^Наверх
logo
foto1 foto2 foto3 foto4 foto5

Психодиагностика раннего детства. Часть 6

(Часть 6)

Психологическое изучение ребенка раннего возраста
1.Имя, фамилия, дата рождения, учреждение, в котором проводилось наблюдение, период изучение ребенка, состояние здоровья, условия жизни в семье.
2.Изучение деятельности ребенка.
Ведущей деятельностью ребенка раннего возраста является предметно-манипуляционная деятельность. Ее анализ осуществляется по следующим направлениям: какие виды действий преобладают у ребенка ( манипулятивные, предметно-неспецифические, предметно0специфические или предметно-опосредованные), степень их сформированности, особенности предметно-игровых действий и уровень их развития; роль взрослого в выполнении предметных действий у данного ребенка (степень участия), степень осознания ребенком своего действия. Изучение предметной деятельности осуществляется как посредством наблюдения, так и посредством специально организованного усвоения ребенком конкретных действий под руководством взрослого.
У детей раннего возраста следует также изучить предпосылки для возникновения продуктивных видов деятельности (овладевает ли ребенок некоторыми специфическими для определенного вида деятельности действиями, с какими свойствами карандаша, бумаги, красок, пластилина он уже знаком и т.п.).
Для выяснения уровня развития ребенка важно также установить особенности общения со взрослыми. Для этого необходимо: 1)предложить ребенку различные виды общения: непосредственно-эмоциональное (ласка, разговор, поглаживание), ситуативно-деловое (совместная игра), внеситуативно-познавательное; 2) зафиксировать выводы, по которым обращается ребенок к взрослому. На основе полученных данных сделать вывод о том, какой вид общения является у ребенка преобладающим.

  1. Особенности познавательного развития

Познавательное развитие ребенка характеризуется уровнем развития его восприятия и мышления.


Уровень развития восприятия ребенка проявляется в следующих особенностях: какие свойства выделяет ребенок (форма, размер, цвет, в рамках каких действий (манипулятивных, соотносительных, орудийных); особенности ориентировки в свойствах предмета: практическая или перцептивная. Изучение восприятия ребенка осуществляется как в условиях эксперимента, так и в условиях наблюдения. Некоторые экспериментальные ситуации: протаскивание предметов через отверстия определенной формы, анализ пути решения задач Монтессори, собирание матрешек и другие соотносительные действия, а также выбор по образцу, простейшее конструирование по образцу и т.п. Сделать вывод о константности, целостности восприятия ребенка.
Особенности мышления ребенка можно выяснить по характеру решения тех задач, которые встают перед ним. Эти задачи могут быть двух видов: ребенку нужно использовать для достижения цели уже имеющиеся связи (подтянуть салфетку, на которой стоит интересующий предмет) и ребенок должен сам установить связи между двумя предметами, чтобы, например, при помощи одного предмета достать другой. Важно также выяснить, какими способами решает ребенок встающие перед ним задачи: без орудий (используя собственные перемещения в пространстве), с орудиями (палочки, скамеечки и т.п.), или используя знаки (образы, речь), т.е. решение в идеальном плане. Сделать вывод о видах мышления у ребенка (наглядно-умственное, наглядно-образное) и способах решения мыслительных задач (орудийные, знаковые).
Уровень развития мышления ребенка можно выявить также, исследуя особенности его общения: их характер (в действии или в слове), совершается обобщение по признакам или функциям предмета. Привести примеры, показывающие особенности обобщения у ребенка.
Проанализировать связь между уровнем развития речи и уровнем развития предметной деятельности.
Индивидуальные особенности ребенка, предпосылки развития личности.
Описать, чем занимается ребенок в свободное время в присутствии взрослого и самостоятельно (наблюдение, беседы с родителями и воспитателем).
Преимущественное настроение ребенка (жизнерадостное, грустное, подавленное), постоянное настроение или быстро меняется, степень выраженности эмоций, активен или пассивен ребенок, общителен или замкнут.
Отношение к родителям и воспитателям (подчиняется или нет их требованиям, как относится к требованиям взрослых, проявление чувств); отношение к сверстникам (интерес, чувства) Отметить, есть ли у ребенка постоянные или переменные чувства (положительные или отрицательные) к окружающим его людям и предметам. Наличие упрямства, негативизма в отношении со взрослыми, по какому поводу. Описать ситуации, в которых у ребенка проявляются начальные элементы произвольности (если такие имеются): при столкновении непосредственного желания ребенка и требования взрослого ребенок подчиняется требованиям.
Психолого-педагогические рекомендации
Сделать выводы о достоинствах и недостатках психического развития ребенка. Выяснить причины этого. Учитывая тенденции возрастного развития, наметить пути преодоления недостатков и мероприятия по дальнейшему развитию психических функций ребенка.
Написание психолого-педагогической характеристики ребенка должно опираться на результаты наблюдений и экспериментов.
Все факты поведения ребенка фиксируются в дневнике (или карточках). При этом следует обратить внимание на те условия, в которых данный факт проявлялся.
Примерный план характеристики (см. Кононова И.М. Семинарские и практические занятия по дошкольной педагогике (ранее детство).-М.: Просвещение, 1989. С.103-104.)
Характеристика……(фамилия, имя, возраст, дата рождения ребенка)
1.Краткие анамнестические данные:
а)вес, рост, при рождении;
б)перенесенные заболевания;
в)как развивался ребенок до поступления в детское дошкольное учреждение, и в период, предшествующий наблюдению за ним студентами.
2.Особенности развития и поведения ребенка в период наблюдения:
а)внешний вид малыша;
б)физическое развитие: вес, рост (в сравнении с нормой);
в)нервно-психическое развитие – речь (пассивная и активная), движения, деятельность (предметная, отобразительная), навыки, умения;
г)особенности поведения – настроение (бодрое, жизнерадостное, неустойчивое, грустное), взаимоотношения со взрослыми (инициативные, ответные).
3.Педагогические рекомендации по дальнейшему воспитанию ребенка.
Методы изучения личности ребенка
Наблюдение. Требования к наблюдению:
А)цель наблюдения;
Б)план наблюдения;
В)форма фиксации результатов наблюдения в дневнике:

