^Наверх
logo
foto1 foto2 foto3 foto4 foto5

Место и роль педагогического сопровождения в образовании детей дошкольного возраста: философское обоснование

Н.Л. Худякова

Появление термина «сопровождение» в отечественной науке связано с исследованиями Г. Бардиер, Н. Ромазан, Т. Чередниковой, посвященными психологическому сопровождение естественного развития детей (1993г.). Под таким сопровождением понималась деятельность психолога, который наблюдал за развитием ребенка и в случае необходимости оказывал ему психологическую помощь. Позже появились исследования, посвященные психолого-педагогическому сопровождению, которое предполагало взаимосогласованную деятельность коллектива психологов и педагогов. Введение термина «педагогическое сопровождение» в теорию педагогики стало результатом поиска новых форм организации педагогического процесса в современном образовании в целом и дошкольном образовании в частности.

Назначение всех видов сопровождения, организуемых в образовательных организациях, определялось, исходя из анализа общего содержания понятий «сопровождение» и «сопровождать». «Сопровождать - значит: 1) следовать за кем- нибудь, находясь рядом, ведя куда-нибудь, или идя за кем-нибудь; 2) производить одновременно с чем-нибудь, сопутствовать чему-нибудь; 3) служить приложением, дополнением к чему-нибудь», сопутствовать чему-либо, служить приложением, дополнением к чему-либо» (Ожегов С.И., Шведова Н.Ю.) [8, с. 738].
«Сопровождение» трактуется как определенное действие: сопроводить, провожать, сопутствовать, идти вместе, для проводов, провожатым, следовать (В. Даль).
Приведенные выше определения понятия «сопровождения» позволяют сделать вывод о том, что сопровождение - это всегда деятельность одного субъекта
(индивидуального или коллективного) - сопровождающего, сопутствующая деятельности другого субъекта - сопровождаемого. В педагогическом сопровождении сопровождающим является педагог. В качестве сопровождаемого иногда называются обучающиеся на том или ином уровне образования общего или профессионального, в дошкольном образовании - это воспитанники. В некоторых исследованиях участниками педагогического сопровождения называются родители, выступающие то в роли сопровождающих, выполняющих педагогическую функцию, то в роли сопровождаемых как нуждающихся в профессиональнопедагогическом сопровождении.
Во многих исследованиях педагогическое сопровождение определяется как деятельность педагога (Е. А. Александрова А.В. Мудрик, Н. Л. Коновалова, О.И. Логашенко, Е.К. Исакова, Д.В. Лазаренко и С.В. Сильченкова, в дошкольном образовании - А.Р. Уразова, М.В. Бывшева) или сообщества педагогов (М.Р. Битянова и др.), которая направлена на сопровождение какой-либо деятельности обучающегося или на сопровождение обучающегося в какой-либо деятельности. Так, в исследованиях Л.М. Левина речь идет о «педагогическом сопровождении самостоятельной работы студентов», С.В. Алексеева и С.А Усковой - о «сопровождении профессионально-педагогической деятельности учителя», Т.Н. Сапожниковой - о «педагогическом сопровождение жизненного самоопределения старшеклассников», О.И. Логашенко - о педагогическом сопровождении научнопрактической деятельности, А.Л. Уманского - о педагогическом сопровождении детского лидерства, Т.В. Савищевой - о педагогическом сопровождении профессиональной адаптации начинающих преподавателей вуза. Е.А. Рыбакова рассматривает педагогическое сопровождение детей дошкольного возраста в творческой деятельности, М.В. Бывшева - педагогическое сопровождение детей старшего дошкольного возраста в процессе социального познания.
В исследованиях области дошкольной педагогики в качестве сопровождаемого (предмета сопровождения) также часто называется то или иное направление развития детей дошкольного возраста: у А.Р. Уразовой и М.В. Иваненко - это педагогическое сопровождение социально-личностного развития детей дошкольного возраста, у Г.Н. Кузнецовой - это педагогическое сопровождение социального развития детей раннего возраста, у И.А. Исаевой - это педагогическое сопровождение развития социального интеллекта ребёнка в период дошкольного детства.
