^Наверх
logo
foto1 foto2 foto3 foto4 foto5

Это интересно

Программа "Коррекция страхов и тревожности у детей дошкольного возраста".

коррекция страхов и тревожности у детей дошкольного возраста

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Новое время диктует новые вопросы. И, пожалуй, чаще всего люди задают сегодня вопрос: "Почему?" Многочисленные реформаторы дошкольных учреждений как будто не слышат этого вопроса и активно спорят по поводу того, сколько и какими знаниями должен обладать ребёнок. Но разве не всё равно, какими и в каком количестве знаниями будет владеть ребенок на выходе из дошкольного учреждения, если в душе у него не будет мира. Если он не будет способен жить счастливо и развиваться, принося радость окружающим и стране в целом. На самом деле все прекрасно понимают, что общество пребывает в состоянии глубокого социально- экономического, духовно-нравственного кризиса. Современная медицина утверждает, что 30-40 % хронических заболеваний имеет психогенную основу. Поэтому с особой остротой встаёт вопрос о том, что позволяет человеку в современных условиях сохранить здоровье и душевный комфорт.

Психологическое здоровье детей долгое время оставалось вне внимания взрослого. Модель психологически здоровой личности должна включать следующие компоненты:
• наличие позитивного образа "Я", т.е. абсолютного принятия человеком самого себя и других людей;
•владение рефлексией , как средством познания себя;
• наличие у человека потребности в саморазвитии, самоизменении, личностном росте.
Основываясь на результатах современных исследований, можно говорить о сильной зависимости между нарушениями психологического здоровья и учебной успешности детей. Нарушениям психологического здоровья соответствует выраженное повышение тревожности, которое может привести к существенному снижению внимания, в особенности произвольного. У детей с защитной агрессивностью внутреннее напряжение может обусловить повышенную двигательную активность, склонность к нарушениям дисциплины. Учащиеся с наличием выраженных страхов будут, как правило, пребывать в состоянии постоянного напряжения, что обусловит
повышенную утомляемость и снижение работоспособности. У дошкольников с деструктивной агрессивностью и социальными страхами можно наблюдать трудности при ответах у доски, в общении. Учащиеся с демонстративной агрессивностью вырабатывают стереотип поведения, направленный на получение негативного внимания. Они мешают проводить занятия.
Каждый, родитель и педагог хочет, чтобы ребёнок в будущем был счастливым. Именно поэтому делается упор на хорошее здоровье, высокую успеваемость, адекватное поведение.
По результатам публикаций и опросов населения, проведённых за десятилетний период следует, что на протяжении последних лет число неудовлетворённых жизнью устойчиво удерживается на уровне 73-75 %, в то время как прекрасное настроение отмечают только 3 % опрошенных. По мнению исследователей, формирование способности быть счастливым, как черты характера должно начинаться ещё в детстве. Для этого родителям необходимо воспитывать у детей, прежде всего, установку для радостного восприятия жизни, учить находить разнообразные источники нахождения положительных эмоций. У ребёнка, выросшего среди счастливых родителей, на 10-20% больше шансов самому стать счастливым.
Таким образом, психологическое здоровье необходимо ребёнку и в настоящем и в будущем. Поэтому важно особым способом организовать работу, направленную на профилактику нарушений психологического здоровья детей и коррекцию уже имеющихся. Составленная нами программа по укреплению психологического здоровья детей дошкольного возраста ориентирована на решение некоторых проблем в развитии.
Поводом для написания программы занятий послужило увеличение обращений педагогов и родителей тех детей, которые проявляют различные нарушения: повышенная тревожность, страхи, повышенная напряжённость, агрессивность, неуверенность, двигательная расторможенность, замкнутость, нарушения в общении и т. д.
Беспокойство, тревога, страх - такие же неотъемлемые, эмоциональные проявления нашей психической жизни , как и радость , восхищение, гнев, удивление , печаль. Мир детства полон всевозможных тайн, загадок, тревог. Разве не внушает страх незнакомое пространство, в которое внезапно попадает ребенок, и даже его собственная комната? А какие опасности таит в себе темное время суток – вечер и ночь, когда страшным представляется то, что днем никакого испуга не вызывает. Плоды детских страхов, возникающие вдруг в воображении ребенка, нереальны, однако страх, испытываемый дошкольником, переживается им по-настоящему. Детские страхи - это обычное явление для детского развития. Они имеют разное значение для ребенка. Каждый страх или вид страхов появляется только в определенном возрасте, т.е. у каждого возраста есть "свои" страхи, которые в случае нормального развития со временем исчезают. Появление определенных страхов совпадает во временном отношении со скачком в психомоторном развитии ребенка. Детские страхи в случае нормального развития являются важным звеном в регуляции поведения ребенка и в целом имеют положительный адаптационный смысл. Страх, как любое переживание, является полезным, когда точно выполняет свои функции, а потом исчезает.
Необходимо определять патологический страх, требующей коррекции, от нормального, возрастного, с тем чтобы не нарушить развития ребенка.
Детские страхи , если к ним правильно относиться ,понимать причины их появления, чаще всего исчезают бесследно. Если же они сохраняются длительное время, то это служит признаком неблагополучия , говорит о нервной ослабленности ребёнка, неправильном поведении родителей, незнании ими психических особенностей ребёнка , наличии у них самих страхов , конфликтных отношений в семье. К сожаленью, в большинстве случаев страхи возникают по вине самих родителей, и идея разработанной мной программы - предупредить возможность проявления страхов и тревожности и устранить проблемы у детей уже имеющихся нарушений, вызванных семейными неурядицами, душевной чёрствостью или, наоборот, чрезмерной опекой, или же просто родительской невнимательностью. Не последнюю роль в воспитании детей играют и специалисты образовательного дошкольного учреждения, в которое попадает ребёнок. В силах педагога, психолога - создание благоприятного психологического климата в группе, формирование у ребёнка чувства защищённости, уверенности в себе адекватной самооценки. По данным психологического исследования, почти у 50% -60 % детей детских садов города имеются нарушения психологического
здоровья. Актуальной становится проблема по коррекции страхов и тревожности у детей дошкольного возраста.
Созданная программа ориентирована на коррекционную работу с детьми, имеющими различные страхи. В настоящее время психологи разрабатывают и реализуют программы, которые направлены на коррекцию эмоциональной сферы детей, где включаются упражнения по коррекции страхов или даже целые занятия.
Данная программа полностью направлена на работу с различными страхами, возникающими у детей дошкольного возраста. Работа по устранению страхов и тревожности у детей, ведется по нескольким направлениям: работа с детьми, работа с педагогами, работа с родителями и составлена на основе реализующих задач в дошкольном учреждении, одной из которых является создание условий для своевременного и полноценного психического развития каждого ребенка.

