^Наверх
logo
foto1 foto2 foto3 foto4 foto5

Формирование конфликтологических умений дошкольников посредством театрально-художественной деятельности

Финькевич Л.В.


Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка ludfmk@ yandex. ru Цалей Г.В.
ГУО «Ясли-сад № 499 г.Минска» (Минск, Республика Беларусь)


Проблема урегулирования конфликтного взаимодействия детей в дошкольной группе становится в последние годы весьма актуальной. С одной стороны, наблюдается интенсивность столкновений интересов, позиций детей, с другой - несформированность у них социальных, коммуникативных умений для предупреждения или разрешения подобных ситуаций.

 

При этом педагоги довольно часто используют консервативные приёмы урегулирования таких сложных форм социального взаимодействия дошкольников. Очевидно, что успешная педагогическая социализация ребёнка предполагает формирование и обогащение его социального опыта арсеналом конфликтологических умений, которые он сможет осознанно использовать впоследствии, выбирая наиболее эффективную модель построения совместной деятельности с другими сверстниками или взрослыми. При этом приходится признать недостаточную разработанность педагогических условий решения данной проблемы посредством целенаправленной организации одного из основных видов деятельности дошкольников - театрально-художественной деятельности, что объясняет направленность нашего исследовательского поиска.
Отдельные контексты конфликтного взаимодействия дошкольников нашли отражение в работах Я.Л. Коломинского, А.А. Рояк, Т.А. Репиной, В.Я. Зедгенидзе и др. Общепризнано, что дошкольное детство - это возрастной период формирования базовых основ личности, моделей поведения на основе присвоения, подражания наблюдаемому взаимодействию в ближайшем социуме. Могут сформироваться и конфликтогенные личностные особенности ребенка - эгоизм, стремление к доминированию и превосходству, агрессивность, шаблоны насильственного поведения, стимулирующие впоследствии развитие конфликтности как свойства личности. В социальной психологии детства детские конфликты признаются как важный компонент развития детских сообществ, детской субкультуры, средство социализации ребёнка. Позитивная функция детских конфликтов видится в том, что они обеспечивают возможность приобретения личного опыта конструктивного управления конфликтными ситуациями, развития антиципационных способностей ребёнка в направлении эмоционального предвосхищения последствий, рационального планирования своего поведения и выбора способов влияния на других. По мнению М.В. Ермолаевой, в старшем дошкольном возрасте конфликтные ситуации играют важную роль в морально-этическом развитии и в формировании ценностных ориентации дошкольников. Возникающие у детей переживания способствуют осознанию и закреплению определённых правил поведения, которые начинают осмысливаться как личностная ценность. Важно, чтобы педагог помог детям распознавать в реальной жизнедеятельности потенциальные причины и поводы для возникновения конфликта; асоциальное поведение; неразвитость умений (игровых, социальных, коммуникативных), особенности эмоционально-волевой сферы ребёнка (неразвитость волевых качеств, эмоциональная «глухота»); помог овладеть умениями их конструктивного разрешения.
Задачей нашего эмпирического исследования было выявление эффективных условий формирования у воспитанников старшей дошкольной группы способности распознавать причины конфликтов, оценивать выбранные способы их разрешения и последствия, обогащать личный опыт детей конструктивными конфликтологическими умениями. Это, на наш взгляд, составит основу конфликтологической компетентности личности в будущей взрослой жизни, научит ребёнка творчески интегрироваться в любое сообщество, быть эффективным участником совместной деятельности.
При анализе и оценке условий, средств формирования конфликтологических умений детей предпочтение было отдано театрально-художественной деятельности. Основанием для этого послужил как опыт собственной педагогической деятельности, так и обращение к научным источникам, подтверждающим правомерность такого выбора. Так, в работах А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина и др. подчёркивается, что детская художественная литература имеет разнообразные функции и удовлетворяет основные социальнопсихологические потребности детей, «объясняет» ребенку жизнь общества, мир человеческих чувств и взаимоотношений, оказывает существенное влияние на формирование его личности, на его нравственное развитие. С точки зрения Н.А. Коротковой, Е.О. Смирновой детская литература может быть использована как инструмент разрешения конфликтных ситуаций, так как содержит художественные сюжеты доступные пониманию дошкольника. Нами были использованы произведения с разнообразными сюжетами конфликтов между героями («Приключения Буратино», «Кот, петух и лиса», «Заюшкина избушка», «Три поросёнка», белорусские народные сказки), которые читались и обсуждались в группе воспитанников, а затем по ним разыгрывались театральные представления. В таком сочетании литературно-художественной и театральной деятельности каждый ребёнок смог послушать и «отыграть» конфликтную ситуацию, благодаря чему приобретался собственный чувственный опыт в безопасной для психологического здоровья ситуации. Наблюдение за детьми в реальной жизнедеятельности подтвердило эффективность такой систематической деятельности. Дети обнаружили способность переносить освоенный опыт в игровые ситуации, бытовую деятельность, общение.

Источник: Социальная психология в образовательном пространстве. Материалы II Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (24-25 октября 2017 г.). - М.: ФГБОУ ВО МГППУ, 2017. - 472 с.