^Наверх
logo
foto1 foto2 foto3 foto4 foto5

Психолого-педагогические аспекты агрессивного поведения детей дошкольного возраста

М.Ю. Буслаева

Вопросы агрессии и агрессивного поведения являются актуальными в научной литературе и рассматриваются с точки зрения философии, педагогики и психологии. До начала Х1Х века агрессивным считалось любое активное поведение, как доброжелательное, так и враждебное. Позднее, значение этого слова изменилось, стало более узким. Но, тем не менее, в современной психологии существует проблема определения агрессии и агрессивности, т.к. эти термины подразумевает большое разнообразие действий.

В современной литературе дается немало определений понятия «агрессивность», тем не менее, практически все авторы приходят к выводу, что агрессия - это склонность к причинению другим морального и физического ущерба [1, с. 57].
Агрессия (от латинского «agressio» - нападение, приступ) - это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевлённым неодушевлённым), приносящее физический ущерб людям (отрицательные переживания, состояние напряжённости, страха, подавленности и т. д.) [9, с. 74].
В зарубежной психологии агрессию, в какой бы форме она не проявлялась, рассматривают как поведение, направленное на причинение вреда или ущерба другому живому существу, имеющему все основания избегать подобного с собой обращения (А. Бандура, Л. Берковиц, Р. Д. Коннор, Р. Миллер, З. Фрейд и др.) [5, с. 82].
К настоящему времени различными авторами предложено много определений агрессии. Во-первых, под агрессией понимается сильная активность, стремление к самоутверждению, внутренняя сила, дающая возможность человеку противостоять внешним силам (Ф. Аллан). Во-вторых, под агрессией понимаются акты и реакции враждебности, атаки, разрушения, проявления силы в попытке нанести вред или ущерб другому человеку, объекту или обществу (Х. Дельгадо) [5, с. 24].
По А. Бассу, агрессия - это любое поведение, содержащее угрозу или наносящее ущерб другим. Другое определение, предложенное несколькими исследователями Л. Берковицем и Фешбахом, содержит следующее положение: чтобы те или иные действия были приняты как агрессия, они должны включать в себя намерения обиды или оскорбления, а не просто приводить к таким последствиям. Н. Зильманн же ограничивает употребление термина агрессия попыткой нанесения другим телесных или физических повреждений [12, с. 74].
Г отовность субъекта к агрессивному поведению рассматривается как относительно устойчивая черта личности - агрессивность. Уровни агрессивности определяются как научением в процессе социализации, так и ориентацией на культурно-социальные нормы, важнейшими из которых выступают нормы социальной ответственности.
Агрессивность в зарубежных исследованиях рассматривается как эмоциональное кратковременное состояние и черта характера человека. Л. Берковиц определяет агрессивность как относительно устойчивую готовность реагировать агрессивно во многих разнообразных обстоятельствах. С его точки зрения целесообразнее рассматривать агрессивность как предрасположенность к агрессивному поведению [8, с. 221].
Российские исследователи рассматривают агрессию как результат определенного поведения, имеющего отрицательные правовые, нравственные, эмоциональные аспекты, агрессивность понимается как свойство человека, а состояние агрессии определяет эмоциональную сторону агрессии (П.В. Агапов, Г.Э
Бреслав, А.А. Ласкин, Б.Г. Мещеряков, А.А. Реан, А.А. Романов, И.А. Фурманов и
др.).
По определению Э. Фромма, агрессивность - это свойство личности, которое отражает склонность к агрессивному реагированию при возникновении фрустрирующей и конфликтной ситуации. Агрессивное действие - это проявление агрессивности, как ситуативной реакции. Если же агрессивные действия периодично повторяются, то в этом случае следует говорить об агрессивном поведении. Агрессия же - это поведение человека в конфликтных и фрустрирующих ситуациях [1, с. 59].
И.А. Фурманов, давая определение данным терминам, обращает внимание на то, что «агрессия - это намеренные действия, направленные на причинение ущерба другому человеку, группе людей или животному» [11, с. 142].
