^Наверх
logo
foto1 foto2 foto3 foto4 foto5

Анализ мотивации социального взаимодействия со сверстниками детей четырех-шести лет

Леганькова О.В.
Белорусский государственный педагогический университет
имени Максима Танка Гриневич А.И.

ГУО «Ясли-сад №279 г. Минска» leganykova@ mail. ru (Минск, Республика Беларусь)

Мотивация социального взаимодействия выступает основой формирования личности. Формирование конструктивных типов мотивации выступает важной составляющей процесса воспитания и основой общественного развития. Л.И. Божович выделяет социальные мотивы как ведущие для формирования личности и перехода дошкольника на следующий возрастной этап.

Российские и белорусские психологи традиционно большое внимание уделяют формированию разных видов мотивации в период детства и указывают на существенные изменения, происходящие в мотивах поведения дошкольников, обусловленные расширением сфер социализации (А.Л. Венгер, Я.Л. Коломинский, В.С. Мухина, Е.О. Смирнова, Е.А. Панько, Д.Б. Эльконин). Считается, что к концу старшего дошкольного возраста формируется иерархия мотивов, во главе которой, при условии успешной социализации, стоят мотивы социального взаимодействия.
Сверстник на протяжении всего дошкольного детства выступает партнером по деятельности и объектом для сравнения при становлении идентичности. Изменения современной социокультурной ситуации на постсоветском пространстве связано со снижением частоты и разнообразия нерегламентированных контактов, как разновозрастных, так и со сверстниками. Повсеместное увеличение количества нуклеарных и малодетных семей, снижение количества дворовых детских сообществ и качества общения в них, изменение базовых средств коммуникации, увеличение темпа жизни - все это может негативно сказываться на развитии качественных характеристик мотивации социального взаимодействия (содержание, структура) подрастающего поколения. При этом на современном этапе развития общества недостаточно уделяется внимания изучению тенденций развития мотивации социального взаимодействия со сверстниками у детей дошкольного возраста.
Цель реализованного в 2017 году эмпирического исследования: определить основные тенденции в развитии мотивации социального взаимодействия со сверстниками у детей 4-6 лет. Выборка составила 4 группы детей дошкольного возраста: 2 среднего и 2 старшего дошкольного возраста (всего 70 детей). В качестве диагностического инструментария использовались: методика «Выбор в действии» (Я.Л. Коломинский) для выявления мотивации социального взаимодействия и особенностей межличностных отношений, «Лесенка» (В.Г. Щур) для характеристики самооценки детей, «Закончи историю» (Р.Р. Калинина) для изучения осознания детьми нравственных норм.
На основе результатов эмпирического исследования можно сделать следующие выводы. Дети в период 4-6 лет вступают во все виды социального взаимодействия со сверстниками, предпочтения в том или ином виде взаимодействия связаны с самооценкой, положением в группе, уровнем осознания нравственных норм и ценностей. Благополучные отношения в группе сверстников в целом создают условия для проявления детьми 4-6 лет разных видов мотиваций социального взаимодействия при выборе партнера для совместных действий. Имеются гендерные и возрастные различия в преобладании и специфике проявления определенного вида мотивации социального взаимодействия, которые в том числе демонстрируют динамику ее становления.
Несколько более выраженными на изученной выборке в целом оказались мотивации индивидуализма (24%) и конкуренции (21%).
Далее следуют, мотивации кооперации (20%), равенства (20%), альтруизма (10%). Мотивация кооперации более выражена у девочек, не зависимо от возраста. Выраженной только у мальчиков оказалась мотивация агрессии (4%). Значимые достоверные различия между выраженностью конструктивных и неконструктивных видов мотивации, оказались связаны с возрастом детей: конструктивные виды мотивации преобладают в выборке детей старшего дошкольного возраста (62%) в сравнении со средним (39%).
Качественный анализ ответов детей позволяет выделить тенденции формирования в каждом представленном виде мотивации социального взаимодействия. Например, в мотивации альтруизма наблюдается два типа объяснений выбора: сочувствие (эмоциональная основа) и долженствование (принятие социальных ценностей). При этом в среднем дошкольном возрасте преобладает только переживание сочувствия и оказания помощи сверстнику. В старшем дошкольном возрасте формируется принятие социальных ценностей на основе ранее испытываемых переживаний.
В структуре мотивации личности не может быть представлен лишь один из видов мотивации взаимодействия, они разнообразны и дополняют друг друга. Однако важным для полноценной социализации детей дошкольного возраста является целенаправленное создание в группах учреждений дошкольного образования условий для приоритетного формирования конструктивных видов мотивации социального взаимодействия.

Источник: Социальная психология в образовательном пространстве. Материалы II Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (24-25 октября 2017 г.). - М.: ФГБОУ ВО МГППУ, 2017. - 472 с.