^Наверх
logo
foto1 foto2 foto3 foto4 foto5

Психодиагностика раннего детства. Часть 5

(Часть 5)

Карта нервно психического развития ребенка 2-3 года жизни.

Анамнез
Дата рождения
Возраст при поступлении


Возраст

Уровень нервно-психического развития

Поведение

Заключение

Назначения

Речь

Сенсорное развитие

Игра

Движения

Навыки

Взаимная

Активная

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Возраст

Уровень нервно-психического развития

Характер поведения

Заключения

Назначения

Речь

Сенсорное развитие

игра

движения

Навыки

понимание

активное

1 год 6 мес.

1,6

1,3

1,2

1,6

1,6

1,3

1.Сложенное
2.Медлитель-ное, спокойное
3.Хороший
4.Активный
5.Малоэмо-циональный

Отстает в развитии активной речи, игре, сенсорном развитии, навыках на 1. Отклонения в поведении незначительные

1.Используя индивидуальный эмоциональный контакт, побуждать к речевым реакциям.
2.Учить ориентироваться в 2-х контратных величинах предметов.
3.Учить самостоятельно есть ложкой.

Продолжение


Возраст

Уровень нервно-психического развития

Поведение

Заключение

Активная речь

Сенсорное развитие

Игра

Конструкторская деятельность

Изобразительная деятельность

Движения

Навыки

Грамматика

Вопросы

Восприятие формы

Восприятие цвета

2 года 6 мес.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 года.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Показатели нервно-психического развития детей 2-го года жизни


Возраст

Понимание речи

Активная речь

Сенсорное развитие

Игра и действия с предметами

Движения

Навыки

1год 1 мес.- 1 год 3 мес.

Запас понимаемых слов быстро расширяется

Пользуется лепетом и отдельными облегченными словами в момент двигательной активности, удивления, радости.

Ориентируется в двухконтрастных величинах предметов (типа кубов) с разницей в 3 см.

Воспроизводит в игре действия с предметами, ранее разученное.

Ходит длительно, не присаживаясь, меняет положение (приседает, наклоняется)

Самостоятельно ест густую пищу ложкой.

1 год 4 мес.- 1 год 6 мес.

Обощает предметы по существенным признакам понимаемой речи

Словами облегченными («би-би») и произнесенными правильно называет предметы и действия в момент сильной заинтересованности.

Ориентируется в 3-4 контрастных формах предметов (шар, куб).

Отображает в игре отдельные, часто наблюдаемые действия.

Перешагивает через препятствия (брусочки) приставным шагом.

Самостоятельно ест жидкую пищу ложкой.

1 год 7 мес.- 1 год 9 мес.

Понимает несложный рассказ по сюжетной картинке, отвечает на вопросы взрослых.

Во время игры обозначает свои действия словами и двухсловными предложениями.

Ориентируется в 3 контрастных величинах предметов (типа кубов) с разницей 3 см..

Воспроизводит несложные постройки-перекрытия типа «ворот», «скамейки», «дома».

Ходит по ограниченной поверхности (шириной 15-20 см), приподнятой над полом (15-20 см).

Часто раздевается с небольшой помощью взрослого (снимает чулки, ботинки, шапку)..

1 год 10 мес. – 2 года.

Понимает короткий рассказ взрослого без показа о событиях, бывших в опыте ребенка.

При общении со взрослым пользуется трехсловными предложениями, употребляя прилагательные и местоимения.

Понимает по образцу и слову взрослого 3 контрастных цвета.

Воспроизводит ряд последовательных действий (начало сюжетной игры).

Перешагивает через препятствия чередующимся шагом.

Частично надевает одежду (ботинки, шапку, носки).

Показатели нервно-психического развития детей 3-го года жизни.

Возраст

Активная речь

Сенсорное развитие

Игра

Конструк-торская деятель-ность

Навыки

Движения

Грамматика

Вопросы

Воспроиз-водство формы

Воспроиз-водство цвета

В одевании

В кормлении

2 года-2 года 4 мес.

