^Наверх
logo
foto1 foto2 foto3 foto4 foto5

Восемь острых конфликтов в детском саду. Как поступать педагогу-психологу

В статье – восемь острых конфликтов в детском саду, которые приходится разрешать педагогу-психологу. Примеры ситуаций и рекомендации, как лучше поступить в каждом случае, подготовила Елена Абазян, педагог-психолог ДО «Цветик» ГБОУ «Школа 2109», Москва.

Когда родители жалуются на некомпетентность воспитателей, педагоги возмущаются действиями коллег или родителей, дети дерутся и получают травмы, без педагога-психолога не обойтись. Если не заниматься профилактикой конфликтов и не объяснять педагогам, что для этого надо делать, конфликты доходят до суда. Расскажем, как действовать в конфликтных ситуациях педагогу-психологу и как их предотвращать.

К СВЕДЕНИЮ
Что сделать для профилактики конфликтов
Посоветуйте педагогам сообщить родителям, что они могут высказывать воспитателям, старшему воспитателю, педагогу-психологу любое недовольство и несогласие. Пусть родителям расскажут, что к педагогу-психологу нужно обращаться, если речь идет о развитии, адаптации, особенностях ребенка, конфликтах и т. д. В случае если вопрос не удается решить на месте, можно обратиться к заведующему. Это надо объяснять при первом знакомстве с родителями, желательно на собрании.

Конфликт1

Родители просят уволить воспитателя за насилие над детьми

«Требуем уволить воспитателя!»

Две мамы четырехлетних детей пожаловались заведующему на поведение воспитателя.
Они утверждали, что воспитатель применяет физическое наказание. Встал вопрос об увольнении, хотя ранее подобных жалоб не было. Воспитатель обратилась к педагогу-психологу. Педагог-психолог пригласила обеих мам для беседы.

Результат

Оказалось, что один из детей наблюдается у психиатра и невролога и любит фантазировать. Другого ребенка физически наказывают дома, поэтому слово «наказать» ассоциируется у него со словом «ударить». При этом родители общаются между собой и передают друг другу слова детей. Они постоянно спрашивали детей, не наказывает ли их воспитатель, как наказывает и т. д. Получилось, что таким образом они сами сформировали у детей неправильный образ педагога. Воспитателя не уволили, она осталась работать в той же группе. Педагог-психолог дала ей рекомендации, как себя вести дальше. Мамы успокоились и извинились.

СОВЕТЫ ПЕДАГОГУ - ПСИХОЛОГУ

Договоритесь об индивидуальной встрече с родителями, которые пожаловались на воспитателя. Предложите им уточнить детали конфликта. В листке беседы под подпись возьмите разрешение обследовать ребенка и ситуацию. Успокойте родителей, расскажите, что будете делать, чтобы решить вопрос, сколько времени вам на это потребуется. Объясните, что информация от детей может быть не совсем достоверной. Изза этого результат будет сложно или невозможно поправить.
Проведите психологическую диагностику. Используйте цветовой тест отношений, методику диагностики субъективной оценки межличностных отношений ребенка Н.Я. Семаго (СОМОР), методики «Капитан корабля» А.А. Романова, «Кактус» М.А. Панфиловой, тест тревожности Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амена, тесты для диагностики семейных отношений и др.
Попросите заведующего одновременно провести родительское собрание с остальными родителями группы, чтобы уточнить информацию о насилии по отношению к другим детям. Желательно, чтобы на собрании присутствовали все пожаловавшиеся родители. Отношение остальных родителей поможет им подтвердить или поменять свое отношение к педагогу.
Поговорите с воспитателем. С первого же дня воспитатель должен перестать делать замечания конфликтующим родителям и не говорить об отрицательных моментах в поведении ребенка. В дальнейшем нужно рассказывать об этом постепенно, по технике «сэндвич»: хорошее – в начале и в конце, негатив – в середине. Обратите внимание воспитателя на то, что даже после произошедшего нужно улыбаться и взаимодействовать с недовольными родителями, быть более внимательными к ним. Пусть воспитатель постарается всегда хорошо выглядеть, быть приветливым, много улыбаться, спокойно реагировать на негатив и не оставлять родителей без внимания. Объясните, что родители обращают на поведение и внешний вид больше внимания, чем на его слова, – особенно родители новичков. Кроме того, они смотрят, как реагирует на воспитателя ребенок и что о нем рассказывает.