Агрессивное поведение - это такое поведение, при котором имеют место «губительные» для жертвы последствия. Агрессивность - это свойство личности, «выражающееся в готовности к агрессии». Таким образом, можно сделать вывод: если агрессия - это действие, то агрессивность - готовность к совершению таких действий [3, с. 57].
Г. Паренс рассматривает агрессивность как форму социального поведения, так как человеческое агрессивное поведение осуществляется в контексте социального взаимодействия. В определении поведения в качестве агрессивного решающее место должно принадлежать понятию нормы, отсюда и название данной ориентации. Нормы формируют своеобразный механизм контроля за обозначением тех или иных действий. Когда эти нормы соблюдены, воспринимаемое поведение не будет рассматриваться в качестве агрессивного, независимо от степени губительности последствий такого поведения [8, с. 85].
Следовательно, поведение называется агрессивным при наличии двух обязательных условий: 1) когда имеют место губительные для жертвы последствия; 2) когда нарушены нормы поведения.
Под агрессивностью можно понимать свойство личности, характеризующееся наличием деструктивных тенденций, в основном в области субъектно-субъектных отношений. Деструктивный компонент человеческой активности является необходимым в созидательной деятельности, а потребности индивидуального развития с неизбежностью формируют в людях способность к устранению и разрушению препятствий, преодолению того, что противодействует этому процессу [8, с. 14].
Агрессия как психическая реальность имеет конкретные характеристики: направленность, формы проявления, интенсивность. Целью агрессии может быть, как собственно причинение страдания (вреда) жертве (враждебная агрессия), так и использование агрессии как способа достижения иной цели (инструментальная агрессия) [5, с. 241].
В современной литературе предлагаются самые разнообразные классификации агрессии и агрессивного поведения. Одна из наиболее распространенных классификаций предложена такими авторами, как А. Басс и А. Дарки. Они выделили пять видов агрессии:
- физическая агрессия;
- раздражение (вспыльчивость, грубость);
- вербальная агрессия (угрозы, крики);
- косвенная агрессия (сплетни, злобные шутки);
- негативизм (оппозиционная манера поведения) [12, с. 121].
Э. Фромм считает, что существует два вида агрессии: «доброкачественная» и «злокачественная». «Злокачественная» агрессия представляет собой жестокость и деструктивность и бывает спонтанной и связанной со структурой личности [1, с. 59]. «Доброкачественная» появляется в момент опасности и носит оборонительный характер. Как только опасность исчезает, затухает и данная форма агрессии. Именно такая форма агрессивного поведения характерна для детей дошкольного возраста.
Дошкольное детство - большой отрезок жизни ребенка, охватывающий период от трех до шести-семи лет. Дети пяти, шести-семи лет относятся к старшему дошкольному возрасту. Проявления некоторых особенностей поведения уже в этом возрасте может послужить сигналом будущего неблагополучия в развитии ребенка. Если вовремя обратить на них внимание, проанализировать причины их появления и принять меры, то многих сложностей можно избежать. В силу возрастных особенностей та или иная сторона личности дошкольника может качественным образом повлиять на его поведение, взаимоотношения с окружающими.
Приступая к анализу основных психологических новообразований старшего дошкольника, следует отметить, что за единицу анализа, принимаемую многими отечественными исследователями (Л.С. Выготский, Л.Ф. Обухова, В.И. Слободчиков, Б.Д. Эльконин и др.), мы берем такую категорию, как психологический возраст. Возраст психологический - определенная, качественно своеобразная ступень развития онтогенетического, обусловливаемая закономерностями формирования организма, условиями жизни, обучения и воспитания и имеющая конкретно-историческое происхождение [7, с. 57].
Дошкольный возраст - это период овладения социальным пространством человеческих отношений через общение с близкими взрослыми, а также через игровые и реальные отношения со сверстниками. Этот возраст приносит ребенку новые принципиальные достижения. У ребёнка в возрасте 5-7 лет идет очень интенсивное развитие центральной и периферической нервной системы, сердечнососудистой системы, дыхательного аппарата, опорно-мышечного аппарата, эндокринной системы. С одной стороны, дети делаются сильнее, выносливее, с другой стороны, возникает переутомление и эмоциональное перенапряжение. Противоречивость развития шестилетнего ребенка можно сравнить с серьезностью противоречий подросткового возраста.
