^Наверх
logo
foto1 foto2 foto3 foto4 foto5

Теоретико-методологические основания личностного развития детей старшего дошкольного возраста в процессе организованной коммуникативной деятельности

О.Г. Филиппова

Существующие преобразования в стране привели к изменению современных целей и ценностей образования. Информационно-коммуникационная эпоха сегодняшнего мира позволила определить необходимость стремления каждой языковой личности к коммуникативно-творческому становлению и личностному развитию. Начиная с дошкольного возраста, важно формировать у детей умения устанавливать позитивные взаимоотношения между людьми, адекватно воспринимать и оценивать происходящие взаимосвязи и события, а также познавать себя и другого в общении через собственные речевые действия и осознание своей роли и места в поликультурном окружающем пространстве.

Общение и самопознание как важнейшие аспекты личностного развития ребенка диалектически взаимосвязаны друг с другом и требуют пересмотра теоретико-методологической стратегии и практико-ориентированных тактик в структуре и содержании процесса дошкольного образования, учета интегративного единства областей речевого, познавательного и социально-коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования выделена область «Социально-коммуникативное развитие». Содержание области направлено на достижение целей и задач освоения первоначальных представлений социального характера, и включения детей в систему социальных отношений через усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности, развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками, формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества.
Национальная доктрина образования в Российской Федерации до 2025 года основными целями и задачами образования определяет: формирование культуры мира и межличностных отношений; формирование у детей активной жизненной позиции; воспитание патриотов России способных к социализации в условиях гражданского общества, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью, проявляющих уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов, что непосредственно относится к коммуникативно-личностному развитию.
В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России определены социальные и культурные потребности: в трудовой деятельности, социальной активности, в социальном признании, самовыражении, в сотрудничестве с другими людьми, в общении и многие другие.
В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» в статье 64 говорится о том, что дошкольное образование направлено на формирование у детей дошкольного возраста способности к планированию своих действий в соответствии с общей культурой и социальными ожиданиями выработки важных личностных качеств.
Социальный заказ общества и вышеперечисленные позиции нормативноправовых документов стали приоритетными в определении целевых ориентиров к результатам современного образования и выдвинули ведущие задачи для дошкольных образовательных организаций, что, несомненно, доказывает необходимость разработки методической системы педагогической деятельности по коммуникативно-личностному развитию детей, начиная со старшего дошкольного возраста.
Актуальность поставленной проблемы связана с необходимостью раннего приучения детей бесконфликтно взаимодействовать с представителями иных культур и ценностей в достижении общих целей, опираясь на знание этиконравственных постулатов в области языковой культуры. Кроме того, вырабатывать опыт принятия совместных решений при соучастии и вовлеченности в совместную познавательно-исследовательскую деятельность, приобретать опыт конструктивно - позитивного диалога со сверстниками и взрослыми, умения планомерности, аргументированности, логической завершенности речевых высказываний, проявлять творческую индивидуальность в общении, умение поливариантно применять речевой опыт согласно ориентировке и в соответствии с собеседником.
Современное дошкольное образование всё чаще обнаруживает нарастание конфликтогенности в детской среде на фоне отсутствия опыта, социального интеллекта и дискурсивных умений в различных ситуациях общения, толерантного отношения к сверстникам, которые определили необходимость выработки методических усилий, направленных на своевременное предупреждение возникновения конфликтных ситуаций в целях позитивной социализации и коммуникативно-личностного развития детей старшего дошкольного возраста.
Насущность проблемы исследования обусловлена также необходимостью внедрения в практику дошкольного образования научно-обоснованного процесса коммуникативно-личностного развития детей старшего дошкольного возраста. Несмотря на ряд исследований, посвящённых социально-коммуникативному развитию ребёнка дошкольного возраста (Т.В. Антонова, А.Г. Арушанова, Т.М. Бабунова, Л.С. Выготский, А.Б. Добрович, С.А. Козлова, Л.В. Коломийченко, Л.Л. Лашкова, Г. Оппорт, А.В. Петровский, Л.Г. Соловьева, Ф.А.Сохин, Е.В. Рылеева, Е.И. Тихеева, Л.В. Трубайчук, О.С. Ушакова, Е.А. Флерина, Т.Б. Филичева, С.Н. Цейтлин, Г.А. Цукерман и др.), а также личностному развитию детей (М.И. Лисина, Р.С. Немов, Т.А. Репина, Э. Фромм, Д.Б. Эльконин и др.), вопросы теоретического обоснования структуры и содержания коммуникативно-личностного развития детей старшего дошкольного возраста, согласно современному социальному заказу, остаются фактически неисследованными.