Конфликт2
Родители просят психолога разобраться, кто бьет их ребенка: воспитатель или другой ребенок

«Может быть, наш ребенок говорит неправду?»

К педагогу-психологу подошла мама с просьбой помочь. Дочь не хочет идти в детский сад, так как жалуется, что воспитатель все время кричит, делает замечания, может ударить, крутит ухо.
Мама показала педагогу-психологу фотографии с синяком на ухе, покраснением в месте щипка и попросила узнать, это действительно происходит или ее дочь выдумывает.
Возможно, ее обижает не воспитатель, а другой ребенок. Воспитателю она попросила о жалобе не рассказывать.

Результат

Педагог-психолог побеседовала с остальными родителями. Факты насилия подтвердились жалобами других детей, фотографиями с синяками и ссадина- ми, результатами обследования детей, чьи родители дали на это письменное согласие. Девочка снова стала посещать детский сад. Вначале она приходила на индивидуальные занятия к психологу, которые помогли ей преодолеть страх и возникшую в результате насилия тревожность, а потом снова стала оставаться в группе. Воспитателя уволили.

СОВЕТЫ ПЕДАГОГУ - ПСИХОЛОГУ

Убедите родителей, что молчать нельзя, если речь идет о возможном насилии со стороны воспитателя по отношению к их ребенку. Объясните, что вы и сами не вправе молчать, но обязаны уведомить заведующего. Если факт насилия подтвердится, заведующий решит, что делать дальше. Воспитателю, на которого жалуются, о разговоре с родителем не сообщайте. В остальном действуйте почти так же, как в предыдущей ситуации. Договоритесь с родителями об индивидуальной встрече с ребенком, возьмите письменное согласие на обследование, расскажите, сколько времени потребуется на решение проблемы и что вы сделаете для этого. Объясните, что информация от ребенка может оказаться не совсем достоверной, поэтому необходимо детально изучить ситуацию. Ход беседы запротоколируйте.
Попросите заведующего открыто не говорить, от кого поступила жалоба, на родительском собрании по поводу возможного насилия со стороны педагога. Пусть заведующий сообщит о жалобе и какие способы существуют, чтобы доказать произошедшее. Он должен попросить согласия остальных родителей обследовать детей, чтобы выяснить, есть ли насилие в группе. Если насилие есть, родители обычно предлагают помощь и разрешают обследовать детей. Также заведующий должен создать конфликтную комиссию, в которую обязательно входит педагог-психолог. До окончания расследования воспитателя желательно временно перевести работать в другую группу. Если необходимо, объясните родителям, что отстранить воспитателя от работы заведующий не вправе до тех пор, пока на основании собранных доказательств не будет возбуждено уголовное дело (ст. 81, 336 ТК).
Старайтесь не вступать в дружеские отношения с воспитателями, чтобы иметь возможность объективно оценивать конфликтную ситуацию, понимать ребенка и родителя. Дружба с воспитателями – частая ошибка педагогов-психологов. Помните, что в первую очередь вы на стороне ребенка и нужно думать о соблюдении его прав.

Конфликт 3
Родители жалуются, что педагог-психолог необоснованно вмешивается в жизнь их ребенка

«Оставьте нас в покое!»

Мать ребенка из старшей группы пожаловалась старшему воспитателю на педагога-психолога. С ее слов, пока ребенок ходил в другой детский сад, все было хорошо, а как только перешел сюда, начались проблемы. Ее ребенком отчего-то заинтересовались, особенно педагог-психолог.
Матери даже пришлось лишний раз идти в детский сад, так как педагог- психолог пригласил ее для беседы. Во время встречи он стал говорить, что у ребенка есть сложности, предлагал свою помощь, хотя его об этом никто не просил. По мнению матери, ее ребенку не нужна помощь. Нужно только, чтобы педагог-психолог оставил ее семью в покое.