Социальная ситуация развития в дошкольном возрасте характеризуется тем, что ребенок впервые выходит за рамки своего семейного мира и устанавливает отношения с миром взрослых и сверстников. Идеальной формой в дошкольном возрасте является образ взрослости. Взрослый выступает в обобщенной форме и является тем посредником, который помогает ребенку войти в мир общественных отношений. Отчуждение взрослого может стать причиной возникновения у ребенка таких отрицательных качеств, как замкнутость, агрессия, ложь, лесть, угодничество и покорность [7, с. 128].
Дети в возрасте 6-7 лет проходят кризис, который чаще всего характеризуется отрицательными, негативными, агрессивными проявлениями в поведении. Трудности во взаимоотношении со сверстниками, неудовлетворенность потребности в признании, могут стать причинами агрессивного поведения в этот период.
Дети, которые отвергнуты сверстниками, чаще обнаруживают психические и поведенческие расстройства. Благоприятные взаимоотношения со сверстниками рождают у ребенка чувство общности с ними, привязанности к группе (Я.Л. Коломинский). Если же этого не происходит, возникшее состояние напряженности, приводит либо к возникновению чувства неполноценности, либо к агрессивности. Как отмечают отечественные исследователи (B.C. Мухина, Л.С. Славина и др.), именно неудовлетворенность в признании среди сверстников может стать одной из причин проявления агрессивности в дошкольном возрасте [3, с. 60].
О. Хухлаева, беря за основу стиль поведения в конфликте, выделяет следующие виды агрессивности:
а) защитная. Возникает тогда, когда при наличии у ребенка активной позиции закрепляется страх перед окружающим миром; основная функция агрессии в этом случае - защита от внешнего мира, который представляется ребенку небезопасным;
б) деструктивная. Если у ребенка в раннем возрасте отсутствует автономность, способность к самостоятельным выборам, суждениям, оценкам, то в активном варианте у него появляется деструктивная агрессивность. Истоки деструктивной агрессивности ребенка дошкольного возраста находятся в семейном воспитании.
Как уже говорилось, родители такого ребенка склонны к гиперопеке и излишнему контролю. Родители делают это от огромной любви к ребенку, поглощенности им, преувеличения его слабости и беззащитности. У таких детей, как правило, амбивалентное отношение к родителям. Внешне они проявляют привязанность и зависимость от них. Однако при выполнении диагностических методик и на коррекционных занятиях показывают сильное чувство гнева по отношению к родителям, вызванное ограничениями своей свободы. У них формируется стереотип сдерживания истинных чувств в присутствии значимых лиц и выплескивания их в других ситуациях. Агрессию они проявляют в отношении людей, которых считают малозначимыми, например, более слабых сверстников или взрослых, чье мнение ля них не авторитетно.
Невозможность открытого проявления гнева заставляет искать доступные косвенные формы. Например, некоторые дети любят разбрасывать свои вещи, теряют ручки, варежки и т.д., или при любой возможности долго хохочут, или принимают на себя роль группового шута.
Сложность позиции воспитателя состоит в том, что он не может жестко требовать выполнения от ребенка определенных правил, иначе сам окажется в положении деспотичных родителей. Лучше объяснить ребенку недопустимость агрессии, безудержного смеха и т. п. и ни в коем случае не жаловаться родителям, чтобы не спровоцировать усиления деструктивной агрессивности.