Дата, время в режиме дня

Наблюдаемые факты

Выводы, суждения о виденном.

Нельзя вмешиваться в естественный процесс деятельности ребенка в группе. Наиболее приемлемыми являются включенное наблюдение или такой вариант наблюдения как анализ значимых ситуаций (например, поведение ребенка во время утреннего приема, выполнения игровых действий, самостоятельность ребенка и др.) Метод беседы. Индивидуальная и коллективная беседа с детьми, с воспитателями и родителями. Примерное содержание беседы с ребенком: кто тебя привел в детский сад? Какие игрушки здесь тебе нравятся? Давай поиграем. Какие игрушки есть у тебя дома? С кем из детей любишь играть? Давай посмотрим книгу. Расскажи, что делает Мишка (кукла) и др.
Примерное содержание беседы с воспитателем: в целях получения большего представления о личности ребенка, выяснить, как проходила адаптация ребенка в группе, отдельные особенности развития и поведения ребенка, условия семейного воспитания, методы и содержание работы с ребенком в ближайшей перспективе.
Беседа с родителями: с желанием ли ходит ребенок в детский сад; индивидуальные особенности ребенка, его желания, привычки, умения, трудности; что рассказывает дома; общителен ли со сверстниками; отношения с членами семьи.
Метод анализа продуктов деятельности. Направленность интересов ребенка, умения, трудности.
Биографический метод. В беседе с родителями узнать о детстве ребенка, об особенностях воспитания в семье, о проявлении индивидуальных особенностей развития ребенка, об укладе жизни семьи и семейных традициях; отношение родителей к детскому саду, к воспитателям; культура родителей; стиль отношения в семье; отношение родителей к производственной и общественной деятельности.
Изучение групповой и медицинской документации. Ознакомление с личным делом ребенка, картой его физического и нервно-психического развития; выяснить состояние здоровья, антропометрические данные, наследственные особенности; изучить протоколы групповых совещаний, ознакомиться с перспективным и календарным планом оздоровительно-воспитательной работы в группе, сеткой и перечнем индивидуальных и групповых игр-занятий, их содержанием и установить:
1)основные разделы перспективного и календарного планов работы;
2)содержание планирования оздоровительно-воспитательной работы в группе, физического воспитания;
3)планирование организации и содержания деятельности детей во время бодрствования, организационные условия самостоятельной деятельности детей;
4)степень повторности и дифференцированности планируемых игр-занятий для детей разных возрастных подгрупп; учет в планах индивидуальных особенностей детей.
С целью изучения межличностных отношений детей рекомендуется воспользоваться методикой одномоментных срезов (См.: Отношения между сверстниками в группе детского сада/ Под ред.Т.А.Репиной –М.,1978) развития общения со взрослыми и сверстниками использовать игровой метод (См.: Развитие общения со взрослыми и сверстниками у детей первых трех лет – Методические рекомендации подготовил З.С.Харин, НИИ педагогики МП БССР.-М.,1988).
Особенности диагностики ребенка в семье. Его склонностей и интересов.