Результат

Ребенок полгода не ходил на групповые занятия с педагогом-психологом. Во время занятий он находился в спальне под присмотром воспитателя и играл с игрушками. В течение этих шести месяцев воспитатель рассказывала матери, с какими трудностями ребенка она сталкивается. В итоге мать передумала и написала письменное согласие на психолого-педагогическое сопровождение. Более того, она даже сделала индивидуальный запрос о дополнительной помощи в решении психологических проблем ее ребенка.

СОВЕТЫ ПЕДАГОГУ - ПСИХОЛОГУ

Возьмите письменный отказ от психолого-педагогического сопровождения, если родитель не хочет, чтобы его ребенок участвовал в групповых занятиях с педагогом-психологом, и переубедить его не удается. Чтобы таких случаев не возникало, в первую неделю сентября собирайте письменные согласия родителей на психолого-педагогическое сопровождение детей. Это согласия на помощь в период адаптации, участие в коррекционно-развивающих занятиях в группе, а также обследование ребенка. На индивидуальные встречи с ребенком берите отдельное согласие.
Расскажите воспитателю, как себя вести. Воспитатель должен сообщить родителю, что ребенок будет находиться с ним, пока группа занимается с педагогом-психологом. Пусть опишет, какие занятия он будет в это время проводить с ребенком.
В течение учебного года воспитатели должны сообщать родителям о трудностях ребенка. Только когда они увидят, что родитель принимает эту информацию, можно предлагать помощь педагогапсихолога.
Нередко бывает так, что воспитатели сами не говорят родителям о трудностях с ребенком и направляют маму к педагогу-психологу. Тем самым воспитатели перекладывают ответственность с себя на него. В таких ситуациях родитель приходит к педагогу-психологу с недоумением.
Ждите, пока родители обратятся к вам за помощью сами. Если вы будете предлагать свою помощь, то можете отпугнуть родителей. В большинстве случаев родители воспринимают предложение о помощи враждебно. Даже если ребенок сильно нуждается в вас, они должны прийти к пониманию этого постепенно.

Конфликт4
Мама жалуется, что педагог-психолог не уделяет внимания ее плачущему ребенку

«Вы оставили моего малыша без помощи!»

Мама ребенка из адаптационной группы пожаловалась воспитателям и администрации на бездействие со стороны педагога-психолога. Она сказала, что
ее ребенок много плачет, а психолог не успокаивает его, не играет с ним. Педагог-психолог знала, что ребенок плачет, потому что так манипулирует
взрослыми. Она видела, что мать переживает за ребенка, готова подчиняться его манипуляциям и будет добиваться, чтобы манипуляциям подчинялись и сотрудники детского сада. Тогда она назначила цикл встреч один раз в две недели.

РЕЗУЛЬТАТ

Женщина стала систематически встречаться с педагогом-психологом. Педагог-психолог рассказывала ей об особенностях адаптации ребенка к детскому саду, говорила, что делать, чтобы облегчить этот процесс. Мать увидела, что в детском саду ей и ребенку уделяют достаточно внимания, и успокоилась.

СОВЕТ ПЕДАГОГУ - ПСИХОЛОГУ

Будьте рядом с детьми, когда родители забирают их домой. Беседуйте с родителями об особенностях адаптации их ребенка. Это особенно важно делать в первые недели, когда детей оставляют ненадолго. Если не получается провожать детей домой, придите на плановое собрание, которое проводят на тре
тьей неделе адаптации. Ведите листы адаптации, которые помогут лучше запомнить детей и выявить тех, у которых адаптация протекает тяжело. Играйте, развлекайте, отвлекайте детей. Проводите не менее 30 минут в каждой адаптационной группе с первых дней адаптации детей к детскому саду.

Конфликт5
Воспитатели и родители разбились на два враждующих лагеря

«Я больше не могу работать с этим человеком!»

Двое воспитателей. Одна не говорит родителям о проблемах детей, другая говорит и просит родителей помочь. Первая жалуется педагогу-психологу, что коллега настраивает родителей против нее. К этому времени они общаются между собой только на повышенных тонах и не идут на уступки. Атмосфера в группе накаляется.
Родители разбились на два лагеря и подчиняются каждый «своему» воспитателю, которого считают хорошим, а второго – плохим. О конфликте узнает администрация детского сада.

