^Наверх
logo
foto1 foto2 foto3 foto4 foto5

Компетенции педагога в контексте психологической безопасности образовательной среды в дошкольном учреждении

И.В. Баграмян, г. Москва

Путь взросления человека довольно тернист. Для ребенка первая школа жизни - это его семья, которая представляет собой целый мир. В семье ребенок учится любить, терпеть, радоваться, сочувствовать и многим другим важным чувствам [14, с. 143]. В условиях семьи складывается присущий только ей эмоционально-нравственный опыт: убеждения и идеалы, оценки и ценностные ориентации, отношение к окружающим людям и деятельности. Приоритет в воспитании ребенка, принадлежит семье (М.И. Розенова, 2011, 2015) [16, 17].

 

В детском саду ребенок с трех лет (а то и с года) начинает получать первые знания об окружающем мире, приобретает навыки общения с другими детьми и взрослыми, учится организовывать собственную деятельность. В воспитании ребенка в стенах детского сада воспитатель играет очень важную роль. От этого человека зависит отношение ребенка к детскому учреждению, психологический климат в группе, его психологическая безопасность в целом. Есть дети, которые приходят в детский сад с веселым настроением и с удовольствием общаются с воспитателем, а есть такие, которые видя воспитателя, начинают плакать, не хотят заходить в группу, замыкаются в себе и приход в сад для них становиться пыткой. Это все сразу же замечают его родители.
Приводя, ребенка из дома в детский сад родители хотят видеть идеального, воспитателя, а педагог в свою очередь хотел бы видеть идеальных родителей.
В работах Ф.Н. Гоноболина (1975); С.В. Кондратьевой, 1984; В.А. Крутецкого, 1978, 1980; Н.В. Кузьминой, 1975, 1985, А.К. Марковой, 1987, 1990; Л.М. Митиной, 1990, 1995; В.А. Сластенина, 1976; И.М. Юсупова, 1989 и др. анализируются педагогические способности и профессионально значимые качества личности педагога; любовь к детям, дидактические особенности, коммуникативные умения и навыки, интеллект, критичность мышления и т.д. Но интегративные образования личности воспитателя детского сада в современных исследованиях представлены пока недостаточно. Между тем дошкольные учреждения образования нуждаются сейчас в таких педагогах-воспитателях, которые обеспечили бы развитие индивидуальности и творческое отношение к жизни каждого ребенка, формируя психологическую безопасность образовательной среды.
В настоящей работе, составим компетентностный портрет современного педагога- воспитателя. Данный портрет составлен посредством объединения предъявляемых требований к современному специалисту.
Требования к образованию. В первую очередь воспитатель должен иметь высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Дошкольное образование и педагогика», либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению подготовки «Дошкольное образование и педагогика».

Требования к знаниям, умениям (компетенции).

Воспитатель должен знать:
- педагогику, детскую, возрастную и социальную психологию;
- психологию отношений, индивидуальные и возрастные особенности детей;
- методы и формы мониторинга деятельности обучающихся, воспитанников;
- педагогическую этику;
- теорию и методику воспитательной работы, организации свободного времени воспитанников;
- методы управления образовательными системами;
- современные педагогические технологии.
- методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контактов с воспитанниками разного возраста, их родителями, коллегами по работе;
- технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения;
- основы экологии;
- трудовое законодательство;
- основы работы на профессиональном компьютере.
- правила внутреннего трудового распорядка образовательной организации;
- правила по охране труда и пожарной безопасности.
Педагог должен уметь реализовывать такие виды деятельности, как психологическое проектирование комфортной и безопасной образовательной среды, психологический мониторинг рисков и угроз психическому, психологическому и социальному здоровью субъектов образования, психологическая экспертиза состояния образовательной среды, обеспечивающие безопасные условия для развития. Именно данные профессиональные компетенции являются остро востребованными [7, 8].
Нормативно-правовое обеспечение педагогической деятельности в дошкольной образовательной организации является основанием для выдвижения ряда дополнительных требований к профессиональной компетенции педагога ДОО:
- умению проектировать и корректировать образовательный процесс исходя из особенностей и интересов воспитанников;
- умению разрабатывать современные психолого-педагогические технологии, основанные на законах развития личности и поведения в реальной среде;
- готовности осваивать и внедрять инновации;
- владению информационно-коммуникативными компетенциями.
Воспитатель - это ответственная и сложная профессия, требования к которой выдвигает не только общество, государство, профессиональное сообщество, но и родители детей, посещающих ДОО.
Для того чтобы выстроить качественную работу с семьями воспитанников необходимо завоевать их уважение, доверие, расположить родителей к себе. Говоря иными словами быть авторитетным педагогом.
Завоеванное признание, позволяющее оказывать благотворное влияние на детей и родителей, важнейшее средство и решающее условие психологической безопасности в дошкольном учреждении.

