^Наверх
logo
foto1 foto2 foto3 foto4 foto5

Психологический тренинг

ВВЕДЕНИЕ
Игры и упражнения на знакомство
Игры и упражнения на сплочение группы
Игры тренинга общения
Разрешение и профилактика конфликтов
Работа с собственным эмоциональным состоянием

 

Глава 2. Психологические игры и упражнения 2 этап.
Упражнения на установления контакта, на восприятие и понимание эмоционального состояния собеседника
Упражнения на умение слушать
Упражнения, формирующие обратную личностную связь
Управление конфликтом
Глава 3. Психологические игры и упражнения 3 этап
Пластический тренинг (элементы телесно-ориентированной терапии)
Работа с метафорой
Тренинг развития креативности
Игры гештальт-терапии
Приложения

Одной из важнейших задач практической психологии является оказание эффективной профессиональной помощи клиентам в разрешении их психологических проблем, что требует от современного психолога не только теоретических знаний, но и практических умений и навыков. Психологический тренинг, являясь областью практической психологии и ориентируясь на использование активных методов групповой психологической работы, способствует максимальному объединению теории с практикой.

Целью, разработанного авторами курса «Психологический тренинг» является ознакомление и обучение студентов практическим методам и приемам, используемых в тренинговых занятиях.

Достижение данной цели включает ряд задач:

  • Ознакомление студентов с основными понятиями психотренинга.
  • Изучение способов межличностного взаимодействия для создания основы более гармоничного общения с людьми.
  • Формирование и отработка умений и навыков эффективного поведения.
  • Развитие самосознания и самоисследования участников тренинга, побуждающие к самостоятельному поиску ими способов решения собственных психологических проблем.
  • Обучение студентов умениям и навыкам проведения психологического тренинга.

 

Работа тренинговой группы отличается рядом специ­фических принципов:

 

1. Принцип активности
В тренинге люди вовле­каются в специально разработанные действия. Это может быть проигрывание той или иной ситуации, выполнение упражнений, наблюдение за поведением других по специ­альной схеме. Активность возрастает в том случае, если участникам дается установка на готовность включиться в совершаемые действия в любой момент.
Особенно эффективными в достижении целей тренинга через осознание, апробирование и тренировку приемов, способов поведения, идей, предложенных тренером, являются те ситуации и упражнения, которые позволяют ак­тивно участвовать в них всем членам группы одновременно. Принцип активности, в частности, опирается на извест­ную из области экспериментальной психологии идею: че­ловек усваивает десять процентов того, что слышит, пять­десят процентов того, что видит, семьдесят процентов того, что проговаривает, и девяносто того, что делает сам.
Если человек из любопытства приходит просто посмотреть, что будут делать окружающие, это не принесет никакого резуль­тата, да и наблюдателей на тренингах не бывает.
2. Принцип исследовательской (творческой) позиции
Суть этого принципа заключается в том, что в ходе тре­нинга участники группы осознают, обнаруживают, откры­вают идеи, закономерности, уже известные в психологии, а также, что особенно важно, свои личные ресурсы, возмож­ности, особенности.
Исходя из этого принципа, тренер придумывает, констру­ирует и организовывает такие ситуации, которые давали бы возможность членам группы осознать, апробировать и трени­ровать новые способы поведения, экспериментировать с ними.
В тренинговой группе создается креативная среда, ос­новными характеристиками которой являются проблемность, неопределенность, принятие, безопасность.
Реализация этого принципа порой встречает достаточно сильное сопротивление со стороны участников. Люди, кото­рые приходят в группу тренинга, имеют определенный опыт обучения в школе, в институте, где им предлагались те или иные правила, которые надо было выучить, и модели, кото­рым надо следовать в дальнейшем. Сталкиваясь с другим, непривычным для них способом обучения, люди проявляют недовольство, иногда в достаточно сильной, даже агрессив­ной форме. Преодолеть такое сопротивление помогают си­туации, позволяющие участникам тренинга осознать важ­ность и необходимость формирования у них готовности и после окончания тренинга экспериментировать со своим по­ведением, творчески относиться к жизни, к самому себе.
3. Принцип объективации (осознания) поведения
В процессе занятий поведение участников переводится с импульсивного на объективированный уровень, позволя­ющий производить изменения в тренинге. Универсальным средством объективации поведения является обратная связь. Создание условий для эффективной обратной связи в груп­пе – важная задача тренерской работы.
В тех видах тренинга, которые направлены на формиро­вание умений, навыков, установок, используются дополни­тельные средства объективации поведения. Одним из них является видеозапись поведения участников группы в тех или иных ситуациях с последующим просмотром и обсужде­нием. Надо учитывать, что видеозапись является очень силь­ным средством воздействия, способным оказать негативное влияние, поэтому им следует пользоваться с большой осто­рожностью, и, что самое важное, – профессионально.
4. Принцип партнерского (субъект-субъектного) общения
Партнерским, или субъект-субъектным, общением яв­ляется такое, при котором учитываются интересы других участников взаимодействия, а также их чувства, эмоции, переживания, признается ценность личности другого чело­века.
Реализация этого принципа создает в группе атмосфе­ру безопасности, доверия, открытости, которая позволяет участникам группы экспериментировать со своим поведе­нием, не стесняясь ошибок. Этот принцип тесно связан с принципом творческой, исследовательской позиции участ­ников группы.

Последовательная реализация названных принципов – одно из условий эффективной работы группы социально-психологического тренинга. Она отличает эту работу от других методов обучения и психологического воздействия.

Кроме специфических принципов работы тренинговых групп, можно говорить и о специфическом принципе рабо­ты тренера, который заключается в постоянной рефлексии всего того, что происходит в группе. Эта рефлексия осуще­ствляется за счет того, что тренер все время – приступая к проведению тренинга, планируя работу на день, непосред­ственно в процессе работы – задает себе три вопроса:
– Какой цели я хочу достичь?
– Почему я хочу достичь этой цели?
– Какими средствами я собираюсь ее достичь?
Ответы на эти вопросы дают диагностические исследо­вания тренера во время работы с группой. Объектами диа­гностики являются:
– содержательный план работы;
– уровень развития и сплоченности группы, характер отношений, складывающийся между участниками;
– состояние каждого участника группы, его отноше­ние к себе, к другим, к тренингу;
– состояние самого тренера.

Разнообразие предложений основано на различии акцентов, исходных данных и конечных целей. Численность группы и время проведения тренингов варьируется в зависимости от конкретных задач. Обычно это группы от 5 до 12 человек

Освоение учебного материала предполагает использование практических лабораторных занятий и активной самостоятельной работы студентов.
Изучение курса «Психологический тренинг» создает теоретическую и практическую базу для деятельности будущего психолога в учреждениях образования, диагностических и консультационных центрах.
Контроль успеваемости по психологическому тренингу осуществляется по эффективности работы на занятиях, посещаемости и зачетом по окончании семестра.

По окончании курса студенты получают:

  • Знание теории и методов гештальт-терапии, телесно-ориентированной терапии.
  • Осознание своих собственных сильных сторон.
  • Навыки конструктивного общения.
  • Опыт работы со своими личными проблемами.
  • Опыт поведения в конфликтных ситуациях