^Наверх
logo
foto1 foto2 foto3 foto4 foto5

Программа коррекционно - развивающих занятий для воспитателей «Психологический тренинг как средство улучшения психологического самочувствия воспитателя в ДОУ».

Еремеева Евгения Феликсовна, МДОУ «Детский сад №6 «Малахит»
г. Чебоксары, педагог – психолог, руководитель
методического объединения педагогов –психологов ДОУ
Программа коррекционно - развивающих занятий для воспитателей в рамках работы по психологическому сопровождению педагогического коллектива
« Психологический тренинг как средство улучшения психологического самочувствия воспитателя в ДОУ».

  • Номинация «Лучшая коррекционно – развивающая программа, программа элективного курса по психологии» или «Лучшая разработка психологических мероприятий для родителей, педагогов».

2. Программа психологической помощи воспитателям по поддержанию и улучшению их эмоционального и физического самочувствия, укрепление психического здоровья педагогов, профилактика синдрома «эмоционального выгорания», обучение осознанному управлению собственными эмоциональными состояниями, приемам и способам саморегуляции.

Современная жизнь с ее многочисленными трудностями как экономического, так и психологического характера требует от человека любой профессии напряжения всех нравственных и физических сил. Представители педагогического труда оказываются в наиболее сложной ситуации: они испытывают двойные нагрузки в связи сем, что их труд, даже в самые стабильные времена, отличаются высокой эмоциональной загруженностью и стрессонасыщенностью. Педагогическая деятельность наполнена различными наряженными ситуациями и разнообразными факторами, несущими потенциальную возможность повышенного эмоционального реагирования. По степени напряженности эмоциональная нагрузка учителей и воспитателей в среднем больше, чем у менеджеров и банкиров, генеральных директоров и президентов ассоциаций, то есть тех, кто непосредственно работает с людьми. Условия деятельности приобретают условия напряженной ситуации, когда воспринимаются, понимаются, оцениваются как трудные, сложные и опасные.
Я считаю, что профессия «воспитатель» предъявляет повышенные требования не только к личностным качествам, но и к уровню физического и психического здоровья. Здоровый и духовно развитый педагог получает удовлетворение от своей работы, обладает высоким уровнем работоспособности, активности, творчества, стремится к совершенствованию. После пребывания в напряженной ситуации педагог часто ощущает разбитость, подавленность, желание лечь, уснуть.
В отдельных случаях эмоциональная напряженность достигает критического момента и результатом становится потеря самообладания и самоконтроля. Эмоциональные взрывы не проходят бесследно для здоровья, отравляя организм стрессовыми токсинами. Профессиональный долг обязывает воспитателя принимать взвешенные решения, преодолевать вспышки гнева, раздражительности, отчаяния. Мне хочется отметить, что внешнее сдерживание эмоций, когда внутри происходит бурный процесс, отнюдь не приводит к успокоению. Наоборот, эмоциональное напряжение повышается и негативно отражается на здоровье, вызывая разного рода психосоматические заболевания. Кроме того, повторяющиеся неблагоприятные эмоциональные состояния, нередко приводят к закреплению отрицательных личностных качеств педагога (раздражительности, тревожности, пессимизма и т. д.), что в свою очередь негативно сказывается на эффективности деятельности и на взаимоотношениях с детьми и коллегами. Ведет к ухудшению результатов их деятельности, к снижению работоспособности, появлению нехарактерных ошибок, снижению показателей психических познавательных процессов (памяти, внимания, мышления).
Поводом для разработки данного направления послужили выявленные и изученные в ДОУ № 6 «Малахит» такие напряженные ситуации педагогической деятельности как:
1. ситуации взаимодействия педагога с детьми на занятии (нарушение
дисциплины и правил поведения, непредвиденные конфликтные ситуации, непослушание, игнорирование требований педагога, «глупые» вопросы);
2. ситуации, возникающие во взаимоотношениях с коллегами и администрацией образовательного учреждения (резкие расхождения во мнениях, перегруженность поручениями, чрезмерный контроль за воспитательно-образовательным процессом, непродуманность нововведений и т. д.);
3. ситуации взаимодействия педагога с родителями детей (невнимание со стороны родителей к процессу воспитания детей и т. д.).
А также результаты комплексного психодиагностического обследования воспитателей с целью получения информации об эмоциональном состоянии, об особенностях аффективной сферы и межличностного взаимодействия, о психологическом климате педагогического коллектива. Полученные результаты показали:
1. ярко выраженные депрессивные состояния (апатия, растерянность, дисфория) отмечаются у 33% воспитателей;
2. 53 % находятся на стадии формирования «эмоционального выгорания»;
3.43 % испытывают трудности в вербализации собственных переживаний;
4. 57 % испытывают социальную фрустрированность;
5. у 27 % респондентов высокий уровень невротизации;
6. у 15 % выражена чрезмерная агрессивность;
7.36 % воспитателей испытывают стресс на рабочем месте (основные проблемы - сфера межличностных отношений, чрезмерная загруженность на работе);
8. у 84 % обследуемых высокая вероятность возникновения психосоматических заболеваний;
9.33 % склоны к авторитарному стилю отношений;
10. степень благоприятности психологического климата педагогического коллектива носит удовлетворительный характер.
Итак, для значительного числа педагогов характерны высокий уровень тревожности, эмоциональная неустойчивость, низкий уровень активности в социальных контактах, агрессивность.
Так возникло решение на базе МДОУ № 6 «Детский сад «Малахит» г. Чебоксары разработать и апробировать программу коррекционно-развивающих занятий «Улучшение психологического самочувствия воспитателя в ДОУ», разработать курс занятий по саморегуляции эмоционального состояния в рамках психологического сопровождения педагогического коллектива по оказанию психологической помощи воспитателям в снятии психоэмоционального напряжения и улучшения их личного самочувствия. Предпочтение было отдано групповой форме работы, так как она имеет ряд преимуществ по сравнению с индивидуальной :
1. групповой опыт противодействует отчуждению, помогает решению межличностных проблем;
2. возможность получения обратной связи и поддержки от людей со сходными проблемами;
3.в группе человек обучается новым умениям;
4.участники могут идентифицировать себя с другими;
5.группа облегчает процессы самораскрытия, само исследования и самопознания.
Реализация данного направления включает 5 этапов:
1. Диагностический - изучение степени благоприятности психологического климата педагогического коллектива; оценка психического состояния воспитателей. Были проведены следующие методики: «Диагностика уровня эмоционального выгорания В.В. Бойко», «Дифференцированная диагностика уровня депрессивных состояний В. А. Жмурова», «Диагностика уровня невротизации Л. И. Вассермана», «Диагностика уровня социальной фрустрированности Л. И. Вассермана», «Торонтская алекситимическая шкала», «Диагностика уровня агрессивности А. Ассингера», «Диагностика самооценки психических состояний Г.Айзенка», «Методика измерения уровня тревожности Т. Тейлора», «Тест на наличие стрессов в профессиональной деятельности», «Определение стрессоустойчивости и социальной адаптации Холмса и Раге», «Оценка психологического климата в педагогическом коллективе Е.И. Рогова», «Оценка психологической атмосферы в коллективе А. Ф. Фидпера», «Диагностика межличностных отношений Т. Лири», «Экспресс - методика изучения социально - психологического климата в трудовом коллективе О. С. Михалюка, А.Ю.Шалыто».
2. Формирование группы - при комплектовании групп я учитывала 2 основных принципа: принцип информированности - воспитатели были ознакомлены с результатами психодиагностического обследования, была проведена консультация, на которой были освещены такие вопросы как, что такое групповая работа, каковы ее цели, какие методы будут использованы, какие результаты могут быть получены и т. д. ; принцип добровольности - педагоги самостоятельно принимали решение работать в коррекционно - развивающей группе, так как они должны быть личностно заинтересованными в собственных изменениях. Был проведен опрос на наличие, желания добровольно принимать участие в занятиях.
3.Основной – проведение коррекционно – развивающих занятий «Улучшение психологического самочувствия воспитателя в ДОУ»; индивидуальные консультации педагогических работников «Саморегуляция эмоционального состояния».
4.Контрольный – проведение повторной диагностики, обсуждение полученных результатов с администрацией и группой.
5.Итоговый – планирование последующей работы с педагогическим коллективом; индивидуальное сопровождение педагогических работников.
Цель программы- улучшение психологического самочувствия воспитателя в ДОУ.
Задачи программы:

