^Наверх
logo
foto1 foto2 foto3 foto4 foto5

Вопросы для беседы с ребенком

 Анна Бочарова, психолог, гештальт-терапевт, Москва
Лучше узнать ребенка, который только пришел в детский сад, воспитателям помогут вопросы. Но не любые, а те, которые раскрывают индивидуальность дошкольника и помогают найти к нему подход. В статье – примеры вопросов для беседы.

В начале учебного года воспитателям необходимо узнать детей как можно лучше, чтобы сформировать у них доверие, наладить коммуникацию и помочь адаптироваться в новой обстановке. Решить эту задачу помогут вопросы, направленные к личности ребенка.

Методики для мониторинга психологического развития детей

Ольга Пронина, методист МБУ ДО «Центр детского творчества № 1», г. Ульяновск
Предлагаем перечень методик, с помощью которых вы сможете провести мониторинг психологического развития дошкольников в детском саду. Методики сгруппированы по направлениям диагностики.
Утвержденного на федеральном уровне списка методик для психологической диагностики дошкольников нет. Психологи подбирают для себя удобные тесты самостоятельно. Для чего нужен мониторинг психологического развития детей и какие методики можно использовать, читайте в статье.

Методика Кактус

Среди проективных рисуночных методик для диагностики эмоционально-личностной сферы дошкольников особенно хороши те, в которых инструкция и содержание тестового задания короткие. В этом плане одна из самых удобных и диагностичных - методика М.Л.Панфиловой «Кактус». Используйте ее в работе с детьми, начиная с 3 лет.
Александра Фокина,
канд. психол. наук, доц. каф. возрастной психологии факультета психологии образования МГППУ, педагог-психолог ГБОУ СОШ № 1466 им. Надежды Рушевой, Москва

Педагог-психолог часто анализирует личностные особенности и значимые отношения детей, в том числе детско-родительские. Дошкольники не способны к самоотчету и длительному диалогу с диагностом, если он не носит игрового характера. Они еще не могут принимать и соблюдать формализованные требования, что делает невозможной стандартизованную психодиагностику. Поэтому основное значение в диагностической работе с дошкольниками имеют направленные на качественный анализ личностной сферы методы наблюдения и расспроса, а также проективные методики с простой инструкцией, например «Кактус» М.А. Панфиловой.

Методика "Три желания"

Цель методики "Три желания": выявление личностных предпочтений и значимых отношений.

Инструкция к проведению. Психолог обращается к ребёнку: "Представь, что ты встретился с волшебником. Он предложил выполнить три твоих желания. Перед ребёнком раскладываются геометрические фигуры разного цвета и величины или их изображение на рисунке. Психолог продолжает: "Вот этот красный квадрат – это ты; зелёные круги – папа и мама, синий и жёлтый треугольники – твои воспитатели" (обозначается каждый воспитатель). "А вот этот овал – дети твоей группы.

Методика В.Г.Щур "Лесенка"

Цель "Лесенки": изучение особенностей самооценки ребёнка и уровней притязаний.

Инструкция к проведению методики В.Г.Щур "Лесенка"
Эксперимент проводится индивидуально с каждым ребёнком и начинается с непринуждённого разговора о составе его семьи, о близких родственниках, друзьях. Затем ребёнку показывается лист бумаги с изображением лестницы и сообщается, что если всех детей рассадить на этой лестнице, то на самой верхней ступеньке окажутся хорошие ребята, ниже – просто хорошие, затем – средние, но тоже хорошие дети.

Методика де Грифа

 Цель методики: выявляет представление о характере межличностных взаимоотношений с педагогами и сверстниками, о степени удовлетворённости ребёнка этими отношениями.

Инструкция к проведению
Организуется в форме индивидуальной беседы, с ребёнком, которому даётся бланк с изображением в верхней части листа нескольких геометрических фигур.