Становится необходимым выяснить, насколько правомочно рассматривать в качестве сопровождаемого процесс развития детей? Анализ определений понятий «сопровождать», «сопровождение» показывает, что сопровождать можно только того, кто сам действует. Е.А. Чекуновой подчеркивается, что в понятии «сопровождение» «заложены идеи общего пути в пространстве и времени, общих динамичных отношений между участниками, совместных действий и активности обеих сторон взаимодействия. В нем речь идет о совместном бытие людей в определенный временной период человеческой жизни» [20, с. 239]. С нашей точки зрения, педагогическое сопровождение можно рассматривать как один из видов педагогической деятельности, выполняющих свою особенную функцию в педагогическом содействии развитию детей дошкольного возраста. Для определения содержания этой функции необходимо выявить как возможности педагогической деятельности, которую можно было бы обозначить термином «педагогическое сопровождение», так и особенности образования детей дошкольного возраста, ориентированного на их развитие.
Содержание функции педагогического сопровождения в развивающем образовании определяется, прежде всего, тем, что основным фактором развития человека как личности является его деятельность (А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, В.В. Слободчиков, Д. Исаев и др.). Когда педагогическое сопровождение связывают с определенным направлением развития человека, то предполагается педагогическое сопровождение всех видов деятельности этого человека, обеспечивающих его развитие. Когда предметом сопровождения называется определенный вид деятельности, то предполагается через определенную организацию этой деятельности создание условия тех направлений развития её субъекта, которые эта деятельность в той или иной мере обеспечивает. Таким образом, педагогическое сопровождение может обеспечивать создание условий развития человека, что и находит отражение в приведенных выше выражениях. Вместе с тем, педагогическое сопровождение предполагает сопровождение человека, который сам что-то делает, и через свою деятельность развивается.
Сопровождение предполагает, как направляющую роль сопровождающего по отношению к сопровождаемому, так и наоборот - сопровождающего в роли подчиненного интересам, проблемам, целям сопровождаемого. Какова роль педагога в педагогическом сопровождении? Ответ на этот вопрос, с нашей точки зрения, может быть получен через поиск ответа на вопрос: «Что делает сопровождение педагогическим».
Педагогической называется деятельность, направленная на реализацию целей образования, воспитания и обучения. При этом в современной педагогике образование трактуется как целостный процесс, образуемый взаимосвязанными и взаимообусловленными процессами воспитания и обучения. Педагогическими называются и процесс образования, и процессы воспитания и обучения, только в том случае, если они организуются как целенаправленные. Следовательно, педагогическое сопровождение также предполагает реализацию определенных целей образования, воспитания и обучения. В развивающем образовании предполагается определение целей образования, обучения и воспитания на основе определения целей развития личности. Но каковы эти цели?
Часто педагогическое сопровождение связывают с «естественным развитием» обучающихся (воспитанников). Но что такое «естественное развитие человека»? Л.С. Выготский о естественном развитии пишет только как об одной из двух взаимообусловленных линий развития ребенка. Линия естественного развития поведения, по словам Л.С. Выготского, тесно связана с процессами общеорганического роста и созревания ребенка. Другой линией развития является «линия культурного совершенствования психологических функций, выработки новых способов мышления, овладения культурными средствами поведения» [4, с. 11].
С нашей точки зрения употребление термина «естественное развитие детей» оправдано, если акцентирует внимание исследователей на том, что развитие человека представляет собой процесс - закономерную, направленную, а значит поэтапную, временную последовательность качественного изменения человека. В исследованиях В.И. Слободчикова и Е.И. Исаева убедительно обосновано, что «общий процесс развития человека и все составляющие его процессы представлены двумя сторонами: естественной и искусственной: «естественная сторона имеет сущностные характеристики процесса, ... искусственной же стороной развития человека является совершаемая им деятельность, которая выступает основным фактором и источником развития человека» [13]. Ориентация педагогической деятельности на естественное развитие детей означает, что педагог организует деятельность детей, определяемую тем этапом развития, на котором они находятся, и следующим за этим этапом, или, как писал Л.С. Выготский, зонами их актуального и ближайшего развития. Искусственная сторона развития человека обеспечивается усвоением и освоением им общественного опыта, накопленного предыдущими поколениями. Результатом такого развития человека является его личностный опыт, его личностная культура. Именно этот опыт составляет основу деятельности человека, а его передача одними людьми и усвоение, и освоение другими составляет содержание общей образовательной функции [19].
