^Наверх
logo
foto1 foto2 foto3 foto4 foto5

Перспектива и жизненный путь личности: виды и определения

2.1. Жизненный путь как общественно-исторический способ индивидуального развития

Для психологической науки XX века характерен принципиально новый взгляд на постановку научных теоретических и практических задач. В этот период происходит планомерное соединение многочисленных теоретических концепций, которые посвящены психологическим проблемам человеческого существования. Зарубежные и отечественные ученые сконцентрировали свое внимание на выявлении и объяснении психологически обусловленной совокупности состояний и процессов, последовательных и необычных фактов и явлений, которые обеспечивают выстраивание личностью индивидуального жизненного пути, а также прогнозируют ее развитие в качестве субъекта жизни. Перед исследователями обозначились практические задачи по психологической диагностике, развитию и коррекции психобиографических образований личности, профилактике и предупреждению психобиографических кризисов, а также по просвещению в области психологических проблем человеческой жизни.
Как раз в это время современная психологическая наука наметила поиск решений таких психологических проблем, как причастность человека ко времени, отношение к жизни и смерти; проблемы свободы, выбора судьбы; проблемы коммуникации, любви, веры и одиночества; проблемы осмысленного и бессмысленного бытия.

Основы отечественной психологии жизненного пути заложили такие известные российские психологи, как С.Л. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев, А. Н. Леонтьев, К.А. Абульханова-Славская, Л.И. Анцыферова, Н.А. Логинова, В.И. Ковалев, А.А. Кроник и др. Изучением данного вопроса занимались и многие зарубежные психологи: А. Адлер, К. Юнг, Ш. Бюлер, А. Маслоу, В. Франкл, Р. Мэй, С. Мадди и др. [69; 94].
Появляются исследования взаимной связи между отдельной личностью и ее жизнью (Л.И. Божович [94], Б.Г. Ананьев [40], Л.И. Анцыферова [6], Л.А. Логинова [41], В. Франкл [81], Э. Фромм [83], Л. Бинсван-гер [94] и др.); осуществления времени жизни разными категориями индивидов в зависимости от выбранных ими образцов поведения, способов и приемов (В.И. Ковалев [2], К.А. Абульханова-Славская [2;3], Т.Н. Березина [8], О.С. Гурова [16], В.Н. Дружинин [20]).
Появляются исследования, анализирующие связь между ценностно-смысловой структурой личности и ее перспективой (Л. Франк, С. Л. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев); исследования, касающиеся назначения жизни личности (И. Ялом, Э. Шпрангер, С.Л. Рубинштейн, В.Э. Чудновский) [72].
Большинство психологических теорий связывают развитие человека с его творческой самореализацией, поиском жизненного смысла, с вероятностью реализации своих способностей и жизненных возможностей. Связывают с расширением восприятия и понимания окружающей действительности, с объединением в целое неконтролируемых сознанием областей и с появлением более высокого уровня самосознания благодаря все тому же бессознательному.
Создатель онтогенетического направления в отечественной науке, изучающей развитие индивида и генетической персонологии, занимающейся развитием личности на жизненном пути, Б.Г. Ананьев считал, что личность придерживается определенного порядка, внутренне регулирует свой жизненный путь благодаря наличию таких компонентов, как жизненная направленность личности, смысл жизни, жизненные цели, жизненные планы, жизненную программу, жизненный опыт и талант как инструментальное свойство субъекта жизни. Он указывал на тесную связь личностных и психосоциальных преобразований с природными возрастно-половыми и индивидуально-типическими изменениями [7].
