^Наверх
logo
foto1 foto2 foto3 foto4 foto5

Психологическая помощь детям дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья

1. Психологическое сопровождение дошкольников с нарушениями слуха

Нарушение слуха является особой патологией, существенно затрудняющей или делающей невозможным речевое развитие. Отсутствие коррекции в дошкольном возрасте чревато задержкой развития или даже умственной отсталостью, которые формируются в результате выпадения так называемого высшего компонента психики. Чем более длительным был безречевой период развития ребенка, тем более интенсивными должны быть коррекционные мероприятия.
Последнее время усиливается интерес к кохлеарной имплантации — новому методу слухопротезирования, дающему возможность даже абсолютно неслышащему ребенку воспринимать звуки. Однако даже если имплантация была сделана в сензитивный период развития речи или до него, потребность в психологическом сопровождении не исчезает. Также существует достаточно большая группа детей, которым данный метод противопоказан: дети с соматическими заболеваниями, органическим синдромом и др.
Уровень развития ребенка данной категории и особенности его сопровождения в дошкольной образовательной организации зависят от сохранных речевых ресурсов.

В медицинской классификации болезней и причин смерти 10-го пересмотра нарушения слуха представлены под шифрами H90 [Пособие...] (табл. 16).
Таблица 16

Код МКБ-10

Характеристика нарушения слуха

Н90.0

Кондуктивная потеря слуха двусторонняя

Н90.3

Нейросенсорная потеря слуха двустороняя

Н90.5

Нейросенсорная потеря слуха неуточненная Врожденная глухота БДУ:

  1. снижение слуха:
  2. центральное
  3. невральное
  4. сенсорное;
  5. нейросенсорная глухота

Н90.6

Смешанная кондуктивная и нейросенсорная тугоухость двусторонняя

В настоящее время принята медицинская и психолого-педагогическая классификация нарушений слуха (табл. 17).

Степень

Ограничение слуха, в дБ

Характеристика

1-я степень

Снижение слуха в пределах 25-40 дБ

Человек с такой потерей слуха с трудом распознает тихую речь и беседы, но справляется в тихой обстановке

2 степень

Снижение слуха в пределах 40-55 дБ

Трудности в понимании беседы, особенно когда присутствует шум на заднем плане. Повышенная громкость необходима для ТВ и радио

3 степень

Снижение слуха в пределах 55-70 дБ

Значительно задета чистота речи. Речь должна быть громкой, возможны трудности при групповой беседе

4 степень

Снижение слуха в пределах 70-90 дБ

Значительная потеря слуха: не слышит нормальную разговорную речь. Трудности при распознавании даже громкой речи, способен понимать крик и преувеличенно четкую и громкую речь

Глухота

Более чем 90 дБ

Не слышит

 

Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями слуха, кроме сохранных речевых ресурсов, учитывает время потери слуха, что существенно влияет на познавательное развитие ребенка. В данной классификации выделяют ранооглохших (долингвальных) и позднооглохших (постлигвальных). У последних нарушение слуха появилось после того, как речь уже была сформирована. Разделение детей на две группы предполагает различную формулировку задач психологического и педагогического сопровождения.
Основная проблема построения коррекционных мероприятий с детьми данной категории связана с трудностями вербальной коммуникации. Поэтому психолог должен владеть альтернативными речевыми системами — дактильной и жестовой речью. Кроме того, организация коррекционного взаимодействия возможна через письменную речь (у старших дошкольников) или специальных карточек со схематическими рисунками.
Особенности других психических процессов обусловлены речевым недоразвитием.
Ниже проанализированы трудности развития детей с нарушениями слуха и пути их преодоления (табл. 18).

Трудности развития

Причины

Пути решения

Снижение способности к усвоению понятий

Ригидность (тугопод- вижность мышления)

Расширение чувственного опыта, создание условий для формирования обобщений

Задержка в формировании произвольности

Снижение контролирующей функции речи

Расширение форм контакта с ребенка, развитие потребности к вербальному взаимодействию со взрослым

Задержка в развитии игровой деятельности

Результат общей задержки развития

Стимуляция игровой деятельности, расширение словарного запаса, активизация компенсаторных ресурсов

Отставание в развитии воображения

Результат речевого недоразвития

Формирование речи, расширение чувственного опыта

Отставание в развитии моторной сферы, нарушение координации, моторной ловкости

Характерно для детей с нарушением внутреннего уха

Организация физической активности, упражнения на развитие общей моторики

2. Психологическое сопровождение дошкольников с нарушениями зрения

Нарушение зрения у детей является серьезным препятствием для полноценного развития. Более 70 % информации о мире люди получают в визуальной форме, поэтому потеря этого важнейшего канала затрудняет формирование многих психических функций. В дошкольном возрасте слепота является фактором задержки психического развития и требует пристального внимания дефектологов и психологов. Большое значение для возможностей развития имеет возраст, в котором ребенок потерял зрение, и вариант нарушения зрения.
Нарушения зрения в МКБ-10 представлены под шифрами H53 (табл. 19).
Наиболее встречаемые виды нарушения зрения у детей:
— близорукость (истинная и ложная формы патологии);
— дальнозоркость;
— косоглазие;
— астигматизм;
— амблиопия.
Причины их появления могут иметь приобретенную или врожденную природу.