В дошкольном возрастном периоде закладываются основы развития личности, её социальная успешность. Однако, значительная часть современных родителей и педагогов предпочитают больше ориентироваться на познавательную сферу в связи с повышением требований ранней подготовки к обучению в школе, не уделяя при этом внимание коммуникативно-личностному развитию. В результате у детей появляются барьеры в общении, конфликты со сверстниками и взрослыми. Сложность и многогранность рассматриваемой проблемы обусловили интерес к ней специалистов из различных наук о человеке. Основные идеи послужили основанием для осмысления проблемы необходимости коммуникативно-личностного развития детей старшего дошкольного возраста.
Предпринятое исследование базируется на следующих идеях, положениях, теориях и подходах: исследование общих и частных проблем общения и межличностной коммуникации (Б.Г. Ананьев, Г.М. Андреева, AA. Бодалев, П.Я. Гальперин, А.Б. Добрович, А.В. Запорожец, И.А. Зимняя, BA. Кан-Калик, Я.Л. Коломинский и др.); креативно-деятельностного подхода (Л.П. Буев, Е.Ю. Волчегорская, М.В. Демин, В.Н. Сагатовский, В.С. Швырев, Э.Г. Юдин, Т.В. Кудрявцева, А.К. Маркова, Н.Н. Поддьякова, В.Г. Рындак, В.Д. Шадриков и др.); лингвокультурологического подхода (B.C. Библер, Е.М. Верещагин, В.В. Воробьев, И.А. Зимняя, О.Ю. Искандарова, В.Г. Костомаров, Е.Ю. Никитина, Л.Я. Петровская, В.М. Шаклеин и др.); личностно-ориентированного подхода (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, Е.А. Казаева, А.Н. Леонтьев, О.В. Морева, С.Л. Рубинштейн и др.); исследования проблемы социального развития ребенка дошкольного возраста (Т.В. Антонова, Т.М. Бабунова, Л.С. Выготский, С.А. Козлова, Л.В. Коломийченко, Г. Оппорт, А.В. Петровский, Е.В. Рылеева, Л.В. Трубайчук, Д.И. Фельдштейн и др.); исследования проблемы коммуникативного развития детей дошкольного возраста (А.М. Бородич, Э.П. Короткова, Н.И. Кузина, Л.Л. Лашкова, Е.Ю. Никитина, Н.А. Орланова, Л.А. Пеньевская, Л.И. Савва, Е.А. Смирнова, Н.Г. Смольникова, Ф.А. Сохин, О.Н. Сомкова, Е.И. Тихеева, О.С. Ушакова, К.Д. Ушинский, Е.А. Флерина,
Л.Г. Шадрина); теоретические положения, раскрывающие личностное развитие детей (М.И. Лисина, Р.С. Немов, Т.А. Репина, Э. Фромм, Д.Б. Эльконин и др.); педагогические основы проектирования образовательного пространства,
педагогических технологий (В.П.Беспалько, Л.И. Гурье, И.А. Колесникова, В.Л. Моложавенко, В.М. Монахов, З.И. Тюмасева и др.); методических основ речевого развития детей дошкольного возраста (А.Г. Арушанова, А.М. Бородич, А.А. Зрожевская, Н.С. Карпинская, Э.П. Короткова, М.М. Конина, М.И. Лисина, Г.М. Лямина, А.И. Максаков, Л.А. Пеньевская, Е.А. Смирнова, Н.Г. Смольникова, Ф.А. Сохин, О.В. Сомкова, О.И. Соловьева, Е.М. Струнина, Л.П. Федоренко, Л.Г. Шадрина, В.И. Яшина и др.).
Нормативно-правовую базу исследования составили: Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 28.06.2014) «Об образовании в Российской Федерации» (29 декабря 2012 г.); Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы (29 декабря 2014 г. № 2765-р); приказ МОиН РФ от 17.10.2013 г. № 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования";
Концепция дошкольного воспитания (1989 г.).
Изучение генезиса и современного состояния проблемы коммуникативноличностного развития детей старшего дошкольного возраста в теории и практике дошкольной педагогики и психологии целесообразно начать с рассмотрения сущности и конкретизации ключевых понятий исследования: коммуникативное развитие детей старшего дошкольного возраста и личностное развитие детей старшего дошкольного возраста. Сначала методологически грамотнее будет рассмотреть их в отдельности, а затем в интегративном единстве. Первым делом кратко остановимся на историко-педагогических аспектах, раскрывающих сущность проблемы коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста, поскольку тема нашего исследования тесно связана с процессами общения и коммуникации.
