^Наверх
logo
foto1 foto2 foto3 foto4 foto5

Семья как фактор формирования личности ребёнка

Курбанова Л.А.

КГУ «Маканчинская средняя школа-сад», село Маканчи, Казахстан

Семья – важнейший из феноменов, сопровождающий человека в течение всей его жизни. Значимость и актуальность ее влияния на личность, ее сложность, многогранность и проблематичность обуславливает большое количество различных подходов к изучению семьи. Актуальность межличностных отношений в семье и их влияние на формирование личности и поведения детей заключается в стабильности семейных взаимоотношений. Большое значение имеет «качество» семьи, еѐ воспитательная способность.
Несмотря на большое количество исследований семейных взаимоотношений и факторов, влияющих на формирование личности ребенка данная тема остается недостаточно изученной.

Цель: социально-психологическое исследование семьи, как фактор формирования личности ребенка. В связи с поставленной целью решались следующие задачи:
1. Теоретическое обоснование изучаемой проблемы.
1. Охарактеризовать семейные взаимоотношения, стили и типы семейного воспитания.
2. Раскрыть значимость семьи в формировании личности ребенка.
3. Изучить семейные взаимоотношения.
4. Исследовать стили, типы семейного воспитания и их влияние на формирование личности ребенка. Объект исследования: Личность. Семья.
Предмет исследования: Семья, как фактор формирования личности ребенка.
Методы исследования. В качестве методов исследования в работе были использованы: беседа, тестирование, а также следующие методики:
1. Методика Е. Шефера «Измерение родительских установок и реакций».
2. Тест-опросник родительского отношения А.Я. Варга, В.В. Столина.
3. Тест «Семейные отношения» Д.Е. Антонина, И. Вилера.
4. Тест «Дети о родителях» Е. Шефера.
5. Методика «Незаконченные предложения» Д. Сакса, Сиднея.
Гипотеза. Тактики воспитания в семье тесно связаны с типами семейных взаимоотношений, родительские установки и реакции родителей на поведение детей влияют на формирование личности ребенка.
Практическая значимость. Результаты проведенного социально-психологического исследования могут быть использованы в практике учебной, воспитательной и образовательной деятельности психологических специальностей, в системе служб семьи, «Телефона доверия», в работе с молодыми и трудными семьями.
Этапы исследования. Эмпирическая база исследования.
Социально-психологическое исследование семьи, выступающей фактором формирования личности ребенка проводилось с родителями и детьми на базе Маканчинской средней школы-сад. В социально- психологическом исследовании семьи, выступающей фактором формирования личности ребенка принимали участие дети и их родители. Выборка составила: 90 респондентов (30 детей, 60 родителей).
Исследование проводилось в три этапа.
I этап. – Подготовительный. Выбор темы и эмпирической базы исследования. Получение разрешения на проведение социально-психологического исследования. Выбор с научным руководителем методов и методик исследования. Беседа с родителями и доступная беседа с детьми о предстоящем эксперименте.
II этап. – Диагностический. Проведение психологической диагностики с респондентами социально- психологического исследования.
III этап. – Анализ полученных результатов исследования и интерпретация данных. Математико- статистическая обработка результатов исследования. Математико-статистический анализ эмпирического исследования проводился в Microsoft Excel по четырем методикам:
1. Измерение родительских установок и реакций Е. Шефера.
1. Тест-опросник родительских отношений А.Я. Варга, В.В. Столина.
2. Тест «Дети о родителях» Е. Шефера.
3. Методика «Незаконченные предложения» Д. Сакса и Сиднея.
По результатам, полученным по методике Е. Шефера для измерения родительских установок и реакций можно сказать, что в большинстве случаев 75% наблюдается доминирование родителей над детьми, но при этом сохраняется право каждого члена семьи на свое собственное мнение.
По данным теста-опросника родительского отношения в 60% семей преобладает положительное отношение к ребенку.10% – взрослый человек ведет себя слишком авторитарно по отношению к ребенку, требуя от него безоговорочного послушания и задавая ему строгие дисциплинарные рамки.
По результатам теста семейных отношений можно предположить: у большинства семейных пар (85%) положительный климат в семье. В их семье принято рассказывать о своих проблемах.
Тест «Дети о родителях» показал: с одной стороны, потребность детей в общении с родителями – 60%, 7% отметили жесткий контроль и тенденцию к легкому применению своей власти со стороны родителей, 13% родитель представляется человеком, отгороженным от проблем семьи как бы невидимой стеной, существующей параллельно с остальными членами семьи.
По результатам методики «Незаконченные предложения» у 7% с отцом складываются очень хорошие, доверительные взаимоотношения. 27% – с матерью складываются очень хорошие, доверительные взаимоотношения. Но только 23% чувствует себя комфортно и уверенно в своей семье.
При математико-статистическом анализе эмпирического исследования нами была выбрана вероятность допустимой ошибки равная 0,05, обеспечивающая точность расчетов до 95% и допускаемой ошибки не превышающая 5%. Критические значения для показателя 0,05, для 30 испытуемых, равна t = 0,36, для 60 испытуемых, равна t = 0,25 (где t - табличное значение).
Таким образом, можно сделать вывод, что все полученные нами результаты исследования по диагностическим методикам имеют взаимосвязь и воздействуют друг на друга. В ходе математико- статистического анализа эмпирического исследования семьи, как фактора формирования личности ребенка было выявлено наличие обратной и прямой связи между показателями по методикам. Обратная связь характеризуется противоположным влиянием одних показателей на других, то есть повышение одних данных ведет к снижению других и, наоборот. Прямая связь проявляется в том, что повышение одних показателей ведет к повышению других и, наоборот.
Заключение.
Актуальность межличностных отношений в семье, выступающей фактором формирования личности ребенка заключается в стабильности семейных взаимоотношений. Большое значение имеет «качество» семьи, еѐ воспитательная способность. Семья, неспособная воспитывать, приводит к серьезным нарушениям в процессе социализации ребенка.
«Теоретический анализ изучаемой проблемы» рассматриваются различные направления психологии семьи, семейного воспитания и семейных взаимоотношений. Семейные взаимоотношения – психологические отношения, основанные на взаимной готовности субъектов к определенному типу неформального взаимодействия и общения, сопровождающегося чувством симпатии – антипатии. В каждой семье объективно складывается определенная, далеко не всегда осознанная ею система воспитания. В зависимости от структуры семьи и условий воспитания в семье зависит адекватное и неадекватное поведение ребенка. Родители и другие взрослые могут воздействовать на формирование «Я-образа» и самоуважение ребенка. Когда родители понимают, что во многом от них самих зависит формирование личности ребенка, то они ведут себя так, что все их поступки и поведение в целом способствуют формированию у ребенка тех качеств и такого понимания человеческих ценностей, которые они хотят ему передать.
Практические рекомендации.
1. Чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательное влияние семьи на ребенка необходимо: принимать активное участие в жизни семьи; всегда находить время, чтобы поговорить с ребенком; уважать право ребенка на собственное мнение.
2. Для снижения неудовлетворенности возникающей в семьях необходимо относится к членам своей семьи с большим пониманием, оказывать поддержку и создавать необходимые психологические условия для благоприятного развития взаимоотношений в семье.
3. Для достижения более устойчивого сплочения и единства семьи, можно провести тренинг на сплочение и взаимоотношения в семье, психологическую работу с отдельными ее членами.