  • снижение негативных состояний и трансформация их в положительные эмоциональные состояния;
  • формирование потребности в самоуправлении и саморегуляции своих эмоциональных состояний;
  • ознакомление с техниками самоуправления и саморегуляции эмоциональных состояний с целью предупреждения и преодоления возможных последствий психического перенапряжения, поддержания оптимального уровня психических состояний в условиях профессиональной деятельности;

Принципы построения программы:

  • принцип единства диагностики и коррекции;
  • учет индивидуальных, возрастно – психологических особенностей;
  • принцип системности коррекционных, профилактических, развивающих задач;
  • деятельностный принцип коррекции;
  • принцип комплексности методов психологического воздействия;
  • принцип программированного обучения;
  • принцип учета эмоциональной сложности материала.

В основу программы положены различные методы и способы управления эмоциональным состоянием:

  • игровые методы;
  • игры, направленные на развитие социальной перцепции;
  • методы телесно –ориентированной терапии;
  • медитативные техники;
  • элементы арт –терапии;
  • музыкотерапия;
  • ароматерапия;
  • дыхательные упражнения;
  • техники визуализации

Цикл практических занятий рассчитан на 16-20 часов (9 занятий). Оптимальное число участников 6 человек. Продолжительность занятий 1-2 часа. Условия проведения: комната психологической разгрузки, оборудованная в соответствии с основным требованием – располагать к отдыху, расслаблению. Режим проведения –2 раза в неделю. Цикл занятий рекомендуется проводить 2 раза в год: в осеннее и весеннее время, что обусловлено тем, что коллектив женский, который подвержен сезонным депрессивным состояниям.
По окончании проведения данных занятий была проведена повторная диагностика, целью которой было увидеть результативность данных занятий, проследить динамику. Были получены следующие результаты:

  • снижение депрессивных состояний на 15 %;
  • осознание и понимание своих эмоциональных состояний вырос на 25%;
  • социальную фрустрированность испытывают 40% респондентов;
  • на 12% уменьшилось число воспитателей, испытывающих стресс на рабочем месте;

5. снижение возникновения психосоматических заболеваний на 34%;
6. улучшение психологического климата педагогического коллектива.
Поэтому смею предположить, что регулярное выполнение предлагаемых упражнений позволит воспитателю оценить свое психоэмоциональное состояние, скорректировать его, выработать навыки психологического взаимодействия с целью снижения эмоционального и физического напряжения

Тематический план

 

№ занятия

Упражнения

Время, затраченное на упражнение

Общее время

1.

 

 

 

 

 

 

2.

 

 

 

 

 

 

3.

 

 

 

 

 

 

 

4.

 

 

 

 

 

5.

 

 

 

 

 

 

 

6.

 

 

 

 

 

 

 

7.

 

 

 

 

 

8.

 

 

 

 

 

 

9.

 

 

 

  • Ритуал приветствия
  • «Самооценка эмоционального состояния» (заполнение бланка)
  • «Сеанс психофизической настройки»
  • «Дыхание на 7 – 11»
  • «Достижение состояния покоя»
  • «Поплавок в океане»
  • «Прогулка»
  • «Я в лучах солнца»
  • «Осознание своего дыхания»

«Настроение»
Ритуал прощания

  • Ритуал приветствия
  • «Самооценка эмоционального состояния»
  • «Вспоминания детства»
  • «Самомассаж»
  • «Руки»
  • «Работа с пластилином»
  • «Самохвальство»
  • «Уверенность»
  • «Разговор со своим телом»

«Настроение»
Ритуал прощания

  • Ритуал приветствия
  • «Самооценка эмоционального состояния»
  • «Приятный сон»
  • «Счастливые воспоминания»
  • «Голова»
  • «Маяк»
  • «Идеальный пейзаж»
  • «Почувствуй свое счастье»
  • «Ловец блага»

«Негативные установки»
«Свободное дыхание»
«Настроение»
Ритуал прощания

  • Ритуал приветствия
  • «Самооценка эмоционального состояния»
  • «Антистрессин»
  • «Думайте нежно»
  • «Качели»
  • «Уровень счастья»
  • «Фантазии»
  • «Передышка»
  • «Настроение»

Ритуал прощания

  • Ритуал приветствия
  • «Самооценка эмоционального состояния»
  • «Индивидуальное рисование»
  • «Предупреждающие сигналы»
  • «Маска релаксации»
  • «Релаксационный тренинг»
  • «Мешок неприятностей»
  • «Расслабление»
  • «Исследование Я – концепции»

«Избавление от самокритики»
«Релаксация»
«Настроение»
Ритуал прощания

  • Ритуал приветствия
  • «Самооценка эмоционального состояния»
  • «Рисование»
  • «Релаксация лицевых мускул»
  • «Релаксация со средоточением на дыхании»
  • «Встреча»
  • «Подарки»
  • «Противоядие против самоистязательских игр»
  • «Типичная поза»

«Совместное дыхание»
«Настроение»
Ритуал прощания

  • Ритуал приветствия
  • «Самооценка эмоционального состояния»
  • «Парное рисование»
  • «Антистрессовая релаксация»
  • «Избавление от тревог»
  • «Обзор событий дня»
  • «Пять минут»
  • «Концентрация на дыхании»
  • «Настроение»

Ритуал прощания

  • Ритуал приветствия
  • «Самооценка эмоционального состояния»
  • «Успокой свое тело»
  • «Релаксация умственной деятельности»
  • «Групповое рисование»
  • «Отгадай»
  • «Поиск эффективных убеждений»
  • «Концентрация на дыхании»
  • «Настроение»

Ритуал прощания

  • Ритуал приветствия
  • «Самооценка эмоционального состояния»
  • «Хрустальное путешествие»
  • «Ключи в мой внутренний дом»
  • «Настроение»
  • Ритуал прощания

Итоговая рефлексия

 

15

12

10
10
10
10
10
10
10

 

15

15
5
10
15
10
15
15
10

 

15

10
15
15
10
5
5
7
15
15
10

 

15

15
15
10
10
20
15
10

 

15

15
10
10
15
5
10
15
12
8
10

 

15

20
7
10

20
15
20

10
10
10
10

 

15

20
15
15
15
15
15
10

 

15

15
15

15
20
15

10
10

 

15

10
45

10

 

 

104

 

 

 

 

 

 

 

110

 

 

 

 

 

104

 

 

 

 

 

 

 

100

 

 

 

 

 

 

105

 

 

 

 

 

 

 

117

 

 

 

 

 

 

 

120

 

 

 

 

 

 

115

 

 

 

 

120