РЕЗУЛЬТАТ

По рекомендации педагога-психолога воспитатели начали предоставлять систематический отчет о совместной работе старшему воспитателю. Родители успокоились. У них появилось доверие к воспитателям, которые начали работать в едином направлении. Теперь их рекомендации родителям были общими, поэтому родители их выполняли. Они перестали делить воспитателей на «хорошую» и «плохую». Атмосфера в группе нормализовалась.

СОВЕТ ПЕДАГОГУ - ПСИХОЛОГУ

Пригласите педагогов на совместную встречу. Обсудите претензии. Составьте пошаговый план выхода из ситуации. Укажите, что каждый может сделать, чтобы улучшить ситуацию. Работу с родителями сделайте отдельным пунктом плана. Педагоги должны договориться не посвящать родителей в свои отношения, а о детях давать дозированную информацию с помощью техники «сэндвич»: плохое строго в середине речи. Пусть участники встречи подпишутся под утверждением, что принимают план. Если через месяц ситуация стала лучше, сохраните рекомендации еще на месяц. Если хуже, посоветуйте заменить одного из воспитателей в группе – желательно того, кем более недовольны родители и кто меньше идет на уступки. А в начале года проводите диагностику психологической совместимости воспитателей (тест Р. Кэттела).

Конфликт 6
Двое родителей конфликтуют, и это мешает воспитателям работать

«Папа того мальчика сделал моего сына заикой!»

Два мальчика из подготовительной группы поссорились на прогулке. В это время родители уже начали забирать детей домой. Дети и до этого плохо ладили,
а теперь поссорились окончательно. Один стал выкрикивать оскорбления в адрес своего «врага» и его отца. А отец «врага» в этот момент как раз шел за сыном.
Он услышал, как его обзывают, подошел и накричал на ребенка. При этом мужчина высказал угрозы по отношению к отцу мальчика. Все произошло настолько быстро, что воспитатель
не успела отреагировать, хотя находилась рядом. Ребенок, которого напугал чужой дядя, начал заикаться и отказался ходить в детский сад.
Его отец обратился в полицию с иском на мужчину, который кричал на сына. Отношения между родителями вышли из-под контроля. Они
стали вовлекать в конфликт педагогов, манипулировать ими. Воспитатели обратились за помощью к педагогу-психологу.

РЕЗУЛЬТАТ

Педагог-психолог стала работать с родителями и помогла преодолеть страх и заикание пострадавшему ребенку. Его отец забрал жалобу из полиции. Отец второго мальчика извинился перед напуганным ребенком и его родителями. Воспитатель группы получила письменное замечание от администрации детского сада

СОВЕТЫ ПЕДАГОГУ - ПСИХОЛОГУ

Предупредите воспитателей, чтобы они вовремя приглашали вас разрешить постоянные конфликты между детьми. Объясните, что нельзя доводить конфликтную ситуацию до предела, после которого разразится крупная ссора. В крайнем случае нужно обратиться к заведующему. Напомните, что ни в коем случае нельзя давать родителям номер телефона другой из конфликтующих сторон и нельзя поддерживать ту или иную сторону. В группе воспитатели должны следить за взаимоотношениями конфликтующих детей и препятствовать тому, чтобы назревала ссора.
Пригласите по очереди враждующие стороны, если конфликт усиливается и в него включаются родители. Обсудите причины и последствия конфликта. Совместно разработайте стратегии выхода из конфликтной ситуации. Запишите договоренности под подпись родителей. Назначьте повторную встречу, чтобы удержать ситуацию под контролем. Если родители одного из конфликтующих детей не идут на контакт, отказываются от рекомендаций и не принимают меры для улучшения ситуации, предложите перевести их ребенка в другую группу.
Помогите заведующему при крупных конфликтах. Если произошла крупная ссора, встречу с родителями проводит заведующий детским садом. Он должен пригласить родителей отдельно друг от друга, чтобы избежать столкновения и дать возможность высказаться. Пусть он со своей точки зрения расскажет каждой стороне о последствиях конфликта и возможностях выйти из него, а потом направит родителей к вам.
Ваша задача в этой ситуации – помочь успокоиться, преодолеть обиду, страх, стресс из-за конфликта и вызова к заведующему. Проведите одну или две встречи с каждой из семей. Желательно, чтобы присутствовали оба родителя с той и с другой стороны. Затем перенаправьте родителей к заведующему, чтобы он принял решение, что делать дальше: попросить прощения друг у друга, забрать заявление, перевести одного из детей в другую группу. Все процедуры нужно проводить с согласия родителей.