Л. И. Анцыферова основной формой существования личности считает развитие, отражающее главную необходимость индивида в постоянном выходе за границы возможного, в достижении предельного разнообразия и воплощения своего внутреннего содержания. Личность непрерывно использует и распространяет полученные выводы о себе в свое будущее, а свое еще не наступившее будущее «передает» своему настоящему. Внутреннее стремление к осуществлению своего будущего и есть предпосылка к своему развитию. События будущего времени существуют в личности в качестве направленности ее развития и переживаются ею в виде настойчивой устремленности к осуществлению своих целей. Существуют в виде внутреннего побуждения передать свое «я» средствами определенной деятельности, в виде стремления к пополнению содержания ценностно-смыслового пространства своей жизни разнообразными представлениями, суждениями, принципами, точками зрения на мир других людей. Пространство настоящего существования человека как личности - это область его выхода за пределы себя [6].
Л. И. Анцыферова условно выделяет наличие двух сторон в жизнедеятельности индивида. Существующая независимо, вне сознания человека, объективная сторона жизни обуславливает всю совокупность социальных предпосылок развития данной личности. В данном подходе социальные условия рассматриваются конкретно, «относительно» к данному индивиду как «особенному» общественному существу. Рассматривая эту грань жизнедеятельности, можно вскрыть объективные возможности всестороннего развития личности данного индивида.
Анализ психической стороны жизнедеятельности иллюстрирует использование или преобразование личностью объективных возможностей для применения и развития своих способностей. Возникает вопрос: Каким способом индивид организует свою жизнь в широком смысле слова, выявляет свои возможности, соотносит их с существующими условиями, каким образом превращает их в реальные способности? Отвечая на поставленный вопрос, отметим, что индивид выбирает ту или иную профессиональную деятельность, последовательно реализует жизненную линию, направленную на применение своих способностей в случае изменения жизненных условий, целенаправленно меняет вид деятельности в соответствии с вновь открытыми, выявленными в себе способностями и т. д.
С точки зрения Н.А. Логиновой, процесс научного познания, биографического исследования жизненного пути должен соотноситься и согласовываться с двумя главными направлениями: а) возрастным аспектом, в котором раскрываются общие особенности личности на разных возрастных ступенях; б) индивидуально-психологическим аспектом, исследующим своеобразие психологического развития конкретной, единичной личности [41].
Известно, что источником четко обозначенных и определенных жизненных целей и условием всего внутреннего развития является расположенность личности к определенной профессии и трудовой деятельности. Судьба личности во многом предопределяется содержанием выбранного смысла жизни.
Согласно концепции российского исследователя В.Н. Дружинина, современному человеку доступны существующие независимо от него, созданные человеческим обществом и повторяющиеся во времени различные варианты жизни. Вследствие вполне определенных обстоятельств индивид отдает предпочтение какому-нибудь жизненному варианту, хотя последний может быть индивиду и навязан. Вариант жизни - целостная психологическая характеристика существования индивида, обусловленная типом его отношения к жизни. Термин «вариант жизни» описывает, каким качественно определенным способом личность осуществляет свой жизненный путь. В качестве самостоятельных вариантов В.Н. Дружинин выделяет следующие типы жизни: «жизнь начинается завтра», «жизнь как творчество», «жизнь как достижение», «жизнь есть сон», «жизнь по правилам», «жизнь - трата времени» и «жизнь против жизни» [20].
Знание о смысле жизни, определяющем наиболее важную, главную устремленность личности в жизни к каким-либо целям и предполагающем вполне сложившийся, твердо установленный образ действий, посредством которого личность проживает собственную жизнь, занимает имеющее особенно большое значение положение в экзистенциальной психологии. С точки зрения содержания жизненного смысла исследователи предлагают системы распределения всеобъемлющих, с разнообразным назначением, источников смысла жизни и изучают их воздействие на сопровождаемый успехом, удачный жизненный путь личности.
