^Наверх
logo
foto1 foto2 foto3 foto4 foto5

Опыт исследования представлений старших дошкольников о предполагаемых стратегиях поведения сверстников с различным уровнем интеллекта

Люкшина В.В.
МБУ «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи № 5 «Сознание» violetl@ yandex. ru (Красноярск, Россия)

Многомерность и многофункциональность образов «другого», имеющего отличия ментального или физического плана, формирующихся у человека в течение его жизни, вызывают все больший интерес ученых и практиков. Становится очевидным, что понимание особенностей межличностного восприятия, изучение структуры человеческих образов, путей их формирования и способов преобразования позволит выявить новые механизмы повышения эффективности взаимодействия людей друг с другом, будет способствовать созданию и реализации программ по улучшению их взаимоотношений.

 

В этом ключе особую ценность, на наш взгляд, представляет изучение особенностей межличностной перцепции детей дошкольного возраста к людям с ограниченными возможностями здоровья, ведь в действительности, именно в этом возрасте закладываются основные личностные механизмы, возникает первая система ценностных представлений и ориентаций ребенка в окружающей его социальной действительности, оказывающая весомое влияние на всю последующую жизнь. С целью выявления представлений детей старшего дошкольного возраста о предполагаемых стратегиях поведения сверстников с нарушением интеллекта и нормой в различных коммуникативных ситуациях нами использован проективный вербальный тест «Заверши историю», сочетающий в своей основе методы незаконченных предложений и проблемных ситуаций. Вариации данной методики предлагаются различными авторами [1; 2]. Преимуществом является ее не директивность, отсутствие прямого обращения, что позволяет испытуемому проявить себя наиболее полно. Каждая из предлагаемых в рамках данной методики ситуация основывается на выявлении стратегий поведения, характеризующих нравственную, волевую и деятельностую составляющую личности. В эксперименте участвовало шестьдесят семь детей 6-7 лет (в том числе, четверо с легкой степенью умственной отсталости). В индивидуальной беседе с ребенком давалась инструкция: «Я буду рассказывать тебе истории, которые могут случиться с тобой или с кем-то из ребят группы, а ты их закончи так как хочешь». После этого ребенку читают по очереди три ситуации:
Ситуация 1 (выбор активности). Представь, что в нашем саду было решено поставить настоящий театральный спектакль. В нем очень много разных ролей, но могут быть и зрители. Воспитатель спросила ребят, кто хочет быть актером в этом спектакле, а кто решил остаться зрителем. «Я хочу быть...» - ...Продолжи, пожалуйста, историю.
Ситуация 2 (волевая регуляция). Дети наводили порядок в группе. Неожиданно воспитательнице срочно пришлось отлучиться на некоторое время. До своего прихода она попросила детей завершить начатое дело самостоятельно, чтобы у них осталось время до конца дня еще поиграть. Няня, которая только что вошла в группу, не успела расслышать последних слов воспитателя, и сказала, что каждый может заняться, тем, чем хочет, лишь бы никто не шумел, не бегал по группе. После ее слов, дети.. .Продолжи историю.
Ситуация 3 (нравственный выбор). Воспитатель попросила детей на занятие по рисованию принести свою любимую игрушку, чтобы сделать ее портрет, а потом просто поиграть с ней в течении дня. Когда одна подгруппа детей позанималась, выяснилось, что не все ребята слышали о задании педагога, и у некоторых игрушек нет. Педагог предложила детям из первой подгруппы поделиться игрушками с товарищами. Дети, у которых были игрушки, сказали.. .Продолжи историю.
Ответы фиксируются в протоколе. В результате анализа данных было выявлено, что дети исследуемой группы по-разному прогнозируют предполагаемые стратегии поведения сверстников с нарушенными интеллектом и нормой. Предполагается, что нормативно развивающиеся сверстники займут более активную позицию в демонстрации своих способностей и умений, более склонны регулировать свое поведение и поступки, несколько больше способны оказать поддержку другому. Дети с нарушенным интеллектом предположительно будут занимать пассивную позицию, склонны к ситуативности поведенческих реакций, вместе с тем, также способны к взаимовыручке другого. Полученные результаты дают возможность увидеть психологические основания того или иного поведения детей старшего дошкольного возраста, направленного на сверстника с различным уровнем интеллекта.

Дитература:
1. Смирнова Е.О., Холмогорова В.М. Межличностные отношения дошкольников: Диагностика, проблемы, коррекция. М.: ВЛАДОС, 2005.
2. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии: Пособие для студентов педагогических институтов, учащихся педагогических училищ и колледжей, воспитателей детского сада. М.: Просвещение, 1995.
Источник: Социальная психология в образовательном пространстве. Материалы II Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (24-25 октября 2017 г.). - М.: ФГБОУ ВО МГППУ, 2017. - 472 с.