^Наверх
logo
foto1 foto2 foto3 foto4 foto5

Личность воспитателя: история развития, важные качества, выполняемые функции

1.1. Становление отечественной науки дошкольного воспитания

Появление педагогики как науки и как профессии располагает объективным началом своего возникновения. Для каждого подрастающего поколения важно применять те знания, умения, навыки, которые уже имели место в предшествующей жизни и были испытаны на практике, те явления культуры, быта, оставшиеся от прежних деятелей.
Наука относит возникновение педагогической профессии к временам Древней Греции, когда в материально обеспеченных семьях раб осуществлял надзор за ходом, состоянием, развитием детей, сопровождал их в школу, принося с собой нужные, обязательные учебные принадлежности, старался уберечь от опасных, нежелательных, вредных ситуаций, тем самым непреднамеренно, непроизвольно воспитывая в ребёнке определенные качества, черты характера и вырабатывая характер его поступков, образ действий и жизни вообще. Именно такого раба именовали «педагог», который дословно с греческого языка переводится как «воспитатель, наставник». По прошествии определенного времени развитием и обучением детей уже занимался домашний воспитатель, а позднее, когда пропаганда образования, осуществляемого обществом и учитывающего его запросы и потребности, сделала его широко распространенным, возникла профессия «воспитатель».

Раздел языкознания, изучающий возникновение русского слова «воспитатель», объясняет, что оно происходит от основы слова «питать», которое имеет следующее значение: «служить необходимым источником для нормального действия, функционирования, почвой, основой для развития чего-либо, поддерживать» [9].
В современных словарях понятие «воспитатель» трактуется как «человек, занимающийся воспитанием кого-либо, принимающий на себя ответственность за условия жизни и развитие личности другого человека» [19].
Впервые детский сад открылся в XIX веке за рубежом, в Германии, в котором матерей обучали должному воспитанию детей посредством занятий на практике. Во второй половине XIX века детские сады появились и в России, а точнее в Санкт-Петербурге; позднее, в начале XX века, появились специализированные учебные заведения по подготовке педагогических кадров.
В России в дореволюционное время, когда общественные учебно-воспитательные заведения не пользовались доверием у состоятельных граждан, воспитание осуществлялось в основном в семье воспитательницами-иностранками по причине имеющего тогда приоритетного значения знания иностранных языков. Помимо работы в семьях, воспитательницы исполняли свои обязанности и в школах, в которых было разделение по половому признаку и трудовой деятельности.
В СССР во многих заведениях, в которых велось обучение, воспитание, образование несовершеннолетних детей, должность воспитателя была введена в постоянный состав, права и обязанности его были установлены в соответствии со специально подготовленным сводом правил и законов.
Согласно Приказу Минтруда России от 18.10.2013 №544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)», проектируется и реализуется образовательный процесс и общеобразовательные программы в образовательных организациях дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования [77].
Профессия воспитателя, относясь к типу «человек - человек» и к классу эвристических, умственных профессий, определяет направление своей деятельности на коммуникативное взаимодействие с детьми дошкольного возраста, на поиск приемов их исследования, методики постановки необходимых, важных вопросов, касающихся процесса развития, обучения и образования детей дошкольного возраста и способов их решения. Она в достаточной степени требует много внимания, усилий, терпения, усердия, так как воспитатель ДОУ занимается не только планированием и осуществлением педагогического и воспитательного процесса, но и организацией методического обеспечения упомянутых выше процессов.
