^Наверх
logo
foto1 foto2 foto3 foto4 foto5

Как разобраться в причинах плохого поведения детей и скорректировать его. Матрица силового анализа

Анастасия Дергунова,
педагог-психолог МАДОУ детского сада «Радость» комбинированного типа, г. Нижний Тагил, Свердловская область

В статье - метод, который поможет скорректировать нежелательное поведение ребенка и взаимоотношения в детском коллективе. Он поможет педагогу-психологу выработать профессиональный подход к анализу случаев практики и их решению. Для этого нужно составить таблицу -«Матрицу силового анализа проблемы».

Чтобы решить проблему, которая возникла в группе, нужно указать причины ее возникновения, ресурсы, расстановку сил. Матрица силового анализа поможет увидеть ситуацию комплексно, с разных сторон, сделать акцент на ресурсных возможностях ребенка и свести к минимуму воздействие негативных факторов.

В каких ситуациях использовать. Применяйте матрицу силового решения проблемы, если воспитатели жалуются на поведение ребенка или когда ребенок стал жертвой буллинга, моббинга. Таким же образом можно искать пути решения проблемной ситуации в отношении не одного ребенка, а группы в целом.

Как составить матрицу решения проблемы. Чтобы составить матрицу, нужно задействовать воспитателей и родителей. При заполнении силовой матрицы можно использовать метод мозгового штурма. Предложите собравшимся высказать как можно больше идей, а затем выберите наиболее удачные и внесите в таблицу.

Алгоритм для психолога

Как разрешить проблемную ситуацию с помощью матрицы

 

1. ОБОЗНАЧЬТЕ проблему.
Сформулируйте ее кратко, одним предложением.

2. ОПИШИТЕ актуальную и желаемую ситуацию. Актуальную, или сегодняшнюю, ситуацию описывайте так, как ее видят в настоящий момент все заинтересованные лица. Желаемая ситуация - это цель, к которой нужно стремиться при разработке плана коррекционной работы.

3. ПЕРЕЧИСЛИТЕ причины и факторы, которые могли привести к возникновению проблемы.
Старайтесь описать все возможные факторы, которые мешают решению проблемы.

4. ОПИШИТЕ действия, которые помогут ослабить и уничтожить негативные факторы.
Укажите, каким образом можно снизить негативные факторы. Пропишите конкретные пути.

5. ОПИШИТЕ поддерживающие силы и факторы. Это те сильные стороны ребенка, на которые можно опереться. Важно понимать, что сильные стороны ребенка могут быть лишь косвенно связаны с его поведением. В их числе могут быть увлечения ребенка, его интересы и успехи или возможности близкого окружения. Это один из самых сложных этапов. От того, насколько вы его проработаете, зависит успех всей коррекционной работы.

6. ОПИШИТЕ, как можно усилить сильные стороны.
Подумайте, как использовать их для решения выявленной проблемы.

7. ОПРЕДЕЛИТЕ шаги для решения проблемы.
Сделайте это на основании анализа причин и сильных сторон ребенка.
Важно опираться именно на ресурсы ребенка.

8. ОПИШИТЕ ресурсы, которые нужны для решения проблем. Помните о конечной цели. Она поможет проверить результат от коррекционной работы.

9. ОПИШИТЕ пошаговую последовательность действий, которые нужно предпринять.
Укажите ответственных. Старайтесь задействовать всех участников воспитательного процесса: педагогов, родителей, администрацию, самого ребенка. Это поможет достичь наиболее качественного результата.

Образец таблицы, которая поможет проанализировать проблемную ситуацию

И. Ф. Иван Терехов
Возраст: 5 лет
Группа: старшая

Форма записи
Две колонки помогают записать информацию компактно, а количество пунктов в столбцах может быть разным

1. проблема: агрессивное поведение ребенка

2а. актуальная ситуация

2б. желаемая ситуация

в группе детского сада есть ребенок, на которого все жалуются. он то укусит кого-нибудь, то палкой в глаз ткнет, то игрушку у детей отнимет и за забор выкинет. часто становится участником драк, непослушный. агрессия выражается и на вербальном уровне: использует в своей речи брань, нецензурные выражения. не помогают ни уговоры, ни наказания. другие дети боятся ивана и отказываются с ним играть

необходимо уменьшить частоту агрессивных действий ребенка, наладить неконфликтное взаимодействие с другими детьми -дружные игры

3. причины и факторы, которые могли привести к возникновению проблемы

4. возможные пути ослабления и уничтожения провоцирующих факторов

недостаток двигательной активности и физической нагрузки

увеличить в режиме дня время на подвижные игры. вовлекать ребенка в спортивные эстафеты

недостаточно развитые коммуникативные способности у ребенка

обучать навыкам общения

низкий уровень эмоционально-волевой саморегуляции у мальчика

обучать приемам саморасслабления, социально приемлемым способам выражать агрессию

дефицит родительского внимания. неудовлетворенная потребность в родительской любви и принятии