Конфликт 7
Воспитатели не доверяют педагогу-психологу, так как он передает заведующему частную информацию

«Верю-верю всякому зверю, а тебе, ежу, погожу!»

Педагоги детского сада заметили, что происходящее в группе каким-то образом становится известным руководству. Подозрение пало на педагога-психолога, поскольку она тесно общалась с заведующей.
Тогда каждый из воспитателей стал препятствовать общению педагогапсихолога с родителями. Родителям говорили, что специалист некомпетентный и не сможет помочь их ребенку. Родители стали отказываться от помощи педагога-психолога.

РЕЗУЛЬТАТ

Заведующая перевела педагога-психолога на другую должность в этом же детском саду. На должность педагога-психолога взяли другого специалиста. Воспитатели и родители постепенно начали доверять ему и обращаться за помощью.

СОВЕТЫ ПЕДАГОГУ - ПСИХОЛОГУ

Старайтесь не вступать в приятельские отношения с администрацией, особенно с заведующей, чтобы избежать недоверия педагогов и не стать источником напряжения и конфликтов в детском саду. Информируйте администрацию только в тех случаях, когда стали свидетелем опасной ситуации или есть сведения об угрозе жизни и здоровью детей, педагогов или родителей, а конфликтная ситуация может выйти из-под контроля.
Следите, чтобы не допускать ошибок, которые вызывают недоверие к педагогу-психологу: не критиковать, не делать замечания, не читать нотаций, не поучать родителей или воспитателей. Вместо этого нужно помогать, развивать, сочувствовать, сопереживать, корректировать, поддерживать.

Конфликт 8
Один из детей получил травму в драке, а родители возмутились, что сотрудники детского сада этого не предотвратили

«Ваша халатность чуть не сделала ребенка калекой!»

Воспитанник старшей группы проходил мимо девочки и толкнул ее. Воспитатель знала, что это ребенок с особенностями в поведении: гиперактивный и со склонностью к физической агрессии. Девочка получила сотрясение мозга и перелом кисти руки. Ее родители потребовали убрать воспитателя из группы.

РЕЗУЛЬТАТ

Педагог-психолог получила от администрации письменное замечание за отсутствие помощи агрессивному ребенку. Но когда она показала заведующей уведомления, которые направляла матери, и ее отказ от взаимодействия с педагогом-психологом, замечание отменили. Воспитатель уволилась
по собственному желанию и оставила профессию. Она сочла, что не справляется с современными детьми. Девочка с травмой продолжила ходить в детский сад. Мальчик с особенностями в поведении начал посещать занятия педагога-психолога. Педагог-психолог сумела убедить его мать в том,
что ребенок нуждается в медицинской помощи, и по назначению детского психотерапевта ребенок стал получать медикаментозное лечение.

СОВЕТ ПЕДАГОГУ-ПСИХОЛОГУ

Старайтесь узнать всех детей с особенностями в поведении и работать с ними. Для этого тесно взаимодействуйте с педагогами. Просите воспитателей подготовить родителей таких детей к беседе с вами. Постарайтесь наладить с родителями взаимодействие, помочь увидеть особенности ребенка, совместно преодолеть трудности. Если родители не идут на контакт, предложите написать письменный отказ от психолого-педагогического сопровождения на случай травм и других нештатных ситуаций. Но даже если у вас есть отказ, не оставляйте ребенка без внимания. Помогайте воспитателям. Посоветуйте информировать родителей о трудностях ребенка в группе и рекомендовать им обратиться к специалисту.
Источник Справочник педагога-психолога. Детский сад, №12, 2018г