^Наверх
logo
foto1 foto2 foto3 foto4 foto5

Игры с мячом для коррекционной работы педагога-психолога

Используйте игры с мячом, чтобы научить детей взаимодействовать друг с другом. Помогите ребенку отреагировать переживания и высказать чувства к себе и другим в безопасной ситуации игры.

Игра
Я бросаю тебе мяч

Цели: настроить детей на работу, поднять настроение, переключить внимание.
Инструкция. Попросите детей встать в круг и перебрасывать друг другу мяч. Когда ребенок кидает мяч, он называет по имени того игрока, кому его адресует, и добавляет: «Я бросаю тебе цветок/конфету/слона». Ребенок, который поймал мяч, отвечает на подарок, например: «Я очень люблю цветы, спасибо», «Это моя любимая конфета, спасибо», «Я еще никогда не катался на слонах, спасибо». Далее второй игрок бросает мяч.



Игра
Назови эмоцию

Цели: помочь осознать свои эмоции и эмоции других людей, научить выражать и проговаривать свои чувства. Инструкция. Дети становятся или садятся в круг. Передайте мяч по кругу и попросите каждого ребенка назвать одну эмоцию, которая мешает общаться. Дети могут выражать эмоцию движением, позой, мимикой, жестами, интонацией. Когда мяч вернется к вам, передайте его в другую сторону. Теперь участники перечисляют эмоции, которые помогают общаться. Меняйте тему игры, например, из-за каких эмоций дети ссорятся, а какие помогают мириться.

Игра
Стоп-коли-кола

Цели: сплотить группу, развить внимание, пространственную ориентировку и крупную моторику. Инструкция. Попросите детей встать в круг. Центр круга обозначьте мелом или обручем. Расстояние от центра круга до игроков должно быть один – три шага, в зависимости от количества детей. Выберите водящего и попросите его встать в центр круга.
Водящий высоко подбрасывает мяч и называет имя участника, который должен поймать его. Если ребенок ловит мяч, он водит, а водящий встает на его место. Если мяч упал на пол, дети разбегаются в разные стороны, пока водящий не поднимет мяч и не крикнет: «Стоп-коли-кола». После этого дети замирают, и игрок, вернувшись в центр круга, должен попасть мячом в одного из них. Ребенка, в которого попали, назначьте новым водящим. Если игрок промахнулся, он водит снова.

Чтобы усложнить игру, добавьте шаги. Перед началом игры обсудите с детьми, какие шаги они будут использовать. Например, гигантские (максимально длинный шаг на весь размах ноги), обычные, лилипутские (пятка одной ноги ставится вплотную к носку другой), зонтик (шаг с поворотом на 360 градусов), муравьиные (шаги на носочках, одна нога ставится сразу же перед другой), лягушка (один прыжок из положения сидя).
Проведите начало игры по инструкции выше. Когда игроки разбежались, попросите водящего поднять мяч и вернуться в центр круга. Водящий выбирает одного ребенка и пробует угадать, сколько шагов нужно сделать, чтобы коснуться его мячом. Можно выбрать разные шаги. Например: «До Ивана 4 гигантских шага, 7 лилипутских, 3 зонтика и 5 лягушачьих шагов». Водящий пытается выполнить условие. Остальных игроков попросите следить и громко считать его шаги. Если водящий справится, ребенок, которого он коснулся мячом, водит.

Игра
Бочче

Цель: развить регулятивные компетенции, внимание, пространственное восприятие, умение работать в команде.
Материалы. Рулетка, один малый мяч (например, желтый), мяч бочче для каждого ребенка. Для бочче выберите мячи двух цветов поровну (например, 4 красных и 4 синих).
Инструкция. Разделите участников на две равные команды, например, по 4 человека. С помощью считалки выберите команду, которая будет кидать малый мяч. После того, как игроки бросят малый желтый мяч, команды выбрасывают мячи бочче. Первый мяч бочче выбрасывает команда, которая кидала малый мяч. Задача детей: бросить мяч бочче как можно ближе к малому. Затем свой первый мяч выбрасывает вторая команда. Разрешите игрокам выбивать мячи соперника. Команды выбрасывают свои мячи по очереди.
Когда дети выбросят все мячи, рулеткой отмерьте расстояния от каждого мяча бочче до малого мяча. Победителем выберите ту команду, у которой общее расстояние всех мячей до малого получилось меньше.

Игра-упражнение
Психологический мяч

Цель: научить выражать чувства и эмоции, быть внимательным слушателем.
Инструкция. Попросите детей сесть в круг на ковре и скажите: «У нас есть волшебный мяч. Он умеет понимать послания и передавать его тому, кому оно предназначено. Кто хочет первым сообщить свое послание?».
Участник сообщает мячу послание, которое хочет передать одному из детей. Ребенок выбирает сверстника, но не называет имя. Попросите выразить сообщение жестами и действиями с мячом. Например, погладить, сжать мяч, погрозить ему пальцем. Ребенок перекатывает мяч участнику, к которому он обращался.
Адресат держит мяч в руках и думает над посланием, затем возвращает в центр круга. Игра продолжается до тех пор, пока каждый не отправит свое послание.
После того как последний игрок передаст мячу свое сообщение, участники обмениваются мнениями. Начинайте обсуждение с того ребенка, который был первым адресатом первого игрока, и далее по очереди.
Каждый участник игры отвечает на вопросы:
1. Что по моим догадкам сообщил мне мяч? На этот вопрос адресат получает ответ «да» или «нет» от своего «корреспондента».
2. Соглашусь ли я с тем, что было сказано, как я был оценен? Удивлен ли я, что получил такое сообщение?
3. Как я себя сейчас чувствую? Этот вопрос важен для формирования умения строить «Я-высказывания», понимать свои и чужие чувства.

В чем польза от игры с мячом

Игра с мячом развивает мышечную силу, активизирует работу сердца и легких, улучшает обмен веществ. Когда в игре ребенок катает, бросает или отбивает мяч, развиваются глазомер, координация и смекалка. Движения пальцев и кистей влияют на развитие функций мозга ребенка. Чем больше разных движений он выполняет, тем больше «двигательных сигналов» поступает в мозг. Активнее накапливается информация и развивается интеллект.
Игры с мячом способствуют развитию речи ребенка. В головном мозге проекция кисти руки расположена рядом с речевой зоной и занимает треть всей площади двигательной проекции коры. Когда в игре ребенок манипулирует мячом, нервные импульсы от рук попадают в кору.
Елена Чепракова, руководитель службы психолого-педагогического
сопровождения ГБОУ «Школа №1748 Вертикаль», Москва, к. п. н.