В России процесс становления и развития науки о воспитании, образовании и обучении детей дошкольного возраста связан с именами таких представителей русской культуры, как В.Ф. Одоевский, основавший и возглавлявший первый приют для имеющих родителей детей из бедных семей, Н.И. Новиков [28], В.Г. Белинский [29], вкладывавший огромный смысл в интеллектуальное, физическое, эстетическое воспитание дошкольников, в игровой метод и метод, основанный на демонстрации изучаемых предметов и образцов как вспомогательных объектов, заменяющих изучаемый предмет, представленных в наиболее общем виде, и обозначивший возрастную периодизацию, А.И. Герцен, Н.И. Пирогов, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский [59], придававшие важное значение семейному воспитанию и роли матери, А.С. Симонович [28], Е.Н. Водовозова [13], П.Ф. Лесгафт [28], П.Ф. Каптерев [28], К.Н. Вентцель [61], Е.И. Тихеева [89], А.П. Усова [74], Е.А. Флерина [80], Е.А. Климов, Н.В. Кузьмина и ее школы, А.К. Маркова, С.В. Кондратьева, В.А. Кан-Калик, Л.М. Митина и др. [39].
Н. И. Новиков, издатель журнала «Детское чтение для разума и сердца», выразил принципы, служащие для руководства воспитанием детей. По его мнению, родителям не следует сообщать детям знания, не соответствующие действительности и создающие у них неверные представления, знания, недоступные по возрасту для понимания детьми, не следует ослаблять, уменьшать детскую пытливость, их стремление к приобретению новых знаний, но необходимо путем постоянной и систематической работы развивать у детей способность воспринимать, проникнуться чувствами и мыслями, откликнуться внутренним миром, переживаниями и настроением на предметы и явления внешнего мира [28].
А. С. Симонович важное содержание вкладывала в личность воспитателей. По ее мнению, воспитательница должна быть активной, деятельной, исполненной энергии, не знающей утомления и усталости, настойчивой и упорной, должна создавать в детском саду свежую и чистую атмосферу, должна всячески содействовать развитию детской неистощимой, неисчерпаемой, жизнерадостной деятельности [28].
Е. Н. Водовозова, автор книги «Умственное и нравственное воспитание детей от первого появления сознания до школьного возраста>, большое значение придавала умственному и нравственному воспитанию дошкольников, развивающим детским игрушкам, играм и занятиям, содержанию и методике воспитания детей разного возраста. Автор предписывала родителям и воспитателям по отношению к детям обязательное исполнение гуманности, отзывчивости, внимательности и чуткости, любви и уважения к их личности. Она считала, что достоинствами воспитателей должны быть профессиональные знания и направленность на творчество, созидание [13].
Основоположник педагогической психологии П.Ф. Каптерев отметил среди большинства обязательных для педагогической деятельности факторов объективные и субъективные, обозначив их расположение от низшего к высшему в порядке их подчинения. Он разделил свойства, которые обязательно имеются в числе достоинств у педагога, на специальные и личностные свойства. Специальные свойства, в свою очередь, он разделил на объективные, под которыми подразумевается научная подготовка педагога, и на субъективные свойства, одним из которых является личный педагогический талант. Личностные же свойства педагога включают нравственно-волевые качества. П.Ф. Каптерев считал, что воспитательницам следует внимательно наблюдать за детьми в детском саду и анализировать результаты своей работы [28].
К. Н. Вентцель, основоположник космической педагогики и автор теории развития творческой личности, полагал, что в процессе воспитания подрастающих детей следует опираться на следующие определяющие положения: воспитание ребенка есть процесс обнаружения, проявления и развития его творческих способностей, моральных качеств, развития способности поступать согласно своим интересам, личной независимости, процесс развития самостоятельности, оригинальности, своеобразности, непохожести на других, ярких индивидуальных черт; для процесса развития человека характерна внутренняя цельность, нераздельность, связь с природой и космосом [61].
Е. И. Тихеева, являясь членом Петербургского общества, оказывающего поддержку и помощь в развитии дошкольного воспитания, крайне энергично и смело выражала свое негативное отношение к идеологии мелкой буржуазии, выражающейся в обобщенных правилах свободного, независимого, не знающего ограничений определенными нормами, правилами, формами воспитания, выражающейся в отсутствии целенаправленного развития детей и необходимого порядка. Считала, что в педагогике преобладает влияние не поддающихся регулирующему воздействию мер поучительного воздействия, попустительское, снисходительное отношение к недостаточности знаний, несовершенству, вздорным желаниям, капризам и шутливым выходкам учащихся. По ее мнению, организация воспитательно-образовательной работы в местах по попечению детей должна исходить из развивающихся в благоприятную сторону, совершенствующихся исходных положений, норм и правил в педагогической науке [89].