В отечественной психологии общение рассматривается как деятельность. Синонимом этого понятия является понятие «коммуникативная деятельность». Анализ общения как самостоятельной деятельности наиболее последовательно был осуществлен Б.Г. Ананьевым, А.В. Запорожцем, А.Н. Леонтьевым, М.И. Лисиной и другими. Общение обеспечивает освоение норм поведения, формирование ценностных ориентации, адекватной самооценки.
Предпосылками коммуникативного развития считается совокупность коммуникативных умений детей. Анализируя научную литературу, мы столкнулись со значительным количеством дефиниций «коммуникативные умения», что указывает на сложность и многоаспектность данного понятия. Сформированность данного вида умений предполагает повышение самоконтроля, управляемости действий в соответствии с лучшими образцами. Проанализировав взгляды ученых (В.А. Кан-Калик, Н.А. Кварталова, Н.М. Косова, Л.Р. Мунирова, С.Л. Рубинштейн, О.Н. Сомкова и др.) на понятие «коммуникативные умения», мы взяли за основу мнение В.А. Тищенко о том, что коммуникативные умения - умения общения, непосредственной и опосредованной межличностной коммуникации, умения правильно, грамотно, доходчиво объяснить свою мысль и адекватно воспринимать информацию от партнеров по общению, т.к., по нашему мнению, это понятие своей смысловой структурой соответствует выделенным учеными компонентам коммуникативных умений. Формирование коммуникативных умений приобретает большее значение в старшем дошкольном возрасте, т.к. у детей стремительными темпами развивается речь, общение с взрослыми и сверстниками становится неотъемлемой частью жизни ребенка, деятельность становится совместной, в отличие от предыдущих возрастных категорий, когда действия происходят «рядом».
Значимость сформированности коммуникативных умений становится более очевидной на предшкольном уровне (Г.Г. Кравцов, М.И. Лисина, В.А. Петровский, А.Г. Рузская, Е.Е. Шулешко и др.), когда отсутствие элементарных умений затрудняет общение ребенка со сверстниками и взрослыми, приводит к возрастанию тревожности, нарушает процесс обучения в целом. Именно коммуникативное развитие является приоритетным основанием обеспечения преемственности дошкольного и начального общего образования, необходимым условием успешности учебной деятельности, важнейшим направлением социального, а также личностного развития.
От понятия коммуникативного развития перейдем к рассмотрению в отдельности теоретических аспектов и особенностей личностного развития детей старшего дошкольного возраста.
Рассматривая сущность личностного развития детей старшего дошкольного возраста, поясним, что специфика педагогической деятельности заключается в реализации возможности ребёнка полноценно развиваться, ориентируясь на овладение и развитие личностных качеств (любознательность, активность, эмоциональная отзывчивость, инициативность, самостоятельность,
оптимистичность и открытость и др.) и на его самореализацию в социуме.
Развитие личности, в теории и практике дошкольного образования, считается одной из главных составляющих гармонии ребёнка, успешности и результативности его деятельности (Т.И. Бабаева, Т.М. Бабунова, Т.А. Березина, А.Г. Гогоберидзе, М.А. Иваненко, С.А. Козлова, Л.В. Коломийченко, М.В. Крулехт, В.И. Логинова, В.Г. Ничаева, О.В. Токарь и др.).
Личностное развитие ребёнка включает освоение необходимых ценностей общества, которые позволяют ему ориентироваться, действовать и приспосабливаться к меняющейся обстановке, формировать отношение к природе, людям, детскому саду, своей семье. А это, в свою очередь, регулирует оценочное поведение ребенка, формирует его культурные привычки, воспитывают правильные постулаты общения, способности к самостоятельной культурно-ориентированной деятельности; сотрудничеству и взаимодействию с окружающими людьми; успешной адаптации к изменяющимся социально-культурным условиям современной жизни.