Э. Фромм, исследуя человеческую жизнь, признал существование следующих сложных, проблемных вопросов: проблема жизни и смерти, по причине которой личность прилагает посильные ему усилия, чтобы сохранить себя в памяти нового поколения, создавая какие-либо материальные или духовные ценности. Для решения проблемы одиночества личность взаимодействует и сотрудничает с другими людьми. Проблема смысла жизни, который не является врожденным, решается при помощи выработанного личностью собственного мировоззрения и тесно соприкасается с проблемой свободы и детерминизма выбора индивидом собственного жизненного пути. Потребность в преодолении, личном совершенствовании с целью добиться наибольших перемен, смены впечатлений, изменений и наполненности в жизни реализуется путем созидания либо разрушения. Вновь обращаясь к миру после прекращенного либо прерванного внутреннего единства с ним, личность решает проблему потребности в нахождении своих основ, своей укорененности. Жизненный путь индивида определяет потребность в самоидентичности, то есть осознание личностью своей отдельности и уникальности; потребность в системе ценностей и смысловой направленности [83].
Согласно И. Ялому, человечество в процессе своего развития дало существование всевозможным источникам смысла жизни, например: внимание к нуждам других; отсутствие стремления к личной выгоде и наживе; способность ограничивать себя в чем-либо; погружение в свою духовность; процесс непосредственного восприятия действительности или активное ее преобразование; проявление постоянства и преданности своим склонностям, привычкам, семье, работе; умение человека созидать свою жизнь; самоактуализация и самотрансценденция [93].
Э. Шпрангер, введя обозначение «жизненные формы», предположил существование следующих типов ценностной ориентации личности: теоретический, для которого самой главной ценностью является познание; экономический, извлекающий из жизненных обстоятельств максимальную пользу для осуществления своих планов и целей. Поведение эстетического типа направлено на самореализацию, на «построение и оформление самого себя». Для политического типа характерно стремление к власти над людьми, внушение им собственных ценностных установок. Любовь и альтруизм являются основополагающей нормой и правилом в поведении социального типа. Религиозный тип ориентирован на проявление безграничного, беспредельного и безусловного чувства удовлетворения [88].
А. Адлер [4] и К.Г. Юнг [91; 92] считали, что смысл жизни возникает уже в детском возрасте, до достижения ребенком пяти лет, но его улучшение и усовершенствование происходит по прошествии значительного времени [4].
А. Адлер ввел понятие «стиль жизни», который является приобретенным в ходе жизни индивида, постоянным, но неосознаваемым, и отводил ему решающую роль в устранении жизненных проблем. Жизненный стиль укрепляется благодаря жизненному плану, который вызывает у индивида активное желание стараться достичь его осуществления. Согласно А. Адлеру, движущими силами развития личности являются ее стремление к улучшению индивидуальных способностей и к преодолению собственного несовершенства, малодушия, недостаточности или отсутствии воли, к преодолению влияния жизненных обстоятельств. Следующая движущая сила развития личности - это общественное чувство или врожденный социальный интерес, для развития которого тем не менее требуется специальное воспитание и педагогические занятия. Индивид стремится установить связи и отношения с окружающими людьми с целью оставить свой след в успешном развитии человечества [4]. Эта идея А. Адлера перекликается с идеей Э. Фромма о проблеме жизни и смерти, проблеме одиночества.
По А. Адлеру, смысл жизни - это фундамент для формирования личности, структура, указывающая ей правильное направление в течение ее жизни, это главное звено относительно не только жизненного стиля и целей, но и общего поведения индивида. А. Адлер считал, что поведение индивида, независимого, способного осознать, какие силы им движут и способного сознательно менять их, объясняется социальными побуждениями и ориентировано на события будущего времени. А. Адлер усматривал в личности субъекта собственной жизни, творческий организм, который создает свою жизнь, пользуясь особенностями наследственности и условиями окружающей среды как источниками созидания. Индивидуальный жизненный смысл передает отличительные особенности жизненного опыта отдельной личности и важных для настоящего времени определенных жизненных условий и обстоятельств [4].