Говорит сложными предло-жениями (более 3-х слов)

Появляются вопросы: «Где?», «Куда?».

Подбирает по образцу сложные геометри-ческие фигуры в разно-образном материале.

Подбирает по образцу разно-образные предметы 4 основных цвета.

Игра носит сюжетный характер, ребенок отражает из жизни взаимосвязь и последова-тельность действий (2-3)

Самосто-ятельно делает простые сюжетные постройки и называет их.

Полностью одевается, но еще не умеет застегивать пуговицы и –завязывать шнурки.

Ест аккуратно.

Перешагивает через палку или веревку горизон-тально приподнятую от пола на 20-28 см.

2 года 6 мес.- 3 года.

Начинает употреблять сложные придаточные предложения.

Появляются вопросы «Почему?», «Когда?».

В своей деятельности правильно использует геометри-ческие фигуры по назначению.

Называет 4 основных цвета.

Появляются элементы ролевой игры.

Появля-ются сложные сюжетные постройки.

Самосто-ятельно одевается, может застегнуть пуговицы, завязать шнурки с небольшой помощью взрослого.

Пользуется салфеткой по мере надобности без напоми-нания

Перешагивает через палку или веревку горизон-тально приподнятую от пола на 30-35 см.

7.Особенности диагностики и коррекции по программе «ГНОМ».
«ГНОМ» - новая методика определения уровня психического развития младенца и малыша до 3 лет.
Диагностика психических заболеваний в раннем детстве и, особенно, в младенчестве представляет собой актуальную, требующую новых разработок проблему. Клиническая картина психической патологии в младенчестве и в первые годы жизни ребенка нередко представляет собой сплав неврологических и психических расстройств, проявляющихся на общем фоне нарушенного психофизического (особенно нервно-психического) развития. Последнее является основным сопутствующим синдромом заболеваний головного мозга в этом возрасте. Следует также отметить, что и в норме в период раннего онтогенеза имеет место некоторая вариабельность сроков становления нервно-психических функций (двигательных, речевых, поведенческих и др.), связанная, в первую очередь, с генотипом организма, но также и с влиянием внешней среды. Тем более, любые повреждающие факторы (биологические и психосоциальные) вызывают неспецифические реакции искажения (преимущественно – ретардацию) развития нервной системы и психики младенцев.
В современной педиатрической, педагогической, нередко и детской психиатрической практике отклонения психического развития детей диагностируется впервые после трех лет и позднее, что затрудняет ранее психопрофилактическое вмешательство. Причиной этого факта является недостаточность методических средств для определения нарушений психического развития в раннем детстве. Продуктивная же психопатологическая симптоматика, возникающая на фоне нарушенного психического развития ребенка (страхи, апатия, тусклость, негативизм, протестные патохарактерологические реакции и др.), проявляется в период раннего возраста, и особенно, в младенчестве, фрагментарно в виде рудиментарных и одновреммено мозаичных реакций, маскируясь неврологическими, соматическими и вегетопатическими нарушениями, что усложняет их выявление и требует специальных знаний и навыков. Тем более, это относится к состояниям риска психической патологии, проявления которых еще менее дифференцированы.
До последнего времени в отечественной практике не было разработано ни одного стандартизированного метода для объективного выявления одновременно всех форм психической патологии в раннем детстве (особенно в младенчестве) – нарушений психического развития, продуктивной психопатологической симптоматики и их состояний риска, отражая как количественную, так и качественную сторону этого явления. В то же время существует немало методик по оценке некоторых параметров развития ребенка раннего возраста – психомоторики, речи, отдельных проявлений познавательной деятельности (Аксарина 1977, Журба, 1981, Мастюкова, 1974, Гезел, 1930, «Денверская шкала» и др.).
