^Наверх
logo
foto1 foto2 foto3 foto4 foto5

Структурно-содержательные аспекты социализации личности ребенка-дошкольника в образовательном процессе

Кокорева О.И, Васина Ю.М.
Тульский Государственный Педагогический Университет им. Л.Н. Толстого J_m_vasina@ mail.ru (Тула, Россия)

Формирование способов поведения в обществе начинается с самого раннего этапа включения ребенка в систему общественных отношений. Поэтому образовательный процесс в дошкольных организациях является важным фактором социализации личности, который должен реализовываться в следующих направлениях.
Содержанием первого направления следует признать формирование социально-нравственных представлений, обуславливающих соответствие поведения человека социальным нормам. В качестве предпосылок, обеспечивающих их формирование, могут рассматриваться изменения в личностном развитии ребенка в дошкольном детстве: способность ориентироваться в поведении на общественные нормы; постепенное принятие социальных правил на основе эмоциональных переживаний; становление образа мира и образа «Я»; возникновение опосредованной мотивации и произвольности деятельности и поведения.

В качестве психологической основы появления установки на ориентацию поведения на морально-нравственные нормы выступает зарождающееся у дошкольника восприятие социальной действительности как внешнего, общего и обязательного для всех феномена [1, с.122]. Следовательно, можно говорить о возникновении внутренних этических инстанций как продукта отделения ребенком
собственного поведения от поведения взрослых и развития способности к самостоятельным действиям.
Содержанием второго направления социализации дошкольника в образовательном процессе выступает формирование у него на основе социально-нравственных представлений первоначальных ценностных ориентаций. Для маленького ребенка социальными ценностями становятся личностно значимые феномены, вызывающие у него интерес, поэтому образовательный процесс должен быть направлен на формирование у него позитивных представлений о взаимоотношениях между людьми.
Психологической особенностью овладения дошкольником социальными ценностями является то, что ценностный опыт конкретного ребенка весьма субъективен и индивидуален, что является следствием различий в содержании и характере взаимодействий с членами семьи и детских групп. Дошкольник актуализирует только жизненно и личностно значимые для него ценности. «Я»-концепция ребенка строится на основе индивидуализированного ценностного опыта и связанных с ним эмоциональных переживаниях [2, с.134]. Постепенно развивается сознательный анализ образа «Я», в дальнейшем определяющий для субъекта внутренне мотивированное значение поступка и поведения в целом, и в полной мере проявляющийся во взрослой жизни.
Содержание третьего направления социализации дошкольника в образовательном процессе включает накопление им личного опыта социально-нравственной деятельности. Такой опыт должен включать представления о нормах социального взаимодействия, сформированные практическим путем при восприятии, личном участии и элементарном эмпирическом обобщении социальных ситуаций; владение адекватными способами поведения в различных ситуациях; ценностное отношение к доступным пониманию дошкольника социальным нормам. Этот опыт приобретается в процессе непосредственного взаимодействия с другими людьми и в ходе воспитания и лежит в основе постепенно формирующегося стиля социальных отношений. Образовательный процесс должен сыграть особую роль для того, чтобы эти отношения строились в соответствии с нравственными нормами, отраженными в определенной модели поведения.
Степень социализации личности дошкольника может быть оценена через сформированность умений следовать социально-нравственным представлениям в поведении и принимать участие в совместной деятельности, а также через развитие эмпатии и владении способами ее внешнего проявления. Наиболее успешно накопление всех составляющих личного опыта социально-нравственной деятельности происходит во взаимодействии дошкольников друг с другом в различных видах детской деятельности, в первую очередь, в сюжетноролевой игре, отражающей социальные отношения, связи и ситуации.
Структура процесса социализации личности дошкольника может быть представлена как совокупность когнитивного, ценностного и поведенческого компонентов, которые должны системно реализовываться в образовательном процессе дошкольных учреждений.
Составляющими когнитивного компонента являются приобщение ребенка к системе общечеловеческих ценностей и развитие осознания смысла социальных норм, их регулятивной сущности. Ценностный компонент включает формирование положительного эмоциональноценностного отношения и сознательное признание необходимости правил социального взаимодействия. Поведенческий компонент представляет практическое отражение социальных норм в поступках и поведении ребенка.
Образовательный процесс должен обеспечить процессуальную сторону приобщения ребенка к общечеловеческим ценностям. Педагоги, как посредники между детьми и окружающей социальной действительностью, должны организовывать различные виды совместной деятельности с использованием специальных педагогических средств, воздействующих на эмоциональную сферу детей.


Литература
1. Кокорева О.И. Дошкольный возраст как начальный период формирования социального капитала// Вестник Московской государственной академии делового администрирования. Серия: Философские, социальные и естественные науки. 2012. № 5 (17). С. 121-124.
2. Кокорева О.И., Васина Ю.М. Формирование социальной готовности ребенка к школе в компьютерной развивающей среде // Социализация растущего человека в контексте прогрессивных научных идей XXI века: социальное развитие детей дошкольного возраста: материалы I Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, 1-3 апреля 2015 года, Якутск, Республика Саха (Якутия). С. 132-135.

Источник: Социальная психология в образовательном пространстве. Материалы II Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (24-25 октября 2017 г.). - М.: ФГБОУ ВО МГППУ, 2017. - 472 с.