провести беседу с родителями. помочь наладить детско-родительские отношения

усвоил эталоны агрессивного поведения в семье

проконсультировать родителей. объяснить возможные причины такого поведения сына

низкая психологическая компетентность воспитателей: ожидание от мальчика социально приемлемого поведения, реакция на агрессивное поведение ребенка агрессией

обучить воспитателей базовым психологическим знаниям, которые нужны, чтобы работать с дошкольниками, эффективным техникам общения, критики и похвалы. продемонстрировать положительные качества ребенка

косвенно стимулируется агрессивность ребенка через выбор мультфильмов, фильмов, игрушек

ограничить просмотр телевизора. демонстрировать позитивные мультфильмы и игрушки

5. поддерживающие силы и факторы

6. усиление сильных сторон

стабильные успехи ребенка на занятиях

акцентировать внимание других детей на успехах мальчика

стремление ивана играть с другими детьми, быть в коллективе

использовать имеющиеся дружеские связи, чтобы развить коммуникативные навыки ребенка. проводить занятия ребенка с педагогом-психологом

любовь мальчика к своей маме

включить маму в коррекци-онно-развивающую работу по снижению агрессивности ребенка

заинтересованность мамы в изменении ситуации

искать и предлагать альтернативные пути выхода из сложившейся ситуации

интерес ивана к героям комиксов и мультфильмов: например, «человек-паук»

использовать этих героев в процессе коррекционных занятий в качестве позитивных и добрых

наличие в группе опытных родителей, которые хотят и могут поделиться опытом воспитания

организовать общение родителей на тренингах и на сайте детского сада

наличие команды специалистов/которые готовы помочь: педагог-психолог, воспитатели, учитель-логопед, администрация

поддерживать мотивацию команды для активной разработки и решения возникшей проблемы

(Сильные стороны
Наличие в группе опытных родителей — пример сильных сторон ситуации, которые связаны с ребенком лишь косвенно)

7. шаги для решения проблемы

8. ресурсы

увеличить физическую нагрузку у ребенка. наладить посещение спортивных секций

желание ребенка двигаться

организовать коррекционно-раз-вивающую работу. помочь ребенку овладеть навыками саморегуляции и расслабления, развить эмоционально-волевую сферу, сформировать навык социального взаимодействия

мотивированность родителей и педагогов: желание решить проблему, а не бездействовать

провести диагностику объективного социометрического статуса ребенка в группе детского сада

мальчик стремится к общению со сверстниками

провести беседу с родителями ивана. провести анкетирование, чтобы выяснить стиль семейного воспитания, особенности дет-ско-родительских взаимоотношений, способы наказания

родители мальчика ищут причины агрессии

провести семинары по общению с детьми для родителей и педагогов

в группе, которую посещает иван, есть родители, которых беспокоит тема общения с детьми

организовать психологическое просвещение и консультирование родителей ивана с помощью странички психолога на сайте детского сада. организовать обмен опытом родителей через сайт детского сада, социальные сети и мессенджеры

есть команда заинтересованных специалистов, которые готовы курировать группы в социальных сетях и мессенджерах. есть родители, которые желают высказаться

обучать родителей и ребенка социально-приемлемым способам выражения агрессии

 

провести серию психологических тренингов, которые направлены на гармонизацию взаимоотношений в группе детского сада

 

проводить мониторинги: «вход» и «выход» агрессивных проявлений в поведении ребенка

 

В столбце 7 в отличие от столбца 9А пропишите общий список задач, которые нужно решить, чтобы устранить проблему

9а. последовательность действий

9б. ответственные

1. выявить причины агрессивного поведения ребенка с помощью наблюдения, анкетирования, тестирования

педагог-психолог, воспитатели

2. провести и проанализировать входящую диагностику /

педагог-психолог

3. организовать обучение родителей и педагогов эффективному общению с ребенком

администрация, специалисты, педагог-психолог

4. стимулировать педагогов использовать в работе с детьми методы и приемы, которые они узнают на семинарах и тренингах

администрация, педагог-психолог

5. составить индивидуальную кор-рекционно-развивающую программу для ребенка

педагог-психолог, воспитатели, социальный педагог, родители

6. увеличить количество подвижных и сюжетно-ролевых игр в группе, в которых драки можно перевести в конструктивное русло. например, проводить игры «рубка дров», «похитители сокровищ»

воспитатели

7. проводить тренинги по формированию коммуникативных способностей ребенка, умению выражать негативные эмоции социально приемлемыми способами

педагог-психолог

8. проводить тренинги на гармонизацию взаимоотношений в группе детского сада

педагог-психолог, воспитатели

9. провести итоговый мониторинг эффективности реализованных программ и проектов

педагог-психолог, воспитатели

(Действия и ответственные
Укажите в столбце 9А последовательность действий для решения проблемы. Напротив в столбце 9Б укажите ответственных)

Источник Спавочник педагога-психолога. Детский сад, №2, 2019г