^Наверх
logo
foto1 foto2 foto3 foto4 foto5

Метод сенсорной интеграции

Динара Назмутдинова, педагог-психолог МАДОУ № 48, г. Томск,
Наталия Иксанова, старший воспитатель МАДОУ № 8, г. Томск

Как корректировать поведение детей с особыми образовательными потребностями. Метод сенсорной интеграции
Используйте метод сенсорной интеграции для коррекционной работы с детьми с особыми образовательными потребностями. В статье – тесты для диагностики дисфункции сенсорной интеграции и упражнения для детей.

 

Сенсорное развитие – фундамент общего интеллектуального развития детей. Через органы чувств ребенок получает информацию об окружающем мире, формирует представления о себе в пространстве, узнает о взаимосвязи между предметами и явлениями окружающего мира. Недостаточный опыт сенсорного развития может привести к ложной интерпретации полученной информации и, как следствие, к психофизическим нарушениям. В коррекционной работе с детьми, у которых выявлены психофизические нарушения, следует использовать специальные методы. Один из них – метод сенсорной интеграции.
В чем заключается метод сенсорной интеграции
Метод сенсорной интеграции разработала американский логопед и психолог Джейн Айрес. В основе данного метода предположение, что успешность умственного, физического и психического развития детей в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития.
Было установлено, что стимуляция базовых чувств, зрительного восприятия, обоняния и вкуса в период раннего развития ребенка воздействует на головной мозг и вызывает отклик в виде двигательной реакции. Посредством движений ребенок исследует отношения, в которых находится его тело и пространство, начинает постигать отношения между предметами, а развитие представлений о предметах и явлениях окружающего мира – это развитие интеллекта.
Таким образом, сенсорная интеграция – это процесс, во время которого нервная система человека получает информацию от рецепторов всех чувств: осязания, обоняния, зрения, слуха, вкуса, вестибулярного аппарата, проприоцепции. Затем интерпретирует и организует полученный опыт в целенаправленную деятельность. То, как ребенок перерабатывает информацию, сказывается на развитии его чувств, мыслей и действий. Незначительные нарушения в процессах деятельности мозга могут влиять на формирование навыков обучения и общения.

Справка
Метод сенсорной интеграции разработала американский логопед-психолог Джейн Айрес

Как организовать работу с детьми

Сенсорная интеграция, необходимая для движения, говорения и игры, – это фундамент более сложной интеграции, сопровождающей чтение, письмо и адекватное поведение. Если в первые семь лет жизни организация сенсомоторных процессов идет должным образом, ребенку потом будет легче осваивать интеллектуальные и социальные навыки. Дошкольный возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.
Если развитие сенсомоторных процессов нарушено, то у детей наблюдается двигательная неуклюжесть, трудности в различении правой/левой сторон, слишком высокий/низкий уровень активности, расстройство мышечного тонуса, поиск определенных ощущений (в виде гиперактивности). Также дети могут демонстрировать слабую двигательную координацию, чрезмерную чувствительность к звукам, прикосновениям, трудности концентрации внимания, социальные и эмоциональные трудности.
Использование элементов метода сенсорной интеграции позволит решить целый спектр проблем у детей с особыми образовательными потребностями. Чтобы определить направление коррекционной работы, необходимо провести диагностику с помощью специальных тестов. Результаты диагностики зафиксируйте в таблице согласно критериям оценки.
Для дальнейшей работы с детьми необходимо подобрать упражнения с использованием специального сенсорного оборудования. Благодаря правильно подобранным комплексам упражнений можно наблюдать улучшения: в развитии крупной и мелкой моторики, координации, речи, концентрации внимания. Примеры упражнений.

Приложение

ТЕСТЫ ДЛЯ ДИАГНОСТИКИ НАРУШЕНИЙ СЕНСОРНОЙ ИНТЕГРАЦИИ

Тест 1. «Ходьба по лестнице»
Тест поможет выявить гравитационную неустойчивость. Попросите ребенка подняться и спуститься по лестнице. Наблюдайте за тем, как он это делает, приставным шагом или поочередно меняя ноги.

Тест 2. «Цапля»
Тест выявит нарушения вестибулярной системы – нарушения равновесия. Попросите ребенка развести руки в стороны и встать на одну ногу (для младшего дошкольного возраста). Сделать то же самое упражнение, но с закрытыми глазами (для среднего дошкольного возраста). Развести руки в стороны с закрытыми глазами на ограниченной плоскости или на возвышении (для старшего дошкольного возраста).

Тест 3. «Ловля мяча, отбивание мяча»
Тест поможет выявить нарушения проприоцептивной и вестибулярной систем – нарушения координации. Подготовьте для диагностики мяч. Детям младшего дошкольного возраста предложите поиграть в мяч – наблюдайте, ловят ли они его руками. Дети среднего и старшего дошкольного возраста должны не только ловить мяч, но и суметь отбить его от пола одной рукой.

Тест 4. «Прямая линия»
Тест способен выявить нарушения вестибулярной системы – нарушения координации. Для диагностики вам понадобится мел и мешочек с крупой. Начертите прямую линию и попросите ребенка пройти по ней (для младшего дошкольного возраста). Выполнить это же упражнение на возвышенной поверхности, с мешочком на голове (для среднего и старшего дошкольного возраста).

Тест 5. «Тактильный тоннель»
Тест поможет выявить нарушения тактильной системы. Возьмите тканевый тоннель с утягивающими резинками с двух сторон и предметы разной текстуры на ощупь. Например: гладкий, колючий и пушистый мячики. Предложите дошкольнику выбрать один из предметов и изучить его руками. Затем ребенок продевает руки в тактильный тоннель и на ощупь находит такой же предмет.

Пример таблицы с результатами диагностики

Фамилия, имя ребенка

Тест 1.
Гравитационная устойчивость

Тест 2. Равновесие

Тест 3. Координация

Тест 4. Координация

Тест 5. Тактильная система

Критерии оценки:
+ – выполняет задание;
+/- – выполняет задание с помощью педагога;
- – не выполняет задание точно.
Источник: Справочник педагога-психолога, №9, 2018г