На современном этапе в практике работы ДОО образовательные программы частично решают задачи личностного развития детей дошкольного возраста, которые в основном решаются «попутно» в составе социального развития. А именно: вхождение ребёнка в социум, формирование общей культуры, развитие взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, формирование ценностного отношения к окружающему миру и т.д. Многие из реализуемых программ пока только нацелены на процессы индивидуализации образования, предоставление условий для личностного развития ребёнка как субъекта человеческих взаимоотношений. Однако ни одна из представленных в дошкольном образовании программа не решает в старшем дошкольном возрасте задач детерминации личностной рефлективности детей; осознания необходимости выбора социальных мотивов собственного поведения; преодоления личностного субъективизма и компромиссное согласование собственных желаний, замыслов, чувств, действий, интересов с другими людьми; умения объяснять свой выбор коммуникативных действий, контролировать и оценивать речевой поступок; осмысливать нормативнооптимальные способы взаимодействия с другими людьми и выбирать бесконфликтные решения в процессе социальной активности. В предпринятом нами исследовании вышеперечисленные задачи, бесспорно, поднимаются на актуальный уровень и реализуются в авторской методике коммуникативно-личностного развития детей старшего дошкольного возраста, которую мы теоретически обоснуем и практически внедрим в дальнейшем.
Таким образом, опираясь на исследования С.В. Батуевой, Т.Г. Юсуповой, Л.В. Трубайчук и др. и мы будем рассматривать личностное развитие детей дошкольного возраста как целенаправленный процесс вхождения в мир взаимоотношений людей и его рефлекторно-оценочное отображение, получение личного опыта в способах познания, общения и деятельности, основанного на поликультурных традициях общества для удовлетворения потребности в положительных эмоциональных контактах с миром, собой, другими людьми.
Сравнительно-сопоставительный и обобщающий анализ понятий «коммуникативные умения», «коммуникативное развитие детей старшего дошкольного возраста» и «личностное развитие детей старшего дошкольного возраста» позволил нам интегративно определить понятийно-терминологическое сочетание «коммуникативно-личностное развитие детей старшего дошкольного возраста». Коммуникативно-личностное развитие детей старшего дошкольного возраста мы понимаем многогранно: как интеграцию опыта общения, полученного с помощью организованной практики неоднократных повторений целенаправленно созданных обучающих ситуаций; как интеграцию коммуникативных умений, заключающихся в способности воспринимать устную речь, понимать смысл высказывания, формулировать и аргументировать свой ответ, уметь договариваться и сотрудничать; как важную составляющую нравственно-этической компетенции, включающей знания в области культуры поведения, умение придерживаться эстетических норм поведения; как личностную рефлексию, проявляющуюся в умении оценивать свою внутреннюю позицию, речевые поступки и осознавать необходимость выбора социальных мотивов поведения, преодолевать личностный субъективизм и компромиссно согласовывать собственные желания, замыслы, чувства, действия, интересы с другими людьми.
В нашем исследовании мы понимаем «коммуникативно-личностное развитие» как целенаправленный организованный процесс совместной детско-взрослой деятельности, связанный с освоением ребенком основ коммуникативной культуры, обеспечивающий приобретение опыта бесконфликтного общения, динамику развития положительных качеств личности ребёнка, детерминацию оценочной рефлексивности, преодоление личностного субъективизма и компромиссное согласование с другими собственных желаний и интересов, повышающих эффективность социализации детей и облегчающих преемственный переход от дошкольного к начальному общему уровню образования.
В процессе исследования мы определили, что качественный результат коммуникативно-личностного развития детей старшего дошкольного возраста будет зависеть от специально созданных психолого-педагогических условий, включающих в основу проблемно-коммуникативную технологию и совокупность разработанных методов (диалоговый, проектный, задачный, игровой и др.); средств (лэпбук, разножанровые тексты детской литературы, социально-ориентированные, речетворческие, риторические задачи и пр.). Совокупность необходимых и достаточных психолого-педагогических условий повышает успешность методики при использовании образовательных ресурсов дошкольной среды: а) организации партнёрской деятельности детей старшего дошкольного возраста и родителей с помощью создания познавательных лэпбуков; б) активизации дискурсивных умений детей старшего дошкольного возраста на основе овладения художественным повествованием с элементами словесных рассуждений; в) содействии развитию социального интеллекта, обеспечивающего возрастную детерминацию личностной рефлективности детей старшего дошкольного возраста.
Одним из психолого-педагогических условий эффективности разрабатываемой нами методики коммуникативно-личностного развития детей старшего дошкольного возраста избрана организация партнёрской деятельности детей и родителей с помощью создания познавательных лэпбуков. Содержательно рассмотрим его особенности и специфику применения в дошкольной среде.
Современные требования, предъявляемые государством к качеству образования, подразумевают, что педагогу необходимо заниматься самообразованием, повышая свой уровень профессиональной компетентности и владения образовательными технологиями. В связи с необходимостью реализации ФГОС дошкольного образования педагоги осуществляют поиски новых подходов, методических идей, дидактических способов для того, чтобы соответствовать требованиям, предъявляемым к воспитанию и обучению детей старшего дошкольного возраста. Одним из таких педагогических находок, на наш взгляд, должна стать организация партнёрской деятельности детей и родителей с помощью создания познавательных лэпбуков.