Таким образом, ориентация образования на естественную сторону развития человека может означать только то, что организационно общие условия этого развития должны отражать закономерную направленность и последовательность этапов качественного изменения личностного опыта обучающегося, его личностной культуры. В содержательном плане развитие личностного опыта и личностной культуры обучающихся представляет собой социокультурную сторону развития человека, которое происходит в результате усвоения и освоения обучающимся опыта других людей. Последнее осуществляется через обучение и воспитание. При этом, как писал Л.С. Выготский, «обучение не плетется в хвосте развития, а ведет его за собой». «...Только то обучение является хорошим, - отмечал JI.C. Выготский в своей работе «Педагогическая психология», - которое забегает вперед развития». То же самое можно утверждать и по поводу воспитания [3].
Во многих исследованиях целевая направленность педагогического сопровождения задается либо целями развития, либо целями образования, воспитания и обучения, либо и теми, и другими как рядоположенными. Между тем, С. Л. Рубинштейн определял связь развития с воспитанием и обучением следующим образом: «Ребенок, развивается, воспитываясь и обучаясь, а не развивается, и воспитывается, и обучается. Это значит: воспитание и обучение включаются в сам процесс развития ребенка, а не надстраиваются лишь над ним.» [12, с. 192]. О том, что и обучение, и воспитание являются лишь моментами развития, писал и Л.С. Выготский [4].
Таким образом, педагог в педагогическом сопровождении всегда выступает в качестве того, кто определяет и цели развития сопровождаемого им воспитанника, и обеспечивающие это развитие цели его образования, воспитания и обучения, а также целенаправленно организует условия их реализации, опираясь на профессионально-педагогические компетенции. Эта ведущая роль педагога в педагогическом сопровождении позволяет реализовать основные задачи дошкольного образования, сформулированные в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования 2013 года, согласно которым педагог должен обеспечить:
• формирование общей культуры личности детей;
• полноценное развитие каждого ребенка в период дошкольного детства и обеспечение равных возможностей;
• личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей), педагогических и иных работников Организации) и детей;
• объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс.
Итак, педагогическое сопровождение всегда предполагает реализацию целей образования в целом и воспитания, и обучения в частности. Это значит, что педагогической сопровождение как вид педагогической деятельности предполагает организацию педагогом педагогического взаимодействия.
Педагогическое взаимодействие в отечественной педагогике стало предметом исследования в рамках применения системного подхода с 70-х годов ХХ столетия. Системный подход позволил изучать и проектировать образовательный процесс как педагогическую систему. Основной характеристикой такого процесса является целостность, которая складывается из элементов образовательного процесса и взаимосвязей между ними, обеспечивающими реализацию системы целей образования, воспитания и обучения.
Элементы педагогической системы выделяются по-разному в зависимости от того, что рассматривается в качестве её оснований. Тем не менее, к основным элементам образовательного процесса как педагогической системы всегда относят деятельность педагога и деятельность обучающихся, и то, что выступает организующими элементами этой деятельности: систему целей образования;
содержание образования; средства; способы организации воспитания и обучения; результат образования (Ю. К. Бабанский, Н.В. Кузьмина, В. А. Сластенин и др.).
Основными элементами педагогического процесса, непосредственно обеспечивающими реализацию целей образования, воспитания и обучения, являются взаимосвязанные и взаимосогласованные деятельность обучающегося (воспитанника) и деятельность педагога. Взаимосвязь и взаимозависимость деятельностей двух основных субъектов в педагогическом процессе складывается в форме педагогического взаимодействия, которое в отечественной педагогике стали рассматривать в качестве ядра педагогического процесса (Б.З. Вульф, А.Т. Куракин, Х.Й. Лийметс, А.В. Мудрик, Л.И. Новикова В.Д. Семенов, Н.Л. Худякова и др.). Это значит, что именно педагогическое взаимодействие обеспечивает реализацию целей образования, воспитания и обучения через отбор, упорядочивание и передачу педагогом общественного опыта (содержания образования) обучающимся, а также через освоение обучающимися этого опыта. Характер педагогического взаимодействия определяется такими элементами педагогической системы как: 1) система образовательных целей (целей образования, воспитания и обучения); 2) содержание образования; 3) способы организации педагогического взаимодействия (методами, приемами и формами воспитания и обучения), обеспечивающими передачу педагогом и усвоение, и освоение обучающимися содержания образования; 4) технические средства; 5) результат образования.
