^Наверх
logo
foto1 foto2 foto3 foto4 foto5

Использование защитно-профилактических технологий в образовательном процессе дошкольного учреждения

В.И.Жук, Н.А.Сердюкова

Здоровье нации – главная ценность и необходимое условие её прогрессивного развития.
Многочисленные исследования доказали особую роль здоровьесберегающих технологий для жизнедеятельности организма, совершенствования основных его функций, расширения резервных возможностей сердечно-сосудистой, дыхательной и иммунной систем. Статистика последних лет свидетельствует о неблагополучном воздействии экологических и социальных факторов, о негативном влиянии интенсификации процесса образования на здоровье детей, об ухудшении их состояния здоровья и физического развития в период дошкольного детства. Поэтому становится очевидным, что сохранение и укрепление здоровья детей через физическое воспитание превращается в первоочередную социальную проблему. В связи с этим наряду с инновационными процессами в системе дошкольного образования должны развиваться здоровьесберегающие педагогические технологии и методики, которые способствуют сохранению здоровья и профилактике заболеваний детей.

Если философия образования отвечает на вопрос «Зачем учить?», а содержание образования – «Чему учить?», то технологии отвечают на вопрос «Как учить?». С точки зрения здоровьесбережения мы ответим: чтобы не нанести вреда здоровью субъектов образовательного процесса. Таким образом, защитно-профилактические технологии направлены на защиту человека от неблагоприятных для здоровья воздействий; можно рассматривать их как качественную характеристику образовательной технологии, «сертификат безопасности для здоровья» и как совокупность принципов, приемов, методов, форм педагогической работы, которые способствуют укреплению и сохранению здоровья детей и педагогов. Следует отметить, что современная медицина занимается не здоровьем, а болезнями, т.е. не профилактикой, а лечением. Задача же дошкольного учреждения – сохранить и укрепить здоровье своих воспитанников, т.е. профилактическая.
Работу, направленную на сохранение и укрепление здоровья детей, дошкольное учреждение строит в соответствии с одной из трех стратегий:

  • стратегия традиционная. Приоритет отдается медико-гигиеническим технологиям, при которых основные задачи решают медики, а педагоги только выполняют их указания и рекомендации;
  • стратегия точечная. Это отдельные действия, решения, мероприятия, создающие впечатление (у других и у себя), что работа проводится. Таковыми могут быть создание фитобара, проведение «Дней здоровья», использование дыхательных упражнений на физкультурных занятиях и т.п. Если результаты в этих случаях и появляются, то незначительные и нестойкие.
  • стратегия формирования здоровьесберегающего пространства дошкольного учреждения. Ее выбирают те, кто намерен серьезно заниматься проблемой здоровья, сделать ее приоритетной.

 

В каждом учреждении, исходя из реального потенциала коллектива, детей, родителей, вырабатывается свой алгоритм деятельности по созданию здоровьесберегающей системы. Но такой подход приведет каждого взрослого участника этого процесса к осмысленной и грамотной реализации здоровьесберегающих образовательных технологий, в том числе защитно-профилактических. Защитно-профилактические технологии способствуют решению следующих задач: сохранению и укреплению здоровья детей; развитию сенсорных и моторных функций; формированию потребности в двигательной активности; профилактике нарушений опорно-двигательного аппарата, зрения, простудных заболеваний; приобретению навыка правильного дыхания; привитию навыков элементарного самомассажа; формированию гармоничной личности (человеческое здоровье понимается как единое целое физическое, психическое, эмоциональное, умственное, социальное, личностное, духовное).
Защитно-профилактические технологии представлены в форме коррекционных занятий по профилактике и восстановлению дыхания, осанки и стопы у детей дошкольного возраста. Коррекционное занятие – комплекс мероприятий медицинского, физического, психологического характера, которые направлены на восстановление индивидуального здоровья детей.
В коррекционные занятия включаются упражнения, игры, игровые задания по профилактике и восстановлению дыхания, осанки и стопы у детей дошкольного возраста.
Главными средствами формирования полноценного дыхания являются: упражнения в беге; гимнастика дыхательных мышц, упражнения по обучению технике дыхания (дыхание через нос, с закрытым ртом, глубокий вдох, продолжительный выдох, постановка соответствующих певческих навыков). Обучение правильному дыханию следует проводить методом терпеливого показа, повторного напоминания, лучше всего после упражнений, связанных с большой тратой энергии (бега, продолжительной маршировки, прыжков и т.д.). Особого внимания требует выдох: он должен быть медленным, продолжительным.

В оздоровлении детей дошкольного возраста значительное место занимает правильная осанка. Осанкой принято называть привычную позу человека, стоящего непринужденно, которую он принимает без излишнего мышечного напряжения. Правильной осанкой для дошкольника считается такая, когда голова немного наклонена вперед, плечевой пояс незначительно смещен вперед и не выступает за уровень грудной клетки (в профиль). Нарушения осанки не являются заболеванием. Они связаны с функциональными изменениями опорно-двигательного аппарата, при которых возникают «порочные» условно-рефлекторные связи, закрепляющие неправильное положение тела, а навык правильной осанки утрачивается.
Для профилактики и исправления функциональных отклонений осанки физические упражнения должны быть направлены: на формирование навыка правильной осанки (приобретение у ребенка навыков держать правильно свое тело в состоянии покоя и в процессе движения); на повышение силовой выносливости мышц (укрепление мышечного корсета позвоночника); на предупреждение утомления и снятие напряжения мышц; на нормализацию гибкости позвоночника и его изгибов; на укрепление свода стопы (выраженные формы плоскостопия часто сопутствуют сколиозу и могут стать причиной его возникновения).
Для предупреждения развития плоскостопия необходимо соблюдать ряд профилактических мер: нельзя носить тесную обувь и обувь на плоской подошве; для уменьшения деформации свода стопы следует пользоваться супинаторами; нужно систематически выполнять корригирующие упражнения, укрепляющие мышцы стопы и голени; нужно включать упражнения для нижних конечностей (дозированная ходьба, бег, приседания, ходьба босиком по резиновым коврикам, ребристым дорожкам, массажерам и т.п.).
Постановку осанки у ребенка должно предварять формирование ориентировки на позу как выразительную характеристику положения тела в пространстве. Поэтому создание условий для освоения позы выступает необходимым моментом воспитания здоровой осанки. Это может быть сделано при помощи специальных игровых упражнений.
Положительные результаты по использованию защитно-профилактических технологий возможны только при совместной работе всего коллектива сотрудников дошкольного учреждения.

Источник: Психология здоровья: теоретические основы и практика использования здоровьесберегающих технологий: материалы областной научно-практической конференции 4–5 ноября 2008 г. В 6 ч. Ч.4. – Витебск: ГУО «ВО ИРО», 2008 Редакционная коллегия: Л.Ю.Слепцова, Л.В.Зенькова, Ю.В.Маханьков, Г.Д.Воднева, Е.В.Гречихо, Е.В.Белова, П.В.Зязюлькин, И.А.Ситникова, И.В.Исаченко, С.И.Тарарышко