Список литературы
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология / Г.С. Абрамова. Екатеринбург, 1999.
2. Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. М.: «Независимая фирма
«Класс», 2000.
3. Араканцева Т.А. Гендерные аспекты детско-родительских отношений. М., 2006г.
4. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. – СПб.: Лениздат, 1992.
5. Бруменская Г.В., Карабанова О.А., Лидерс А.Г. Возрастно-психологическое консультирование. Проблемы психического развития детей. – М., 1991.
6. Варга А.Я. Роль родительского отношения в стабилизации детской невротической реакции (на примере энуреза) // Вестник МГУ. Психология, 1985. – №4.
7. Вербина Г.Г. Психология семьи: Курс лекций / Г.Г. Вербина. Чуваш. гос. ун-т. Чебоксары, 2006.
8. Вербина Г.Г. Психология семьеведения. Учебное пособие. / Г.Г. Вербина. Чуваш. гос. ун-т. Чебоксары, 2011.
9. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? – М., 2000.
10. Гозман Л.Я., Шлягина Е.И. Психологические проблемы семьи // Вопросы психологии, 1985. – №2.
11. Голод С.И. Стабильность семьи. Л.: Наука, 1984. – 136с.

Источник: Актуальные вопросы психологии и педагогики в современных условиях/Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. № 2. Санкт- Петербург, 2015. 259 с.