Е. И. Тихеева признавала руководящую роль в детском развитии за закономерно и непрерывно следующими друг за другом и образующими определенную систему занятиями, построенными по определенному плану, за потребностью составления и изложения основных принципов, задач и целей, программного содержания и плана, направленности движения и развития предстоящей воспитательно-образовательной деятельности. По ее мнению, воспитательница должна была руководить дидактическими играми и занятиями для развития органов чувств, продумывать план прогулок-экскурсий для ознакомления с природой посредством применения художественной литературы и посильного труда как методов и приемов трудового воспитания, способствовать эстетическому развитию ребенка-дошкольника [89].
Е. И. Тихеева утверждала, что в воспитательской деятельности невозможно обойтись без особой педагогической подготовки, предназначенной исключительно для них, охватывающей насколько можно все отрасли научного знания, все учебные предметы об особенностях развития и воспитания ребенка, о его потребностях, стремлениях и увлечениях. Соответствующие знания дают исключительно специальные государственные и общественные педагогические учебные заведения [89].
А.П. Усова, тщательно исследуя и разрабатывая с теоретической и практической сторон такой сложный вопрос, как детская игра, отрицательно оценивала часто встречающиеся, характерные ошибки воспитателей, которые или дают абсолютную возможность детям действовать свободно и независимо и никоим образом не принимают участия в детской игре с целью изменения ее хода в нужную сторону, или, напротив, делают игру ребенка-дошкольника объектом сильного подчинения контролю и правилам. По ее мнению, воспитатель направляет детскую игру, применяя не непосредственные, скрытые методы педагогического влияния, исходя из заблаговременного внимательного наблюдения за детьми с целью выяснения их задатков (физических, умственных, нравственных), определяющих предрасположенность к определенному виду деятельности, интересов, желаний и стремлений. Она впервые обнаружила и проанализировала взаимную связь между детьми и характер их поведения и обращения друг с другом, возникающих в результате выбранного сюжета и роли, и игровых отношений в целом, раскрыла содержание, характерные психологические признаки, свойства и качества таких взаимоотношений и их воздействие, оказываемое на выработку и воспитание определенных личностных качеств и черт характера, на формирование и развитие детского коллектива [74].
А.П. Усова сформулировала тезис о двухуровневой иерархии знаний, которые дети дошкольного возраста способны приобрести и прочно усвоить. По ее мнению, предшествующими всем другим, первоначальными детскими познаниями являются такие простейшие сведения, которые приобретаются непроизвольно, как естественный процесс без организационного и регулирующего воздействия взрослых, во время детских игр, во время внимательного изучения, исследования предметов и явлений окружающей действительности, во время общения с другими детьми и взрослыми людьми. Представляющие же затруднения для понимания, решения, осуществления теоретические и практические знания и умения, восприятие которых осуществляется исключительно лишь в ходе целенаправленного обучения, относятся ко второму уровню иерархии и влияют на умственное развитие ребёнка. Тем не менее А.П. Усова определила необходимость использования предназначенных для учебы занятий в ограниченном времени, необходимость совмещать их с игрой и в соответствующей силе, способностям и возможностям дошкольников трудовой деятельностью, подчиненной определенному педагогическому плану и установленному порядку [74].
Е. А. Флерина, уделяя большое внимание подготовке педагогических кадров для дошкольных учреждений, расценивала образовательную работу воспитателей главным образом в русле речевого развития, детской творческой деятельности, направленной на создание культурных или материальных ценностей, и в русле эстетического развития, связанного с восприятием и созданием прекрасного. В связи с этим воспитателю необходимо в своей деятельности использовать самые хорошие образцы настоящего, истинного искусства: художественную литературу, художественную игрушку и художественную картину [80].
Е. А. Флерина считала, что беседа воспитателя с детьми, рассказывание и художественное чтение являются наиболее важными видами образовательной работы по развитию детской речевой деятельности [80].
