^Наверх
logo
foto1 foto2 foto3 foto4 foto5

Нравственные аспекты экономической социализации дошкольников

Т.М.Гращенкова

В современных социально-экономических условиях усиливается нравственное звучание образования. Нравственность – это правила мышления и поведения, позволяющие не наносить ущерба себе, окружающим, среде обитания. Это один из основных способов нормативной регуляции действий человека в обществе.
Нравственные основы личности закладываются в детстве. Период дошкольного возраста является наиболее благоприятным для формирования экономически грамотной личности, опирающейся на приоритет духовных ценностей. Ведь современный ребенок – полноправный участник экономических и социальных процессов.

 

Именно в этом возрасте начинают формироваться первоначальные представления о моральноправовых аспектах экономических отношений, которыми являются простые нормы человеческой морали: честность, верность данному слову, ответственность, вежливость, уважение к товарищу, партнеру, потребителю. Для ребенка дошкольного возраста вести себя правильно – значит отвечать ожиданиям других, доставлять им радость. Эта ориентация на правильность как соответствие определенному образцу поведения делает дошкольников сенситивными к усвоению моральных требований, к сознательному усвоению норм нравственности.
Формы и методы работы по нравственно-экономическому воспитанию детей могут быть разными. Например, привлечение дошкольников к рассказыванию и обсуждению ситуаций с моральной дилеммой, когда человек находится перед нравственным выбором. При этом особое внимание детей обращается на экономически значимые качества личности. Однако, нравственность, почерпнутая из поучений, остается теоретической нравственностью. Поэтому необходимо организовать повседневное участие дошкольников в нравственном деле, чтобы они научились ценить труд других людей, приобщиться к пониманию того, что значит трудовое усилие, настойчивость, добросовестность, удовлетворение и удовольствие от полученных результатов. Так как дети дошкольного возраста пока не могут создавать социально значимых ценностей, то выход из этого положения продуктивная деятельность, организуемая в форме партнерского сотрудничества взрослого и детей. В процессе такой деятельности развивается инициативность, стремление к творческой активности, способность к целеполаганию, волевому усилию, а также к реализации цели в соответствии с заданными условиями. Понятие «продуктивная деятельность» охватывает целый ряд конкретных видов активности: рисование, конструирование, лепку, аппликацию т.п., традиционно представленных в детской жизни и занимающих в ней существенное место. Для успешной работы воспитателю необходимо установить свободные и непринужденные отношения с детьми. В групповой комнате должна быть создана развивающая среда для усвоения нравственно-экономических норм. Подобраны интересные по содержанию материалы, которыми можно привлечь и удержать внимание детей.
Неотъемлемой частью работы по нравственно-экономическому воспитанию является проведение экскурсий на предприятия и организации региона. Это помогает детям соотносить трудовые процессы и результаты труда с названиями профессий, устанавливать связи между качеством труда, физическим и умственным усилием человека и используемыми им инструментами, техникой. В результате у дошкольников повышается интерес к труду взрослых, желание трудиться, появляются новые сюжетно-ролевые игры: «Парикмахерская», «Ателье», «Магазин» и др., в которых они творчески воссоздают разнообразные стороны действительности. Формируется отношение детей не только к труду взрослых, но и к своему собственному. Они учатся планировать работу, подбирать необходимые средства труда и ценить результаты деятельности. Высокий воспитательный потенциал среды способствует формированию целостного понимания мира и облагораживает мир ребенка.
Таким образом, в процессе нравственно-экономического воспитания дошкольников формируются нравственные убеждения, умения и навыки деятельности в новых социально-экономических условиях; происходит ценностное освоение этических правил и норм, необходимых для профессиональной деятельности и общения, а также инициирование активности личности, способствующее формированию нравственноэкономических качеств. Как следствие, удается воспитать деятельного человека, способного жить и эффективно работать в соответствии с морально-правовыми нормами.

Источник: Духовнонравственное воспитание подрастающего поколения: проблемы, опыт, перспективы. Материалы областной научнопрактической конференции 19–20 декабря 2006 г. В 2х ч. – Ч. 2. – Витебск: УО «ВОГ ИПК и ПРР и СО», 2007. – 67 с.