^Наверх
logo
foto1 foto2 foto3 foto4 foto5

Как улучшить поведение трудного ребенка

Самое важное в статье:
Как воспитателю добиться, чтобы дошкольники его слушали и реагировали на просьбы. Три способа.
Четыре ситуации с трудным ребенком, в которых может оказаться воспитатель. Рекомендации, как их решить.

Дети устают от бесконечных требований воспитателей: «Прекратили игру, все идем на обед», «Хватит разговаривать, пора одеваться на прогулку», «Быстро пошли мыть руки». У ребенка возникает «смысловой барьер»: воспитатель говорит ему, но он как будто не слышит.

Есть три способа, как исправить ситуацию.

Расскажите о них воспитателям.
Способ 1. Позвонить в колокольчик или включить запись музыкальных мелодий. Так внимание ребенка переключится на педагога.
Способ 2. Сопровождать режимные моменты детей раннего возраста стишками и потешками. Это поможет ребенку регулировать свое поведение.
Способ 3. Использовать положительные и отрицательные персонажи кукольного театра, чтобы воспитать ребенка.

1. Ребенок не хочет одеваться

Ситуация.
Саше 2 года 8 месяцев, и он два месяца посещает детский сад. Каждый раз перед прогулкой Саша не хочет одеваться, прячется от воспитателя, может заплакать. Воспитатель говорит, что в подобной ситуации «теряет терпение, не знает, как воздействовать на ребенка, который не слушается и делает назло».

Причины поведения ребенка
Воспитатель думает, что ребенок «не хочет», но на самом деле он не может. Если дома ребенка одевает мама или бабушка, он может не уметь делать это самостоятельно. Взрослые не учат ребенка одеваться и не требуют, чтобы ребенок попытался сам надеть куртку или сапоги. Когда воспитатель выговаривает и порицает ребенка, дошкольник испытывает тревогу и страх. Он старается избежать ситуации, с которой не может справиться.

Что рекомендовать воспитателю
В совместно-разделенной деятельности научите ребенка самостоятельно одеваться на прогулку. Покажите, как держать куртку, как просовывать руку в рукав, поправлять одежду, застегивать молнию. Сначала совершайте действия вместе, затем предоставляйте ребенку все больше самостоятельности. Попросите его проговаривать последовательность действий, хвалите его за овладение новыми умениями, например: «Так, правильно, ручка попала в рукав, теперь вторую руку просунем, вот так, куртку надел, молодец, осталось застегнуть».
Поиграйте с ребенком в одевание и раздевание куклы, чтобы отработать порядок действий и мотивировать его. В игре дошкольник приобретет опыт самостоятельных действий. Предложите ребенку перенести действия: «Ты научился надевать одежду на куклу, теперь попробуй самостоятельно надеть на себя куртку».
Расскажите маме или бабушке о трудностях ребенка и покажите, как вы учите его самостоятельно одеваться. Предложите взрослым упражняться с ребенком дома, чтобы закрепить новые навыки.

2. Ребенок на все говорит: «Нет!»

Ситуация
Петя начал посещать детский сад с трех лет. Через две недели воспитатель обратился к психологу с жалобой на поведение мальчика. Петя не хочет одеваться, ложиться спать, посещать занятия, на все предложения и уговоры отвечает отказом, сердится, настаивает на своем.

Причины поведения ребенка
Если ребенок проявляет негативизм и строптивость, упрямится и требует сделать так, как хочет он, у него начался кризис трех лет. У кризиса есть положительная сторона: ребенок учится оценивать результаты своих действий, у него формируется гордость за свои достижения.