Цель программы – создание условий для преодоления страхов у детей дошкольного возраста.

В ходе достижения цели решаются следующие задачи:

  1. Совершенствовать умения у детей передачи своего эмоционального состояния.
  2. Нейтрализовать страхи и эмоционально-отрицательные переживания.
  3. Формировать навыки общения, контроля своего поведения.
  4. Содействовать развитию творческих задатков.

Критерии эффективности программы:

  • повышение уверенности в себе;
  • снижение тревожности;
  • снижение количества страхов;
  • улучшение взаимоотношений родитель- ребёнок

1 этап — диагностический.
Цель: изучение нарушений психологического здоровья у детей.

Диагностика:

  1. Тест "Страхи в домиках"
  2. Тест " Тревожности" ( Р. Тэмлл, М. Дорки, В. Амен.)

2 этап - информационный.

Цель : информирование родителей и педагогов о имеющихся нарушениях в развитии детей.
3 этап - практический.
Цель: профилактика и коррекция нарушений психологического здоровья детей.
4 этап - контрольный.
Цель: определение эффективности коррекционной работы.

Методы и техники, используемые в программе

Релаксация. Подготовка тела и психики к деятельности, сосредоточение
на своём внутреннем мире, освобождение от излишнего и нервного
напряжения.

Концентрация. Сосредоточение на своих зрительных , звуковых и
телесных ощущениях, на эмоциях, чувствах и переживаниях.

Функциональная музыка. Успокаивающая и восстанавливающая
музыка способствует уменьшению эмоциональной напряжённости,
переключает внимание.

Игротерапия. Используется для снижения напряженности, мышечных
зажимов. Тревожности. Повышения уверенности в себе, снижения
страхов. 

Телесная терапия. Способствует снижению мышечных зажимов,
напряжения, тревожности.

Арт-терапия. Актуализация страхов, повышение уверенности, развитие
мелкой моторики снижение тревожности. 

 

Актуальность проблемы. Нестабильные социально — экономические условия жизнедеятельности человека привели к резкому увеличению нарушений нервно - психического характера. Одним из таких нарушений является повышенный уровень тревожности, который представляет собой наиболее значимый риск-фактор, ведущий к нервно-психическим заболеваниям человека. По данным Всемирной организации
здравоохранения число тревожных людей в 80-е годы составляло 15% от общей выборки, в настоящее время их количество возросло в 5 раз. При этом изменяется и уровень тревожности.
В настоящее время в психологической практике имеется достаточно большой набор техник и приемов, непосредственно направленных на преодоление различных видов тревожности, но в большей степени они предназначены для работы с детьми и подростками, для развития их эмоциональной сферы.
Особое значение в связи с этим имеет работа по психопрофилактике и регуляции тревожности личности, которые должны носить не узко функциональный, а общий, личностно-ориентированный характер, сфокусированный на всех структурных компонентах тревожности.

