^Наверх
logo
foto1 foto2 foto3 foto4 foto5

Влияние психической травмы в младенческом возрасте на проявления ПТСР у взрослого человека

Серебрякова К.А.
Московский государственный психолого-педагогический университет Институт системного консультирования и тренинга
egiazarian@ yandex.ru iskitinfo@ gmail.com (Москва, Россия)


Последнее время во всем мире и, особенно, в нашей стране стремительно растет интерес к изучению травматического и посттравматического стресса. Это обусловлено как высокой вероятностью современного человека оказаться в травматической ситуации, так и огромной социально-экономической значимостью данной проблемы. Среди важнейших вопросов, изучаемых в рамках психотравматологии, находится проблема возникновения, диагностики и лечения посттравматического стрессового расстройства (ПТСР), как одной из форм дезадаптации человека вследствие воздействия на него экстремальных, психотравмирующих стрессоров высокой интенсивности [2; 3; 4 и др.].


Классификационный психиатрический стандарт DSM-IV [5], а также Международный классификатор болезней - МКБ-10 [1], в качестве основного критерия ПТСР указывает наличие травмирующего события, исключительно угрожающего или катастрофического характера (МКБ-10), где индивид был участником, свидетелем, либо столкнулся с событием (событиями), которое включает смерть или угрозу смерти, или угрозу серьезных повреждений, или угрозу физической целостности других людей (либо собственной); реакция индивида включает интенсивный страх, беспомощность или ужас (DSM-IV).
Однако, в консультативной и психотерапевтической практике нередки случаи, когда клиент, заявляя первоначальную или очередную проблему, описывает физические, эмоциональные и поведенческие симптомы, соответствующие критериям ПТСР, не имея в анамнезе явного травматического стресса. Некоторые симптомы клиент заявляет сразу в качестве основной жалобы, некоторые проявляются постепенно как упоминание о перманентном состоянии или актуализируются в стрессовых ситуациях или в процессе терапии.
Обнаруженные симптомы ПТСР при отсутствии воспоминаний о травматическом событии, в таком случае, предполагают наличие ранней психической травмы, либо вытесненной из сознания, либо полученной в младенческом возрасте. Доказательство имеющегося раннего травматического опыта сопряжено со значительными трудностями, особенно, если психотравма была получена в младенческом возрасте. В таком случае, воспоминаний, как таковых, не может быть в принципе. Травматический стресс, полученный в младенческом возрасте, запускает патологические физиологические процессы и остается в виде реактивных безусловно-рефлекторных стрессовых реакций на определенные физические и эмоциональные стимулы, которые индивид воспринимает в дальнейшем как угрожающие. Психологическую же картину ПТСР формируют последующие события детства, система воспитания, взаимоотношения со значимыми людьми, прежде всего, с матерью и отцом, нередко повторная травматизация.
Положение о решающем значении психотравмы младенческого возраста на наличие ПТСР у взрослого человека можно проверить только в результате проведения длительной терапии, когда постепенно прорабатываются детские травмы, существующие в сознании, происходит начальная сепарация и значительное укрепление Я клиента, повышается стрессоустойчивость.
Одним из косвенных доказательств данного утверждения может служить слабая эффективность различных психотерапевтических методов, используемых с такими клиентами при работе с симптомами ПТСР, а также необходимость в длительной терапии. При наличии младенческой травмы возникновение стрессогенных триггеров в жизни клиента приводит к усилению симптоматики, вплоть до состояния острого ПТСР.
С целью проверки данного предположения, были проанализированы записи терапевтических сессий 121 клиентов, которые велись в течение 11 лет. Симптомы, соответствующие критериям ПТСР, были зафиксированы у 39 человек. Из них 24 клиента работали с травмой первого года жизни физического и/или сексуального насилия, сопряженного с физическим воздействием и нанесенными матерью или отцом/отчимом, или совместно. 15 человек полностью проработали все травмы младенческого возраста: у двух клиентов была травма физического насилия, 3 клиента в младенческом возрасте подверглись сексуальному насилию, у 10 клиентов было и сексуальное и физическое насилие. Количество травм варьировалось от 1 до 4 в течение возрастного периода от 6 дней до 10 месяцев.
У 15 человек, которые проработали все младенческие травмы симптоматика ПТСР больше не наблюдалась Часть симптомов, как правило, это симптомы повышенной психологической чувствительности и возбудимости, перестали беспокоить клиентов по истечении 1-3 месяцев, остальные - постепенно в течение 4-6 месяцев. У 9 человек, проработавших 1-2 травмы либо сексуального, либо физического насилия, но имеющие, по предварительной оценке, еще травмы, симптомы ПТСР продолжали периодически возникать, хотя в значительной степени снизилась частота и интенсивность их проявления, особенно при стрессовых ситуациях.
Большое значение имеет характер травмы. Наиболее катастрофические последствия имеют травмы сексуального характера, сопряженные с физическим воздействием на ребенка и нанесенные матерью или отцом/отчимом.
Анализ показал, что наличие в младенческом возрасте даже одной травмы насилия физического или сексуального характера, если она была нанесена матерью или отцом/отчимом, способствует развитию ПТСР и сохранению у человека симптоматики на всю жизнь.
Симптоматика ПТСР особенно ярко проявляется у детей и подростков. Дети, имеющие в анамнезе младенческую травму, составляют группу риска возникновения последующего девиантного и суицидального поведения. К сожалению, проявляющимся симптомам ПТСР у детей и подростков в образовательных учреждениях не уделяют должного внимания, объясняя их различными косвенными причинами. Недооценка серьезности и опасности ранней травматизации приводит к тому, что девиантное или суицидальное поведение ребенка оказывается полной «неожиданностью» для педагогов.


Литература
1. Исследовательские диагностические критерии. Женева, СПб.: ВОЗ, 1995.
2. Пушкарев А.Л., Доморацкий В.А., Гордеева Е.Г. Посттравматическое стрессовое расстройство. Диагностика и лечение. М.: Изд-во Ин-та психотерапии. 2000.
3. Решетников ММПсихическая травма. СПб.: ВосточноЕвропейский Институт Психоанализа, 2006.
4. Тарабрина Н.В. Практикум по психологии посттравматического стресса. СПб: Питер, 2001.
5. American Psychiatric Association Diagnostic and Statistical Manual of Mental Disorders. 3rd ed., revised. Author, Washington, D. C., 1987.

Источник: Социальная психология в образовательном пространстве. Материалы II Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (24-25 октября 2017 г.). - М.: ФГБОУ ВО МГППУ, 2017. - 472 с.