^Наверх
logo
foto1 foto2 foto3 foto4 foto5

Педагогическое общение.

педагогическое общение

Под педагогическим общением понимают систему взаимодействия педагога с воспитуемыми с целью познания их, оказания воспитательных воздействий, организации педагогически целесообразных взаимоотношений, формирование благоприятного для психического ребёнка микроклимата в группе дошкольного учреждения.
Одной из функций общения является установление общности у людьми. Установлению общности способствует знакообмен, который позволяет выделять "своих" среди всех прочих. И если тот, кто отмалчивается, да ещё отворачивается от людей, тем самым подаёт им (хочет он этого или нет) знак, который читается следующим образом: "Я вам не свой, вы мне не свои".

Первейшая человеческая функция общения - это регуляция совместной деятельности. Участие в совместной деятельности требует от каждого из нас определённых знаний. И дети получают их шаг за шагом с первых месяцев жизни - получают, так сказать, даром за счёт общения со ста-ршими.
Вторая функция общения: оно - изначальный инструмент познания всего на свете. Ребёнок получая сведения о мире "опредмеченными" - через язык и благодаря своему участию в общей деятельности (для начала хотя бы в коммуникативной деятельности), -постепенно переходит к "опредмечиванию" самого себя, к выделению "Я" среди других людей, среди разнообразных "не Я".
Поэтому общение выполняет ещё одну важную функцию - осознание своего "Я".
У всякого индивида есть его отдельные потребности физиологические, такие, как голод, и психологические, как потребность в положительных эмоциях. И во все времена удовлетворение человеком этих потребностей происходило с использованием общения. Привлечь к себе внимание, выразить себя, убедить в чём-либо окружающих, призвать к себе на помощь, вызвать их сочувствие, получить от них приказ, разъяснение, либо разрешение какого-либо действия - всё это поистине вечные задачи общения. Итак, одна из функций общения - самоопределение личности в её мыслях и поступках.
Способность к общению - врождённая или приобретённая? Не исключено, что задающий такой вопрос утратил веру в свои коммуникативные способности и полагает, что ему этого "не дано от природы". Природа однако, предусмотрела весьма высокий уровень коммуникативной "готовности" для человеческих существ. Ещё Л.С.Выготский обратил внимание исследователей на то, что, не достигнув месяца от роду, младенец прерывает сосание груди на звук материнского голоса. К двум месяцам он способен отличить "добрую" мимику и интонацию взрослого от "злой", и на "добрую" у него появляется "комплекс оживления".
СПОСОБНОСТЬ К ОБЩЕНИЮ У ЧЕЛОВЕКА ВРОЖДЕНА.
Но она должна быть развита соответствующим воспитанием. Для того, чтобы педагогическое общение воспитателя с детьми было оптимальным, чтобы оно в большей степени способствовало психическому развитию дошкольников, необходимо знать, чего ждут от общения со взрослыми дети, что является особенно значимым для установления с ними благоприятных взаимоотношений.
Экспериментальные исследования, проведённые иод руководством М.И.Лисиной; показали, что на протяжении первых семи лет жизни последовательно возникают и сменяют друг друга несколько форм общения детей и взрослых.
Первоначально возникает непосредственно-эмоциональное общение с близкими взрослыми. В основе его лежит потребность ребёнка во внимании и доброжелательном отношении к себе со стороны окружающих. Общение младенца со взрослыми протекает вне какой-либо другой деятельности и составляет ведущую деятельность ребёнка данного возраста.

Эта форма общения имеет большое значение в психическом развитии ребёнка. Основными средствами общения являются мимические движения.


Ситуативно-деловая форма общения детей со взрослыми (6 мес. - 2года).
Главной особенностью этого вида общения детей со взрослыми следует считать практическое взаимодействие ребёнка и взрослого.
Помимо внимания и доброжелательности ребёнок раннего возраста начинает испытывать нужду ещё и в сотрудничестве взрослого (просьба о помощи, приглашение к совместным действиям, обращение за разрешением). Это помогает детям узнавать предметы, осваивать способы действия с ними,
В этот период очень важна положительная оценка, поскольку оказывает влияние на усвоение действий с предметами.