Последнее десятилетие идет активная разработка новых стандартизированных методик по определению уровня развития эмоций, типов темперамента, игры и поведения у маленьких детей (Баженова 1986, Бударева, 1981, Brazelton, 1984; и др.) и их качественная оценка. Однако перечисленные методики не дают целостного представления о состоянии психического здоровья в эволютивной динамике, психической патологии и состояниях риска. Наибольшее значение сохраняется за динамикой двигательных навыков, которые остаются по сути одним из основных показателей нервно-психического развития ребенка первого года жизни. В то же время, как показал наш опыт, не меньшее значение имеет правильная оценка динамики развития основных психических функций, позволяющая выявлять как начальные отклонения в их формировании, так и собственно психические расстройства.
В настоящее время оценка психического развития ребенка осуществляется методом наблюдения; она субъективна и носит несистематизированный характер.
В ходе десятилетней работы по изучению психической патологии в младенчестве в общей популяции и у детей раннего возраста из группы высокого риска по шизофрении была разработана и апробирована на большом материале (свыше 500 детей от одного месяца до трех лет) в Центре психического здоровья РАМН, НИИ педиатрии РАМН, в ряде детских поликлиник г.Москвы и в детских домах для сирот, стандартизированная клинико-психологическая методика оценки психического здоровья младенцев («ГНОМ») с расчетом коэффициента психического развития (КПР). (МинЗдравом РФ к серийному производству утвержден стандартизированный компьютерный вариант методики «ГНОМ»). В методике помимо известных критериев оценки психомоторного развития включены новые вопросы и задания по раннему онтогенезу психических функций, направленных на ранее выявление именно психических отклонений.
Методика диагностики и оценки нервно-психического развития детей включает пять разделов (введение; технические предписания и условия проведения; программы тестов для обследования детей разного возраста; техника проведения обследования; компьютеризированная или ручная обработка полученных результатов с расчетом коэффициента психического развития и заключения об общем нервно-психическом развитии малыша). Методика «ГНОМ» состоит из стандартных программ на каждый возрастной этап для первых трех лет жизни; программы содержат тесты: для первого года жизни – помесячные, для второго – поквартальные, и для третьего – полугодовые.
Тесты включают вопросы и задания, постепенно усложняющиеся с возрастом, о состоянии и развитии пяти основных нервно-психических сфер; сенсорной, моторной, эмоционально-волевой, познавательной, социально-коммуникативной. Для определения состояния различных аспектов той или иной сферы предлагаются четыре задания. Таким образом, в каждом возрастном периоде исследуются 20 видов нервно-психической деятельности.
Для иллюстрации приводим программу обследования пятимесячного ребенка.
В карту определения уровня нервно-психического развития младенца заносятся необходимые для компьютерного заключения анамнестические данные, которые включают сведения о соматическом и психическом состоянии матери, отца, сибсов на период исследования ребенка, семейной отягощенности по соматическим –и психическим заболеваниям, течениям беременности и родов, физическим параметрам ребенка при рождении, психологической ситуации в семье.
Из сенсорных функций динамически исследуются зрение, слух и тактильная чувствительность (последняя определяется как безусловно-рефлекторный ответ и как предиктор личностного реагирования ребенка на раздражитель, в частности, на прикосновение к голове ребенка рук исследователя). При исследовании этих элементарных сенсорных стимулов не только учитывается наличие объективной ответной реакции, но и - у детей с нервно-психическими расстройствами – анализируется и дополнительно описывается субъективный аспект ответа как предшественника формирования ощущений и восприятия.


Дата

Фамилия

Пол

Возраст (мес.)

Дата рождения

1997/02/12

КОЛЯ З.