Педагогическое взаимодействие - это ориентированные на реализацию целей воспитания и обучения преднамеренные контакты педагога с ребенком (длительные или временные), следствием которых являются взаимные изменения в поведении, деятельности и отношениях [9, с. 9].
Итак, педагогическая функция педагогического сопровождения заключается в организации педагогического взаимодействия, обеспечивающего реализации целей развития личности через взаимосвязанные и взаимосогласованные воспитание и обучение (образование). В чем же собственно выражается функция сопровождения?
В большинстве исследований педагогическая поддержка связывается с индивидуализацией образовательного процесса. Именно с этим, с нашей точки зрения, обусловлена функция собственно сопровождения в педагогическом сопровождении. Эта функция связывается нами с подчиненной ролью педагога- сопровождающего, целям, интересам, потребностям, индивидуальным особенностям сопровождаемого воспитанника. Это значит, что функция собственно сопровождения реализуется педагогом через виды педагогической деятельности, непосредственно не связанные с реализацией образовательных целей. К таким видам деятельности, прежде всего, относится деятельность по изучению индивидуальных особенностей развития детей и индивидуальных результатов освоения содержания образовательной программы. Не менее важной считается деятельность педагога, направленная на содействие педагога самореализации воспитанников, поддержки их инициативы, творческой деятельности (И.А. Исаева Е.А. Рыбакова и др.). В исследовании Н. Л. Коноваловой педагогическое сопровождение предполагает помощь педагога в разрешение жизненных проблем сопровождаемого. Практически все исследователи пишут о включенности в педагогическое сопровождение деятельности педагога по защите воспитанников и заботе о них.
Педагогическое сопровождение предполагает помощь воспитанникам, которая во многих исследованиях связывается с реализацией целей развития, обучения и воспитания. Правда, далеко не всегда ясно, в чем именно выражается эта помощь. Так С.А. Ускова утверждает, что «В последние годы педагогическое сопровождение выделяется исследователями (Е. А. Александровой, Т. Н. Сапожниковой, М. В. Шакуровой и др.) в отдельный вид педагогического процесса, несущий особый педагогический смысл и принципиально отличающийся от воспитания, обучения, образования. Сущность и своеобразие сопровождения связывают с оказанием помощи различным участникам педагогических процессов в саморазвитии и осуществлении самостоятельных действий» [16, с. 27]. По мнению Л. Г. Тариты, процесс сопровождения личностного развития выступает определенной альтернативой стратегии «направляемого» развития» [15]. «В этом плане возникновение сопровождения как особого педагогического процесса продиктовано рядом обстоятельств: общей гуманистической концепцией образования;
ориентацией на развитие личности и общества как самоценности образования; опорой на внутренний потенциал развития любой системы; осознанием новой сущности методов индивидуализации и дифференциации в образовании как методов, отстаивающих право личности на выбор наиболее целесообразного пути развития» [16, с. 27]. С.А. Ускова считает, что «педагогическое сопровождение в современной педагогической реальности представляет собой особый гуманистически-ориентированный педагогический процесс оказания помощи в саморазвитии и самодеятельности» [16, с. 27].
Позиция названных ученых вызывает сомнение. В ней можно усмотреть недостаточную изученность сущности развития вообще и развития личности в частности, сущности образования, воспитания и обучения и соотношения развития личности с воспитанием, обучением и образованием. Человек биосоциальное существо. Ведущей стороной его развития, определяющей особенности развития остальных сторон (физического и психического развития), является развитие личностного опыта, его личностной культуры. Оказание педагогической (а не психологической, или психиатрической, или материальной и т.п.) помощи в таком развитии всегда заключается в создании педагогических условий освоения воспитанниками общественного опыта. Условия социокультурной стороны развития исключительно искусственные. Тем не менее, социокультурное развитие как процесс именно развития должен иметь направленность. И она всегда присутствует явно или не явно в любых образовательных системах, чтобы не говорили авторы альтернативных учений.