Отправной точкой работы с детьми служит постулат, что ребенок, по своей натуре, является творцом и наиболее полезные умения, которые он должен приобрести связаны с умениями решать возникающие проблемы и самостоятельно добывать сведения из разных источников. Для этого необходимо быть гибким, творческим, находчивым, способным адекватно воспринимать критику, уметь планировать, исследовать, экспериментировать, создавая при этом высококачественные продукты своего труда. Согласно такому подходу, дети приобретают навыки решения проблем, потому что хотят этого сами, а не по причине сторонней необходимости.
Создание познавательных лэпбуков происходит при использовании метода проектов. В технологическом плане дети включаются в творческую деятельность. Субъектные отношения участников образовательных отношений в корне меняются. Воспитанник определяет цель деятельности, педагог помогает ему в этом; воспитанник открывает новые знания, педагог рекомендует ему источники этих знаний; воспитанник экспериментирует, педагог раскрывает возможные формы и методы эксперимента, помогает организовать познавательно-творческую деятельность; воспитанник выступает субъектом образовательной деятельности, педагог - партнером.
При таком построении образовательных отношений дети старшего дошкольного возраста погружаются в выбранную тему проекта и с помощью педагога погружаются в познавательно-исследовательскую работу по теме проекта. Ценным является то, что дети быстрее овладевают новыми приемами работы, легче проявляют индивидуальные способности (творческие, исследовательские, коммуникативно-личностные, интеллектуальные и др.).
Одним из важных условий реализации методики коммуникативноличностного развития детей старшего дошкольного возраста является организация
партнёрской деятельности детей и родителей с помощью создания познавательных лэпбуков. Ни для кого не секрет, что в дошкольном детстве именно родители в большинстве своем оказывают воспитательное влияние на ребенка. И, если они будут активно интересоваться и вмешиваться, сотрудничать с дошкольной образовательной организацией, то усилия педагогического коллектива будут ненапрасными, так как родители - неотъемлемое звено образовательного пространства.
Благодаря созданию познавательных лэпбуков родители и дети выходят за круг бытовых проблем, объединяют общие интересы, на основе которых между ними возникают дружеские связи. Вместе с родителями педагог обеспечивает детям поддержку: организационную (походы, экскурсии); техническую (фото, видео); информационную (поиск и сбор необходимой информации); мотивационную (создание интереса, стремление к познанию, уверенности в успехе), что является одной из главных педагогических задач в коммуникативно-личностном развитии детей старшего дошкольного возраста.
Педагог, применяя инновационные технологии обучения, нестандартный подход к делу по подготовке совместно с родителями тематических проектов, является одновременно консультантом и руководителем творческих групп. Все шире используются в дошкольной среде новые, активные формы, позволяющие вовлечь родителей в воспитательно-образовательную деятельность. В качестве формы партнерской деятельности мы предлагаем использование лэпбуков.
Лэпбук как средство обучения - это тематическая интерактивная папка в виде самодельной бумажной книжки-раскладушки с множеством разнообразных деталей, кармашками всевозможных форм, мини-книжками, книжками-гармошками, конвертами различного содержания, которые ребенок может доставать, рассматривать, изучать, перекладывать по своему выбору и желанию. Другими словами, можно сказать, что лэпбук - это собирательный образ плаката, планшета,
стенда, книги, раздаточного обучающего материала, представленный в незаурядной форме и содержании.
Преимущества использования лэпбуков заключаются в следующем: ребенок самостоятельно или при помощи родителей и педагогов собирает нужную тематическую информацию, структурирует большой объем собранных данных, разнообразит совместную деятельность с взрослыми, развивает коммуникативные умения и творческое мышление, усиливает способность запоминания того или иного познавательного материала, объединяет людей в увлекательное и полезное занятие, побуждая тем самым интерес к личностному и социальному саморазвитию.
Изготовление лэпбуков осуществляется при помощи взрослых в совместной деятельности, отдельные детали которых могут быть запланированы и подготовлены педагогами и родителями заранее. Лэпбук отвечает требованиям образовательного стандарта дошкольного образования, он достаточно информативен (в одной папке можно разместить избыточное количество тематического содержания); полифункционален (способствует развитию детского творчества, коммуникативных и личностных качеств, предусматривает индивидуальную и групповую работу); вариативен (существует несколько вариантов использования каждой его детали или отдельной части); доступен (для организации разновидовой деятельности: игровой, познавательной,
коммуникативной, трудовой, продуктивной, исследовательской).