Внеситуативно-познавательная форма общения (3-5 лет).

Признаками появления третьей формы общения может служить возникновение у ребенка вопросов о предметах, их разнообразных взаимосвязях.
Важнейшим средством общения на данном этапе является речь, потому что она одна открывает возможности выйти за пределы одной частной ситуации и осуществить то "теоретическое" сотрудничество, которое составляет суть описываемой формы общения.
При этом виде общения ребенок обсуждает со взрослыми предметы и явления мира вещей., Сюда относятся и сообщения новостей, познавательные вопросы, просьбы почитать, рассказы о прочитанном,
виденном, фантазии.
Основным мотивом этого типа общения является стремление ребенка к общению со взрослым ради получения новой информации или обсуждение с ними возможных причин разнообразных явлений
окружающего мира.


Внеситуативно-личностная форма общения (6-7 лет).


Это общение служит целям познания социального, а не предметного мира, мира людей, а не вещей. Этот вид общения существует самостоятельно и представляет собой коммуникативную
деятельность в "чистом виде".
Ведущими мотивами на уровне четвертой формы общения являются личностные мотивы. Взрослый человек, как особая человеческая личность - вот то, основное, что побуждает ребенка искать с ним
контакты.
При внеситуативно-личностном общении предметом обсуждения является человек. В основе его лежит потребность ребенка в эмоциональной поддержке, его стремление к взаимопониманию и сопереживанию.

Какие коммуникативные качества и умения вызывают симпатию в межличностном общении?

Какие условия необходимы для оптимального педагогического общения ?

  1. ИСКРЕННИЙ ИНТЕРЕС К ЧЕЛОВЕКУ, умение преодолеть свой эгоцентризм в общении с ним. Особо талантливых в общении людей отличает повышенное внимание и тонкая наблюдательность,
    превосходная память на все, касающееся другого человека.
  2. УМЕНИЕ СЛУШАТЬ ДРУГИХ, как конкретное проявление интереса к людям. Нередко, кстати, не обращают внимание на то, что признаком интересного собеседника является умение не столько говорить,
    сколько умение слушать. Простые житейские наблюдения показывают, что многие люди больше испытывают потребность говорить, нежели слушать.
    К сожалению, имеется явный дефицит благодарных слушателей, и если вам удастся стать хорошим слушателем, симпатии людей потянутся к вам, поскольку им нравятся те, с кем они могут удовлетворить свои потребности, а сильная потребность выговориться есть у многих.
  3. ОБРАЩЕНИЕ К ЧЕЛОВЕКУ (ребенку, "коллеге, родителям своих воспитанников) по имени. Помните, что имя человека - самый важный для него звук на любом языке. Человека больше интересует его имя, чем любые другие имена во всем мире, вместе взятые. Запомнив это имя и непринужденно употребляя его, вы делаете такому человеку тонкий комплимент.
  4. ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНОСТЬ В ОТНОШЕНИИ К ЛЮДЯМ. Если хотите, чтобы люди к вам хорошо относились, старайтесь доброжелательно относиться к ним, поскольку в сфере общения неумолимо работает законвзаимного отклика.
  5. УЛЫБАЙТЕСЬ В ОБЩЕНИИ С ЛЮДЬМИ. Очень много для взаимных симпатий дает улыбка. Она греет и создает аванс положительного отношения.
  6. УДОВЛЕТВОРЕНИЕ ПОТРЕБНОСТИ ЧЕЛОВЕКА В ОБЩЕНИИ. Для завоевания симпатии людей полезно уметь удовлетворять их потребности. Потребностей у любого человека много, и их надо изучать, проявлять интерес к интересам другого человека.
    Самый верный путь к сердцу человека - это беседа с ним о том, что он ценит превыше всего. Поэтому надо говорить о том, что интересует вашего собеседника. Умение дать почувствовать людям их значительность, уважение к их мнению исключительно важно для завоевания авторитета в педагогическом общении.