С точки зрения К.Г. Юнга, общество поглощает личность, отнимает у нее право на индивидуальность, лишает возможности самостоятельно распоряжаться своей жизнью. Взамен общество заменяет нравственные, смысложизненные ориентации личности государственными соображениями. Наравне с идеей А. Адлера, К.Г. Юнг считает, что человек главным образом ориентирован на события будущего времени. Нахождение личностью собственного жизненного смысла успешно завершает ход развития индивидуализации, содействует увеличению возможности личности быть субъектом собственной жизни. Смысл жизни соотносится с культурно-духовными ценностями, а не с врожденным стремлением индивида удовлетворять свои физические потребности. В ситуации, при которой человек возвел смысл своей жизни на высокий уровень внутреннего нравственного мира и культуры, можно оценить его состояние как показатель психического здоровья. И напротив, нравственное разложение до уровня удовлетворения исключительно естественных потребностей следует характеризовать как характерный упадок личности в качественном отношении [91; 92].
Наглядно представим некоторые из имеющихся в психологии теории определения жизненного пути личности на рисунке 2.

жизненный путь

Рис. 2. Определения понятия «жизненный путь личности»
В.Э. Чудновский трактует понятие «смысл жизни» как особое психологическое образование, которое имеет специфику своего возникновения и этапы своего становления. Смысл жизни характеризуется реалистичностью, конструктивностью и оптимальностью, то есть его соответствием внешним и внутренним факторам. Смысл жизни характеризуется также определенной идеей - жизненной целью, которая оказывает значительное влияние на действия и поступки человека. Смысложизненные ориентации человека не ограничиваются одной, пусть даже и чрезвычайно важной жизненной целью, а являются структурно последовательным расположением смыслов в порядке от «малых» к «большим». Автор говорит о горизонтальном и вертикальном измерениях смысла жизни. По его мнению, горизонтальное измерение становится видимым, когда человек проживает возрастные стадии в своем развитии, отдельные моменты общественной или личной жизни, когда человек представляет собой внутреннее единство и содержание. Индивиду, который находится в поиске смысла своей жизни, необходимо оценивать события своего прошлого и настоящего, прогнозировать результаты будущих событий в качестве единой линии жизни. Вертикальное же измерение смысла жизни - это относящиеся к внутреннему содержанию человека новообразования, которые формируются в результате целенаправленного действия общепринятых правил поведения, в результате взглядов и норм поведения в семье, моральных качеств человека, его нравственных принципов, взглядов, убеждений, религиозных положений, принимаемых за непреложную истину и т. д. [84].
Таким образом, в психологической литературе представлены и описаны отличительные особенности жизненного пути личности: внутренняя сущность и результаты ее жизни (Ш. Бюлер) [59]; стремление к совершенству, творческая сила, активность и свобода (А. Адлер) [4]; телесная, социальная, национальная, личностная идентичность (Э. Эриксон) [20]; исторически обусловленные, вариативные формы развития личности, техники совладания с жизненными трудностями (Х. Томе) [20]; социальная обусловленность жизненного пути (С.Л. Рубинштейн) [41]; ход, последовательное развитие личности в качестве современника определенной эпохи и сверстника определенного поколения в определенном обществе (Б.Г. Ананьев) [40]; жизненная линия, в которой соединяются единицы жизненного пути и его динамика (К. А. Абульханова-Славская) [2; 3]; развитие, постоянный выход за границы возможного (Л.И. Анцыферова) [6]; возрастной и индивидуально-психологический аспекты (Н.А. Логинова) [41]; свое дело (К. Ясперс) [95]; обретение смысла жизни (В. Франкл) [81]; варианты жизни (В.Н. Дружинин) [20].