С нашей точки зрения, в педагогическом сопровождении основная помощь педагога заключается в том, чтобы обеспечить освоение ребенком того социального опыта (содержания образования), который необходим для решения возникающих в его жизни проблем - т.е. в реализации педагогической функции. Такую помощь мы можем определить, как педагогическую помощь.
Итак, направляющая роль сопровождающего-педагога определяется педагогической функцией сопровождения - необходимостью создания педагогических условий развития личности ребенка - организации педагогического взаимодействия, обеспечивающего реализацию целей развития личности воспитанника через их воспитание и обучение (образование). Направляющая роль сопровождаемого в педагогическом сопровождении выражается в том, что педагог (сопровождающий) максимально согласует задачи развития личности сопровождаемого, его обучения и воспитания не только с индивидуальными особенностями его развития, но и с необходимостью, возникающей в связи с переживаемой ребенком жизненной проблемой, с его эмоциональным состоянием, его интересами и желаниями.
Все вышесказанное позволяет нам сделать вывод, что педагогическое сопровождение представляет собой совокупность видов педагогической деятельности, обеспечивающую результативную и эффективную реализацию целей развития личности воспитанников через их воспитание и обучение (образование). Уточнение качественных характеристик педагогического сопровождения мы производим через анализ условий повышения результативности и эффективности образования.
Результативность образовательного процесса определяется степенью соответствия полученного результата образовательным целям. Эффективность всегда связывают с достижением каких-либо определенных результатов с минимально возможными издержками или с использованием минимально возможных ресурсов. Условия повышения результативности и эффективности образовательного процесса всегда являлись предметом поиска в педагогике и в качестве основных таких условий назывались повышение мотивации обучающихся к развитию и образованию и индивидуализация образовательного процесса. Анализ исследований по проблеме педагогического сопровождения показывает, что на создание именно этих условий и направлено педагогическое сопровождение.
Педагогическая помощь в педагогическом сопровождении носит индивидуализированный характер. В исследованиях Е.А. Александрова педагогическое сопровождение однозначно рассматривается как форма индивидуального или индивидуализированного образования [1]. В имеющихся исследованиях в области дошкольной педагогики эта проблема решается через разработку индивидуализированных образовательных маршрутов, которые чаще всего, представляют собой образовательную программу, разрабатываемую на год и соотнесенную с некоторыми индивидуальными особенностями воспитанников. При этом предполагается, что диагностика результатов образования и особенностей развития воспитанников проводится также один раз в год. Между тем смысл понятия «сопровождение» предполагает постоянное осуществление всех видов деятельности, посредством которых это сопровождение обеспечивают. С нашей точки зрения — это осуществимо тогда, когда речь идет о педагогическом сопровождении самостоятельной деятельности детей дошкольного возраста.
В образовании, ориентированном на развитие личности, одним из показателей этого развития является самостоятельная деятельность обучаемых. В дошкольном образовании основные направления развития и образования детей соотнесены с основными видами деятельности. Так, познавательное развитие предполагает освоение средств и способов познавательной деятельности, социальнокоммуникативное коммуникативной и организационной, речевое - речевой деятельности и т.п. Связь педагогического сопровождения с разными видами деятельности детей дошкольного возраста подчеркнуто в исследованиях А.Р. Уразовой [17].
Результат развития самостоятельности детей в различных видах деятельности обнаруживается только через наблюдение за их самостоятельной деятельностью. В результате такого наблюдения обнаруживаются как фактические достижения ребенка, так и проблемы, возникающие из-за того, что что-то ребенок не умеет делать сам, хотя его общие возрастные возможности это позволяют.
Только в самостоятельной деятельности детей дошкольного возраста могут быть сформированы некоторые способности, без опоры на которые такая деятельность невозможна. Так И.А. Исаева считает, что «педагогическое сопровождение» позволяет сформировать у ребенка способности к саморегуляции,
адаптивности в реальных ситуациях жизнедеятельности [5]. Е.А. Рыбакова рассматривает главным результатом педагогического сопровождения детей дошкольного возраста в творческой деятельности «порождение у ребёнка нового образа себя и своих возможностей» [11, с.8]. А.Р. Уразова ориентирует
педагогическое сопровождение на «личностное становление ребёнка и самореализацию, развитие самостоятельности и уверенности в различных социальных ситуациях» [17]. Многие исследователи в дошкольной педагогике рассматривают педагогическое сопровождение как способ реализации целей социального развития ребенка, основным результатом которого является вхождение ребёнка в социум (Г.Н. Кузнецова, А.С. Степанова и др.) [14].