М

5

1995/02/12

 

КПР – 75 Нарушенное нервно-психическое развитие

 

Функции

Сенсорные —————————————————
Моторные———————————————
Эмоционально-волевые——————————————————
Познавательные— ————————————————————
Поведенческие —————————————————————-
Баллы 5 10 15 20
Ребенок не выполняет тесты на:
Тонкую моторику;
Спонтанную активность;
Внешние социальные контакты;
Эмоциональный резонанс;
Предикаторы навыков опрятности;
Заключение:
КПР-75 Нарушенное нервно-психическое развитие.
Нарушение развития функций:
МОТОРНЫХ; ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВЫХ, ПОВЕДЕНЧЕСКИХ;
Факторы риска:
Церебрально0органические; субклинические;
СЛЕДУЕТ СРОЧНО ОБРАТИТЬСЯ К СПЕЦИАЛИСТАМ НЕВРОПАТОЛОГУ И ПСИХИАТРУ !
Анкета
БЕРЕМЕННОСТЬ: нормальная
ПРЕДЫДУЩАЯ БЕРЕМЕННОСТЬ: Нет
РОДЫ: Нарушенные
ВЕС НОВОРОЖЕННОГО: Нормальный
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДО ОБСЛЕДОВАНИЯ: Нормальное
СЕМЕЙНЫЙ АНАМНЕЗ (перенесенные заболевания):
МАТЬ: Здорова
ОТЕЦ: Здоров
БРАТЬЯ, СЕСТРЫ РЕБЕНКА: Здоровы
ОБСТАНОВКА В СЕМЬЕ: Нормальная
ВОСПИТАНИЕ С МАТЕРЬЮ? Да
ЖАЛОБЫ НА ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ:
У МАТЕРИ: Нет
У ОТЦА: Нет
ЖАЛОБЫ НА ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ РЕБЕНКА ПО МЕСЯЦАМ:
При исследовании моторного развития в качестве индикаторов выбраны два вида двигательных функций: формирование положения или позы и собственно движений. Анализ формирования двигательной активности в таком аспекте позволяет первоначально разделить полезные функции, способствующие поддержанию тела в определенном положении и формирующие антигравитационные двигательные механизмы, двигательные –аспекты и первые целенаправленные движения. Эволюция этих движений указывает на сроки созревания различных структур головного мозга, участвующих в сложной иерархии организации двигательных актов. Кроме того, в тестах первого года жизни учитывается степень выраженности и сроки редукции безусловных рефлексов. Важное значение в эволютивной динамике движений отведено тонкой моторике и мимике, которые отражают степень зрелости и включения в двигательный анализатор высших моторных центров и их интегративных функций.
В эмоционально-волевой сфере исследуются формирование и постепенное усложнение и дифференцирование эмоциональных реакций (улыбка, смех, удивление, обида, гнев и т.д.), появление и характер эмоционального резонанса (способность воспринимать эмоциональное состояние матери, близких людей и адекватно на него реагировать). Волевые реакции оценивают по степени спонтанной и ответной (после стимуляции) психической активности при выполнении заданий.
Из большого числа параметров познавательной сферы были отобраны для наблюдения: внимание, речь (импрессивная и экспрессивная), мышление, игра. Легко понять, что если эволюцию внимания от элементарного непроизвольного до произвольных форм можно исследовать с первых месяцев жизни с помощью эксперимента, то формирование мышления оценивалось путем опроса родителей, а также в процессе наблюдения за выполнением игровых заданий и речью.
Формирование поведенческих функций исследуется в двух направлениях; биологическом, с учетом пищевого поведения и предикторов навыков опрятности и социальном с акцентом на характер установления контактов в системе «мать-дитя» и внешних.
