестовых ситуаций, т.е., условия должны быть одинаковыми для всех детей.
  2. Оптимальный выбор помещения и места. Ребенок должен находиться в привычном для него помещении.
  3. Роль обследователя. До начала испытания минуту занять ребенка чем-нибудь другим. Не подходить к ребенку сразу со стараниями установить контакт.
  4. Устранение помех из ситуации тесто. Во время опытов лучше всего находиться в помещении с ребенком один на один. Гораздо более благоприятным оказывается время, охваченное свободной игрой.
  5. Состояние, наиболее благоприятное для испытания. Дети не должны быть голодными и слишком сытыми.
  6. Время испытания и его длительность. Ребенок должен находиться в благоприятном для испытания состоянии. Необходимо благоприятное время дня. Допустимая длительность испытания в первый год жизни – от 10 до 20 минут; на второй – от 30 до 45 минут; старше 2-х лет – до часа.
  7. Учет индивидуальных особенностей.
  8. Возможны видоизменения тестов.

Построение тестов:
Серия тестов для первого года жизни.
Описание пособий.
Описание тестов.
Серия тестов для 1 месяца жизни (10 тестов)
Серия тестов для второго месяца жизни (10 тестов)
Серия тестов для 3,4,5,6,7,8 месяцев жизни
Серия тестов для 9 и 10 месяцев жизни.
Серия тестов для 11 и 12 месяцев жизни.
Описание пособий.
Серия тестов для первой четверти 2 года жизни.
Серия тестов для второй четверти 2 года жизни.
Серия тестов для 2 полугодия 2 года жизни.
Примеры тестов.
2 месяц жизни. Неспецифическая общая реакция на мешающую пеленку. На лицо ребенка, лежащего на спине, накладывается пеленка, так что голова покрыта ею.
+Ребенок делает всем телом неспецифические движения, но не освобождается от пеленки.
3 месяц жизни. Ответить на взгляд улыбкой или гулением. Обследователь склоняется над ребенком и смотрит на него с расстояния 25 см.
+Ребенок смотрит на обследователя и реагирует улыбкой или гулением.
4 месяц жизни. Держать погремушку. Ребенок получает в руки погремушку.
+Ребенок прочно держит погремушку, не теряя ее сейчас же.
5 месяц жизни. Следить взглядом за движущимся по комнате человеком. Обследователь склоняется над ребенком, смотрит, играет с ним, потом удаляется от кроватки и ходит по комнате.
+Ребенок следит за обследователем взглядом.
7 месяц жизни. Схватить за край стола. Обследователь сидит у стола и берет на колени ребенка – так, что он может достать стол вытянутой рукой.
+Ребенок схватывает рукой край стола и прочно удерживает.
9 и 10 месяц жизни. Привлекать к себе внимание взрослого. Обследователь стоит спиной к ребенку.
+Ребенок пытается привлечь внимание взрослого.
11 и 12 месяц жизни. Открыть коробочку. Перед ребенком кладется закрытая коробочка.
+Ребенок пытается открыть ее.
16 месяц жизни. Обратиться ко взрослому за разъяснениями. Ребенок сидит и держит зеркало.
+Ребенок рассматривает свое изображение, смотрит пытливо и вопросительно на обследователя.
1,5 года жизни. Рассматривать готовую постройку другого. Обследователь строит перед ребенком башню из кубиков.
+Ребенок внимательно рассматривает готовое строение.
Литература.
1.Комкова Е.И. «Диагностика интеллекта детей дошкольного возраста» Мин.,1998.
2.Бюллер Ш., Гетцер Г. «Диагностика нервно-психического развития детей».
3.Введение в психодиагностику. К.М.Гуревич, Е.М.Борисова, М.,1997 г.
ВСТАВКА (СКАНЕР)
5.Ранняя диагностика отклонений в развитии
При ранней диагностике фиксируются:

  1. наследственные особенности;
  2. состояние здоровья;
  3. пол;
  4. окружающая среда;
  5. особенности развития общей моторики, тонкой моторики рук, зрительно-моторной координации;
  6. восприятие;
  7. познавательные функции, речь;
  8. характер социально-эмоционального развития.

Показатели психического развития детей раннего возраста.

Возраст

Особенности развития

От рождения до 8 нед.

Рефлекторный крик, в крике пребладают гласноподобные звуки

От 8 до 20 нед. 2-5 мес.

Появление гуления и смеха.»Гукание», улыбка при общении 6-8 нед. С 15-16 нед. – смех при общении.

От 20 до 30 нед. 4-7,5 мес.