Сформированное в 1960 году НИИ дошкольного воспитания АПН РСФСР обусловило появление единой программы воспитания детей раннего и дошкольного возраста в дошкольных учреждениях, усилило внимание ученых к психологическим аспектам их развития. Труды Д. Б. Эльконина, А.В. Запорожца, H.H. Поддьякова и Л.И. Венгера приобрели массовую популярность.
В России коренные общественные и социально-экономические перемены послужили причиной для значительных поправок организационного и содержательного характера, внесенных в систему образования в целом и особенно в сектор дошкольной педагогики. Современная структура дошкольного образования - это общее количество расположенных в разных географических местах и связанных единой системой дошкольных образовательных организаций и учреждений (ДОО и ДОУ) разного назначения, дающая возможность родителям, принимая во внимание индивидуальные, возрастные особенности развития собственных детей и свои материальные возможности, пользоваться разнообразными образовательными услугами. Процесс обучения детей-дошкольников обязан укрепить физическое и обогатить их психическое развитие, способствовать проведению в дальнейшую взрослую жизнь наибольших их возможностей посредством создания благоприятных педагогических условий, обеспечить нормальное гармоничное его развитие, сохранить радость детства.

1.2. Личностные, социально-психологические и профессиональные особенности личности воспитателя

И. Л. Соломин пишет: «Каждая черта есть способность, способ адаптации к тому или иному типу ситуации, например способность принимать обдуманное решение, устанавливать и поддерживать непосредственное общение с кем-либо, соблюдать правила, способность сохранять и изменять свое поведение, преодолевать трудности, сопротивляться чужому влиянию, способность испытывать беспокойство и страх в опасных, выражающих угрозу ситуациях и т. п. Любая черта личности содействует успеху в приспособлении к одним условиям и может доставить затруднения в способности приспособиться к другим ситуациям» [75].
По мнению автора, люди различаются по степени выраженности черт. Чем чаще встречается тот или иной способ реагирования в определенной ситуации, тем более выраженной является соответствующая черта. В структуре личности человека одни черты могут быть более выражены, чем другие. Степень выраженности черт личности определяет возможности ее адаптации к жизненным условиям, дальнейшее развитие личности и ее психическое здоровье [75].
Прежде чем приступить к раскрытию вопроса о социально-психологических чертах личности воспитателя, обобщим специфику его деятельности. Воспитатель создает благоприятные условия педагогической микросреды, способствующие всестороннему индивидуальному развитию личности воспитанников, при необходимости вносит обязательно нужные изменения в систему воспитания. Воспитатель изучает личностные особенности детей, их предрасположенность к различным видам деятельности, интересы; содействует повышению их познавательной активности, базовой осведомленности в некоторых областях знания, тем самым формируя в них инициативу к учебной деятельности. Воспитатель способствует развитию общения воспитанников.
Имеющиеся в психологической литературе теории социально-психологических черт личности наглядно представим на рисунке 1.

характеристики личности

Рис. 1. Социально-психологические характеристики личности

Личность воспитателя - это индивид, энергично развивающийся и действующий осмысленно и разумно в зависящем от его психологических качеств, врожденных и приобретенных личностных характеристик выборе своего пути и образа жизни. На формирование личности воспитателя влияют ее физиологические и анатомические особенности, социум, ее отношения с другими субъектами в общественных группах, политическая обстановка и идеология.