Личность свободно руководит собственной жизнью, направляет ее в необходимое русло, отражая свои мысли и переживания, которые связаны с особенностями жизненного пути, свободно и независимо рассуждая и действуя. Владея собственной инициативой, она проникает во внутренний мир смысла своей жизни, определяет для себя жизненные цели и задачи, ищет средства для их осуществления, прогнозирует и планирует будущее течение жизненных обстоятельств. Внутреннее представление личности об ее жизненном пути, содержа в себе «жизненный замысел», является психологическим признаком личностного роста, подтверждает качество личности как субъекта жизни. Личность преобразовывает настоящую действительность, выстраивает причинно-следственные связи между своей деятельностью и окружающим ее миром. Для нее характерна самоорганизация, самоопределение, создание самой себя.
Таким образом, выдвижение на первый план важной социальной задачи формирования всесторонне и гармонично развитой личности уже заключает в себе ту идею, что гармоничность личности - одна из существенных движущих сил дальнейшего полноценного, полнокровного развития человека. В сложную взаимосвязь явлений и закономерностей, которые причинно обуславливают развитие, входят взаимно обусловленные два основных внутренних стремления: стремление к неизменности и стойкости, к сохранению и воспроизведению уже сложившихся мотивов, целей, идеалов, ценностей и движение к преобразованию, к качественному ее изменению, к формированию новых ценностей, планов, целей, свойств.
Психологическое состояние развития внутренней направленности жизни иллюстрируется следующей схемой: перемена условий жизни - пересмотр своих ценностей - преобразование и видоизменение смысла жизни. Личность в различных жизненных ситуациях своими действиями утверждает приоритет одних ценностей и ниспровергает другие. В течение жизни регулярно происходит переоценка ценностей, являющаяся закономерным результатом развития человеческой жизни, изменений его взаимных отношений с объективной действительностью, социальным окружением. Внутренняя мотивация личности к росту и совершенствованию не всегда определяет ее развитие. Планомерный процесс воспитания формирует и систематизирует ход жизненной линии, причинно обусловливая ее не «внутри> личности, а «извне>, часто без отчетливого осознания человеком направления этого развития. Речь идет о формировании личности в определенных естественно складывающихся или специально организуемых воспитателем объективных ситуациях жизнедеятельности индивида, в трудовой деятельности, в коммуникативном и общественно-групповом взаимодействии [71].
Человеческая жизнь имеет историческую природу, то есть индивидуальная жизнь включена в общественный процесс. Жизненному пути присуща пространственно-временная организация, состоящая из общевозрастных и индивидуальных фаз развития, обусловленных преодолением внутренних противоречий между основными свойствами человека. С определенного момента времени человек сам начинает сознательно управлять своей жизнью, действовать соответственно своим интересам и целям в рамках желаемого определения своего места в деятельности, в обществе, в жизни [69].
Таким образом, созданные отечественными и зарубежными учеными теоретические концепции по вопросам изучения жизненного пути еще не раз будут пересмотрены и осмыслены и будут способствовать дальнейшему развитию в будущем психологии жизненного пути личности.

2.2. Виды и структура понятия «перспектива»

В словаре русского языка С.И. Ожегова одно из определений «Перспектива - будущее, ожидаемое, виды на будущее> [50]. Опираясь на определение перспективы, данное в «Большом энциклопедическом словаре», отметим: «Перспектива - (франц. perspective - от лат. perspicio -ясно вижу), - это вид, планы, виды на будущее [9].
Проблема жизненной перспективы изучалась такими исследователями, как К.А. Абульханова-Славская [2; 3], Е.И. Головаха [14], В.Ф. Се-ренкова [75], Ж. Нюттен [49] и др.
А. Лэнгле в книге «Дотянуться до жизни...» рассуждает: «Предпосылкой для изменения и перемен является время. Время является определяющим для жизни. Оно становится видимым в жизни в связи с ее ростом и динамичностью, благодаря ее пульсированию. Время задает жизни рамки и формально ее определяет» [42].