 

Нарушения зрения в МКБ-10

Кодирование варианта нарушения зрения

Общая характеристика

H53.0 Амблиопия вследствие анопсии

Амблиопия, обусловленная анизометропией, зрительной депривацией, косоглазием

H53.1 Субъективные зрительные расстройства

Астенопия. Дневная слепота. Гемералопия. Метоморфопсия. Фотофобия. Мерцательная скотома. Внезапная потеря зрения. Зрительные радужные кольца. Исключены зрительные галлюцинации (R44.1)

H53.2 Диплопия

Удвоение изображения

H53.3 Другие нарушения бинокулярного зрения

Несоответствие изображения на сетчатке. Слияние изображений при стереоскопическом дефекте. Одновременное зрительное восприятие без слияния изображений. Угнетение бинокулярного зрения

H53.4 Дефекты поля зрения

Расширенное слепое пятно. Генерализованное сужение поля зрения. Гемионопсия (разноименная, одноименная). Квадрантная анопсия. Скотома дугообразная. Бьеррума центральная, кольцевидная

H53.6 Ночная слепота

Исключена вследствие недостатка витамина A (E50.5)

H53.5 Аномалии цветового зрения

Ахроматопсия. Приобретенная недостаточность цветового зрения. Цветовая слепота. Дейтераномалия. Дейтеранопия. Протаномалия. Протанопия. Тританомалия. Тританопия. Исключена дневная слепота (H53.1)

H53.8 Другие расстройства зрения H53.9 Расстройство зрения неуточненное

Предполагают вариативность нарушения зрительного восприятия

Близорукость — заболевание, которое может быть как врожденными, так и приобретенным. Механизм развития нарушения заключается в удлинении глазных яблок. Если близорукий ребенок ходит в детский сад, необходимо проверить, в каких условиях проходят занятия (помещение должно быть хорошо освещенным).
Ложная близорукость — патология, характеризуется постоянным напряжением глазной мышцы, то есть ее расслабление не происходит в те моменты, когда глаза находятся в состоянии покоя. Дети с подобным нарушением плохо видят предметы, расположенные вдали от них. Сопутствующими симптомами являются головные боли в лобной зоне, быстрая утомляемость глаз. Ребенок, страдающий ложной близорукостью, должен сидеть за первой партой.
Необходимо и специальное лечение, иначе болезнь перейдет в истинную близорукость.
Дальнозоркость — патология, характеризующаяся нарушением анатомического строения глаз. Обнаружить нарушение можно по таким признакам: во время чтения ребенок отодвигает книгу далеко от себя. В процессе зрительной нагрузки появляется боль, глаза краснеют, развивается быстрая усталость.
Косоглазие — может передаваться на генетическом уровне, если в семье у кого-то из родных были подобные проблемы, но чаще всего говорит о наличии других заболеваний. При косоглазии происходит отклонение глазного яблока от центральной оси в левую или правую сторону, реже в вертикальном направлении.
Астигматизм — заболевание врожденного характера, обусловленное неправильной формой (кривизной) роговицы глаза. При таком нарушении ребенок трудно различает предметы, как находящиеся близко, так и вдали от него, присутствует быстрая утомляемость, глаза начинают болеть при чтении или нахождении за компьютером. Дети с подобным нарушением должны посещать сад компенсирующего типа.
Амблиопия, или «ленивый глаз». Особенностью этого заболевания является различие образов, полученных с правого и левого глаза, что не позволяет соединить все элементы воедино. Постепенно ребенок начинает видеть только одним глазом, а второй прекращает выполнять свои функции. Сопутствующими симптомами являются головные боли, чувство дискомфорта в глазах, быстрая усталость. Исправление данной патологии следует начинать в раннем возрасте.
Дети с нарушением зрения, особенно младшего возраста, не могут объяснить взрослым, какой именно дискомфорт они чувствуют, поэтому родителям следует прислушиваться к любым жалобам ребенка и не пренебрегать профилактическими осмотрами у специалиста.
Классификация детей с нарушением зрения предполагает разделение на несколько групп:
1. Слабовидящие дети — нарушение развития остроты зрения соответствует значениям 0,05-0,2. Но даже при значительном отклонении от нормы дети впитывают информацию посредством зрительных образов. Посещая детский сад, ребенок в полном объеме может воспринимать учебный материал. Однако при отсутствии своевременной коррекции у ребенка могут быть сложности в формировании зрительных образов, которые в дальнейшем могут приобрести форму оптической дистрофии.
2. Слепые дети. Диагностируется полная остановка развития зрения, образное восприятие информации отсутствует. Может присутствовать остаточное зрение, соответствующее значению 0,04 на самый видящий глаз с использованием средств коррекции зрения, иногда способность различать свет сохраняется. По назначению врача рекомендуется домашнее обучение или детский сад компенсирующего типа.
3. Частично слепые дети. Сохраняется возможность различать свет и формировать образы, степень развития остроты зрения соответствует значению 0,005-0,4.
4. Полностью слепые дети (тотальная слепота). Зрительные образы отсутствуют. Детям не рекомендуется посещать сад, требуется индивидуальное обучение и воспитание.
Также классификация включает временное разделение проявления нарушений развития зрения:
1. Дети, слепые от рождения, имеют тотальную слепоту, которая была диагностирована сразу при рождении или наступила в течение первых трех лет жизни.
2. Дети, ослепшие постепенно. С рождения развитие функции зрения происходило, но в возрасте до 6 лет и после остановилось.
Дети с проблемами зрения очень зависимы от родителей в плане развития, а если они посещают детский сад или школьное учреждение, то в часы пребывания там — от педагогов и воспитателей. Психологические особенности детей с нарушениями зрения значительно отличаются от особенностей детей без этих нарушений и становятся заметны с первых минут пребывания ребенка в кругу сверстников, не имеющих патологий зрения.
Психологические особенности детей с нарушениями зрения описываются в трудах таких ученых, как Т Б. Епифанцева, А. Г. Литвак, Л. И. Солнцева и др. [Епифанцева; Литвак; Солнцева].
Трудности развития детей с нарушениями зрения с учетом возможных причин и путей их преодоления представлены в табл. 20.