Произнесение первых слогов

7,5 – 12 мес

Расцвет лепета

9-18 мес.

Произнесение слогов и «псевдослов».

Показатели вербального развития
Возраст
1 мес. – Реакция сосредоточения на речевое общение с ребенком;
2 мес. – Улыбка при общении;
3 мес. – Комплекс оживления при общении со взрослым;
4 мес. – Дифференцированность комплекса оживления, смех;
5 мес. – Певучее гуление;
6 мес. – Лепет;
7 мес. – Готовность к совместной игровой деятельности, ориентация на колокольчики;
8 мес. – Реакция на незнакомое лицо:
9 мес. – Общение с помощью жестов, игра в «ладушки».
10 мес. – Ситуационное понимание обращенной речи;
11 мес. – Использование 3 лепетных слов с соотнесением и т.д.
12 мес. – см. из «Пралески» – понимание инструкции
15 мес – словарный запас – 6 слов;
18 мес. –Показывание частей тела (1);
21 мес. – Словарный запас – 20 слов;
24 мес. – Словарный запас – 50 слов;
30 мес. – Предложения из 2 слов;
36 мес. – Словарный запас 250 слов.
Самостоятельно; выписать особенности развития общей моторики с 3 месяцев до 6 лет.
6.Нарушения познавательной деятельности
Умственная отсталость характеризуется недоразвитием абстрактного мышления (1), процессов обобщения (2) в сочетании с малой подвижностью и инертностью психических процессов (3). Ребенок не может сказать, сколько будет 2+2, почему листья опадают, не может быстро перейти от возбуждения к торможению. Не может нарисовать ? фигуру, не может ориентироваться на плоскости, не может решить задачу.
Выделяют 2 формы умственной отсталости: олигофрению и деменцию.
При олигофрении имеет место внутриутробное недоразвитие головного мозга.
Характерно:

  1. недоразвитие всех психических функций: соотнесение, анализ, синтез, абстрагирование;
  2. нарушение моторики; речи, восприятия, памяти, внимания, эмоциональной сферы, произвольных форм поведения.

При олигофрении выделяют 3 степени умственного недоразвития:
дебильность – QI=50-69;
имбецильность – QI=20-49;
идиотию – QI меньше 20.
Деменция – это распад сформированных интеллектуальных психических функций.
Признаки деменции – нарушение умственной работоспособности, памяти, внимания, мотивации. Дети часто некритичны, расторможены. Теряется речь, пропадают навыки самообслуживания и опрятности.
Еще встречаются дети с ЗПР (логическое мышление может быть сохранным по сравнению с памятью, вниманием.
Дети олигофрены не могут перенести действия на идентичное. Например: на лугу играло 3 девочки и 1 мальчик. Сколько всего детей играло на лугу? Ребенок отвечает 5. А вот на предложение нарисовать столько же кружков – с заданием не справляется.
Критериями нарушения внимания являются:

  1. излишняя двигательная активность: ребенок производит множество движений ногами, руками или вертится на месте;
  2. не может длительное время сидеть спокойно;
  3. легко выводится из равновесия внешними стимулами;
  4. нетерпелив и легко возбудим в играх со сверстниками;
  5. часто начинает отвечать на вопросы, не дослушав их до конца;
  6. с трудом подчиняется инструкциям;
  7. не умеет играть и говорить тихо;
  8. часто прерывает других.

Причинами слабого чтения являются:

  1. несформированность зрительного анализа и синтеза;
  2. недостаточность пространственных представлений;
  3. нарушение фонематического восприятия;
  4. недоразвитие лексико-грамматического строя речи.

Карта нервно-психического развития и поведения ребенка 1 года жизни

Имя, фамилия___________________________________________
Дата рождения__________________________________________
Дата и возраст при поступлении___________________________
Первое полугодие

 

Возраст

Уровень нервно-психического развития, соответствующее каждому возрасту

Поведение

Заключение

Назначения

Зрительные ориентировочные реакции

Слуховые ориентировочные реакции

Эмоции и социальное поведение, общение детей

Движения общие

Активная речь

Движения руки

Навыки и умения в реж. Процессах

1 мес.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 мес.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 мес.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4 мес.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5 мес.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6 мес.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Второе полугодие

 


Возраст

Уровень развития (какому возрасту соответствует)

Поведение

Заключение

Назначения

Сенсорное развитие (зрит.и слух. Ориентировочные реакции)

ведение

движения

Действия с предметами

Понимание речи

Активная речь

Навыки и умения в процессах

7 мес.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8 мес.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9 мес.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10 мес.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

11 мес.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

12 мес.