Создавая папку-лэпбук, дети старшего дошкольного возраста становятся её авторами-создателями, художниками-оформителями, участниками корпоративной деятельности, интерактивного взаимодействия, поскольку этой папкой в дальнейшем можно активно и самостоятельно пользоваться: поиграть в игру, которая, возможно, в ней содержится, повторить те или иные правила, взять и выполнить какое-нибудь спрятанное в ней задание, раскрасить что-нибудь, отметить изменение в природе и т.д. Лэпбук - отличный способ провести исследовательскую работу, в процессе которой ребенок участвует в поиске, анализе, сортировке информации, следуя поэтапному ряду: целеполагание (выбор темы), разработка лэпбука (составление плана), выполнение (практическое применение), презентация и подведение итогов.
Значение лэпбука как психолого-педагогического условия эффективности методики коммуникативно-личностного развития детей старшего дошкольного возраста сложно переоценить. Во-первых, лэпбук помогает по выбору и желанию ребенка классифицировать информацию по изучаемой теме, и, как следствие, лучше понять и запомнить познавательный материал. Во-вторых, лэпбук в дальнейшем выступает инструментальной тематической папкой для игр, изучения, наблюдений, фиксирования, изучения информации и т.п. В-третьих, лэпбук способствует развитию творческого мышления, познавательного интереса, различных видов деятельности. В-четвертых, лэпбук, содержащий в себе множество карманов, окошек, книжек-раскладушек, по-разному раскрывающихся, будет способствовать развитию моторики мелких мышц рук, и подготавливать тем самым к обучению в школе. В-пятых, лэпбук поможет сформировать у детей старшего дошкольного возраста самостоятельность и ответственность при отборе информации и организации партнерской деятельности. В-шестых, создание лэпбуков помогает объединить родителей, педагогов и детей в ходе совместного изготовления и в процессе реализации созданного тематического проекта. В конечном итоге, создание лэпбуков будет способствовать коммуникативно-личностному развитию детей старшего дошкольного возраста, поскольку в процессе совместной деятельности участники проекта будут выражать свое мнение, учиться договариваться и принимать совместные решения по реализации задуманных идей, воплощенных в теме создаваемого лэпбука, оценивать мнения и результаты продуктивной деятельности других, преодолевать собственный субъективизм и тем самым «расти» над собой в личностном плане.
Работа с лэпбуком отвечает основным требованиям организации партнерской деятельности субъектов образовательных отношений:
добровольное приобщение детей к различным видам деятельности по созданию лэпбука (без психического или дисциплинарного принуждения);
включенность педагогов и родителей наравне с детьми старшего дошкольного возраста;
свободное общение и перемещение детей во время деятельности (в соответствии с организованным рабочим пространством);
открытое временное окончание деятельности (каждый ребенок работает в индивидуальном темпе и ритме в соответствии с предварительным распределением заданий и полномочий);
В результате внедрения данного психолого-педагогического условия в методику коммуникативно-личностного развития мы поняли, что лэпбук - это отличный способ получения, расширения и закрепления определенных тематических знаний детей старшего дошкольного возраста. В процессе такого творчества ребенок становится не только создателем своей собственной книги, но и дизайнером, художником-иллюстратором, сочинителем собственных историй, загадок, стихотворений. Такая увлекательная форма работы создает условия для развития личности, мотивации и коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста. Данная форма работы при детско-взрослом взаимодействии способствует формированию доверительных отношений при работе с семьей, выявлению различных типов одаренности детей, а самое главное способствует коммуникативно-личностному развитию детей старшего дошкольного возраста.
Таким образом, в процессе создания интерактивной папки дети учатся бесконфликтно взаимодействовать с представителями иных культур и ценностей в достижении общих целей, опираясь на знание этико-нравственных постулатов в области языковой культуры. Кроме того, дети старшего дошкольного возраста вырабатывают опыт принятия совместных решений при соучастии и вовлеченности в совместную познавательно-исследовательскую деятельность, опыт конструктивнопозитивного диалога со сверстниками и взрослыми, умения планомерности, аргументированности, логической завершенности речевых высказываний, проявляют творческую индивидуальность в общении, умения поливариантно применять речевой опыт согласно ориентировке и в соответствии с собеседником.