Как видно из рисунка 1, главными социально-психологическими характеристиками личности воспитателя являются ее принадлежность к историко-эволюционной обстановке (А.Г. Асмолов) [69]; черты (Г. Олл-порт) [51]; бессознательное (З. Фрейд) [82]; экстраверсия, интроверсия (К.Г. Юнг) [91; 92]; материя; структура и движущие силы (Л. Кла-гес) [98]; стимул-реакция (Л. Торндайк, Е. Толмен) [94]; интересы, способности, темперамент (Р. Б. Кеттел) [97]; стремление к самореализации (А.Г. Маслоу, К.Р. Роджерс, В. Франкл) [46; 81; 94]; темпераменты (Гиппократ, И.П. Павлов, Э. Кречмер) [94]; деятельность (Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, А.Н. Леонтьев) [94]; направленность, способность, темперамент и характер (С.Л. Рубинштейн) [94]; социально обусловленные устойчивые психологические особенности (Р.С. Немов) [41]; социально-психологические качества как современника определенной эпохи (Б. Г. Ананьев) [40]; социальные роли в социальной группе и коллективе, социальные роли в социально-исторических общностях (В.С. Мерлин) [41]; определенный образ мыслей, ценностно-смысловая и мотива-ционная сферы, характеристики, связанные с особенностями процессов познания и обработки информации, «Я-характеристики», локус контроля, социально-психологическая компетентность личности воспитателя, статусно-ролевые характеристики, эмоционально-психические состояния, социальные чувства личности (А. Н. Сухов) [71]; отдельные психические функции, опыт, типологические свойства и направленность (К.К. Платонов) [2]; инстинкты (В.И. Гарбузов) [71]; собственный взгляд и отношения, моральные требования и оценки, иерархическое строение мотивационной сферы (Л.И. Божович) [94]; направленность, характер, темперамент и способности (А.Г. Ковалев) [2; 3]; темперамент, эмоциональность, активность, социабельность (А. Басс, Р. Пломин) [96], «Я-кон-цепция» (В.Н. Дружинин) [20].
Следовательно, социально-психологические характеристики человека есть структуры, сочетающие в себе движущие силы внешней и внутренней среды, влияющей на личностное воспитание в ходе ее социализации, жизнедеятельности и развития.
Профессия воспитателя обязывает человека обладать определенным набором профессиональных и личностных качеств.
Педагогическая профессия относится к профессиям типа «человек -человек».
Е. А. Климов в своей книге «Психология профессионального самоопределения» наделяет профессиональный тип «человек - человек» такими существенными признаками, как наличие постоянного положительного общего физического и нравственного состояния, в частности настроения во время трудовой деятельности с людьми; желание, стремление общаться с другими; наличие эмпатических свойств; способность определить, понять взаимные отношения между людьми, помнить об особенностях личностных существенных признаков и свойств других людей и т. д. [39].
Согласно Е. А. Климову, для индивида этого профессионального типа характерны:
1) способность управлять, наставлять, воспитывать, осуществлять приносящий пользу сервис;
2) способность замечать и принимать во внимание чужие слова, просьбы, советы и т. д.;
3) большой объем познаний, интересов, представлений;
4) уровень коммуникативного развития;
5) сознательное стремление познать и оценить внутренний психический мир другого человека, его поведение, переживания, настроения, чувства;
6) уверенное предположение о том, что человек постоянно способен самосовершенствоваться;
7) способность разделять переживания других людей;
8) способность замечать несущественные, незначительные, ускользающие от внимания других подробности, детали, мелочи;
9) способность разрешать не шаблонные, оригинальные ситуации;
10) высокая степень саморегуляции.
Согласно Е. А. Климову, индивиду недопустимо отдавать предпочтение профессиям указанного типа, если его особенностями являются речевые недостатки и изъяны, неспособность четко, ярко выразить, передать свои мысли в речи, необщительность, скрытность, уход в себя, выраженное физическое несовершенство, чрезмерная медлительность, безразличное, безучастное отношение к людям, наличие корысти, отсутствие интереса к ним «просто так» [39].
В данный период отечественные исследователи в педагогической психологии, а именно: Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, С.В. Кондратьева, В. Кан-Калик, Л.М. Митина, теоретически и практически изучают вопросы о педагогических свойствах, раскрывающих содержание и сущность и приводящих к нужным результатам в педагогической деятельности.
Н. В. Кузьмина в книге «Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения» раскрывает организацию и взаимосвязь индивидуальных факторов, присущих личности педагога: 1) определение направленности (социальной, профессиональной, нравственной и др.) и стремление действовать согласно поставленной перед собой цели; 2) степень развития способностей, дающих возможность осуществлять какую-либо деятельность; 3) широкая осведомленность об исключительно педагогических знаниях, о методах и приемах преподавания, воспитания и развития, осведомленность о дифференциально-психологических, социально-психологических и аутопсихологических вопросах [71].