Самостоятельная деятельность детей выступает основным фактором их развития. Именно эту закономерность имеют в виду авторы исследований, в которых говорится о «саморазвитии» человека, так как без участия других людей, без освоения их опыта, никакого развития человека как личности, как субъекта деятельности не происходит. Это означает, что в процессе педагогического сопровождения самостоятельной деятельности детей педагог совершенствует эту деятельность.
Все вышесказанное позволяет утверждать, что наиболее эффективно функции педагогического сопровождения реализуются в педагогическом сопровождении самостоятельной деятельности детей дошкольного возраста. Педагогическое сопровождение также должно предполагать организацию педагогического взаимодействия, непосредственно обеспечивающего реализацию образовательных целей, в форме ситуативного обучения и воспитания. Цели и содержание этой формы образования, с одной стороны, должны быть соотнесены с проблемами, обнаруживаемыми в процессе самостоятельной деятельности детей, а, с другой, - с целями и задачами, определенными общей образовательной программой, перспективным и календарным планами организации педагогического процесса.
Педагогическое сопровождение - совокупность видов педагогической деятельности, обеспечивающей создание педагогических условий реализации целей развития личности, максимально согласованных с необходимостью освоения личностью определенных знаний, умений, навыков и ценностных ориентаций в связи с переживаемыми ею жизненными проблемами, а также с индивидуальными особенностями её развития и с её физическим и эмоциональным состоянием.


Педагогическое сопровождение самостоятельной деятельности детей дошкольного возраста складывается из следующих видов педагогической деятельности:
1. Педагогическая поддержка, выражающаяся в создании условий актуализации потенциальных возможностей ребенка, его интересов, желаний в самостоятельной деятельности.
2. Педагогическая диагностика и анализ, выражающиеся:
• в постоянном отслеживании результатов развития личности детей, результатов их образования (воспитания и обучения), их физического и эмоционального состояния с целью выявления проблем, связанных с недостаточным освоением детьми образовательной программы, с несовпадением их реальных возможностей, с теми, что могут быть у ребенка соответствующего возраста, с их физическим и психическим состоянием;
• в выявлении жизненных проблем, возникающих в самостоятельной деятельности ребенка дошкольного возраста в тех отношениях, которые он выстраивает сам.
3. Организация педагогической помощи, которая заключается в организации педагогического взаимодействия как формы ситуативного обучения и воспитания, задачи и содержание которых определяются необходимостью разрешения переживаемых ребенком жизненных проблем и содержанием основной образовательной программы.
4. Педагогическая поддержка, которая заключается в создании условий максимальной актуализации детьми приобретенных возможностей.
Все перечисленные виды деятельности должны подчиняться принципам заботы и защиты по отношению к ребенку.
Педагогическое сопровождение самостоятельной деятельности детей сегодня востребовано в дошкольном образовании, так как такая деятельность в большом объеме осуществляется детьми во время нахождения в дошкольной организации. Педагогическое сопровождение именно самостоятельной деятельности детей дошкольного возраста позволяет реализовать следующие закрепленные в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного
образования 2013 года принципы организации дошкольного образования:
• принцип поддержки инициативы детей в различных видах деятельности;
• принцип активности ребенка в выборе содержания своего образования;
• принцип содействия и сотрудничества детей и взрослых, который предполагает «признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений»;
• принцип «сохранения уникальности и самоценности детства».
Педагогическое сопровождение самостоятельной деятельности детей дошкольного возраста позволяет реализовать и такую, определённую ФГОС дошкольного образования задачу, как «создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром».