Организация партнёрской деятельности детей совместно с родителями и педагогами на основе создания познавательных лэпбуков способствует формированию умений объяснять выбор коммуникативных действий, контролировать и оценивать своё поведение; осмыслению нормативно-оптимальных способов взаимодействия с другими людьми и выбор бесконфликтных решений в процессе социальной активности; осознанию необходимости социальных мотивов поведения, преодолению личностного субъективизма и компромиссному согласованию собственных желаний, замыслов, чувств, действий, интересов с другими людьми.
Выпускнику дошкольной образовательной организации необходимо быть многогранной личностью, обладающей на креативно-рефлексивном уровне коммуникативными умениями, культурой толерантного поведения, способной гармонично вписываться в постоянно трансформирующееся общество. Получение востребованной личности выпускника - «повышение качества дошкольного образования в целях обеспечения равных стартовых возможностей для обучения детей в начальной школе» одна из задач, определенных в Национальной стратегии действий в интересах детей. Поэтому методически правильно организованная педагогами при помощи взрослых коммуникативная деятельность детей старшего дошкольного возраста создаст условия для межкультурного диалога, обогащения их витагенного опыта, формирования положительных личностных качеств для позитивной социальной адаптации.
На начальном этапе исследования нами был сформирован методологический каркас исследования. Инструментальным регулятивом коммуникативноличностного развития детей старшего дошкольного возраста выступило многоуровневое единство креативно-деятельностного, лингвокультурологического и личностно-ориентированного подходов, создающих предпосылки для развития языковой личности дошкольника, способной в дальнейшем: применять опыт конструктивно-позитивного общения со сверстниками и взрослыми на основе диалоговой кооперации; взаимодействовать с представителями иных культур и ценностей в достижении общих целей; поливариантно экстраполировать речевой опыт, согласно типу собеседника и тематической ориентировке, опираться на знания этико-нравственных постулатов в области языковой культуры и вырабатывать опыт принятия совместных решений; преодолевать личностный субъективизм и компромиссно согласовать собственные желания и интересы с другими людьми.
Креативно-деятельностный подход является составляющей общенаучного уровня теоретико-методической основы проблемы исследования (В.А. Беликов, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, Т.В. Кудрявцев, А.Н. Леонтьев, Н.Н. Поддьяков, С.Л. Рубинштейн, В.Г. Рындак, Н.Ф. Талызина и др.) Деятельностный подход в отличие от креативно-деятельностного предполагает использование детьми уже освоенных способов действий при выполнении различных видов деятельности, а креативно-деятельностный позволяет ребенку старшего дошкольного возраста самостоятельно применять известные ему способы действий в новых ситуациях, требующих проявления творческой инициативы, находчивости и смекалки. Креативно-деятельностный подход к решению проблемы коммуникативно-личностного развития заключается в активизации у детей старшего дошкольного возраста ранее приобретённых коммуникативных умений в новых ситуациях общения, в конструировании ими социально одобряемых форм общения, избегании конфликтных ситуаций и негативных эмоций, проявлении инициативы в общении со сверстниками. Проведя теоретическое изучение общенаучного уровня проблемы исследования, мы понимаем креативно-деятельностный подход как теоретико-методическую основу коммуникативно-личностного развития детей старшего дошкольного возраста, позволяющую дошкольникам рефлексивно оценивать результаты собственного коммуникативного взаимодействия с взрослыми и сверстниками с целью развития новых форм многостороннего сотрудничества за счёт осознания культурных смыслов и ценностей. Специфика применения креативно-деятельностного подхода при коммуникативно-личностном развитии детей старшего дошкольного возраста состоит в освоении воспитанниками культурно-направленных способов решения речетворческих, риторических и социально-ориентированных задач, способных продуктивно преобразовывать положительные личностные качества детей в коммуникативной деятельности.
Лингвокультурологический подход является составляющей конкретнонаучного уровня теоретико-методической основы проблемы исследования (B.C. Библер, Е.М. Верещагин, В.В. Воробьев, И.А. Зимняя, О.Ю. Искандарова, В.Г. Костомаров, Л.Я. Петровская, В.М. Шаклеин и др.) и обладает нереализованными возможностями для коммуникативно-личностного развития детей старшего дошкольного возраста, так как так как язык и культура считаются одними из главных дидактических единиц речи и коммуникации, начиная с дошкольного детства. Теоретико-поисковый анализ проблемы исследования, обобщение педагогического опыта, собственная профессиональная деятельность в дошкольной образовательной организации определили, что лингвокультурологический подход при коммуникативно-личностном развитии определяет ребенка старшего дошкольного возраста не просто как носителя языка, а как языковую личность, способную к освоению концептосферы языка, речевого этикета, культуры поведения, ценностно-смысловому осознанию национальной культуры, постижению языковой картины мира, приобретению языкового опыта, готовности к дискурсивной деятельности по воспроизведению чужих и созданию собственных речетворческих текстов. Специфика применения лингвокультурологического подхода при коммуникативно-личностном развитии детей старшего дошкольного возраста заключается в освоении детьми языка как средства коммуникации и получения информации; как способа межкультурного взаимодействия, ориентированного на формирование у детей навыков построения речевых высказываний, основанных на культурных ценностях общества, приобретение языкового опыта, готовности к дискурсивной деятельности по воспроизведению чужих и созданию собственных речетворческих текстов.