А. К. Маркова в своей книге «Развитие профессионализма» выделяет такие группы отличительных признаков в структуре субъектных свойств и черт, как:
- объективные признаки: осведомленность, познания в профессиональной специализации, способность, приобретенная благодаря опыту, профессионально выполнять свою работу, познания в вопросах психологии и педагогики;
- субъективные признаки: психологические принципы, положенные в основу поведения и действий личности, совокупность побудительных причин, являющихся основой для определенных действий личности, «Я»-концепция, целевая направленность, ориентации личности, характерные личностные свойства, качества и признаки.
А. К. Маркова особенно большое значение придает следующим профессиональным существенным признакам и свойствам: глубокие познания в области педагогики; целенаправленное поведение, свойственное педагогу, подчиненное реализации воспитания, развития, образования и обучения; способность педагога мыслить, рассуждать, делать умозаключения с педагогической точки зрения, исследуя врожденные способности детей и их личностные особенности, интересы и склонности и применяя на практике собственные педагогические знания, умения и навыки; педагогическое непосредственное чутье, основанное на предшествующем опыте и подсказывающее правильное понимание и разрешение педагогических ситуаций; педагогическая способность действовать без предварительной подготовки; педагогическая способность замечать мелкие, ускользающие от других мелочи, детали, подробности; педагогическая сообразительность, педагогическое умение легко и быстро выходить из затруднительного положения, касающегося процесса воспитания, образования и обучения; педагогическое предсказывание о дальнейшем развитии чего-либо, основанное на изучении, анализе фактов и данных; педагогическая склонность размышлять, анализировать свои переживания [45].
Л. М. Митина отмечает следующие личностные качества, необходимые педагогу: учтивость, обходительность; способность глубоко и сосредоточенно мыслить; способность предъявлять строгие требования; восприимчивость, способность легко и живо воспринимать впечатления; умение достойно и добропорядочно вести себя в общественной и личной жизни; заботливое отношение, расположение к кому-либо; самообладание, умение владеть собой; способность умело и быстро приспосабливать свое поведение к условиям, к обстоятельствам; осознание своих гражданских прав и обязанностей; способность проникнуться любовью и уважением к человеческой личности, человечность; эмоциональность; способность толково, умело и предприимчиво заниматься делом; выдержанность, подчинение установленному порядку, правилам; отзывчивость, душевное расположение к людям, сочувствие к ним, готовность помочь; умение честно, старательно, тщательно, с усердием выполнять свои обязанности, обязательства; твердая уверенность в своих убеждениях, взглядах, идеях; предприимчивость, способность к самостоятельным, активным действиям; умение выражать правдиво и откровенно свои чувства и мысли; умение существовать в коллективе, основанному на общности труда, интересов; способность верно оценивать государственно-правовое окружающее; способность замечать мелкие, ускользающие от других мелочи, детали, подробности; умение решительно, упорно добиваться своей цели; способность к исследованию, научной проверке подлинности, правильности сведений, фактов; способность рассуждать и поступать последовательно и разумно; любовь к детям; способность давать отчет в своих действиях, поступках и отвечать за их возможные последствия и результат; способность быстро, легко отзываться на чужие нужды, просьбы; собранность, самодисциплина, умение действовать точно и планомерно; склонность к общению, незамкнутость; честность, неспособность на низкие, плохие поступки; любовь и преданность к своему отечеству; склонность говорить правду, истину; педагогическая образованность; дальновидность, способность предвидеть возможные последствия; склонность строго придерживаться принципов, руководствоваться ими в своем поведении, общении, жизни в целом; способность действовать свободно, независимо; способность относиться критически к себе, своей деятельности, поступкам; непритязательность, сдержанность, отсутствие тщеславия, высокомерия; способность к беспристрастному, справедливому отношению к кому-либо, чему-либо; находчивость, понятливость; отважность, храбрость, отсутствие чувства страха к трудностям, препятствиям, решительность; склонность к совершенствованию своих нравственных, умственных или физических качеств; наличие чувства меры, подсказывающее особенно верные способы и приемы, деликатную линию поведения по отношению к кому-или чему-либо; чувство собственного достоинства, отзывчивость, внимательность, готовность прийти на помощь. Данный обобщенный список перечисляемых качеств и свойств образовывает психологическое содержание характеристики образцового педагога. Стержнем его, его сердцевиной являются такие личностные качества, как самооценка, уровень притязаний, образ «Я», направленное поведение в достижении определенной цели [71].
