^Наверх
logo
foto1 foto2 foto3 foto4 foto5

Большая психологическая игра

На сегодняшний день большая психологическая игра (БПИ) - один из самых популярных видов игр в психологической работе с детьми и со взрослыми. В статье мы расскажем, почему она популярна, что представляет собой и покажем один из ее вариантов - БПИ «Волшебная поляна», которая составлена на основе разработок М.Р, Битяновой для учащихся младших классов и адаптирована для детей старшего дошкольного возраста.
Ирина Шишкина,
педагог-психолог структурного подразделения детский сад «Ягодка» ГБОУ СОШ № 10, г. Жигулевек, Самарская область

Что такое большая психологическая игра

Большая психологическая игра представляет собой целостное, законченное действо, имеет свою внутреннюю систему целей и правил, продолжительна по времени. Игра позволяет участникам получить опыт, ценный в реальной жизни. С помощью игры можно увидеть детей в различных ситуациях, в свободной игровой деятельности. Наблюдая за детьми во время игры, можно выделить ребят, испытывающих трудности в общении со сверстниками, не умеющих свободно играть в заданном игровом пространстве, готовых к внутригрупповому взаимодействию и не готовых. Также позволяет увидеть, кто из детей пользуется наибольшей популярностью, кто с кем стремится построить отношения
Получив данную информацию, планируйте дальнейшую работу сданной возрастной группой детей с учетом ее индивидуальных и групповых особенностей.

Особенности БПИ по И.О.Телегиной:
• условия, дающие возможность для активного проживания не просто опыта (как в тренинге), а некоего пути трансформации своего «я»;
• относительность сюжета и ролевой игры - прожить участником не какой-то вымышленной, заданной роли, а самого себя внутри условного метафорического пространства;
• использование таких механизмов, как выбор и свобода, которые позволяют научить ребенка нести ответственность за происходящее сначала в игровом пространстве и далее в жизни

БПИ «Волшебная поляна» - это «игра-переживание», сложный вид игры для участников и ведущего. В работе с детьми она позволяет создавать условия для совместного и одновременно индивидуального освоения придуманного пространства, строить в его рамках межличностные отношения, создавать и осмысливать ценности своего существования в данной ситуации. а этой игре дошкольник чувствует себя естественно, включается в игровую деятельность интеллектуальным, эмоциональным потенциалом, жизненным опытом и творческими ресурсами. Каждый ребенок чувствует себя свободным от многих ограничений, стереотипов, шаблонов, строит новые модели поведения, учится по-другому относиться к миру и себе.
«Волшебная поляна», которую обустраивают дети, - это условно их группа, пространство повседневных взаимоотношений. Найти место каждому и создать сообщество, комфортное для всех, - главная задача участников. Игра мирит детей, ведь отношения в группе складываются непросто. Она предоставляет ребенку личное пространство, а человек, имеющий право на личный мир, терпимее относится к окружающим.
Предполагаемый результат: созданы благоприятный психологический климат в группе, позитивные отношения между детьми, каждый участник получил опыт сотрудничества и взаимодействия. Время игры: 30-40 мин.
Место проведения; помещение с большой площадью (музыкальный зал, физкультурный зал или просторная групповая комната).
Задача: предоставить детям опыт межличностного взаимодействия в ситуации обмена информацией, научить кооперации, строить личное пространство.
Содержание и игровая цель: дети оказываются в лесу, на волшебной поляне, которую должны мысленно увидеть, реально обустроить и приспособить для себя лично и всей группы в целом. Поляна окажется такой, какой ее создадут дети. Нормы и правила взаимоотношений в новом необычном сообществе зависят от тех, кто будет на этой поляне жить.
Материалы: большой лист бумаги; цветные карандаши или мелки; наборы детской посуды; разнообразные мягкие игрушки; куклы, машинки, конструкторы; большие куски светлой ткани, например, простыни (по количеству участников); платки, различные куски ткани; колокольчик; музыкальное сопровождение.
Участники: дети 5-7 лет (от 10 до 20 человек), один ведущий (педагог-психолог) и один ассистент (воспитатель).
Педагоги-психологи и воспитатели не включены в игру, они - наблюдатели, тем самым получают диагностический материал.

Приложение
Сценарий большой психологической игры «Волшебная поляна»

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

1. Психологический настрой на игру
Педагог-психолог:
Придумано кем-то Просто и мудро При встрече здороваться: «Доброе утро!» Доброе утро! Солнцу и птицам. Доброе утро! Улыбчивым лицам. И каждый становится Добрым, доверчивым. Пусть доброе утро Длится до вечера.
Мы с вами сегодня поздороваемся друг с другом очень необычным способом! Поможет нам в этом игра.