Эмпирические исследования перспективы представлены в работах К. Левина, Ж. Р. Нюттена, использовавших понятие «временная перспектива» для обозначения присоединения совокупности прошедших и предстоящих событий, системы подлинных, действительных и воображаемых предположений, замыслов и мероприятий в жизни в план настоящего времени. В. И. Ковалев, К. А. Абульханова-Славская предложили классификацию типов личности в зависимости от способов их организации жизненного времени. А.А. Кроник, Е.И. Головаха разработали метод каузометрии по выявлению особенностей психологического времени личности, основанный на последовательном расположении событий и др. [68; 72].
К. Левин, оценивая поведение человека в настоящее время, использовал введенное Л.К. Франком понятие «временная перспектива». Временная перспектива означает, по Л.К. Франку, присоединение психологической совокупности представлений индивида о предполагаемых событиях будущего и уже свершившихся событий прошлого, действительных, настоящих, реальных, представленных в ожиданиях и существующих только лишь в желаниях, идеях, в воображении и страхах. Это - ирреальные предположения и замыслы, выходящие в психологическое поле или жизненное пространство личности на данный момент. К. Левин исследовал значение, влияние существующей в настоящий момент временной перспективы, оказываемое на уровень притязаний, на стремление добиться поставленных перед собой целей, на настроение и душевное состояние, конструктивность, являющуюся основой, фундаментом, и на инициативность, предприимчивость, способность к активным действиям личности. К. Левин, указывая на постоянную изменчивость временной перспективы, подчеркивал, что каждая индивидуальная модель поведения является следствием действия общего поля именно в настоящее время, к которому присоединена действующая в настоящий момент временная перспектива, а не следствием поля прошлого или будущего времени, тоже включающими свои временные перспективы [36].
Ж. Р. Нюттен рассматривает понятие «временная перспектива» как совокупность трех составляющих его аспектов: временной перспективы как таковой, отличительными чертами которой являются протяженность, размеры, глубина, содержательность, значительность, насыщенность, степень структурированности и уровень реалистичности; временной установки, показывающей до известной степени положительную или отрицательную направленность индивида относительно его прошлого времени, настоящего или предполагаемых событий будущего; и временной ориентации как поведения индивида, устремленного на предметы, явления уже прошедшего времени, настоящего или предполагаемого будущего. По Ж.Р. Нюттену, ограниченные во времени объекты определяют временную перспективу и подчиняют поведение индивида определенным правилам и порядку. Будущее, будучи абстрактным размышлением, основанным на созерцании, в котором индивидуальные потребности становятся объектом когнитивного преобразования в цели и в планы поведения, которые должны осуществиться в далеком будущем, является пространством для выстраивания поведения и развития человека [49].
Подход Ж.Р. Нюттена к определению характеристик временной перспективы связан с созданной им методикой мотивационной индукции (ММИ), представляющей собой перечень незаконченных предложений, целью которой является исследование содержания временной перспективы сознания, измерение удаленности во времени событий будущего [49].
Отечественный психолог К.К. Платонов рассматривал жизненную перспективу как «образ желанной и осознаваемой как возможной своей будущей жизни при условии достижения определенных целей» [68; 72].
Е. И. Головаха трактует жизненную перспективу как «целостную картину будущего в сложной противоречивой взаимосвязи программируемых и ожидаемых событий, с которыми человек связывает социальную ценность и индивидуальный смысл своей жизни [14].
По его мнению, жизненная перспектива, внутренней основой которой являются ценностные ориентации, жизненные цели и планы, вносит порядок и планомерность в жизнь личности, направляет ее. Перспектива не может быть постоянно желаемой, довольно часто она предполагает предчувствие беспокойства, сильного душевного волнения, опасений. Человек не планирует и не желает осуществлять неудачи и утраты, но он может их ожидать, заблаговременно готовиться к предупреждению или устранению отрицательных последствий.
