^Наверх
logo
foto1 foto2 foto3 foto4 foto5

Занятие для детей от 4 до 10 лет по повышению самооценки. (сказкотерапия)

Есть направление в психологии - сказкотерапия, которое, используя сказки, решает какую-либо проблему. Работа со сказкой строится следующим образом:
♦ чтение или рассказ самой сказки, ее обсуждение. Причем, при обсуждении ребенок должен быть уверен, что он может высказывать любое свое мнение, т.е. все, что он ни говорит, не должно подвергаться осуждению;
♦ рисунок наиболее значимого для ребенка отрывка;
♦ драматизация, т.е. проигрывание сказки в ролях. Ребенок интуитивно выбирает для себя «исцеляющую» роль. И здесь надо отдавать роль сценариста самому ребенку, тогда проблемные моменты точно будут проиграны.
Каждый этап обсуждается, т.к. важно зафиксировать чувства ребенка.

Обсуждение сказки «Роза и ромашка»

В маленьком городе без названия был крошечный садик, в котором росла прекрасная алая роза. Неподалеку от розы росла бедная беззащитная ромашка. Она только что распустилась, ее еще не окрепшие лепестки были белыми, обычными. Ромашку окружало множество разнообразных полевых цветов. Но ее ничего не радовало. В ее крошечной желтенькой головке была большая мечта - стать прекрасным, необычным цветком. Ромашка с восхищением смотрела на ухоженную розу. Когда была засуха, хозяин поливал свой цветок, когда шли обильные дожди, розу накрывали, и ни одна грозная капля не попадала на бархатные лепестки нежного цветка. "Как же ей хорошо, - думала ромашка. - Оказаться бы мне на ее месте", - не переставал мечтать маленький желтенький цветок с длинными лепесточками, похожими на крылышки бабочек.
Но вот однажды шел по дорожке ребенок. Увидев ромашку, он с восхищением сказал: "Какой красивый цветок!". Ромашка сначала не могла понять этих слов, до этого момента она считала себя самым уродливым растением. Малыш просветил ромашку, она поняла, что все цветы хороши по-своему.
Вопросы для обсуждения: почему ромашка с восхищением смотрела на розу? Что значит "все цветы хороши по-своему"? Можно ли эту фразу сказать про людей?

Обсуждая с ребенком уникальность каждого цветочка, зверя, человека, мы формируем у него адекватную самооценку, которою должны повышать и родители в каждодневном общении с ребенком.

Игровые ситуации для обсуждения с ребенком.

╬ Представьте себе гнездо на дереве. Здесь живут папа-птица, мама-птица и птенец - ребенок. Но вот поднялся ветер, ветка сломалась и гнездо упало на землю. Папа и мама взлетели и сели на ветки. Птенец остался на земле. Что он должен делать? Ребенок рассказывает о птенце, а в то же время проявляет свою реакцию на подобную ситуацию. В зависимости от того, какое он найдет решение можно судить и о его поведении в подобной ситуации. Птенец постарается и тоже взлетит на ветку, полетит к папе, потому что он сильный, полетит к маме, потому что он испугался, или вообще сядет на отдельную ветку, не взлетит, но будет звать на помощь. Это нормальная детская реакция. А на ответы - он попытается взлететь, упадет и разобьется, он не взлетит и умрет с голоду – стоит обратить внимания родителей и педагогов.
╬ Предложите ребенку распределить сказочные роли среди родных. Папы и мамы – мужайтесь. В жизни ребенок не может высказать вам своих претензий, во-первых, не умеет, а во-вторых, ему даже в голову не приходит, что родителей можно критиковать. А вот в сказке он свободен и чувства его будут предельно откровенны. И если папа вдруг окажется злым волком, а мама бабой-ягой, не стоит обижаться на ребенка, а лучше задуматься, что за проблемы в семье заставили его назначить вас на столь незавидные роли.

Источник: "Умные сказки: Сказкотерапия в детской библиотеке" Пашкевич Т.В., ведущий методист ПОБДЮ

Сказкотерапия

Все дети любят слушать сказки. Но и сочинять их тоже очень интересно! А еще так можно избавить ребенка от страхов, волнений и разобраться в их причинах. Иногда мы даже не подозреваем, как сильно дети переживают разные жизненные ситуации. Предложите малышу сочинить сказку вместе с вами!

•    Начните с классического сказочного зачина. Например: «За семью морями, за семью горами жили-были...» После небольшого предисловия поставьте героев сказки в сложную ситуацию. Пусть она напомнит ребенку о его проблеме. Например: медвежонок потерял маму и заблудился в лесу, котенок поссорился с другом, принцесса потеряла корону.
•    Предложите ребенку придумать, что произошло дальше. Задавайте вопросы: почему герой сказки так поступает, что он чувствует, чего бы ему хотелось? Ребенок невольно выдаст свои сокровенные мысли и фантазии, тревоги и ожидания. Главное для вас - слушать внимательно и запоминать. Психологи уверены, что проговорить проблему - значит наполовину избавиться от нее.
•    Получив развернутую картину происходящего, вместе с ребенком попробуйте скорректировать ситуацию, отыскать счастливый финал: мама нашла медвежонка! Закончите, как обычно: «Вот и сказочке конец, а кто слушал - молодец». Это поможет закрепить целебный эффект сказкотерапии.