2. Коммуникативная игра «Ты шагай, шагай!»
Ты шагай, шагай своей дорогой, не зевай. (Идут по залу свободно)
Ты шагай, шагай, себе пару выбирай. (Становятся парами лицом друг к другу.)
Поздоровайся ладошкой, (Ладошка к ладошке правой левой руки)
И своей красивой ножкой. (Выставляют коленку)
Плечиками, (Слегка наклонившись, навстречу друг к другу двигают плечами)
Локотками, (Правый левый локоток)
И конечно (тихонько) кулачками. (Как бы бокс)
Ты шагай, шагай своей дорогой, не зевай. (Кивают вправо-влево)
Ты шагай, шагай, себе пару выбирай.
Поздоровайся головкой, (Кивают вправо-влево)
Как ты делаешь все ловко.
Плечиками,
Локотками,
И конечно (тихонько) кулачками.
Ты шагай, шагай своей дорогой, не зевай.
Ты шагай, шагай, себе пару выбирай.
Поздоровайся макушкой (Разворачивают голову вправо и прикладывают руку к затылку.
Наклоняются друг к другу.)
И своим красивым ушком
Плечиками,
Локоткам»,
И конечно (тихонько) кулачками.
Педагог-психолог: Давайте представим, что сегодня у нас появилась возможность попасть в волшебный лес и пожить в нем немного. Скажите, а на чем можно добраться до леса? Мы с вами отправимся в путешествие на паровозике!

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
3. Игра «Паровозик»
Педагог-психолог: Паровозик у нас будет очень необычный, у каждого вагона -свое имя. Сначала у паровоза не будет вагонов, и тот из вас, кого мы выберем паровозиком, будет «ездить» по кругу, хлопать в ладоши и называть свое имя. Потом паровозик соскучится и подъедет к любому мальчику или девочке со словами: «Паровозик, чух-чух-чух» и назовет свое имя. Тот ребенок, к которому подъедет паровозик, в ответ назовет свое имя и станет новым паровозиком, а первый - его вагоном. Они поедут вместе и назовут имя нового паровозика. Вы готовы? Тогда в путь,
(Игру продолжайте до тех пор, пока в «паровозик» не будут включены все дети. Во время игры звучит песня «Голубой вагон» В. Шаинского)
Педагог-психолог: Наконец-то мы с вами попали в лес и оказались около волшебной поляны. Давайте присядем и немного отдохнем. Устройтесь поудобнее, закройте глаза и попытайтесь представить, как может выглядеть волшебная поляна. Ее со всех сторон окружает лес или с одной стороны она плавно переходит в поле (Пауза.) Какой именно лес растет около полянки? (Паузой Большая ли ваша поляна, что есть на ней? (Пауза) Посмотрите, что за цветы там растут, есть ли холмики, отдельные кусты... Может быть, на ней есть съедобные ягоды? (Пауза)
(Чтобы детям было легче представлять поляну, включите спокойную мушку из серии «Звуки природы».)
Педагог-психолог: Я медленно считаю до пяти, на счет «пять» все открывают глаза и рассказывают, какую вы сумели увидеть поляну. Дети (по желанию) рассказывают о том, что им удалось представить. Педагог-психолог: Каждый из вас сумел увидеть свою волшебную поляну, чем-то ваши поляны похожи, но чем-то и отличаются. А сейчас давайте попробуем все вместе нарисовать на листе бумаги нашу поляну. Попробуйте договориться друг с другом, кто что будет рисовать. Дайте возможность каждому нарисовать на поляне то, что он хочет.