Е. И. Головаха отмечает, что жизненная перспектива не вырабатывается один раз окончательно и бесповоротно на всю жизнь. Каждый качественно новый этап жизненного пути соотносится с присущим ему содержанием перспективы. В ней некоторые составные части перспективы сохраняют последовательный переход от одной к другой, а другие передают реальные изменения, которые происходят с собственно индивидом и с окружающей его обстановкой. Многочисленные исследования жизненного пути свидетельствуют о существовании критических моментов, детерминирующих изменения жизненной перспективы личности. В подобных жизненных ситуациях одни люди, развивая мотивацию достижения, способны перестраивать свою перспективу в жизни. Для других же критические моменты сопряжены с тревожностью и чувством опасности, образующими стрессовое состояние. По разным линиям жизни критические моменты возникают в разное время, но есть такие периоды жизни, в которых эти моменты концентрируются, пересекаются, порождая целый комплекс жизненных проблем, требующих формирования и перестройки жизненной перспективы [14].
В.И. Ковалев разработал понятие «трансспектива», дающая возможность сознанию связывать события прошлого времени и предполагаемые события будущего в настоящем времени и таким образом, обобщая, собрать, объединить в одно целое время своей жизни [31].
Автор, взяв за основу критерий организации личностью времени своей жизни, отметил существование четырех типов людей: обыденно-ситуативный, который постоянно обременен каждодневными делами, работой, не имеет свободного времени, но не выделяет для себя самой важной, основной жизненной линии и отдаленных по времени целей; функционально-действенный, активность, энергичная деятельность которого, преимущественно проявляется в пределах социальной роли, функции которой он не соотносит в общем с собственной жизнью и не задумывается о смысле своей жизни; созерцательно-рефлексивный, либо живущий внутренней жизнью, уходящий от реальной действительности фантазер, мечтатель, либо углубленный в свой внутренний духовный мир, непосредственно воспринимающий действительность, но в отрыве от практического преобразования природы и общества; сознательно-преобразующий, обладающий способностью постичь смысл, значение, сущность, содержание собственной жизни и стремящийся жить согласно им вопреки воздействию негативных жизненных событий, условий [31].
К. А. Абульханова-Славская по результатам многолетних исследований резюмирует, что жизненные перспективы личности обеспечиваются и определяются в основных чертах ее предшествующим жизненным опытом, степенью культуры, просвещенностью, наличием разносторонних знаний, профессиональным мастерством, социальным положением, в общем, той ступенью и тем качественным состоянием, которых личность уже достигла в своем развитии к настоящему времени. Весьма возможно, подчеркивает автор, что жизненная перспектива есть действительная, настоящая жизненная возможность проявления личности, основанная на ее достижениях и результатах в прошлом, основанная на имеющихся у нее индивидуальных особенностях, обусловливающих умение претворять собственные планы, замыслы в жизни [2; 3].

жизненная перспектива

Рис. 3. Определения жизненной перспективы



И. А. Ральникова в рамках системного подхода рассматривает жизненную перспективу как многомерный образ будущего, который учитывает следующие величины: внутреннее единство, цельность и причастность к сфере понимания и чувственно-наглядных обобщенных образов предметов и явлений внешнего мира, созданных усилиями продуктивного воображения, и соответствующим образом, причастность к сознанию как восприятию и пониманию окружающей действительности, как способности осмысленно воспринимать объективную реальность. Она выделяет такие наиболее важные измеряемые величины образа будущего, как ценностно-смысловая, эмоционально-оценочная, когнитивная, орга-низационно-деятельностная величины. Ценностно-смысловая величина является совместным сочетанием ценностных и смысловых образований личности, устанавливающих и раскрывающих содержание и сущность индивидуальных отличительных особенностей личности, свойственных процессу как совокупности последовательных действий, направленных на достижение определенного результата при планировании будущего, и конечному итогу, показателям, ради которых осуществляется намерение сделать что-либо (ценности, ценностные ориентации, мотивы, личностные смыслы). Эмоционально-оценочная величина обусловлена способностью индивида остро чувствовать жизненные впечатления, переживать их, интуитивно реагировать на собственное будущее (эмоции, чувства, появляющиеся вследствие наполнения образа будущей жизни богатым содержанием, большим внутренним смыслом). Когнитивная характеристика обеспечивается совокупностью планируемых и предполагаемых событий (ожидаемые жизненные явления и факты, цели и средства их реализации). Организационно-деятельностная величина передает специфику, отличительные особенности манеры, способов осуществления намерений и целей, отличающихся совокупностью своеобразных приемов, особенности стратегий в поведении индивида в настоящем времени, способствующих осуществлению жизненных планов в реальность. Единство измеряемых величин расценивается как их взаимная связь и одновременное пребывание в представлениях личности о своем будущем. Жизненная перспектива как психологическая система, как многомерный образ будущего может быть изучена с помощью анализа ее организации, смысла, сущности, существенных признаков и свойств, изменений в ходе жизни личности, характера организации активности человека в настоящем времени [62; 63].
