^Наверх
logo
foto1 foto2 foto3 foto4 foto5

Социально-психологический аспект трудовой адаптации молодого специалиста детских лечебно-профилактических учреждений

Ермолаев Д. О. , Королев Н. Н. , Ермолаева Ю. Н. 
Ермолаев Д. О. - доктор медицинских наук, профессор кафедры уголовно-правовых дисциплин Астраханского филиала ГОУВПО «Саратовская государственная академия права»
Королев Н. Н. - врач, соискатель ученой степени кандидата наук; Медицинская компания ООО «Барель», г. Елец
Ермолаева Ю. Н. - доктор медицинских наук, профессор кафедры гражданско-правовых дисциплин Астраханского филиала ГОУВПО «Саратовская государственная академия права»
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ТРУДОВОЙ АДАПТАЦИИ МОЛОДОГО СПЕЦИАЛИСТА ДЕТСКИХ ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ

 

Важность исследований трудовой адаптации работников, в том числе и в сфере здравоохранения, неоспорима. Она зависит от широты и разнообразия деятельности, интереса к ней, содержания труда, влияния окружающей социальной среды. В данной работе мы постарались рассмотреть эту проблему через призму многогранных взаимоотношений между педиатром и его маленькими пациентами и их родителями.
С помощью анкетного метода на базе лечебно-профилактических учреждений г.Ельца Липецкой области были опрошены 33 врача педиатра (в возрасте от 25 до 30 лет), имеющих стаж работы в профессии до 1 года.
Выбор профессии для большинства респондентов (71,8%) был мечтой детства, они планомерно шли к ее реализации. Влияние на выбор также оказали родители - 17%, другие причины - 10,2%.
Педиатрическая деятельность привлекает молодых специалистов, прежде всего, своим творческим характером - 68,9%, возможностью работать с детьми -76,2%, возможностью реализовать свой интеллектуальный потенциал - 54,2%, что в купе дает не всякая профессия.
Наиболее необходимыми личными качествами для педиатра названы такие, как: профессионализм - 69,5%, любовь к детям - 40,5%; умение общаться - 31,4%; сдержанность, спокойствие - 28,4%; доброта, доброжелательность -23,6%; способность к сопереживанию, сочувствию - 20,3%; терпение - 16,2%; уважение к личности ребенка - 8%.
После начала самостоятельной профессиональной деятельности отношение к профессии не изменилось у 65,2% анкетируемых, у 9,3% -изменилось в лучшую сторону, для 25,5% - работа оказалась труднее, чем представлялась.
Достаточные трудности в начале профессиональной деятельности вызывает установление контакта с больным ребенком - 18% и взаимоотношения с родителями детей - 25%. Как правило, данный набор трудностей, с которым сталкивается молодой врач-педиатр, вполне решаем только с ростом практики, опытом работы с обоими контингентами.
Уверены в своих силах и компетентности при разрешении затруднительных вопросов, и в связи с этим предпочитают решать проблему сами - 38,7% молодых специалистов, что указывает на хорошую профессиональную подготовку в вузе и самоактуализацию.
Те же молодые специалисты, кто прибегает за советом и помощью склонны обращаться к руководителю подразделения – в 39,3% случаев, к родителям ребенка – в 42,4%, к коллегам – в 16,3%, к психологу – в 2%.
В целом, самостоятельная работа в качестве врача-педиатра принесла огромное удовлетворение 66% анкетируемых, это указывает на то, что адаптация их проходит успешно, им нравится реализовывать свои творческие возможности и мечту стать врачом. Только 7,6% молодых специалистов испытывают неудовлетворенность своим нынешним положением, а 26,4% затруднились ответить – удовлетворены или недовольны, будем надеяться, что это трудности адаптационного периода.
На вопрос желаете ли дальше остаться в своей профессии – 74,2% ответили, что желали бы остаться работать в данном или других лечебных учреждениях, кроме того 68,3% хотели бы повышать квалификацию, заниматься саморазвитием и самореализацией, а это значит, что лечебно-профилактические учреждения получили специалистов, не желающих останавливаться на достигнутом.
Таким образом, успешно прошедшими адаптацию можно считать лишь 66% молодых специалистов, участвовавших в анкетировании.

Источник: Интегративный подход к психологии человека и социальному взаимодействию людей // Материалы научно-практической заочной конференции «Интегративный подход к психологии человека и социальному взаимодействию людей» / Под редакцией В. Н. Панферова, Е. Ю. Коржовой и др. – М.: Издательство НИИРРР, 2011. – 208 с.