На занятиях ребенку важно предоставить возможность самоопределения, т. е. почаще разрешать делать то, что он хорошо умеет и что доставляет ему удовольствие, подчеркивая при этом свободный выбор самого ребенка;
в) демонстративная. Возникает не как защита от внешнего мира и не причинение вреда кому-либо, а как желание ребенка обратить на себя внимание. Демонстративная агрессивность как нарушенное поведение - это способ привлечь к себе внимание, хотя бы негативное. Формируется потому, что ребенок переносит на педагога стереотип отношений с родителями. Здесь важно довести до сознания ребенка, что воспитатель видит и понимает его, но в отличие от матери должен думать обо всех детях, однако ребенок ей не менее симпатичен даже тогда, когда она не стоит около него. Стратегия поведения в данном случае - не реагировать открыто на негативное поведение ребенка, поскольку это означает закреплять выбранный им способ получения внимания и активно поощрять нормативное поведение. Это бывает сложно, если в группе несколько детей с таким нарушением. Здесь может помочь только создание игровой соревновательной ситуации, направленной на соблюдение определенных правил. Только переориентация ребенка на позитивное внимание приведет к кардинальному изменению его поведения. Важно учить ребенка оценивать причины и возможные последствия своих поступков. В результате он должен понять, что позитивное внимание гораздо приятнее.
Формирование лидерской позиции ребенка дошкольного возраста как условие реализации желания быть в центре внимания позитивными способами, также может помочь в решении проблемы агрессивного поведения ребенка. Многие ребята склонны к проявлению регрессивного поведения: кривляются, сюсюкают,
используют интонации маленьких детей. Это чаще свойственно тем, у кого есть младшие братья или сестры, к которым они испытывают ревность. Хорошо, если в группе будет подчеркиваться взрослость такого ребенка, его выдержанность и внутренняя сила. Часто такие дети не доверяют взрослым и не проявляют своих истинных чувств. Однако доверительная атмосфера в классе способствует некоторому снижению их агрессивности. Поскольку детям нередко недостает умения ставить себя на место другого человека, на занятиях можно специально обучать их пониманию эмоционального состояния литературных героев, причин и последствий их поведения [13, с. 94].
По направленности О. Хухлаева выделяет:
- гетероагрессию: направленность на окружающих (убийства, изнасилования, нанесение побоев, угрозы, оскорбления, ненормативная лексика);
- аутоагрессию: направленность на себя (самоуничижение вплоть до
самоубийства, саморазрушающее поведение, психосоматические заболевания) [13, с. 52].
И.А. Фурманов делит агрессивное поведение детей на две формы:
1) Социализированная. Дети обычно не имеют психических нарушений, у них низкий моральный и волевой уровень регуляции поведения, нравственная нестабильность, игнорирование социальных норм, слабый самоконтроль. Они обычно используют агрессию для привлечения внимания, чрезвычайно ярко выражают свои агрессивные эмоции (кричат, громко ругаются, разбрасывают вещи). Такое поведение направлено на получение эмоционального отклика от других или отражает стремление к контактам со сверстниками. Добившись внимания партнеров, они успокаиваются и прекращают свои вызывающие действия.
2) Несоциализированная. Дети обычно страдают какими-нибудь психическими расстройствами (эпилепсия, шизофрения, органическое поражение головного мозга) с негативными эмоциональными состояниями (тревога, страх, дисфория). Отрицательные эмоции и сопровождающая их враждебность могут возникать спонтанно, а могут быть реакцией на психотравмирующую или стрессовую ситуацию. Личностными чертами таких детей являются высокая тревожность, эмоциональное напряжение, склонность к возбуждению и импульсивному поведению. Внешне это проявляется чаще всего прямой вербальной и физической агрессией. Эти ребята не пытаются искать сотрудничества со сверстниками, часто сами не могут внятно объяснить причины своих поступков. Обычно агрессивными действиями они либо просто разряжают накопившееся эмоциональное напряжение, либо получают удовольствие от причинения неприятностей другим [11, с. 86].
Необходимо отметить, что в жизни чаще всего встречается сочетание некоторых или даже всех видов агрессии. Кроме того, разнообразие проявлений агрессии у детей и взрослых можно группировать на виды как негативные свойства личности, проявляющиеся в отношениях с другими, в расстройствах поведения и эмоций, таких как деструктивность, жестокость, притеснение, конфликтность, враждебность, вспыльчивость и гневливость, мстительность и другие.