4. Коллективное рисование мандалы на тему «Волшебная поляна»
Дети рисуют на большом листе бумаги, который имеет круглую форму. В это время звучит спокойная музыка. Желательно использовать то музыкальное сопровождение, которое поможет детям представлять поляну. Помогайте некоторым детям договориться, если возникает такая необходимость.
Пока дети выполняют задание смотрите, каким образом взаимодействуют дети, кто испытывает проблемы в выборе места для рисунка, не знает, что рисовать, четко обозначает границы в рисунке и не позволяет другим нарушать их.
-психолог: Заканчиваем рисовать. Посмотрим, какая получилась поляна. Если кому-то что-то непонятно, можно задать вопросы тому, кто это нарисовал, (Дайте детям несколько минут для того, чтобы внимательно рассмотреть рисунок и задать друг другу вопросы.)
Педагог-психолог: Посмотрите еще раз, у нас получилась красивая и необычная поляна. Вот на такой прекрасной поляне мы можем сегодня пожить. Как вы думаете, что нам в первую очередь понадобится для жизни на поляне?
(Дети высказывают свои предположения. Если дети не догадались, подведите их к выводу, что нужны дома.)
Педагог-психолог; Правильно, для того чтобы жить на поляне, нам понадобятся дома. Сейчас вам предстоит их построить. У каждого дома есть основа, или, как говорят строители, - фундамент. Вам предстоит заложить фундамент своих домов. Для этого вы получите простыню и выберете то место на поляне, где вам хочется строить дом. На выбранном месте надо расстелить простыню.
(Раздайте детям простыни и скажите, чтобы они самостоятельно по желанию нашли место для строительства своею дома. Наблюдайте, как дети решают расположить свои дома на поляне, чьи дома окажутся по соседству, кто поселится один.) Педагог-психолог: Все нашли место для своего дома, а теперь я прошу зайти в свои дома, устроиться в них поудобнее, закрыть глаза и представить, что вы находитесь в собственном доме. (Пауза.) Постарайтесь прислушаться к себе и понять, хорошо ли вы себя чувствуете? (Пауза) Теперь подумайте и представьте, как можно ваш дом украсить, благоустроить? Медленно откройте глаза, сейчас, когда зазвучит музыка, подойдите к столу. На столе лежат разные предметы. Вам надо выбрать только те предметы, которые необходимы для благоустройства вашего дома. Времени вам дается немного, как только прозвенит колокольчик, все прекращают украшать дома и занимают место внутри.
(Включите спокойную музыку. Помогите детям распределить между собой предметы, через 5 мин звоните в колокольчик.)
Педагог-психолог: Прошу всех зайти в свои дома. Наступила ночь. Бее ложатся спать. Потянули сначала руки, а потом ноги. Закрыли глаза, устроились удобно в кроватях, А теперь пытаемся представить, как изменилась наша поляна с наступлением ночи. (Пауза) Вокруг тишина. (Пауза) Вот вылетела сова на ночную охоту. Где-то в траве зашуршал ежик. (Пауза.) Яркая луна осветила поляну, стала видна вся ночная жизнь. (Пауза) Появился первый лучик солнца, и поляна постепенно наполняется светом. Все вокруг проснулось. (Пауза) Мы с вами тоже проснулись. Открыли медленно глазки, потянулись. (Пауза) Наступило утро.
(Во время этого упражнения звучит спокойная, тихая музыка. Произносите текст медленно, спокойно, чтобы дети могли расслабиться и отдохнуть. После последнего предложения начинает звучать веселая музыка)
Педагог-психолог: Все проснулись и встали. А теперь вы можете пожить один день на поляне так, как вам хочется. Помните лишь о том, что, когда прозвенит колокольчик, вы должны будете вернуться в свои дома. (Этот текст говорите на фоне веселой музыки) На данном этапе игры дети самостоятельно выстраивают свою жизнь на поляне. Совместно с воспитателем наблюдайте за воспитанниками, отслеживая, как они проживают день на поляне:
каждый сам по себе;
общаются (на поляне или в домах);
кто из детей с кем взаимодействует;
каков характер взаимодействия. Продолжительность этого этапа может быть различной в зависимости от особенностей детей - от 15-20 мин.
Педагог-психолог: (звенит колокольчик, веселая музыка прекращается, начинает звучать спокойная музыка) Все зашли в свой дом. Наступила ночь. Все ложатся спать. По вспомним, как вам жилось на поляне? (Пауза.) Что понравилось? (Пауза.) Чего не хватало? (Пауза.) Наступило утро. Все проснулись. Расскажите, как вам жилось на лесной поляне? Все ли было хорошо?
Последний этап игры можно проводить по-разному: обсуждение может проходить, когда дети находятся каждый в своем доме или взрослые и дети садятся в круг. Рассказывают о своих впечатлениях об игре, что им понравилось и запомнилось и чего, по их мнению, не хватало.



ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
Педагог-пшхолог: Дети, пришло время прощаться с волшебной поляной. Наш волшебный паровозик отвезет нас назад в детский сад.
5. Игра «Паровозик»
Педагог-психолог: Паровозик/насбудет очень необычный,у каждого вагона -свое имя. Сначала у паровоза не будет вагонов, и тот из вас, кого мы выберем паровозиком, будет «ездить» по кругу, хлопать в ладоши и называть свое имя. Потом паровозик соскучится и подъедет к любому мальчику или девочке со словами: «Паровозик, чух-чух-чух» и назовет свое имя. Тот ребенок, к которому подъедет паровозик, в ответ назовет свое имя и станет новым паровозиком, а первый - его вагоном. Они поедут вместе и назовут имя нового паровозика. Вы готовы? Тогда в путь.
(Игру продолжайте до тех пор, пока в «паровозик» не будут включены все дети. Во время игры звучит песня «Голубой вагон» В, Шаинского.)
Источник: Справочник педагога-психолога, детский сад, №2, 2017г