Требования к правовым аспектам деятельности педагога.


Воспитатель в своей педагогической деятельности должен выполнять и руководствоваться следующими документами:
- Трудовым кодексом РФ, Законами РФ и Московской области;
- Уставом и Правилами внутреннего трудового распорядка дошкольного образовательного учреждения и другими локальными актами учреждения;
- Правилами внутреннего распорядка воспитанников дошкольного образовательного учреждения.
- Конвенцией о правах ребенка;
- Основной общеобразовательной программой (ООП) и дополнительными образовательными программами (ДОП).
- Приказами, распоряжениями заведующего и вышестоящих органов образования, нормативно-методическими документами Правительства РФ;
- Трудовым договором и настоящей должностной инструкцией.
- Основными положениями Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».
Воспитатель это лицо, которое должно знать и обязано выполнять инструкции по
организации охраны жизни и здоровья детей в детском саду, программы воспитания и обучения дошкольников, соблюдать правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной безопасности, санитарно-гигиенические нормы и требования.
Таким образом, систему безопасности образовательной среды дошкольного образовательного учреждения со стороны воспитателя обеспечивают такие компетенции педагога как [7]:
1) уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям,
2) умение общаться с каждым ребёнком,
3) умение создать условия для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности;
4) умение создать условия для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей;
5) умение оказать недерективную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности,
6) умение создать условия для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащими к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также имеющим различные (в том числе ограниченные) возможности здоровья;
7) умение развить коммуникативные способности детей, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками;
8) умение создать условия для овладения культурными средствами деятельности;
9) умение организовать виды деятельности, способствующие развитию мышления, речи, общения, воображения и детского творчества, личностного, физического и художественноэстетического развития детей;
10) умение оценить индивидуальное развитие каждого ребёнка;
11) умение взаимодействовать с родителями по вопросам образования ребенка, вовлекать их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей/
Базовое образование, полученное педагогом-воспитателем, создаёт лишь предпосылки для формирования профессиональной компетенции. К тому же, в последнее время отмечается тенденция увеличения числа педагогов-воспитателей без специального дошкольного образования, чья подготовка не отвечает современным требованиям дошкольного образования.
В процессе реализации своих профессиональных компетенций, педагоги находят подход с детьми, находящимися в кризисной ситуации или пережившими ее в недавнем прошлом. Миллер Л.В. отмечает, что психологическая компетентность педагогов в вопросах взаимодействия с ребенком, пережившим психотравмирующую ситуацию, обеспечивает здоровый психологический климат в образовательной среде. Для оказания необходимого вида помощи педагог может привлечь специалистов, понимая границы их компетенции [11, с.8].
Обобщая изложенное выше, можно сделать вывод о том, что компетенции воспитателя формулируются с опорой не только на должностные и официальные документы-регламенты, но и включают высокие личностные и профессиональные качества: открытый и демократический стиль взаимодействия, сотрудничество с воспитанниками и их родителями, способность к позитивному общению (М.И. Розенова [17]), стремление к постоянному совершенствованию, широкую эрудицию, профессиональную и жизненную компетентность, справедливость и доброту [3]. Совокупность приведенных характеристик обеспечивают воспитателю общую способность и умения создавать психологически комфортную и безопасную образовательную среду, обеспечивающую безопасность жизни дошкольников, сохранение и укрепление их здоровья, поддержание эмоционального благополучия в период пребывания в ДОУ.