Что рекомендовать воспитателю
Ребенку, который на все говорит «нет», скажите «да». Например: «Да, ты можешь поиграть еще немного, пока дети собираются на прогулку. Но, когда я тебя позову, ты пойдешь в раздевалку и быстро оденешься. Сегодня мы будем играть в игру "Кто самый быстрый", а ты бегаешь очень быстро». С помощью маленьких уступок покажите ребенку, как позитивно справляться с трудными ситуациями.
Обсудите с ребенком ситуацию. Присядьте на корточки, чтобы ваши глаза были на уровне его глаз. Выясните причину негативного поведения и посмотрите на ситуацию глазами ребенка. Обсудите, что он будет делать, если останется в группе, сравните с интересными занятиями на прогулке и играми с другими детьми.
Используйте желание ребенка увидеть новое. Если он не хочет одеваться, скажите: «Ты не идешь на прогулку, а я хочу показать новые качели». Позвольте продемонстрировать свои достижения. К примеру, скажите: «Я вижу, ты не хочешь одеваться, а я так хотела посмотреть, как ты научился надевать ботинки».

3. Ребенок ведет себя вызывающе

Ситуация
Лизе 4 года 5 месяцев. Она часто убегает и прячется от воспитателя, когда он зовет девочку во время прогулки или во время других режимных моментов. При этом девочка улыбается и говорит: «Не хочу! Все равно убегу, не догонишь!».

Причины поведения ребенка
Когда дома взрослые охотно догоняют и ищут ребенка, который спрятался, он привыкает «управлять» вниманием взрослых с помощью игры. В детском саду дошкольник старается привлечь к себе внимание знакомым способом. Другая причина - индивидуальные особенности ребенка. Если ребенок склонен к демонстративному поведению, он старается в любой ситуации оказаться в центре внимания. Дошкольник использует любые средства, лишь бы его заметили.

Что рекомендовать воспитателю
Поговорите с родителями и выясните, как ребенок ведет себя дома. Если он убегает и прячется, узнайте, как взрослые к этому относятся. Объясните, что подобное поведение в детском саду не уместно. Предложите родителям иначе контролировать поведение ребенка, развивать произвольность.
В некоторых семьях добиться эмоционального отклика и общения с близкими ребенок может только демонстративным поведением. Обратите внимание родителей на то, что ребенку не хватает позитивного внимания, общения, совместных занятий.
Не подкрепляйте негативное поведение ребенка. Оставьте его без внимания и занимайтесь с другими детьми. Вскоре дошкольник сам присоединится к группе.
Встретьте его словами: «А вот и Лиза пришла, давай с нами играть». Отмечайте успехи и достижения ребенка. Вы поможете ему увидеть конструктивный способ получить недостающее внимание.

4. Ребенок агрессивен

Ситуация
Катя 5 лет 6 месяцев устраивает истерики, если что-то происходит не так, как ей хочется. Она не подчиняется правилам, например, в бассейне девочка не хочет надевать надувной круг, потому что умеет плавать. Тренер делает ей замечание и не разрешает входить в воду без круга. В ярости Катя громко кричит, топает ногами, замахивается рукой на тренера, бросает в него круг.

Причины поведения ребенка
Дошкольник агрессивными действиями может аффективно проявлять недовольство. Ребенок не умеет управлять своим гневом и выражает его в неприемлемой форме.

Что рекомендовать воспитателю
Поговорите с ребенком. Объясните, что нельзя обижать людей, плеваться или бросать в них чем-то. Все дети имеют право на неправильное поведение при условии, что это никогда больше не повторится. В детском саду нужно соблюдать правила поведения общие для всех, например, надевать круг в бассейне, даже если умеешь плавать.
Включите ребенка в конструктивную деятельность, например, попросите помочь сверстникам. Помогите ребенку извиниться перед взрослым или сверстником, которого он обидел. Например, Кате воспитатель может предложить в подарок тренеру нарисовать рисунок, а на следующем занятии помочь детям, которые боятся воды, войти в бассейн.
Наталья Авдеева, профессор кафедры возрастной психологии им. профессора Л.Ф. Обуховой ФГБОУ ВО МГППУ, к. психол. н.
Источник: Справочник педагога-психолога детский сад №1 январь 2018 года