В. А. Коротков выделил следующие виды направленности профессиональной деятельности воспитателя:
- направленность, определяемая важностью смысловой сущности дошкольной педагогики как дисциплины;
- направленность воспитателя на разработку и применение инновационных проектов и программ, обеспечивающих качественное увеличение эффективности его профессиональной деятельности;
- направленность на получение знаний о способах и методах осуществления процесса дошкольного воспитания;
- направленность на совокупность свойств, составляющих детскую индивидуальность [39].


Таким образом, как показывают практические исследования, значимое влияние на процесс детского воспитания и развития оказывают особенности личностных характеристик воспитателя, определенный запас его профессиональных знаний, практический педагогический опыт, индивидуальные особенности и свойства личности воспитателя, обуславливающие возможность для нее осуществлять педагогическую деятельность и др.
Воспитатель, обладающий необходимыми профессиональными знаниями и умениями, мастерски выстраивающий профессиональную деятельность по развитию, воспитанию и образованию детей дошкольного возраста, содействует усвоению ими навыков культурного, образованного поведения, содействует выдержанности, привычке подчиняться правилам, создает основу для развития взаимных отношений между детьми, для посильной трудовой деятельности, побуждает дошкольников к инициативности, способности рассуждать и действовать независимо, свободно, планомерно, регулярно следит за сохранением здоровья детей, то есть создает все необходимые условия для благополучного индивидуального развития дошкольников в качестве личности. Принимая во внимание возрастные возможности и индивидуальные психолого-педагогические особенности каждого ребенка, педагог выбирает из общего числа только те методы и приемы обучения, которые требуются в данной педагогической ситуации.
Воспитатель обязан хорошо знать методологию дошкольной педагогики как науки, ее основные принципы, логически обоснованные объективные законы усвоения определенной системы знаний, представлений, норм общества в процессе воспитания и обучения; обязан знать теорию, научные положения, которые образуют дошкольную педагогику как науку, а именно: цели, основные правила, содержание, приемы, способы осуществления педагогической деятельности и закономерности развития и воспитания детей в качестве личности; методику дошкольной педагогики как науки. Воспитатель обязан стремиться к обогащению, повышению качественного уровня своих знаний, умений, мастерства в педагогической деятельности.
Главное назначение профессиональной деятельности воспитателя -это обеспечение хорошей педагогической обстановки в качестве основы, предпосылки для детского личностного развития и воспитания их моральных качеств. Воспитатель, внимательно наблюдая за воспитанниками, выясняя их индивидуальные свойства и признаки, предрасположенность к определенному виду деятельности, одаренность, обеспечивает, организовывает благоприятное развивающее социально-бытовое и психологическое окружение для общения и игрового взаимодействия дошкольников, развития их познавательной мотивации и самостоятельности в учебной деятельности.
Таким образом, профессия воспитателя предписывает его личности обладание определенным набором профессиональных и личностных качеств и выстраивание своего поведения определенным образом.
Воспитательно-образовательная деятельность, приводящая к необходимым результатам, невыполнима без наличия такой важнейшей личностной и профессиональной черты воспитателя, как любви к детям.
Русанова Н. А. Жизненные перспективы личности воспитателя: определение проблематики : монография / Н. А. Русанова, Г. Г. Вербина. - Чебоксары: ИД «Среда», 2018. - 80 с.