^Наверх
logo
foto1 foto2 foto3 foto4 foto5

Диагностика особенности формирования предречевой и речевой сфер в раннем детстве.

(материал написан при участии М. В. Колосковой и с использованием материалов из работы P. Phea, D. Cohen )

Учитывая сложность экспериментального выявления состояния развития предречевой/речевой сферы в процессе общения с психологом, мы предлагаем использовать в качестве дополнительного метода опрос родителей для получения более адекватного представления о состоянии развития экспрессивной речи (ЭР) (собственная речевая активность-порождение речи) и импрессивной речи (ИР) (понимание речи). Следует помнить, что у детей до 2,5 - 3-х лет может наблюдаться выраженная диссоциация между высоким уровнем развития импрессивных характеристик и низким уровнем развития экспрессивных характеристик речевой сферы. Ниже приводятся (1) опросник для родителей с пояснениями, раскрывающими психологический смысл вопросов; (2) описание экспериментальных проб для диагностики уровня речевого развития. В этом возрасте для получения более объективной информации необходимо либо присутствие родителей при обследовании ребенка. Беседа и пробы проводится психологом в присутствии родителей при их невмешательстве в ход беседы психолога с ребенком. В случае трудностей установления контакта с ребенком пробы проводятся родителями в присутствии психолога. Заранее обговаривается отсутствие подсказок со стороны родителей в ходе речевых проб и необходимость отсутствия обратной связи о правильности ответов при наличии общего поощрения ребенка.

Описания проб и диагностических критериев для оценки развития форм общения у детей от 1 года до 3-х. Часть 2

Продолжение ...

Составление заключения об уровне развитая ситуативно-деловой формы общения ребенка со взрослым.
Главным в ситуативно-деловом общении является практическое сотрудничество с окружающими, а не эмоционально-личностные контакты с взрослым и привлечение внимания к себе. Вплетение этой формы общения в предметно-манипулятивную деятельность, необходимость передачи более сложного содержания ( не только указания на предметы, но и усвоение культурно-специфических действий с предметами, распределение/согласование действий и обмен целями) стимулирует развитие новых средств общения - предметных действий, сопровождающихся предречевыми вокализациями и впоследствии, речевыми средствами. Ситуативно-личностное общение не исчезает – оно включено как составной компонент в рамки других форм общения. Эмоционально-личностные контакты и доверительные отношения рождает у ребенка желание следовать образцу именно этого взрослого и ориентироваться на его оценку. Предметные манипуляции детей раннего возраста направлены вначале на выявление свойств предметов, а потом на выявление культурно-фиксированных действий с ними для достижения привлекательный для ребенка результатов действий (которые им продемонстрировал взрослый).Постепенное овладение речью помогает ребенку перейти постепенно от понимания малосущественных перцептивно- ярких ситуативных свойств предметов к пониманию их более существенных , наглядно не воспринимаемых глубинных свойств предметов, которые обнаруживаются только в ходе специфического манипулирования с ними.

Описания проб и диагностических критериев для оценки развития форм общения у детей от 1 года до 3-х. Часть 1

Для детей раннего возраста характерным является совместное протекание основных видов их активности - общения и предметной деятельности. С ними тесно переплетена и речевая активность ребенка, которая начинает выступать как одно из средств общения с взрослыми. Поэтому нецелесообразно расчленять в эксперименте взаимосвязанные друг с другом виды деятельности. Предлагаемые ситуации рассчитаны на одновременное выявление 3-х сфер: общение детей со взрослым, предметно- манипулятивной деятельности и речи. Разведение их будет осуществляться лишь по процедуре анализа /регистрации поведения в соответствующих регистрационных листах по выделенным критериям и последующего обобщения по отдельным сферам/.

Диагностика развития общения ребенка со взрослым от рождения до 6 мес.

Параметры и показатели общения.
При определении уровня развития ситуативно-личностного общения обязательными являются следующие его параметры: инициативность ребенка в общении, чувствительность ребенка к воздействиям взрослого и средства общения.
Инициативность ребенка в общении. Данный параметр характеризует стремление младенца привлечь к себе внимание взрослого и продлить общение. Инициативность выражается в том, что ребенок проявляет комплекс оживления, предвосхищая воздействия взрослого, когда взрослый пассивен в общении или прекращает общение.
Чувствительность ребенка к коммуникативным воздействиям взрослого. Этот параметр характеризует готовность младенца воспринять проявления внимания и доброжелательности со стороны взрослого (ласковый разговор, улыбки, поглаживания и т.д.). Показателями чувствительности к воздействиям взрослого являются:
внимание и интерес к ним ребенка (замирание и сосредоточенность на взрослом);
положительное отношение (ответные положительные эмоциональные проявления - улыбки, двигательное оживление, вокализации);
перестройка состава комплекса оживления в зависимости от поведения взрослого (более интенсивное двигательное оживление при дистантном общении и менее интенсивное на руках у взрослого; замирание и сосредоточение в момент воздействий взрослого и активизация комплекса оживления в период паузы).