А.А. Романов выделяет такие типы агрессивности у детей:
а) гиперактивно-агрессивный ребенок. Двигательно-расторможенным детям труднее быть дисциплинированными и послушными;
б) агрессивно-обидчивый и истощаемый ребенок. Повышенная чувствительность, раздражительность, ранимость могут провоцировать агрессивное поведение;
в) агрессивный ребенок с оппозиционно-вызывающим поведением. Ребенок часто грубит, но не всем, а только родителям, знакомым ему людям. Причина этого во взаимоотношениях с этими людьми;
г) агрессивно-боязливый ребенок. Враждебность, агрессивность могут быть средством защиты ребенка от мнимой угрозы, нападения;
д) агрессивно-бесчувственный ребенок. Способность к эмоциональному отклику, сопереживанию, сочувствию к другим у этих детей нарушена [10, с. 16].
Не все авторы говорят о негативных последствиях агрессивного поведения, например, В. Клайн считает, что в агрессивности есть определенные здоровые черты, которые просто необходимы для активной жизни. Это настойчивость, инициатива, упорство в достижении цели, преодоление препятствий. Эти качества присущи лидерам. Э. Фромм отмечает: «Механизм оборонительной агрессии «вмонтирован» в мозг человека и призван сохранять их жизненно важные интересы от угроз... Необходимо строго различать агрессию биологическую, адаптивную, способствующую поддержанию жизни, доброкачественную, от злокачественной агрессии, не связанной с сохранением жизни» [1, с. 58].
В современных психологических исследованиях выделяются социальные, биологические, внешние и индивидуальные детерминанты агрессии.
Влияние биологического фактора изучалось в большом количестве работ, и он связан с установлением биохимических, гормональных механизмов, влияющих на формирование агрессивного поведения. Американские ученые С. Медник и К. Мойер исследовали возможность передачи агрессии по наследству и пришли к выводу, что мальчики, имеющие осужденных биологических отцов, скорее всего сами будут осуждены за нарушение закона. Возникновению агрессивных качеств также способствуют некоторые соматические заболевания или заболевания головного мозга. Если оценивать влияние другого - полового (гендерного) фактора - то мальчики демонстрируют более высокие уровни прямой и физической агрессии, а девочки — косвенной и вербальной [12, с. 79].
Такие ученые как А.А. Люблинская, С.Ю. Чижова большое внимание уделяли социальному фактору, особенно сосредотачивая свое внимание на роли семьи. Семья в настоящее время признается основным социальным источником формирования агрессивности. Именно в лоне семьи ребенок проходит первичную социализацию, учится взаимодействовать с другими людьми, обучается поведению и формам отношений, которые сохраняются у него и в зрелые годы [7, 12].
Многие специалисты считают одной из основных причин агрессивности такие недостатки семейного воспитания, как [4, с. 51]:
1. Гиперопека или гипоопека. Недостаточный контроль и присмотр за детьми часто приводит к развитию стойких агрессивных форм поведения. Явление гиперопеки часто сопровождается рассогласованием предъявляемых к ребенку требований со стороны родителей, и это еще один дополнительный фактор развития детской агрессивности. К. Левин, Е.Е. Маккоби, Р.С. Сирс выявили два главных фактора, определяющих возможное развитие агрессивности в поведении ребенка: снисходительность и строгость наказания родителями. Наименее агрессивны те дети, родители которых не были склонны ни к снисходительности, ни к наказанию.
2. Физическое, психологическое или сексуальное насилие по отношению к ребенку или по отношению к одному из членов семьи, свидетелем которого стал ребенок. Дети, у которых в семье сильный разлад, чьи родители отчуждены и холодны, сравнительно более склонны к агрессивному поведению. В данном случае агрессивное поведение ребенка может рассматриваться как механизм психологической защиты или являться следствием научения.
3. Негативное влияние сибсов (отвержение, соперничество, ревность и жестокость с их стороны). Паттерсон обнаружил, что братья и сестры агрессивных детей более склонны отвечать на нападение контратакой, чем братья и сестры неагрессивных.