Личностно ориентированный подход определяется в исследовании проблемы коммуникативно-личностного развития детей старшего дошкольного возраста как подход методико-технологического уровня, позволяющий рассматривать личность ребенка-дошкольника как субъект детской деятельности, которая формируется в совместной деятельности и общении, а также задает характер взаимодействия. Основы личностно-ориентированного подхода были рассмотрены в психологии работами Е.В. Бондаревской, Л.С. Выготского, О.С. Газман, Э.Н. Гусинского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштйна, В.В. Сериковым, Ю.И. Турчаниновым, И.С. Якиманской и др. Личностно ориентированный подход понимается нами как технологическая тактика в дошкольной образовательной среде, основанная на принятии и познании детей старшего дошкольного возраста с целью из самосовершенствования и становления коммуникативно-развивающейся языковой личности. Специфика применения личностно ориентированного подхода связана с удовлетворением эмоциональных потребностей и интересов общения детей, направленных на формирование положительных качеств личности в разнообразных субъект-субъектных взаимоотношениях.
Таким образом, на начальном этапе исследования мы определили теоретикометодологическую основу к решению проблемы исследования, конкретизировали ведущие тематические понятия на основе изучения научной литературы, определили компоненты коммуникативных умений и осуществили ретроспективный анализ становления проблемы в дошкольной педагогике и психологии. Теоретические и эмпирические методы позволили нам
проанализировать генезис и современное состояние проблемы коммуникативноличностного развития детей старшего дошкольного возраста в историкопедагогическом ракурсе, выработать соответствующие научно-методические идеи, положенные в основу проектируемой методики коммуникативно-личностного развития детей старшего дошкольного возраста. При этом стало очевидно, что исследуемая нами проблема исследования как самостоятельная не ставилась в области современной теории и методики дошкольного образования, между тем, изучаемые ранее направления подобных исследований освещали вопросы этой проблематики лишь фрагментарно, что подтверждает актуальность и своевременность выбранной проблематики исследования.


Библиографический список
1. Авдеева, Н.Н. Развитие представлений о самом себе у ребенка от рождения до 7 лет./ Н.Н. Авдеева, Е.О. Смирнова // Воспитание, обучение и психическое развитие.- М.,1997.
2. Асмолов, А.Г. Неодеятельностная парадигма в мышлении XXI века: деятельность как существование /А.Г. Асмолов // Мир психологии, 2003, № 2(34), С. 155-158.
3. Бабаева, Т.И. Взаимоотношения старших дошкольников со сверстниками как объект педагогической диагностики /Т.И.Бабаева, РГПУ им А.И. Г ерцена, 2008.
4. Загвязинский, В.И., Идеал, гармония и реальность в системе гуманистического воспитания /В.И. Загвязинский, Ш.А. Амонашвили, А.Ф. Закирова // Педагогика. 2002. № 9.
5. Лисина, М.И. Формирование личности ребенка в общении / М.И.Лисина- СПб.: Питер,2009. -320 с.:ил. - (Серия «Мастерапсихологии»).
6. Мишанова, О.Г. Научно-методическое сопровождение проблемы педагогического управления коммуникативным образованием младших школьников: монография. - М.: Издательство «Спутник +», 2012. - 146 с.
7. Мишанова, О.Г. Основы педагогического управления общением обучающихся: учебное пособие. - Челябинск: Образование, 2011. - 163 с.
8. Мишанова, О.Г. Методика коммуникативной подготовки как инновационная стратегия начального языкового образования / О.Г. Мишанова // Инновационные тренды в современной образовательной деятельности: коллективная монография. - М.: ВЛАДОС, 2013. - С. 275-304.
9. Смирнова, Е.О. Межличностные отношения дошкольников / Е.О. Смирнова.- М., 2003.
10. Фельдштейн, Д.И. Психология взросления: структурно-содержательные характеристики процесса развития личности: Избранные труды / Д.И. Фельдштейн., МПСИ, Флинта, 2000.- 672 с.