Е. Б. Быкова в своем исследовании, взяв за основу принцип единства сознания и деятельности, разработанный С.Л. Рубинштейном, определяет образ будущего как соединение когнитивных и эмоциональных процессов. В результате данного соединения события прошлого и предполагаемые явления и факты, определяющие будущее, осознаются индивидом и наделяются эмоциональной окраской. По мнению автора, образы будущего у разных индивидов, кроме исключительных в своем роде отличительных особенностей, содержат остающееся неизменным при определенных преобразованиях свойство, которое можно наглядно передать в виде 4-х факторов семантического пространства, смысловое содержание величин которого объясняется следующим образом: 1) исполненный страданий, физической, нравственной боли или испытывающий удовольствие и наслаждение образ будущего; 2) исходящий из учета условий реальной действительности или выдуманный, предающийся фантазиям, мечтам образ будущего; 3) деятельный, энергичный, развивающийся или лишенный деятельного начала инертный образ будущего; 4) вполне определившийся, сложившийся, отчетливый или не вполне осознанный, неясный, смутный образ будущего. Очень важные для настоящего времени понятия, отражающие характерные особенности восприятия образа будущего, схематически построили образец, призванный дать индивиду возможность определить, указать направление своего движения, характер действий в охвате многолетней временной перспективы и призванный придать личностный смысл переживаний [11].
Ж.А. Леснянская определяет временную перспективу как исходный пункт в формировании и развитии личности, обусловливающий и оказывающий воздействие на ясное понимание ею смысла собственной жизни, связанный с системой ценностей и целей, как исходный пункт в самореализации личности. Определяет как часть меняющегося в процессе социальной деятельности мировоззрения личности, которая в то же время обусловливает самоопределение личности, выбор ею жизненного пути и самореализацию в определенной сфере деятельности [38].
Таким образом, актуальные для настоящего времени научные исследования, связанные с организацией работы в области перспективы личности воспитателя, обозначили их главное значение в руководстве личностью воспитателя временем своего жизненного пути. Они доказали, что заранее намеченные жизненные замыслы, соответствующие индивидуальным особенностям личности воспитателя, системе ее знаний и опыта, обуславливающие предрасположенность к осуществлению профессиональной деятельности, являются начальным тезисом, утверждающим характер устройства деятельного участия личности воспитателя в организации времени своего будущего в событиях настоящего времени.
Большое количество сведений, полученных в результате научных исследований, информируют нас о том, что люди отличаются друг от друга по характеру личностного устройства, выражающегося через посредство отличительных качеств их опережающего отражения: через способности, позволяющие предсказывать развитие различных событий, явлений, через временную направленность на прошедшее время, настоящее или события будущего, через необходимость распространять полученные в настоящем времени выводы о себе в события будущего времени, через способность представлять себе изображение событий будущего времени, через эмоциональные предположения и надежды и др.
Русанова Н. А. Жизненные перспективы личности воспитателя: определение проблематики : монография / Н. А. Русанова, Г. Г. Вербина. - Чебоксары: ИД «Среда», 2018. - 80 с.