^Наверх
logo
foto1 foto2 foto3 foto4 foto5

Роль родителей в становлении гендерной воспитанности детей старшего дошкольного возраста

Секунцова Наталья Владимировна
воспитатель МБДОУ «Д/С №17»
г. Лысьва, Пермский край
Аннотация: в статье представлены формы и методы работы с родителями по повышению психолого-педагогической компетентности по вопросам гендерного воспитания. Автор делает вывод об эффективности проведения работы в становлении гендерной воспитанности детей старшего дошкольного возраста.
Ключевые слова: полоролевая социализация, психолого-педагогическая комптентность, система работы.
Полоролевая социализация – процесс и результат общего и психосоциального развития, обусловленного конкретными социальными условиями, в ходе которого происходит усвоение в соответствии с биологическим полом социальной роли мужчины и женщины, формирование потребностей, интересов и ценностных ориентаций и определенных способов поведения, характерных для того или иного пола в рамках данной культуры [1, с. 12].

Существенную часть фемининых и маскулиных проявлений дети черпают из ближайшего социального окружения. Доминирующая роль в этом процессе принадлежит семье. Именно в семье дети получают первые уроки нравственности, формируется их характер, закладываются исходные, жизненные позиции, формируются способы взаимодействия с другими людьми, адекватные общепринятым нормам гендерной культуры [2].
Наш детский сад активно включает в воспитательно-образовательный процесс семью.

Основная цель взаимодействия детского сада с семьей в аспекте гендерного воспитания – повышение психолого-педагогической компетентности родителей по вопросам полового воспитания детей

В 2013 году в детском саду было проведено исследование, в ходе которого мы определили уровень психолого- педагогической компетентности родителей воспитанников старшего дошкольного возраста по вопросам полового воспитания детей и увидели, что высокий уровень составляет 20% родителей, средний – 58%, низкий – 22% (родители не знают физиологических и психологических особенностей мальчиков и девочек).
Такой результат обусловил наше обращение к созданию системы по повышению психолого-педагогической компетентности родителей по вопросам полового воспитания детей. Координатором работы по взаимодействию воспитателей, специалистов и родителей воспитанников друг с другом выступил педагог-психолог детского сада.
Для групп старшего дошкольного возраста, специалисты совместно с педагогом-психологом, выбирают наиболее приемлемые методы и формы работы с родителями, с учетом социального паспорта группы (образование, место работы, ожидания, потребности, психологические особенности семьи), составляют план работы с родителями по формированию психолого-педагогической компетентности.
В работе с родителями мы используем фронтальные, целевые и индивидуальные формы работы. В середине года на родительские собрания отдельно приглашаем мам и пап девочек и мальчиков. Традиционным является общее мероприятие «Неделя пап». Целевые аудитории родителей набираем в зависимости от заявленных проблем и вопросов. Индивидуальную дифференцированную работу с родителями проводим по результатам диагностики уровня компетентности. Особое внимание уделяем родителям с низким уровнем компетентности, вовлекая их в совместную творческую деятельность: оформление альбомов «Играем дома»; изготовление картинок для дидактических игр; памяток «В семье растет мальчик», «Воспитываем девочку»; составление рассказов «Моя семья», написание сочинений «Наша дочка …».
По результатам проделанной работы мы отмечаем повышение уровня психолого-педагогической компетентности родителей на 15–20%. Результаты диагностики детей старшего дошкольного возраста свидетельствуют об эффективности проделанной работы. Дети старшего дошкольного возраста владеют обобщенными представлениями о своей половой принадлежности, о людях своего и противоположного пола, аргументируют их по ряду существенных признаков (внешний вид, личностные качества, особенности общения, интересы, влечения), владеют общими сведениями об иерархии семейных отношений, проявляют доброжелательное заботливое отношение к взрослым людям и малышам и т. д.
Таким образом, благодаря проведению систематической работы с родителями по выявлению и формированию уровня психолого-педагогической компетентности по вопросам полового воспитания позволяет повысить эффективность работы в становлении гендерной воспитанности детей старшего дошкольного возраста.

Список литературы
1. Григорьева Ю.С. Дидактическая игра как средство полового воспитания детей старшего дошкольного возраста: Автореферат диссертации. – Екатеринбург, 2007. – С. 12.
2. Коломийченко Л. Динамика и особенности полоролевой социализации мальчиков и девочек дошкольного возраста / Л. Коломийченко, О. Прозументик // Детский сад от А до Я. – 2006. – №1. – С. 12–25.

Источник: Педагогика и психология: актуальные вопросы теории и практики: материалы IV Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 22 мая 2015 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015 – 296 с.