Выполнение каждого задания оценивается в 5 баллов, невыполнение – 0 баллов. Задание считается выполненным, если ребенок справился хотя бы с одним вопросом внутри теста данной функции. При отсутствии критериев оценки состояния отдельных функций, например, мышление, речь в возрасте первого месяца и др., в общей сумме засчитывается 5 баллов. По окончании обследования.
Психодиагностика в работе практического психолога расчет коэффициента психического развития может производиться как в ручной, так и в компьютерной обработке. Ребенок, выполнивший все предъявленные задания для своего возраста, получает первичную оценку 100 баллов. При «мозаичном» выполнении заданий (одни задания ребенок не выполняет, другие, напротив, - с опережением) можно произвести расчет коэффициента психического развития с учетом индивидуальных возможностей по каждой функции, предъявляя задания младше либо старше возраста.
В результате исследования по этой программе обследуемые дети были распределены по трем группам нервно-психического здоровья. Первая группа здоровых (нормальное нервно-психическое развитие) – показатель коэффициента психического развития (КПР) в пределах от 90 до 110 баллов. Вторая группа риска по возникновению нервно-психической патологии – показатель КПР в пределах 80-89 баллов. Сюда же отнесены все случаи с опережающим развитием, когда КПР составляет свыше 111 баллов.
Третью группу составили дети с нарушенным нервно-психическим развитием, КПР у этих детей – ниже 60 баллов. Последние две группы направляются на консультацию к специалистам; невропатологу или психиатру для организации лечебно-коррекционных мероприятий. Для унификации и стандартизации обследования прилагается подробно описанная методика выполнения всех заданий для каждого возраста. В этом дополнении также указываются оптимальные условия проведения исследования, положение ребенка во время эксперимента, оценка его ориентировочных реакций, мимики, поведение экспериментатора и матери и т.д.
Программа «ГНОМ» позволяет достаточно быстро и объективно проводить скрининг нервно-психического развития и его динамику у детей раннего возраста в условиях детских поликлиник, детских дошкольных учреждений врачами, средним медицинским персоналом и даже родителями. С помощью стандартизированных тестов можно вычислить фактически возраст ребенка, соответствующий уровню его индивидуального развития и определить отстающие в развитии отдельные психические функции. При использовании ЭВМ в работе с методикой возможно создание базы данных по каждому ребенку с графиком его психического развития. Это позволяет как можно раньше обнаружить возникающие нарушения в психическом состоянии ребенка, а следовательно, и начать лечебно-коррекционные мероприятия, а затем проследить их результативность в динамике.
При использовании методики «ГНОМ» специалистом по детской психиатрии и психоневрологии возможно ранее выявление не только показателей общего психического развития, но и обнаружить довольно специфические нарушения: в эмоциональных реакциях (обедненная эмоциональность, отсутствие эмоциональной откликаемости и адекватности и др.); в поведении (негативизм, нарушения опрятности, пищевого поведения); в игровых фикциях (стереотипная, вычурная игра и др.), страхи и т.п. Все это позволяет диагностировать как определенные психические заболевания, на первых этапах психического развития, так и состояния их риска и начать своевременно лечебно-профилактическую работу.