  1. Какие игры, игрушки, материалы для игр-занятий, книги есть у ребенка? Имеется ли место для игр и занятий с ребенком?
  2. С кем чаще ребенок находится дома (кто больше занимается им, приносит ему игрушки и пр.)
  3. Соблюдаются ли единые требования взрослых в подходе к ребенку? Кто больше запрещает или разрешает?
  4. Какие меры воздействия на ребенка применяются в семье (поощрение, наказание).
  5. Кого в семье ребенок больше слушается? К кому чаще обращается с предложением поиграть?
  6. Какие навыки самообслуживания есть у ребенка (самостоятельность в одевании, умывании, принятии пищи, в уборке игрушек и т.д.)
  7. Помогает ли ребенок по дому (поливает растения, стирает кукольные принадлежности, протирает пыль в своем уголке и т.д.).
  8. Назовите любимые игрушки ребенка, игры, любимые сказки и книги, чем любит заниматься?
  9. Отношения ребенка со сверстниками во дворе (делится игрушками или нет – помогает в деятельности, длительность контактов, причины конфликтов)
  10. Какие нежелательные привычки появляются у ребенка?

По материалам психолого-педагогических наблюдений можно охарактеризовать:

  1. уровень предметно-орудийной деятельности;
  2. уровень сенсорного развития;
  3. особенности умственного развития и обобщений;
  4. характер общения ребенка со взрослыми;
  5. уровень развития речи;
  6. развитие личности и элементы изобразительной деятельности;
  7. характер игровой деятельности.

Примерные вопросы для наблюдения и анализа за самостоятельной деятельностью детей.

  1. Создание в групповом помещении и на участке условий для организации самостоятельной деятельности детей; площадь групповых помещений и участка, веранды; ассортимент игрушек и их распределение в группе и на участке; наличие нестандартного оборудования на участке и его назначение;
  2. Виды деятельности детей.
  3. Приемы руководства, осуществляемые воспитателем: косвенный подсказ, напоминание, участие в качестве партнера, прямое обучение, поэтапное обучение.
  4. Эмоциональное состояние детей, уровень их активности в часы самостоятельной деятельности.
  5. Уровни овладения игрой. Приемы взрослого при формировании игровых умений.
  6. Анализ планирования и учета деятельности детей.

Каждый студент ведет хронометраж за 1-2 детьми. Изменения в поведении малышей фиксируются каждые 5 мин. По следующей форме.
Хронометраж самостоятельной деятельности (фамилия, имя, возраст ребенка)


Время

Вид деятельности

Взаимоотношения между детьми

Общение со взрослым

Воздействие воспитателя

9.00

 

 

 

 

9.05

 

 

 

 

9.10

 

 

 

 

Вопросы к анализу конспекта занятия

Соответствует ли программное содержание возрасту детей?
Достаточно ли конкретно сформированы программные задачи?
Какие предусматривались воспитательные задачи?
Как реализовывался наглядно-действенный метод обучения?
Каково соотношения активности воспитателя и детей? (Назвать виды детской активности).
Были ли в занятии игровые моменты?
Каковы варианты усложнения занятия?
ПАМЯТКА: при анализе конспекта занятия первое слово предоставляется воспитателю (практиканту)Ю который сообщает о цели занятия, о работе, связанной с подготовкой к нему, программном содержании, методике проведения, об усвоении новых знаний и дает собственную оценку занятия.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Основная:
1. Детская психология / Под ред. Я. Л. Коломинского, Е. А. Панько. — Минск, 1988.
2. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду / под ред. Т. И. Бабаевой, 3. И. Михайловой, Л. М. Гуревич. — Спб., 1995.
3. Ковальчук Я. И. Индивидуальный подход в воспитании ребенка. — М., 1985.
4. Люблинская А.А. Детская психология. — М., 1971.
5. Мухина В.С. Детская психология. 2-е изд., перераб. и доп. — М., 1985.
6. Печора К.Д., Пантюхина Т.А., Голубева Л.Г. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях. -М., 1986.
7. Радуга: Программа и руководство для воспитателей средней группы детского сада / Сост. Т. Н. Доронова. — М., 1994.
8. Радуга: Программа и руководство для воспитателей первой младшей группы детского сада / Сост. Т. Н. Доронова. — М., 1993.
9. Радуга: Программа и руководство для воспитателей второй младшей группы детского сада / Сост. Т. Н. Доронова. — М.. 1993.
10 Развитие мышления и умственное воспитание дошкольника / Под ред. Н. Н. Поддъякова, А. Ф. Говорковой. — М., 1985

Дополнительная:
1. Богуславская 3. М. ,Смирнова Е. О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста. — М 1991.
2. Венгер Л. А., Пилюгина Э. Г. ,Венгер Н. Б Воспитание сенсорной культуры ребенка / Под ред. Л. А. Венгера. — М., 1988.
3. Давайте поиграем / Под ред. А. А. Столяра. — М., 1991.
4. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраст / Под ред. С. Л. Новоселовой. 4-е изд., перераб. — М., 1985.
5. Игры в логопедической работе с детьми / Под ред. В. И. Селиверстова. 3-е изд. — М., 1981.
6. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста / Сост. Л. А. Венгер и др. — М 1989.
7. Швайко Г. С. Игры и игровые упражнения для развития речи / Под ред. В. В. Гербовой. 2-е изд., испр. — М., 198