В то же время педагогическое сопровождение самостоятельной деятельности детей дошкольного возраста должно быть организовано согласно всем принципам и правилам педагогической науки. А это вызывает необходимость в проведении исследований в области дошкольной педагогики, в результате которых должен быть:
• разработан инструментарий для диагностики всех особенностей развития детей, результатов их образования, их возможностей и состояний, переживаемых ими проблем, проявляющихся в самостоятельной деятельности видов;
• найдено теоретическое и методическое решение проблемы определения цели и задач ситуативного обучения и воспитания на основе системно планируемого образования, закрепленными общей образовательной программой, перспективным и календарным планами организации педагогического процесса;
• найдено теоретическое и методическое решение проблемы соотнесения цели и задач ситуативного образования с особенностями развития и образования детей, с их состояниями и переживаемыми ими проблемами, проявляющимися в их самостоятельной деятельности;
• для каждого направления развития детей дошкольного возраста разработаны комплексы методов ситуативного образования;
• разработаны комплексы методов актуализации потенциальных возможностей детей в определенных видах деятельности.


Библиографический список
1. Александрова Е.А. Виды педагогической поддержки и сопровождения индивидуального образования // Институт системных исследований и координации социальных процессов
2. Бывшева М.В. Педагогическое сопровождение детей старшего дошкольного возраста в процессе социального познания. Автореф. Дисс. на соискание канд. пед. наук. - Екатеринбург. - 2009. - с. 11
3. Выготский JI.C. Педагогическая психология. - Москва: Изд-во Педагогика- Пресс. - 1999. - 536 с.
4. Выготский Л.С. Проблема культурного развития ребенка / Л.С. Выготский, Психология развития человека. - М.: Изд-во Смысл, изд- во Эксмо, 2005. — 1136 с
5. Исаева, И.А. Педагогическое сопровождение развития социального интеллекта ребёнка в период дошкольного детства: автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.01 - Ростов-н/Д., 2011. - 27 с.
6. Качалов, Д. В. Система формирования педагогической культуры у студентов вуза - будущих учителей: дис. докт. пед. наук / Д.В. Качалов. - Шуя, 2011. - 450с.
7. Морозова И.С., Особенности психолого-педагогического сопровождения развития детей дошкольного возраста.
8. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. 4-е изд., доп. — М.: ООО «А ТЕМП», 2006. — 944 с.
9. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии / Под ред . С.А. Смирнова. - М. 1998. - 512 с.
10. Репина Е.С. Психолого-педагогическое сопровождение детей старшего дошкольного возраста с ТНР в условиях социальной инклюзии // Педагогический опыт: теория, методика, практика: материалы X Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 22 янв. 2017 г.). В 2 т. Т. 2 / редкол.: О.Н. Широков [и др.] - Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2017. - № 1 (10). - С. 201-204.
11. Рыбакова, Е.А. Педагогическое сопровождение детей дошкольного возраста в творческой деятельности: автореф. дисс. канд. пед. наук: 13.00.02 / Рыбакова Елена Анатольевна. - Челябинск, 2015. - 26 с.
12. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. Т.1. - М.: Педагогика, 1989. - 488 с.
13. Слободчиков В.И. Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: развитие субъективной реальности в онтогенезе: Учебное пособие для вузов. - М.: Школьная Пресса, 2000. - 416 с.
14. Степанова А.С., Педагогическое сопровождение детей дошкольного возраста из неблагополучных семей, автореферат к.п.н., Челябинск-2017
15. Тарита Л. Г. Методическое сопровождение инновационных процессов в управлении районной образовательной системой: автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01. - СПб., 2000.- 21 с.
16. Ускова С. А. Сопровождение как базовая категория современной педагогики: теоретическое обоснование.
17. Уразова А. Р. Педагогическое сопровождение социально-личностного развития детей дошкольного возраста6 учебно-методическое пособие / А.Р. Уразова. - Челябинск: Изд-во «Искра_Профи». - 2016. - 92 с.
18. Худякова Н.Л. Философское основание педагогического взаимодействия на
ступени дошкольного образования / Дошкольное образование: инновации,
перспективы развития: коллективная монография [Текст] / Л.В. Коломийченко, Л.В. Трубайчук, Л.Н. Худякова [и др.]; под науч. ред. Л.В. Трубайчук. - Челябинск: Изд- во Челяб. гос. пед. ун-та, 2014. - с. 9-42.
19. Худякова Н.Л. Философия и развитие образования: учебное пособие. - Челябинск: Изд-во ИИ-УМЦ «Образование», 2009. - 230 с.