Дата

Фамилия

Пол

Возраст

Дата рождения

1997/05/20

НАТАША С.

Ж

12

1996/05/12

КПР – 100 Нормальное нервно-психическое развитие.
Анкета
БЕРЕМЕННОСТЬ: нормальная
ПРЕДЫДУЩАЯ БЕРЕМЕННОСТЬ: Нет
РОДЫ: Нормальные
ВЕС НОВОРОЖЕННОГО: Нормальный
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДО ОБСЛЕДОВАНИЯ: Нормальное
СЕМЕЙНЫЙ АНАМНЕЗ (перенесенные заболевания):
МАТЬ: Здорова
ОТЕЦ: Здоров
БРАТЬЯ, СЕСТРЫ РЕБЕНКА: Здоровы
ОБСТАНОВКА В СЕМЬЕ: Нормальная
ВОСПИТАНИЕ С МАТЕРЬЮ? Да
ЖАЛОБЫ НА ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ:
У МАТЕРИ: Нет
У ОТЦА: Нет
ЖАЛОБЫ НА ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ РЕБЕНКА ПО МЕСЯЦАМ:

Основные показатели нервно-психического развития детей третьего года жизни.
От 2-х лет до 2-х лет 6 мес.

  1. Расширяется понимание смыслового содержания речи. Ребенок понимает будущее, прошедшее (если это было в его опыте).
  2. Появляются вопросы: где, почему, куда.
  3. Легко повторяет услышанные фразы.
  4. Предложения становятся многословными, хотя грамматически еще не совсем правильными.
  5. Речь становится основным средством общения со взрослыми и детьми.
  6. Понимает рассказ без сопровождения иллюстрациями.
  7. Словами начинает заранее намечать свои действия, намерения.
  8. Легко воспроизводит в игре ряд последовательных, связанных между собой, часто наблюдаемых действий (сюжетная игра).
  9. В своих действиях правильно ориентируется на форму, величины и цвет предметов.
  10. Начало конструктивной деятельности.
  11. В игре объединяются 2-3 ребенка.
  12. Проходит вверх по наклонной доске шириной 20 см., длиной 1,5-2 м., приподнятой одним концом от пола на 25-30 см. и сходит с нее.
  13. Входит на табурет 4-х40 см (или скамейку) высотой 20 см от пола и сходит с нее.
  14. Перешагивает через палку или веревочку, горизонтально приподнятую над полом на 20-30 см.
  15. Влезает на гимнастическую стенку высотой 1,5 м. И слезает с нее приставным шагом.
  16. Бросает одной рукой попеременно малые мячи диаметром 40 см в горизонтальную щель на расстоянии 80-100 см. (на уровне груди).
  17. Полностью одевается, но еще не умеет застегивать пуговицы, завязывать шнурки.
  18. Ест аккуратно.

От 2-х лет 6 мес до 3 лет

  1. Легко запоминают стихи и песенки.
  2. В словарь входят все части речи, кроме причастия и деепричастия.
  3. Словарь состоит из 1200-1500 слов.
  4. Говорит придаточными предложениями, хотя грамматически не всегда правильно.
  5. Появляются вопросы: зачем, когда.
  6. Произносит правильно все звуки, кроме Р, Л. и шипящих.
  7. Речь эмоционально выразительная.
  8. В сюжетной игре легко отображает однократно наблюдаемые явления, устанавливает взаимосвязь и последовательность действий.
  9. В игре предметами придает воображаемое значение в соответствии с замыслом и содержанием игры.
  10. Появляются элементы ролевой игры.
  11. Начало изобразительной деятельности.
  12. Знает и называет четыре основных цвета.
  13. Имеет понятие о количестве предметов (один, два, много, меньше, больше).
  14. Проходит вверх по наклонной доске (шириной 15 см и длиной 2 м. Приподнятой одним концом от пола на 30 –35 см и сходит по ней до конца доски.
  15. Входит на табурет площадью40х40, высотой 25 см и сходит с него.
  16. Перешагивает через палку или веревку, горизонтально приподнятую над полом на высоту 30-35 см.
  17. Проходит горизонтально по доске шириной 15 см., приподнятой от пола на 30-35 см.
  18. Влезает на стремянку высотой 165 м., и слезает с нее приставным или чередующимся шагом.
  19. Бросает одной рукой попеременно малые мячи в вертикально расположенную цель (обруч диаметром 50-60 см.), находящуюся на высоте от пола (на уровне глаз ребенка). Расстояние 100-125 см.
  20. Бросает и ловит большой мяч на расстоянии 70-100 см.
  21. Может согласовывать свои движения с движениями других детей. Например, ходит парами, в общем кругу, топать ногой и одновременно хлопать в ладоши.
  22. Может менять темп, направление, характер движений в зависимости от словесного или музыкального сигнала (переходит от быстрого бега к ходьбе под музыку), резко повернуть назад при приближении того, кто хочет поймать его, по слову перейти от одного движения к другому.
  23. Может, хотя и с некоторым напряжением, сдержать свои движения, дождаться сигнала действовать.
  24. Одеваться самостоятельно, может застегнуть пуговицу, завязать шнурки с небольшой помощью взрослого.
  25. Моет руки перед едой без напоминания.
  26. Пользуется салфеткой по мере надобности, без напоминания.
  27. Благодарит после еды без напоминания.

Хотя данные показатели не охватывают всего развития и поведения детей данного возраста, однако в них включены те, которые характеризуют основные показатели развития ребенка и имеют наибольшее значение для работы по его воспитанию. Данные нервно-психического развития детей заносятся в специальную схему. В данную схему вносятся показатели развития детей.