ЛИТЕРАТУРА
1. Андриади И.П. Основы педагогического мастерства. М., 1999.
2. Безделина Р. Повышаем квалификацию педагогов // Дошкольное воспитание. 2003. № 6.
3. Березина Т.Н. Развитие способностей как гуманистическая составляющая образования // Alma mater (Вестник высшей школы). 2009. № 7. С. 19-25.
4. Бондаренко А.К., Поздняк Л.Б. Заведующий дошкольным учреждением. М., 1984.
5. Буре Р.С., Островская Л.Ф. Воспитатель и дети. M., 2001.
6. Видт И.В. Педагогическая культура: становление, содержание и смыслы //Педагогика. 2002. № 3.
7. Иванов В.С. Компетентностный подход в подготовке социального педагога к профессиональной деятельности // Акмеология: Научно-практический журнал. Специальный выпуск. - 2013. - декабрь - С. 76-80
8. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Безопасность образовательной среды детских учреждений: психолого-педагогический аспект. Москва, 2011. З95с.
9. Литвинова А.В. Потенциал субъекта психологической безопасности // Современные подходы к оказанию экстренной психологической помощи: сборник материалов IV Всероссийской научно-практической конференции. М.: Изд-во «Экон-Информ», 2016. - С. 153-154.
10. Макаренко А.С. Некоторые выводы из моего педагогического опыта. // Избр. пед. соч. В 2 т. М., 1977. Т. 1.
11. Миллер Л.В. Психологическая помощь в кризисных ситуациях: границы
профессиональной компетенции специалистов системы образования [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu ru. 2013. № 1.  
12. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. О воспитателе детского сада: анализ современной воспитательной позиции // Дошкольное воспитание. 1993. № 9.
13. Пенькова Л. Подготовка дошкольных работников к творческой профессиональной деятельности // Дошкольное воспитание. 1999. № 2.
14. Познавательное развитие дошкольников. Теоретические основы и новые технологии. - М.: Русское слово - учебник, 2015. - 128 c.25.
15. Рудакова Н. Современным детям нужны современные педагоги // Дошкольное воспитание. 2004.№ 9.
16. Розенова М.И. Эмоциональная безопасность в семье и близких отношениях // Alma mater (Вестник высшей школы). 2015. №. 12 (декабрь). - С. 31-35.
17. Розенова М.И., Жучкова С.Е. Психологическое просвещение как источник безопасности образования и жизни. // Alma mater (Вестник высшей школы). 2014. №. 5 (май). - С. 50-54.
18. Савченко, В. И. Организация системы методической работы в ДОО по сопровождению ФГОС ДО. Практические разработки для старших воспитателей ДОО / В.И. Савченко. - М.: ДетствоПресс, 2016. - 192 c.26.
19. Сертакова, Н. М. Инновационные формы работы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей / Н.М. Сертакова. - М.: Детство-Пресс, 2013. - 782 c.27.
20. Справочник заведующего ДОУ. - М.: Учитель, 2014. - 368 с.
21. Стеркина Р.Б. Педагог дошкольного образования // Дошкольное воспитание. 2002. № 4.
22. Столяренко, Л.Д. Педагогическая психология. Серия "Учебники и учебные пособия " [Текст]: / Л.Д. Столяренко - 2-е изд., перераб, и доп. - Ростов н/Д: "Феникс ", 2003. - 544 с.
23. Фуряева Т. Воспитатель детского сада: проблема профессиональной идентичности // Дошкольное воспитание. 1994. № 1.
Источник: Современные подходы в оказании экстренной психологической помощи: сборник трудов молодых ученых (Экспериментальная платформа - 2018) / Под общ. ред. А.В. Кокурина, В.И. Екимовой, М.И. Розеновой. - М.: ИП Сигитов Т.М., 2018. - 201 с.