4. Материнская депривация, так же может быть рассмотрена как фактор становления агрессивного поведения. Фрустрирование потребностей в родительской ласке, любви, заботе, приводит к развитию чувства враждебности, агрессивности, которая носит защитный, протестный характер.
5. Наличие специфических семейных традиций (искаженных моделях воспитания, специфическом поведении родителей, и культивировании этих качеств как единственно верных) - социальная изоляция ребенка, которая в свою очередь приводит к деформации картины мира, искажению индивидуально-личностных черт, агрессии, как реакции протеста.
6. Неполные семьи.
В дошкольном возрасте на появление агрессии самое большое влияние оказывает семейное воспитание ребенка, взаимоотношения между родителями, стиль отношений родителей и детей. На поведение детей, вне всякого сомнения, влияют те модели поведения, которые представляют им родители [4, с.243].
1. Родители систематически проявляют физическую или вербальную агрессию по отношению к ребенку. Вероятность проявления у ребенка защитной агрессивности или подражания модели поведения родителей. Ребенок часто конфликтует, дерется, на занятиях и уроках выкрикивает, применяет агрессивную модель поведения в жизни.
2. Родители применяют слишком суровые, несоотносимые с проступком наказания. Уровень агрессивности у ребенка повышается, возрастает готовность к агрессивным действиям. Вероятность реактивной (ответной) агрессивности в более старшем возрасте, проявления защитной агрессивности.
3. Родители не обращают внимания на агрессивное поведение, вспыльчивость ребенка, не контролируют его поведение. Вседозволенность. Проявление агрессивности в дальнейшем как типичной поведенческой черты.
4. Родители не дают возможности ребенку проявить способность к самостоятельному выбору, не позволяют ребенку заявить о себе, запрещают любые формы проявления детского гнева. Ребенок избегает открытого проявления гнева, систематически подавляет свои эмоции. Деструктивная агрессивность. Насмешки над окружающими, побуждение к агрессивным действиям других, воровство, внезапные вспышки гнева.
5. Родители проявляют агрессию по отношению к окружающим в присутствии ребенка (например, отрицательно высказываются по поводу соседей по коммунальной квартире или по поводу педагогического стиля в детском саду и т.д.). У ребенка закрепляется уверенность, что окружающие люди являются виновниками всех их бед. Вероятно, что дошкольник возьмет эту модель за основу своего дальнейшего поведения.
6. Конфликты между родителями, развод. Демонстративная агрессивность (привлечение внимания к своей персоне); формирование агрессивной модели «выяснения отношений» [4, с. 116].
Наибольшую озабоченность у специалистов вызывают модели агрессии, демонстрируемые по телевидению. Первые исследования, посвященные влиянию телевизионных образов насилия на человеческое поведение, были проведены А. Бандурой. Исследования Джой, Забрака и Ф. Уильямса доказывают, что ребенок, проводящий у телевизора всего два часа, видит в день в среднем свыше 17 актов агрессии [2, с. 18].
Модель Роуэлла Хьюстона доказывает, что чрезмерное увлечение телепередачами с показом насилия и жестокостью развивает агрессивные фантазии у детей, способствует копированию агрессивных реакций в их собственном поведении. Подкрепление агрессивных действий формирует агрессивные привычки и тормозит развитие социальных умений [2, с. 35].
А.А. Ласкин выделяет следующие источники усвоения агрессивного поведения и формирования агрессивности [6, с. 120]: взаимоотношения в семье; взаимоотношения со сверстниками; символические примеры, предлагаемые масс- медиа.
Г.Э. Бреслав выделяет такие причины проявлений детской агрессивности: стремление привлечь к себе внимание сверстников; стремление получить желанный результат; стремление быть главным; защита и месть; желание ущемить достоинство другого с целью подчеркнуть свое превосходство [2, с. 24].