Таблица 20
Трудности развития детей с нарушениями зрения и пути их преодоления

 

Трудности развития

Возможные причины

Пути преодоления

Нарушение координации движений, моторное недоразвитие

Отсутствие зрительной стимуляции или заметное ее снижение

Использовать компенсаторные функции — слух, кинестетические ощущения для стимуляции развития моторных навыков

Низкая двигательная активность, отсутствие инициативы

Снижение зрительной стимуляции, выученная беспомощность в результате неправильного стиля воспитания, страх движения

Тесный контакт с семьей, рекомендации родителям для развития активности и инициативности ребенка, использование дозированной поддержки и похвалы

Задержка речевого и психического развития

Отсутствие зрительных образных представлений о предметах и явлениях окружающего мира

Обогащение сенсорного опыта, стимуляция тактильного восприятия, обеспечение ребенка объектами восприятия на тактильном уровне

Дефицитарность образных представлений, вербализм

Дефицитарность зрительного восприятия, трудности

Использование лепки, конструирования при обогащении

(при сформированном вербальном обозначении образа наблюдаются слабое представление о его сути)

консолидации сенсорных представлений

сенсорного опыта, применение объемных реалистичных игрушек при знакомстве ребенка с образами

Дефицитарное развитие логической памяти

Недостаточное развитие мыслительной деятельности, своеобразие чувственного опыта

Обучение на наглядно действенном уровне, дозирование информации, предназначенной для запоминания, тренировка слуховой и кинестетической памяти

Быстрое забывание материала, тенденция помнить начало информации (изменение в проявлении «Закона края»)

Повышенная утомляемость дети не располагают достаточными возможностями для повторного восприятия материала. Образы памяти слепых и слабовидящих при отсутствии подкреплений обнаруживают тенденцию к угасанию

Соблюдение щадящего режима, дозирование информации, предназначенной для запоминания, дифференцированное обучение с учетом индивидуальных ресурсов ребенка

Программно-методическое обеспечение психолога при организации коррекционной работы с детьми с нарушениями зрения

Кульбуш Е. А. Овладение пространством слепыми детьми дошкольного и младшего школьного возраста // Реабилитационная работа со слепыми и слабовидящими. Л. : ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1998. С. 67-75.
Самбикин Л. Б. Игры для слепых детей. М. : Учпедгиз, 1950. 232 с.
Слепой ребенок в семье : книга для родителей / под ред. Л. И. Солнцевой. М. : НИИ дефектологии АПН СССР, 1989. 57 с.
Плаксина Л. И., Сековец Л. С. Коррекционно-развивающая среда в дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего вида : учеб.-метод. пособие. М. : ЗАО «ЭЛТИ-КУДИЦ», 2003. 112 с.
Социально-бытовая ориентировка дошкольников с нарушением зрения. Перспективное планирование и конспекты специальных коррекционных занятий средствами игры / под ред. Е. Н. Подколзиной. М. : Город Детства, 2006. 156 с.