Примерное содержание работы по программе

С кем проводится

Дата
проведения

Работа с
детьми

Работа с родителями

Работа с педагогами

 

 

1.

2.
3.

 

4.

 

5.

 

 

6.

 

 

 

 

 

7.

Октябрь.

06.10.2010

07.10.2010
08.10.2010

 

В течение месяца

15.10.2010

 

 

19.10.2009

 

 

 

 

 

26.10.2010

Диагностика:

Опросник Лаврентьева Г. П., Титаренко Т. М "Уровень тревожности ребенка"

Методика диагностики детских страхов (Захаров)
Тест-опросник Спилбергера-Ханина (диагностика тревожности)
Тест"Страхи в
домиках"

Тест " Кактус"
Тест "Тревожности"
( Р. Тэмлл, М. Дорки, В.Амен.
)

 

 

 

 

Занятие №1
Тема. Здравствуйте, это я. 
Цель: повышение позитивного настроя и сплочения детей, эмоциональное и мышечное расслабление.

 

Занятие №2
Тема. Мое имя.
Цель: раскрытие своего "Я",
формирование чувства близости с другими людьми, достижение взаимопонимания и сплочённости .

 

 

 

 

Просвещение:
"Мешок со страхами"

 

 

 

 

 

 

Рекомендации воспитателям по работе с тревожными детьми.

 

8.

 

 

 

 

 

9.

 

10.

 

 

11.

 

 

 

12.

 

 

 

13.

 

 

14.

 

 

 

15.

 

 

 

 

 

Ноябрь.
02.11.2010

 

 

 

 

 

03.11.2010

 

04.11.2010

 

 

09.11.2010

 

 

 

16.11.2010

 

 

 

17.11.2010

 

 

23.11.2010

 

 

 

30.11.2010

 

Занятие №3
Тема. Моя кровать – моя крепость.
Цели: содействовать развитию умения справляться с чувством страха, способствовать развитию эмпатии, умению сопереживать другим.

 

 

 

 

Занятие №4
Тема. Страх мой – враг мой.
Цель: создавать условия для преодоления у детей чувства страха.

Занятие №5
Тема. Почему грустил трусишка.
Цель: формировать навыки выражения эмоционального настроения.

 

 

Занятие №6
Тема. Поединок двух страхов.
Цель: способствовать развитию смелости, преодолению страхов.

Занятие №7
Тема. Не страшно, а смешно!
Цель: обеспечить пути поиска преодоления страха;
способствовать развитию эмпатии, умению сопереживать другим.

 

 

 

 

 

 

 

 

Консультация:
"Все о страхах"
Цель: расширить кругозор родителей по данной проблеме

 

 

 

 

 

 

 

 

Рекомендации родителям по устранению страхов и тревожности у детей дошкольного возраста.

 

 

 

 

 

 

Консультация:
"Детские драки – наши страхи"

 

16.

 

 

17.

 

 

18.

 

 

 

19.

 

 

 

20.

 

 

 

21.

 

 

 

22.

 

 

23.

 

 

 

 

 

 

 

Декабрь
01.12.2010

 

 

02.12.2010

 

 

08.12.2010

 

 

 

15.12.2010

 

 

 

16.11.2010

 

 

 

22.12.2010

 

 

 

 

 

27.12.2010

Занятие №8
Тема. Смелость города берет.
Цель: способствовать развитию смелости, преодолению страхов.

 

 

 

Занятие №9
Тема. Смелый трусишка.
Цель: совершенствовать пути преодоления страха.

Занятие №10
Тема. Как побороть страх.
Цель: способствовать развитию смелости, преодолению страхов.

 

 

 

 

Занятие №11
Тема. Спать пора.
Цель: формировать навыки поведения, сравнивать с поведением других.

 

 

 

Занятие №12
Тема. Не боимся паука.

Цель: содействовать развитию навыков оценки своего поведения и поведения окружающих, учить справляться со страхами через рисунки.

 

 

 

 

 

 

Консультация – практикум:
"Детский невроз страха

 

 

 

 

 

 

 

 

Памятка для родителей:
"Шесть рецептов избавления от гнева"

 

 

 

 

Консультация – практикум:
"Детский невроз страха"

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Индивидуальное консультирование:
"Методы коррекции страхов"