Характер агрессивного поведения во многом определяется возрастными особенностями человека. Адаптация к возрастным требованиям нередко сопровождается различными проявлениями агрессивного поведения. Поведение ребенка дошкольного возраста дома существенно зависит от эмоционального климата в семье, а детская группа становится зеркальным отражением внутреннего состояния воспитателя. Если те или другие проявляют, даже просто испытывают агрессию, дети с большой вероятностью будут ее воспроизводить.
Выделяются две наиболее частые причины агрессии у детей:
а) боязнь быть травмированным, обиженным, подвергнуться нападению, получить повреждения;
б) пережитая обида, или душевная травма, или само нападение. Очень часто страх порождается нарушенными социальными отношениями ребенка и окружающих его взрослых [2, с. 28].
Другой особенностью, влияющей на формирование агрессивности дошкольников, является повышенная чувствительность к фрустрации, а у них, как правило, еще не выработаны социально приемлемые способы преодоления фрустрации. Причинами возникновения агрессии в дошкольном возрасте могут быть и чувство голода, повышенная утомляемость, эмоциональная нестабильность.
Агрессивность может выступать и формой протеста против ограничения каких-нибудь естественных желаний и потребностей ребенка, например, потребности в движении, в активной деятельности. Педагоги, которые не хотят учитывать естественную потребность ребенка в движении, не знают, что дети- дошкольники не могут длительно заниматься одним делом, что активность в них заложена физиологически.
Таким образом, агрессивное поведение рассматривается как поведение, имеющее отрицательные правовые, нравственные, эмоциональные аспекты. Агрессивность - это свойство личности, которое отражает склонность к агрессивному поведению при возникновении фрустрирующей и конфликтной ситуации.
Среди психологических особенностей, провоцирующих агрессивное поведение детей, обычно выделяют следующие: недостаточное развитие
коммуникативных навыков; сниженную самооценку; нарушения в отношениях со сверстниками и др. В отечественной психологии в качестве одной из причин агрессии ребёнка дошкольного возраста рассматривается педагогическая запущенность, неправильный стиль воспитания в семье. Изучение факторов и причин чрезвычайно важно для понимания природы детской агрессивности и для своевременной психолого-педагогической коррекции агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста.


Библиографический список
1. Агапов, П.В. Эрих Фромм о человеческой агрессивности и деструктивности: опыт философско-антропологического анализа // Вестник
Московского государственного университета культуры и искусств. - 2012. - № 6. - С. 56-61.
2. Бреслав, Г.Э. Психологическая коррекция детской и подростковой агрессивности. - СПб.: Речь, 2008. - 97 с.
3. Валлон, А. Психическое развитие ребенка / А. Валлон. - М.: Знание, 2007. -
235 с.
4. Варга, А.Я. Структура и типы родительских отношений / А.Я. Варга. - М.: ВЛАДОС, 2007. - 358 с.
5. Коннор, Д. Агрессия и антисоциальное поведение у детей и подростков. - СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2005. - 288 с.
6. Ласкин, А.А. Причины детской агрессии и особенности семейного воспитания // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. - 2014. - № 6. - С. 119-124.
7. Люблинская, А.А. Детская психология / А.А. Люблинская. - М.: Просвещение, 2001. - 145 с.
8. Паренс, Г. Агрессия наших детей / Г. Паренс. - М.: Наука, 2005. - 254 с.
9. Пашина, Л.А. Психоаналитическая интерпретация феномена социальной агрессивности // Вестник Челябинского государственного университета. - 2014. - № 25. - С. 72-77.
10. Романов, А.А. Игротерапия: как преодолеть агрессивность у детей. Диагностические и коррекц. методики / А.А. Романов. - М.: Школьная Пресса, 2007. - 48 с.
11. Фурманов, И.А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция. - М.: Наука, 2006. - 256 с.
12. Чижова, С.Ю. Детская агрессивность / С.Ю. Чижова, О.В. Калинина. - Ярославль: Академия развития, 2012. - 160 с.
13. Хухлаева, О.В. Коррекция нарушений психологического здоровья дошкольников и младших школьников. - Академия, 2003. - 184 с.